Азбука веры Православная библиотека игумен Дионисий (Шлёнов) Библиотека Московской Духовной Академии (1814–2014). 200 лет в Лавре у Троицы
Распечатать

игумен Дионисий (Шлёнов)

Библиотека Московской Духовной Академии (1814–2014). 200 лет в Лавре у Троицы

История академической библиотеки1 является неотъемлемой частью истории Московской духовной академии, в прошлом величественно именовавшейся Славяно-греко-латинской, начиная с того времени, когда она была основана в Москве учеными представителями христианского Востока братьями иеромонахами Софронием и Иоанникием Лихудами в 1685г. Периодизация истории библиотеки в основном совпадает с периодизацией истории Академии. В периоды расцвета Академии библиотека получала новые импульсы к своему существованию и развитию, в период упадка или страшных исторических пертурбаций ей приходилось практически заново начинать свое существование в непростых условиях гонений.

Первыми организаторами академической библиотеки стали братья Лихуды, которые передали устроенной ими Академии собственную библиотеку, состоявшую в основном из греческих и латинских книг, а также лекций, записанных во время обучения в Греции и Италии. Также в состав академической библиотеки была интегрирована часть книг (54 наименования) предшественницы Академии – Типографской школы, основанной иеромонахом Тимофеем и просуществовавшей с 1681 по 1685г.

Новая яркая эпоха в жизни Академии и ее библиотеки началась во 2-й пол. XVIII в. при митрополите Платоне (Левшине), который сам был живым примером «любомудрого» богослова для окружающих и всячески покровительствовал лучшим традициям духовного образования. Применительно к библиотеке Академии ученый митрополит учредил должность библиотекаря, ввел правила для выдачи книг, распорядился составить каталоги. В 1812г., когда большая часть Москвы была опустошена французами, библиотека Академии не только не пострадала, но и стала местом хранения книг, собранных в нее из книжных лавок.

Решающую роль в жизни библиотеки сыграл переезд Академии в Троице-Сергиеву Лавру в 1814г., что позволило библиотеке освободиться от малозначащих книг и вступить на путь регулярного и систематического развития своих фондов. Академия расположилась в здании Царских чертогов, а библиотека – на втором этаже столового, или библиотечного, корпуса, построенного Лаврой в 1802–1803 гг.2 Это место обладало рядом преимуществ и недостатков, о чем писал С.П. Шевырев, посетивший библиотеку в 1847г.: «Помещение очень хорошо для света и напомнило мне своей простотой и полусветом отчасти Геттингенскую библиотеку, но для зимы оно неудобно, потому что нет тепла»3. В то время в этом помещении еще умещался книжный фонд библиотеки, составлявший около 20 тыс. книг.

Основу книжного фонда академической библиотеки составили книги и рукописи упраздненной Троицкой Лаврской семинарии4, в частности, рукописи, переданные из Троице-Сергиевой Лавры5. В дополнение к имеющемуся у нее в наличии книжному собранию Академия получила также право выбрать себе необходимые книги из московских синодальной и новиковской библиотек.

Одним из эффективных способов пополнения библиотеки стало выписывание книг из-за границы или приобретение книг у частных лиц.

В период после переезда Академии должность библиотекарей, как правило, занимали лица с высшим богословским образованием в звании бакалавра или профессора Академии (до 1870г.). Начиная с 1814г. до революции 1917г. в библиотеке сменилось шестнадцать библиотекарей. Первоначально должность библиотекаря, как и должность преподавателя греческого языка, в действительности оказывалась площадкой для продвижения по карьерной лестнице.

Однако в начале 1840-х гг. Академии удалось преодолеть это начальное состояние и достичь совершенно других результатов путем кропотливой самоотверженной работы. В середине XIX века, в творческую и созидательную эпоху святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, библиотека Академии стала в целом комплектоваться более системно, хотя постановка библиотечного дела в ней еще только складывалась. Библиотека вместе с Академией вступила в свой «золотой век» при разносторонне образованном ученом протоиерее Александре Горском, который на протяжении 20 лет был руководителем библиотеки, а в конце жизни ректором Академии. При протоиерее Александре Горском библиотека обогатилась ценнейшими рукописными и старопечатными собраниями, а сам протоиерей завещал всю свою личную библиотеку родной Alma Mater.

После академической реформы 1869г., обязавшей магистров и докторов печатать свои диссертации в количестве 50 экземпляров до защиты, библиотеки духовных академий стали пополняться диссертациями на соискание ученых степеней, а также другими публикациями академической профессуры. Академия также завела подписку на периодические издания: в 1872г. библиотека стала выписывать 9 наименований русских журналов и 17 иностранных6.

Великим деянием ректора отца Александра стала инициация строительства нового здания библиотеки, осуществлявшегося в течение трех лет с 1874 по 1877г. В январе 1878г. в новое теплое здание стали переносить книги «с сохранением по возможности того порядка в расположении книг, в каком они находились в прежнем помещении». Здание библиотеки отличалось целым рядом особенностей и своеобразных архитектурных решений – в частности, в книгохранилищах и читальных залах первого и второго этажей были устроены полукруглые своды, которые сохранились вплоть до настоящего времени.

Эстафету, начатую протоиереем Александром Горским, продолжили талантливые и ревностные библиотекари, которые неуклонно занимались дальнейшим преумножением книжных богатств библиотеки. Одному из них, Ивану Николаевичу Корсунскому, было суждено начать создавать «новое здание» библиотечного дела в виде систематического и исторического каталогов в новом здании библиотеки. Начатая им систематическая каталогизация книг продолжается и поныне, только уже в совершенно новых условиях.

В §129 устава духовных академий 1884г. была узаконена самостоятельная студенческая библиотека, которая формировалась во многом независимо от основного фонда. Студенческая библиотека, в отличие от академической, была менее научной, ее самым главным профилем были произведения художественной литературы. Вдова И.С. Аксакова Анна Федоровна передала сюда библиотеку братьев Аксаковых, а вдова Ф.М. Достоевского Анна Григорьевна – его сочинения. В революционные годы судьба этих «безобидных» книг сложилась трагично – по большей части они были уничтожены только в силу принадлежности к библиотеке духовного учебного заведения, без учета их содержания.

Самым ценным книжным поступлением в библиотеку МДА в кон. XIX в. стала большая часть библиотеки архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова), выбранная И.Н. Корсунским, бывшим библиотекарем Академии. К этому времени библиотека стабильно пополнялась преимущественно за счет регулярных закупок на 600–800 книг в год.

К концу XIX в. библиотека Академии являлась уже одним из крупнейших книгохранилищ в России. Недаром в начале XX в. Павел Флоренский, впоследствии один из самых известных профессоров и эрудитов Академии, поступил сюда для возможности получения фундаментального богословского образования, прежде всего, благодаря библиотеке. Профессор А.Л. Катанский, оценки которого во многом выражают общее умонастроение эпохи, писал накануне столетнего академического юбилея (1 октября 1914г.): «Московская Академия была поистине второй моей матерью, довершившею мое образование, как академического преподавателя... Проведенные в ней годы были для меня важнее, чем всякое заграничное путешествие».

В начале XX в. библиотека Академии вступила в наиболее творческий и одновременно наиболее трагичный период своего существования под руководством Константина Михайловича Попова, которому суждено было стать печальным очевидцем ее постепенного послереволюционного увядания вплоть до передачи всех библиотечных фондов в фонды ГБЛ (в 1930-е гг.). Новый библиотекарь Академии пытался обращать внимание на самые разные стороны постановки библиотечного дела и решать возникающие вопросы как можно более профессионально. При К.М. Попове библиотека стала пополняться еще более активно, чем в предшествующую эпоху. Из рукописной записки, сделанной К.М. Поповым в 1900г., можно узнать, что Академия выписывала в то время сорок четыре иностранных периодических издания и двадцать четыре русских.

Общее количество книг академической библиотеки до ее закрытия в 1919г. составляло 352601 книгу и 1618 рукописей7. Как профессиональный библиограф, Константин Михайлович продолжил составление систематического каталога книг библиотеки, помимо изданных выпусков; часть данного каталога хранилась только в рукописном виде. Он подготовил к печати первые указатели академических периодических изданий: «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника». В 1904г. К.М. Попов начал издавать библиографический журнал «Новости богословской литературы», который получил международное признание как серьезный библиографический орган.

В воспоминаниях С. Волкова описана постановка библиотечного дела в Академии в предреволюционную эпоху. Каталоги библиотеки ради большей доступности находились в существовавшем тогда большом актовом зале Академии на двух больших столах: на одном – каталоги книг на русском и славянском языках, на другом – каталоги книг на европейских языках (на латинице) и на греческом. Имелись также рукописные каталоги книг на некоторых наиболее распространенных восточных языках: китайском и арабском, а также на еврейском, только уже не на карточках, а в тетрадях. Студент имел право ежедневно брать четыре книги и держать их у себя до конца учебного года. Все профессора и выпускники Академии, занимавшиеся написанием кандидатских диссертаций, имели также особое право заказывать книги из Румянцевского музея или из Публичной библиотеки. Старинные книги выдавались только в читальный зал8.

Весной 1919г. на территории Академии окончательно остановился учебный процесс. В то время как здание Академии перешло к Военно-электротехнической академии (позже электротехническим курсам)9, библиотека была передана в ведение дирекции Румянцевского музея (библиотеки) в новом статусе его Сергиевского филиала10. С 1919г. К.М. Попов со своей супругой Ольгой Николаевной стали самоотверженными хранителями библиотеки закрытого учебного заведения.

Зимой 1920г. здание библиотеки перестало отапливаться. Но она продолжала обслуживать читателей (3 раза в неделю по 3 часа11), которые, получив книги, спасаясь от холода, поспешно уходили. Не жалея своего здоровья, К.М. Попов одновременно выполнял обязанности библиотекаря, технического работника, сторожа и дворника. В те годы библиотеку продолжал посещать весьма ограниченный круг лиц. Тем не менее, согласно отчету Желобановой, за 1923г. библиотеку посетило 1329 человек, выдано 19000 книг. «Выдаются исключительно научные книги. Спрос на книги большой, но новых книг, которые спрашиваются, совсем нет. В день бывает до ста человек. Сегодня (15.03.24) взято 250 книг за два часа»12. Однако читательская аудитория радикально изменилась: библиотекой стали пользоваться люди, в основном не имеющие отношения к духовному образованию, в то время как «подпольная» Академия в Москве была оторвана от своих книг.

В 1933г. библиотека как филиал Румянцевского музея была закрыта. Все библиотечные фонды МДА – общим числом более 500000 томов – стали числиться в фондах нынешней РГБ. Современный сергиево-посадский журналист А. Луневский сообщил интересный малоизвестный эпизод, возможно, имевший место в те годы. «Существует интересная версия спасения Поповым «по второму разу» академических книг. Тогда стояла дилемма – вывоз их в Москву или сдача на макулатуру для изготовления изделий из папье-маше. Сроки вывоза ставились заведомо нереальные, что практически обрекало собрание на уничтожение. Но в то время начинал свою работу будущий гигант оптической промышленности, ЗОМЗ13. Само предприятие строилось на северной окраине города. Привоз ценных материалов осуществлялся из Москвы, автотранспортом. И К.М. Попов договорился с директором ЗОМЗа, Саввой Будником, о том, что обратным рейсом в Москву будут вывозиться книги. Фонды были вывезены в установленные сроки. Первый секретарь Загорского горкома ВКПб В. Терехин буквально бесновался: «Ангелочки что ли ему их таскали?» Возникла версия, что может все попросту припрятали? Но – пришло подтверждение из Москвы...»14 Хотя сам журналист не исключает легендарного характера данного повествования, представляется, что оно не могло появиться на пустом месте и вполне правдоподобно. Если описанные факты имели место, то передачу книг из Лавры в Ленинскую библиотеку следует датировать 1935г. – годом интенсивного строительства ЗОМЗа, который уже в следующем году стал выпускать свою первую продукцию. После перевоза книг в Москву библиотека была складирована в одном из центральных московских храмов святителя Климента папы Римского, незадолго до этого закрытом (в 1929г.)15, – «и почила в книгохранилище под сводами закрытого храма св. Климента» (Климентовский пер., 7)16. Хотя судьба этих книг печальна (некоторые бесследно пропали по разным причинам), некоторая часть их была все-таки возвращена в фонды Академии. Этот процесс начался в конце 1980-х гг. и длится по настоящее время.

Всего, начиная с 1814г. до закрытия библиотеки в 1930-е гг., библиотекой руководили девятнадцать библиотекарей:

1. Иером. Гермоген (Сперанский) (1814–1816)17;

2. Иером. Феоктист (Орловский) (1816–1817)18;

3. Г.К. Огиевский (1817–1819);

4. Иером. Моисей (Сахаров) (1819–1820)19;

5. Иером. Серафим (Азбукин) (1820–1822);

6. Архим. Гавриил (Воскресенский) (1822–1824)20;

7. Иером. Евлампий (Пятницкий) (1824–1826)21;

8. А.И. Сергиевский (1826–1830);

9. Иером. Филарет (Гумилевский) (1830–1833)22;

10. Иером. Филофей (Успенский) (1833–1838)23;

11. Иером. Платон (Фивейский) (1838–1841)24;

12. Прот. Александр Горский (1842–1862)25;

13. Н.И. Субботин (1862–1864);

14. А.Ф. Лавров-Платонов (1864–1870)26;

15. К. Богоявленский (1870–1878);

16. И.Н. Корсунский (1878–1884);

17. Свящ. Евлампий Троицкий (1884–1890);

18. Н.А. Колосов (1890–1898)27;

19. К.М. Попов (1898–1919, 1919–1930-е гг.).

Самому К.М. Попову было суждено застать возрождение Академии и библиотеки: он дожил до глубокой старости и умер 19 декабря 1954г.28 в возрасте 82 лет. Помимо всех трудов по сохранению библиотеки, которые выпали на его долгий жизненный путь, он вел также картотеку книг, статей и публикаций о преподобном Сергии Радонежском, общее число записей составляет около пяти тысяч. Эта картотека, начатая в период расцвета библиотеки, продолжалась и после закрытия вплоть до смерти составителя.

В 1944г. в Москве в Новодевичьем монастыре открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы, которые в октябре 1948г. переместились в Троице-Сергиеву Лавру. Библиотеке пришлось начинать свою жизнь в принципиально новых условиях, по сути дела, с нулевого уровня, хотя всего лишь после девятилетнего перерыва и полной потери всех своих фондов в 1935г.

К моменту перевода в Лавру в библиотеке имелось уже 17771 экземпляров книг. После переезда в Троице-Сергиеву Лавру библиотека Академии первоначально была размещена в книжной лавке у Святых ворот29, а после 15 декабря 1949г. – на втором этаже 50-го корпуса наряду с аудиториями III и IV курсов Академии, по сути дела, недалеко от своего исторического места, там, где она находилась с 1814 до 1878г. При этом, помимо библиотеки как хранилища книг, был также устроен малый читальный зал. В любом случае, только с начала 1957г. библиотека была постепенно перемещена в библиотечный корпус, из которого, наконец, выехал Загорский филиал Московского государственного заочного педагогического института. По инициативе прот. Алексея Остапова в возвращенном библиотечном здании были проведены широкомасштабные ремонтно-реставрационные работы.

В конце 1950-х гг. книжные фонды Московской духовной академии пополнились библиотеками Саратовской, Ставропольской и Минской духовных семинарий, к тому моменту закрытыми.

В 1954г., благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия I, из Ярославского педагогического института в библиотеку было передано 4514 книг, ранее принадлежавших Ярославской духовной семинарии30. В начале 1960-х гг. в библиотеку поступили книги, принадлежавшие прежде Духовной Миссии Русской Православной Церкви в Пекине, в то время уже закрытой. Следует отметить, что книги проходили жесткую цензуру. Для сохранения наиболее ценной части авторских рукописей и машинописей был создан академический архив, недоступный для частых проверок и посещений читателей.

Однако, несмотря на усилия лучших представителей академической корпорации сохранить и преумножить библиотеку, к концу 1960-х гг. она пришла в упадок, прежде всего, обусловленный общим атеистическим настроем эпохи.

Очередное возрождение началось при новом библиотекаре иерее (впоследствии протоиерее, а в конце жизни архимандрите) Владимире Кучерявом (1970–1983), после которого библиотекой заведовали только лица в священном сане, преподававшие в Московской духовной академии и семинарии. В 1970-е гг. на самом высоком уровне (через Совет по делам религии) было разрешено комплектование библиотеки через московский коллектор. В течение 1970/72 учебного года была проведена контрольная перепись, одновременно с которой было продолжено составление каталога на карточках (весной 1975г. к имеющимся 100 тысячам было добавлено 38883 карточки), а уже имевшийся карточный каталог кардинально исправлен. В 1974г. в здании библиотеки была открыта переплетная мастерская, которая существенно облегчила функционирование библиотеки: до создания переплетной мастерской книги приходилось переплетать в Москве.

В период с 1970г. по 1984г. фонд библиотеки увеличился примерно на 40 тыс. книг. В 1987г. начались также переговоры о возвращении книг из фондов ГБЛ. Уже в 1988г. первая партия книг была возвращена (около 2000 экз.). В последующие годы возвращение книг продолжилось. На волне особо благосклонного отношения к Церкви в ближайшие годы после торжественного юбилея тысячелетия Крещения Руси в библиотеку была передана большая партия книг святоотеческой тематики, издававшихся в Джорданвилле, а также сотни экземпляров трехтомной лопухинской «Толковой Библии», переизданные в Стокгольме.

В период ректорства архиепископа Верейского Евгения (Решетникова) Академия, а вместе с ней и библиотека, вступила в период реформ и преобразований, которые стали осуществляться в сочетании творческих и свободных подходов.

Первоначально, потенциально для академической библиотеки, в Греческом кабинете была собрана литература на древнегреческом и новогреческом языках. Это собрание содержало около десяти тысяч томов. В начале собирательской деятельности Кабинет занимался в основном вывозом отдельных книг богословского содержания из Греции и патрологических серий Ж.П. Миня, переиздававшихся в Афинах протопр. Иоанном Диотисом, которые распределялись между Греческим кабинетом, фундаментальной академической библиотекой и лаврской библиотекой.

Впоследствии открылись новые возможности по получению книг-дубликатов из Европейских университетов. В результате Европейского проекта с 2006г. из Италии, Германии, Испании, Англии, Голландии было получено в дар и вывезено около 53 тыс. книг на немецком, французском, английском, испанском, латинском, итальянском языках, изданных с XVI по XXI в. Наибольшее число поступлений приходится на период II Ватиканского собора (середины 1960-х гг.), когда ученая и книгоиздательская деятельность на западе была достаточно интенсивной.

Серьезным шагом на пути формирования библиотеки стал совместный проект РГБ и Троице- Сергиевой Лавры в области оцифровки рукописей, в результате которого рукописи ТСЛ все более становятся доступны самому широкому кругу читателей библиотек Лавры и Академии. В начале 2000-х гг. был сделан следующий шаг, когда Академия заключила договор с РГБ с тем, чтобы постепенно возвращать свои собственные рукописи и архивы в оцифрованном виде. За истекшие годы, помимо оцифровки славянских рукописей из собрания МДА (выставлены в открытом доступе на сайте СТСЛ), был оцифрован почти весь диссертационный фонд дореволюционной МДА. В 2012г. был инициирован аналогичный совместный проект библиотеки МДА и ЦИАМ, в результате которого сейчас почти что закончена оцифровка около 10000 дел из 223 фонда дореволюционного архива МДА (после закрытия Академии ее архивы были переданы в ЦИАМ и частично в РГБ).

Также за истекшие годы велась достаточно интенсивная библиографическая работа. В 2000г. был издан предварительный каталог хранящихся в библиотеке кириллических рукописей XV–XVII вв. и печатных книг XVI–XVII вв., подготовленный доктором исторических наук МГУ И.В. Поздеевой31. В 2006–2008 гг. были подготовлены к изданию цифровые версии академических журналов, выпущенные на дисках и на портале Богослов.ру. В процессе подготовки дисков были составлены точнейшие библиографические описания журналов, издание которых смогло бы стать органичным продолжением трудов К.М. Попова в начале XX в. С 2012г. библиотека стала выпускать ежемесячные аннотированные библиографические указатели новых поступлений.

В настоящее время книжные фонды библиотеки Московской духовной академии вместе с новыми поступлениями из Западной Европы содержат около 350 тыс. экземпляров. В их числе собрание рукописных и старопечатных книг; особое собрание составляют рукописные певческие книги, начиная с XVI в. В фондах библиотеки имеются книги, написанные более чем на ста иностранных языках. Представлены современные периодические издания (около 130 наименований).

В фондах библиотеки имеются редкие рукописи и книги. К самым древним рукописям кон. XV в. относится ряд богослужебных книг: Апостол и Евангелие апракос, Псалтирь с восследованием; к более поздним относится Толкование на Псалтирь святителя Афанасия Александрийского (2-й трети XVII в.) из собрания Ф.С. Севастианова и др.32 Из русских первопечатных книг представлены: Апостол, напечатанный диаконом Иваном Феодоровым и Петром Мстиславцем (1564г.), несколько острожских изданий, выполненных в конце XVI в.33, Славяно-русский лексикон (1620г.) и др. На многих книгах стоят автографы великих церковных или культурных деятелей: например, святителя Филарета Московского, С.М. Соловьева, преподавателей МДА: священника Павла Флоренского, И.Н. Корсунского, священномученика Илариона (Троицкого), Святейших Патриархов Алексия (Симанского) и Алексия (Ридигера).

В целом, при сравнении дореволюционного и послевоенного фондов библиотеки Московской духовной академии следует отметить, что дореволюционный фонд был более богатым в научно-богословском отношении. Он получал основную русскую и зарубежную периодику, имел исчерпывающие ресурсы по библеистике, классическим языкам, ряду гуманитарных дисциплин.

Библиотека послевоенной Академии, создававшаяся заново в совершенно новых условиях, вынуждена была идти по иному пути, многие годы находясь в изоляции. Обслуживая значительно большее число читателей, библиотека переориентировалась так, что из библиотеки высшего духовного учебного заведения она, по существу, превратилась в универсальную библиотеку.

На протяжении долгих лет, наряду с библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии, библиотека МДА была одним из главных информационных ресурсов Русской Православной Церкви. В настоящее время руководство библиотеки не теряет надежду возродить уровень дореволюционной библиотеки – исходя из современных условий и возможностей.

За послевоенный период вплоть до начала XXI в. библиотекой руководило 15 человек, из которых двое проходили свое дальнейшее церковное служение в сане епископа:

1. Д.С. Дарский (1945–1946);

2. А.А. Туголесов (1946–1947);

3. М.Ф. Русаков (1947–1948);

4. А.В. Ушков (1949–1951);

5. С. Остроумов (1951–1952);

6. Иеромонах Афанасий (Кудюк) (1952–1955)34;

7. Н.Н. Ричко (1955–1956);

8. В.М. Волков (1956–1959, 1963–1969);

9. Е.И. Молчан (1959–1963);

10. Прот. Владимир Кучерявый (1970–1983);

11. Иг. Филипп (Стецуренко), и.о. зав. библиотекой (1983–1984);

12. Иг. Феофилакт (Моисеев) (1984–1988)35;

13. Прот. Вадим (Смирнов) (1988–1989);

14. Иг. Иеремия (Соловьев) (1989–1995);

15. Иг. Всеволод (Варющенко) (1996–2010);

16. Иг. Дионисий (Шленов) (с 2010 г. по настоящее время).

За 200-летний период пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814–2014) библиотекой руководили 35 заведующих. Среди них:

15 монашествующих36,

4 представителя белого духовенства37,

16 мирян38.

В подавляющем большинстве все они были выпускниками Академии и свое библиотечное послушание воспринимали как неотъемлемую часть своего академического служения.

Среди них есть также один святой – иеромонах Филарет (Гумилевский) (1805–1866), знаменитый соратник святителя Филарета (Дроздова) на ниве духовного просвещения. После окончания Академии в 1829г. он был назначен заведующим библиотекой, а затем занимал должность инспектора (с 1833г.) и ректора Академии (с 1835г.). Впоследствии Филарет (Гумилевский) – епископ Рижский, затем Харьковский, скончался в сане архиепископа Черниговского. 14 апреля 2009г. он был причислен Украинской Православной Церковью к лику местночтимых святых Черниговской епархии. Его память празднуется 9/22 августа.

Святитель Филарет входит в Собор святых Московской духовной академии, который насчитывает на данный момент 65 человек, вместе со священномучеником Игнатием (Садковским). Выпускник МДА 1907г., иеромонах Игнатий (1887–1938) был помощником К.М. Попова в самую драматическую эпоху жизни Академии и библиотеки (1911–1918). Впоследствии, уже будучи епископом Скопинским Рязанской епархии, он принял мученическую кончину и в 2002г. был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских39. Память священномученика Игнатия празднуется 28 января/10 февраля, а также 10/23 июня в день Рязанских святых40. Таким образом, у библиотеки есть два святых покровителя, непосредственно сопричастных ее истории.

В марте 2010г. заведующим библиотекой был назначен руководитель Греческого кабинета иеромонах (ныне игумен) Дионисий (Шленов), который в течение многих лет до этого занимался собиранием книг в Греции и был инициатором и активным участником Европейского проекта. Приобретенный опыт и любовь к книгам позволили сплотить библиотечный коллектив и инициировать реконструкцию библиотеки, которая ведется вплоть до настоящего времени без прекращения книговыдачи.

Последние четыре года стали ключевыми в жизни библиотеки и преобразовании всех сторон ее внешней и внутренней жизнедеятельности.

В течение 2011 и 2012 гг. интенсивно осуществлялась реконструкция Северного флигеля библиотеки, в результате которой у библиотеки появились новые помещения общей площадью 500 м. кв.

В 2013г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России» по подготовке Троице- Сергиевой Лавры к 700-летнему юбилею со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, который был торжественно отмечен в июле 2014г., компанией «Балтстрой» была проведена капитальная реконструкция Центрального библиотечного корпуса. Начало 2013г. было самым драматичным, когда пришлось эвакуировать практически весь книжный фонд. Но к тому времени самый актуальный богословский фонд удалось разместить в новом зале 1-го этажа Северного флигеля, а абонемент и читальный зал – на первом этаже Царских чертогов. Таким образом, удалось сохранить жизнедеятельность библиотеки в тяжелых условиях крайнего дефицита места. В конце 2013г., благодаря финансовой помощи компании «Транснефть», в библиотеке появилось древлехранилище с рельсовыми стеллажами, на которых уже успели разместить основной фонд старопечатных книг.

В настоящее время, помимо древлехранилища, рельсовыми стеллажами оснащены еще четыре зала Северного флигеля, в котором также расположился зал для литературы с открытым доступом со стационарными двухъярусными стеллажами. Оснащение началось со стеллажей 1-го этажа Северного флигеля благодаря государственным грантам, полученным от Института проблем гражданского общества. Во внутренней жизни библиотеки также произошло много перемен. За последние годы был создан электронный каталог, все отделы библиотеки стали теснее взаимодействовать друг с другом, был оптимизирован и улучшен алгоритм выбора, приобретения, предметизации и расстановки книг. Создается электронная библиотека, которая начала постепенно обслуживать читательские заказы. В ближайшем будущем планируется перейти на одну из ведущих библиотечных систем OPAC-GLOBAL, которая позволит осуществлять книговыдачу в режиме удаленного доступа и тем самым вступить в конструктивное взаимодействие с рядом духовных учебных заведений и другими научными и образовательными институциями.

В последнее время фонды библиотеки Академии стремительно расширяются. В совокупности весь полученный за последние семь лет иностранный фонд не имеет аналогов в библиотеках России. Собственные фонды, включающие в себя уникальные старопечатные и рукописные книги, автографы выдающихся российских ученых, а также собрания дореволюционной Академии, хранящиеся в составе фондов Российской государственной библиотеки, в сочетании с вновь приобретаемой коллекцией важнейших европейских серий и монографий, превращают библиотеку в уникальное книжное собрание, значение которого далеко выходит за пределы формального статуса библиотеки высшего учебного заведения.

* * *

1

Подробнее по истории библиотеки см. публикации иг. Дионисия (Шленова): История библиотеки Московской духовной академии // Московской Духовной Академии 325 лет: юбилейный сб. ст.: в 2 т. Сергиев Посад; М., 2010. Т 1. Кн. 2. C. 19–48. (Далее – МДА 325.); Библиотека Московской духовной академии в период реформ // МДА 325. Т 2. C. 109–116, а также: Феофилакт (Моисеев), игум. Библиотека Московской Духовной Академии (исторический очерк) // Богословские труды. Юбилейный сборник 1986. С. 247–263. Основная библиография указана в: Библиография по истории Московской духовной академии // МДА 325. Т. 1. Кн. 2. C. 338–369.

2

Отчасти столовый корпус использовался в тех же целях – на его первом этаже в течение первых десятилетий XIX в. располагалась столовая и кухня. После того как библиотека была перемещена в новый библиотечный корпус в 1877г., на втором этаже столового, или старого библиотечного, корпуса были устроены столовая и буфет для Академии (1878г.). См.: Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия. Т. 1. Ч. 1. Строительство и хозяйственно-экономическая деятельность Правления Академии. 1870–1919 г. М., 1982. Машинопись. С. 32–33.

3

Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847г. М., 2009. С. 28.

4

Троицкая Лаврская семинария была соединена с Вифанской.

5

Во время управления Лаврой архимандритом Арсением (Могилянским). По каталогу семинарии 1762г. ей принадлежало 190 рукописей, по делам 1781г. – 207 (Смирнов 1879. С. 299. См. также его же: История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867. С. 57, 380).

6

Журналы Совета Московской духовной академии за 1871 г. М., 1872. С. 239.

7

Согласно Докладу о положении библиотечного дела в Сергиевском уезде заведующего Сергиевским отделом Народного образования М.Т Смирнова (См.: Волков В.М. Библиотека Московской духовной академии. Памяти К.М. Попова. Машинопись, 1975. С. 5 (Архив МДА)).

8

Волков С.А. Возле монастырских стен. Мемуары, дневники, письма. М., 2000. С. 216–218. (Далее – Волков 2000.)

9

По сообщению С.А. Волкова.

10

Волков 2000. С. 218.

11

Впоследствии срок обслуживания читателей еще более сократился: зимой 1923г. они обслуживались 2 раза в неделю по 2 часа (Желобанова. Отчет о поездке в Сергиевский уезд. 1924г. С. 4 (Архив автора)).

12

Там же.

13

Он начал строиться в 1935г., недавно отмечали 75-летие его создания. Эту дату и следует считать, как наиболее правдоподобную.

14

Луневский А. «...Все ради библиотеки...» // Наш город 2010. №005. Март. С. 6.

15

См.: Церковь во имя священномученика Климента папы Римского, что на Пятницкой улице в Замоскворечье. [М.], 2008. С. 24.

В 2002г. часть храма была передана верующим, а в 2008г. Российская государственная библиотека освободила все помещение храма (Там же. С. 27, 30).

16

По выражению протодиакона Сергия (Голубцова) (Голубцов С., диак. История Московской духовной академии (1900–1919 гг.). Т. 1. Ч. 1, 2. ТСЛ, 1976–1977. Курс. соч. Машинопись. С. 138); Ильин Н.П. Записки старого библиотекаря // Встречи с прошлым. Сборник. Вып. 5. М., 1984. С. 112.

17

Впоследствии настоятель Московского Спасо-Андрониковского монастыря.

18

Впоследствии архимандрит Боголюбовского монастыря под Владимиром.

19

Впоследствии ректор Тульской духовной семинарии.

20

Впоследствии архимандрит Казанского Зилантьева монастыря.

21

В будущем архиепископ Тобольский и Симбирский.

22

В будущем архиепископ Черниговский.

23

Умер в 1882г. в сане митрополита Киевского.

24

В будущем архиепископ Костромской и Галичский.

25

Один из трех помощников библиотекаря при заведующем иером. Филофее (Успенском) в течение двух лет (1834–1835).

26

Александр Федорович Лавров-Платонов, в монашеском постриге Алексий, в будущем архиепископ Литовский и Виленский.

27

Впоследствии принял священный сан.

28

С 2009г. на базе библиотеки им. Розанова Сергиева Посада в день кончины К.М. Попова (19 февраля) стали проводиться Библиотечно-краеведческие чтения, посвященные его памяти.

29

См.: Комаров К.М. Жизнь Московской Духовной Академии с 1948 по 1955 г. // Сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Т. 1 Загорск, 1964. С. 205; Селянин А. История Московской Духовной Академии в первое двадцатилетие ее возрождения (1944–1964 гг.): Дисс. ... канд. богосл. Сергиев Посад, 1994. С. 78.

30

Журналы заседаний совета МДА №8 от 17.6.1954. См.: Смирнов В., прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские Духовные школы // Богословские труды. Юбилейный сборник 1986. С. 161.

31

Поздеева И.В. Бесценное духовное наследие: кириллические рукописи XV–XVII вв. и печатные книги XVI–XVII вв. библиотеки Московской духовной академии и семинарии. Предварительный список. М.: Изд. МГУ, 2000. (Далее – Поздеева 2000.)

32

Более полный список рукописей см.: Поздеева 2000. С. 20–39.

33

В настоящее время данные книги хранятся в фондах Церковно-археологического кабинета МДА. См.: Поздеева 2000. С. 40–44.

34

В будущем архиепископ Пермский и Соликамский, † 2002.

35

В настоящее время викарный епископ Дмитровский.

36

Девять в дореволюционный период и шесть в послевоенный.

37

Два в дореволюционный период и два в послевоенный. При этом следует отметить, что из дореволюционных библиотекарей протоиерей Александр Горский был целибатом, а два протоиерея – Владимир Кучерявый и Вадим Смирнов – впоследствии приняли монашеский постриг.

38

Восемь в дореволюционный период и восемь в послевоенный.

39

Постановление Священного Синода от 17.7.2002.

40

Дамаскин (Орловский), иг. Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Январь. Тверь: Издательство «Булат», 2005. С. 369–398.


Источник: Московская духовная академия (1814-2014) : 200 лет в Лавре у Троицы / [редакционная коллегия: игумен Дионисий (Шленов) - ответственный редактор и др.]. - Сергиев Посад : МДА, 2014. - 245, [2] с. / Игумен Дионисий (Шлёнов). Библиотека Московской Духовной Академии. 197-215 с.

Комментарии для сайта Cackle