Азбука веры Православная библиотека игумен Дионисий (Шлёнов) Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата

Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата

Источник

Содержание

Аннотация 1. Связь учения о плаче прп. Симеона Нового Богослова с учением прп. Симеона Благоговейного и прп. Феодора Студита 2. Основная статистика и терминология 3. Аскетическая экзегеза плача на основании первых трёх заповедей блаженств: смирение, плач, кротость 4. Плач и прочие добродетели 5. Результаты духовного плача 6. Учение прп. Симеона о слезах (по «Богословским главам») 7. Учение прп. Никиты Стифата о плаче и слезах (по «Сотницам») Печаль по Богу Выводы  

 

Аннотация

В статье раскрывается учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата. Данное учение является одним из ключевых лейтмотивов, истоки которого мы находим у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач – высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы – характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы – проявление печали, которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуще-ству стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях.

Преподобный Симеон недаром был назван Новым Богословом. Если свт. Григорий Богослов учил о Боге как о первом свете, об ангелах – как о вторых светах и о людях – как о третьих1, то прп. Симеон провозгласил важность не просто уподобления Богу, а достижения Бога как первого света через боговидение2. Согласно его духовному учению, видение или созерцание Бога – важнейшая добродетель, которую можно достичь через очищение себя покаянными слезами или плачем3. Ви́дение приобретается в болезни и печали сердца, которая при этом оказывается величайшей радостью, утешением и удовольствием. В святоотеческой традиции до прп. Симеона подчёркивалась необходимость боговидения, но не так ярко, как у него – в полемике с богословской рациональной схоластикой и, можно сказать, со школьным богословием ради утверждения абсолютного императива идеала святости, которой нужно достичь при жизни4. Естественно, что при таком отношении добродетель плача (τὸ πένθος) должна была занять и действительно заняла центральное место в его аскетико-мистическом учении, тогда как восточные5 и западные6 авторы этого направления предшествующей эпохи или его современники7 не рассматривают плач как центральное понятие. О плаче у прп. Симеона Нового Богослова писал, в частности, Н.М. Хунт8, особо выделяя пенитенциарный аспект плача. В настоящей статье будет предложен комплексный взгляд с акцентом на плаче как на добродетели.

1. Связь учения о плаче прп. Симеона Нового Богослова с учением прп. Симеона Благоговейного и прп. Феодора Студита

Духовный наставник и учитель прп. Симеона прп. Симеон Благоговейный учил о важности покаянного плача, который должен продолжаться в течение всей жизни. Согласно его учению, как новорождённый ребёнок начинает плакать, так и человек должен плакать – на духовном уровне – в течение всей жизни вплоть до смерти:

«...сами рождающиеся дети пусть тебя научат. Ведь одновременно с происхождением из живота и попаданием на землю они рыдают, и это оказывается знаком жизни для повивальных бабок и матерей. Ибо если младенец не будет плакать, не говорят о нём, что он жив. А рыдающий показывает отсюда, что природа имеет происходящий от рождения плач вместе со слезами. Подобно тому, как говорил наш святой отец Симеон Студит, что вместе с таковым плачем должен и жить в настоящем житии человек и вместе с ним умирать, если, конечно, он хочет быть спасённым и вступить в блаженную жизнь, поскольку слеза указывает на рождение…»9.

Образ младенца важен ещё и тем, что подчёркивает связь между духовным отцом и духовным чадом, которая имеет определённое начало, но не имеет конца. По свидетельству прп. Симеона Нового Богослова, прп. Симеон Благоговейный оставил духовным чадам в качестве посмертного завещания «непрестанный плач»: «…к своему Владыке в неизреченной радости он преставился, оставив нам, несчастным, непрестанный плач»10. Этот плач может пониматься не только как скорбный надгробный11, но и как постоянная добродетель духовного плача. И сам прп. Симеон учил духовных чад плачу, о чём свидетельствовал его ближайший ученик прп. Никита Стифат: «Посему и таким образом чудесный Симеон повелевал, чтобы дети шли впереди, а он иногда в терпении следовал за ними, плача, а иногда настолько опережал их, что не были слышны его плачи»12. Учения о духовном плаче, духовном послушании и боговидении взаимосвязаны. Прп. Симеон Новый Богослов, получив духовные уроки от своего старца, который поражал святостью и неотмирностью как реальный пример исполнения трудных христианских добродетелей, и в том числе плача, опирался в то же самое время и на монашескую традицию, установленную прп. Феодором Студитом как безусловным законодателем византийского монашества в целом и возрождённого им Студийского монастыря в частности. Прп. Феодор учил о плаче и призывал к плачу:

«Время делания – трудитесь; время безмолвия – станьте безмолвствовать; время молитвы – чисто помолитесь; возрыдайте, заплачьте, поскольку мы призваны к плачу»13.

Он же ввёл в аскетическое богословие такие термины, как «воображение» (φαντασία)14 и «наслаждение» (ἡδονή)15, и тем самым оказался в определённой степени предшественником прп. Симеона в частичной реабилитации чувственного начала как участвующего в процессе спасения и обо́жения.

2. Основная статистика и терминология

Для указания на добродетель плача, помимо термина πένθος, в творениях прп. Симеона Нового Богослова используется ряд других: как непосредственно указывающих на плач/сильное рыдание (κλαυθμός), [Нами исправлена опечатка, в издании – κλαθμός. Редакция Азбуки веры.] так и шире – на болезненное состояние души, старающейся жить строго по заповедям (λύπη, ὀδύνη, θλῖψις). Помимо именных форм, можно было бы обратить внимание и на глагольные формы πένθέω, ὀδύνομαι [Опечатка, Вероятно, имелось в виду ὀδυνῶμαι либо ὀδύρομαι. Редакция Азбуки веры.], θλίβομαι, и прочие. Однако для нашей статьи достаточно рассмотреть прежде всего термин πένθος; и глагольную форму πενθέω, как передающие в полной мере учение прп. Симеона Нового Богослова о непрестанном плаче.

В пятом гимне даётся следующее определение духоносного человека: это тот, кто должен «постоянно плакать» (πενθεῖν καθ᾽ ἑκάστην)16. В этом кратчайшем выражении находится ключ ко всему учению прп. Симеона о плаче. Постоянно (καθ᾽ ἑκάστην) – значит в течение всего дня и ночи, в течение всей жизни вплоть до смерти. Цель такого плача – получение утешения и по смерти в виде вечного доброго воздаяния, и при жизни, согласно особому акценту прп. Симеона на необходимости «смерти до смерти» для греха и «воскресения до воскресения» ради подлинной жизни по заповедям Божиим17. На это указывает ключевой евангельский стих о плачущих: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Утешение, о котором идёт речь, понималось в христианской традиции по-разному, но особо близко к мысли прп. Симеона его выражает свт. Иоанн Златоуст18.

Термин πένθος, используется прп. Симеоном около шестидесяти раз – достаточно много в сравнении с корпусом сочинений его ученика прп. Никиты Стифата. В подавляющем большинстве случаев «плач» означает «духовный плач» как высшую христианскую добродетель и изредка используется в ином смысле, в частности, в значении наказания19.

Само слово πένθος, имеет древнюю античную предысторию, максимально часто в греческой литературе использовалось в IV в. (Таблица 1).

Таблица 1. Употребление слова πένθος в греческой литературе согласно Thesaurus Lingua Graeca on-line. URL: http://stephanus.tlg.uci.edu

В XI в. прп. Симеон Новый Богослов более всех других византийских авторов использовал данный термин.

В XI в. благодаря Иоанну Мавроподу и Михаилу Пселлу происходит возрождение интереса к античности, в частности, к античной аретологии и античным представлениям о страстях. Хотя прп. Симеон – противник философской или богословской схоластики, он невольно продолжает передавать учение о плаче в античных категориях. Так, добродетель плача рассматривается им в связи с печалью – одной из двух или четырёх основополагающих страстей античности. Прп. Симеон просил о даровании умиления и плача, чтобы поработать Богу «в мире сем, пространстве печали»20:

«Господи, дай мне умиление и плач

И удостой во мраке жизни

В мире этом, пространстве печали,

Поработать Тебе и по-доброму послужить

И соблюсти святые Твои заповеди».

Сам плач описывается при помощи ряда эпитетов, а именно: «блаженный»21 или «блаженнейший»22, «радостотворный»23, «прекрасный»24, «непрестанный»25, «вечный»26. В большинстве случаев плач – это положительная добродетель, не просто важная, но царственная. В одном из своих огласительных слов прп. Симеон сравнивал плач с царём, стоящим на поле боя и побеждающим в том случае, если ему помогают другие его подданные – добродетели.

«Немощным и ранимым всеми оказывается царь и уже таковым не видится, но есть как один из прочих людей, подобным же образом и многочисленные войска без царя или военачальника над ними легко рассеиваются и противниками уничтожаются, таковым – помысли – является плач по отношению к прочим добродетелям»27.

Таким образом, помимо вышеприведённых эпитетов, у плача есть ещё один эпитет – «царь»/«царский» (βασιλεύς/βασιλικός), который по-византийски передаёт стоическую идею о главной или о самой главной добродетели. К данным эпитетам следует добавить ещё эпитет «духовный», потому что только духовный плач имеет ключевое значение, в то время как обычный телесный плач находится в ряду других телесных добродетелей28.

«Непрестанный плач» – не только положительная, но и отрицательная характеристика. Подобно скорби, рыданиям, глубокому мраку, он описывает состояние Адама после грехопадения. В этом случае плач передаёт страстное состояние печали, от которого надо освободиться29.

3. Аскетическая экзегеза плача на основании первых трёх заповедей блаженств: смирение, плач, кротость

В духовном учении прп. Симеона, основывающемся на экзегезе евангельских заповедей блаженства, добродетель плача особо связана с добродетелью смирения: обе описываются им как дарования Святого Духа30. Вслед за первой заповедью: «Блаженны нищие духом», которая в аскетической святоотеческой традиции указывала прежде всего на добродетель смирения, звучит вторая заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4):

«Возлюбим от души то, что Бог повелевает нам облобызать, духовную нищету, которую слово называет смирением, и вечный плач днём и ночью, из которого источается радость души и постоянное утешение для любящих Бога»31.

«И снова: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). Так вот посмотрим и исследуем себя, имеем ли мы в себе плач и о каком говорится утешении, следующем за плачем. Ибо во-первых, он назвал нищих духом блаженными, поскольку им принадлежит Небесное Царствие. А нищие духом никакой, как сказано, не имеют привязанности к настоящим вещам, и страстно не сочетают с ними помысел…»32.

Духовная экзегеза Мф.5:4 у прп. Симеона помогает понять связь между смирением и плачем. Взаимосвязь смирения и плача является одним из лейтмотивов его духовного наследия. При описании добродетелей как «островов блаженных» (учение, которые древние греки применяли к описанию загробной участи) прп. Симеон учил о первом острове смирения, с которого по особому мосту нужно перейти на следующий остров плача33. «Плачу по Богу предшествует смирение, а за ним следует радость и неизреченное веселие»34. Надежда сама по себе бессильна без плача и смирения. Необходимы духовные плач и смирение, которые приводят к духовной надежде и радости35. Смирение само по себе бессильно спасти без «радостотворного плача»36. Таким образом, плач как инструмент достижения радости сам оказывается носителем радости. Иными словами, в плаче искомая цель оказывается уже достигнутой, благодаря чему происходит актуализация смирения. Но и плач может оказаться ложным «без духовного смирения»37. Смирение рождает плач, а плач усиливает смирение!38 Замедляющий в плаче и смирении постепенно начинает познавать Божественную волю39.

Плач связан и со следующей заповедью блаженств: «Блаженны кроткие». Поскольку кротость – это преодоление гнева, то плач и является предпосылкой, без которой гнев непреодолим40. Подобно телесным слезам, омывающим всякую нечистоту, и плач «угашает гнев сердца»41. Исходя из трёхчастного состава человеческой души, видно, что в данном случае прп. Симеон соотносит плач с гневной силой души. Плачущий «блаженнейшим плачем» «в чувстве души» получит утешение и сделает свою душу кроткой42. Непрестанно плачущий не может гневаться и потому должен иметь добродетель кротости43.

4. Плач и прочие добродетели

Плач выражает состояние того, кто кается. Следует идти «путём покаяния и плача»44. Не следует судить другого прежде осуждения самого себя со слезами и плачем:

«Смотри не принимай, брат, суд над другим, прежде чем сам станешь строгим судьёй себя самого и исследователем собственных ошибок и справедливое решение вынесешь против себя слезами и плачем»45.

Прп. Симеон даёт разъясняющий подзаголовок «О покаянии, и что недостаточно нам присущих вещей для чистоты души, если мы не приобретём плача»46.

Плач рекомендуется новопостриженному монаху при отречении от мира:

«Только возьми блаженный плач,

Рыдай премного о сделанных тобою злых делах…»47.

Отрекающийся от мира считает себя самым худшим в мире. Он плачет от осознания своей ничтожности и пренебрегает всем видимым (ради Бога).

«Это есть свидетельство плача,

Осуществляющегося ради Бога»48.

Но плач – добродетель, важная на всех этапах духовного пути. Наряду с терпением и молитвой, плач относится к добродетелям монаха, которые могут привести его в состояние Божественного исступления49. «Ливни слёз и плач» – важные добродетели, при помощи которых и наряду с другими (включая непрестанную память о смерти) достижимо Царствие Божие:

«Какие же деяния тебе скажу?

Бдение и пост,

И горячее покаяние,

Ливни cлез и плач,

Непрестанная память о смерти,

И непрекращающаяся молитва,

И терпение различных

Искушений находящих,

Прежде же всего этого молчание…»50.

В духовном раю добродетелей находится место для плача и обильных слёз51. Плач и слёзы – показатель уровня добродетелей. До плача и слёз другие добродетели ничего не значат52.

Плач приобретается добродетелями и теряется страстями. Прп. Симеон описывает состояние человека, опустошённого своим собственным унынием, которое приводит к потере плача и огня Святого Духа53. Борьба за плач совершается постепенно – через успехи и поражения. После победы над сном через воздержание происходит потеря плача и поражение трусостью. Но в этом состоянии надо молиться Богу из бездны мрака ради видения света54.

5. Результаты духовного плача

Подлинный плач является «двойным» по своим действиям – он подобен омывающей грехи воде и оживляющему благодатью Духа огню!55 Смирение и плач позволяют понять действие Божественных энергий и получаемую от них пользу56.

«Мы плачем? Непременно, чтобы мы насладились радостью плача». Прп. Симеон пишет о плаче после указания на важность бдения и телесной молитвы57. Такой подход используется им часто. После указания на добродетели поста и бдения говорится о плаче на пути к полной духовной победе во Христе58.

Описания духовного плача и результатов плача приобретают всё более и более мистический характер. Награда за плач – утешение и пришествие Бога в душу подвижника, которое осуществляется в результате озарения Святым Духом и сопровождается даром смиренномудрия59.

«А где нищеты духовной чувство, там и прекрасный плач, там и вечно текущие слёзы, очищающие любящую это душу и совершенно делающие её светлейшей»60.

Добродетели плача и непрестанной молитвы – добрые примеры, которые можно увидеть у по-настоящему подвизающейся монашеской братии61. Не плакать по заповеди Господней – величайший грех, упраздняющий всё домостроительство спасения62. Неплачущий недостоин праздника, а плачущий имеет его каждый день63. На каждом богослужении, в том числе на утрени, нужно духовно плакать. Прп. Симеон, в соответствии со студийским обыкновением келейного совершения часов64, призывал к общественной молитве и глубокому плачу:

«Так вот, осуществив часы до литургии, брат, вступи снова в собрание тщательно и с большой готовностью. Хорошо стой на своём утреннем славословии, как мы предписали тебе, никоим образом не забывая о плаче…»65.

Самый главный смысл духовного плача в том, чтобы очистить душу для боговидения. Исполнивший заповеди, кающийся и плачущий «видит ясно благодать Святого Духа»:

«…Заповеди как лекарства, а искушения как прижигающие средства на них возложив, и смиряясь, и плача, и тепло испрашивая помощь Божию, видит ясно благодать Святого Духа происходящую и одно за другим из этого извлекает и уничтожает, пока совершенно от всего этого не сделает свободной его душу»66.

6. Учение прп. Симеона о слезах (по «Богословским главам»)

Прп. Симеон Новый Богослов постоянно пишет о слезах. Рассмотрим его учение на материале «Богословских глав». Плач и слёзы перечисляются как oratio bimembris – именно в них главная предпосылка покаяния67. Слёзы – это синоним исповеди и покаяния68. Благодаря слезам происходит очищение так же, как благодаря свету – озарение: «И насколько мы светом озаряемся, настолько слезами очищаемся, одно из себя производя, а другое получая в дар свыше»69. Слёзы и сетование – важные инструменты духовной брани70.

Функция слёз не заканчивается только на процессе очищения. Слёзы подобает изливать вечно71 – по аналогии с непрестанным плачем. Слёзы оживляют и готовят подвижника, выходящего за пределы самого себя в священном исступлении, к сиянию в непрестанном свете: «(Подвижник) отсюда слёзы изливает в большей мере и, их излиянием омываемый, ещё ярче сияет; а когда всецело распалится, становится как свет…»72.

«Где глубокое смирение – там обильная слеза»73. Без слёз невозможно приобрести «духовное смирение»74. «Душа, “полная слёз”»75, – данное описание приводится для того, чтобы подчеркнуть не скорбь, а радость души (ср. выражение прп. Симеона «радостотворные слёзы» –τὰ χαροποιὰ δάκρυα76), близкой Богу.

Сами слёзы – прежде всего тонкая духовная категория, соответствующая уровню души. В то же время они соотносятся и с чувственным уровнем77, который ниже умопостигаемого, но в богословии прп. Симеона занимает такое же особое место, как и в макариевском корпусе. Первому типу плача соответствуют слёзы как вода, омывающая и тело от осквернения, и душу от его последствий; второй же тип плача – это огонь Святого Духа78. В соотнесении слёз с водой они оказываются истиной, на которую указывает вода первого крещения, в то время как второе крещение есть сама истина79. Слёзы оказываются в духовном смысле водой второго крещения, позволяющего стать сотаинником непостижимых тайн Божества80. «Рыдание, смешанное со слезами», – это бесценное достижение того, кто сподобился созерцать невидимого и непостижимого Бога81.

Учение о слезах дополняет учение о плаче. Автор передаёт одну и ту же реалию духовного плача при помощи разных терминов и образов. Самый совершенный плач и самые совершенные слёзы длятся вечно в душе подвижника, не только очищая её для вечности, но позволяя предварить вечность в мистическом прижизненном опыте.

7. Учение прп. Никиты Стифата о плаче и слезах (по «Сотницам»)

Ученик прп. Симеона Нового Богослова прп. Никита Стифат, в отличие от духовного отца, не ставил плач во главу аскетической системы. Но в то же самое время он больше связывал плач и слёзы с печалью по Богу (2Кор.7:10) как с положительной стороной греховной печали. В данном вопросе прп. Никита Стифат находится под более сильным влиянием античных представлений, хотя и косвенно, через посредство христианской традиции.

В «Сотницах» печаль традиционно описывается как страсть – одна из восьми, перечисляемых Евагрием82. Данная печаль именуется печалью мира сего и противопоставляется печали по Богу (ср. 2Кор.7:10):

«Печаль есть страсть тлетворная для души и тела, и самих мозгов касающаяся. Но такова печаль мира сего из-за временного налетающая на людей, и она даже нередко становится для них причиной смерти. Печаль же по Богу, будучи и спасительной, и весьма полезной (ср. 2Кор.7:10), производит терпение в трудах и искушениях, изводя источник умиления для подвизающегося и жаждущего правды Божией (Мф.5:6) и слезами питая сердце его, так что на нём исполняется Давидово слово: “Напитаеши нас, – говорит, – хлебом слезным и напоиши нас слезами в меру (Пс.79:6) – вином умиления”»83.

Прп. Никита усматривает в «печали по Богу» источник для слёз и умиления. Уже в античной традиции печаль и слёзы перечислялись как взаимозаменяющие или взаимодополняющие понятия84. При этом печаль – это одна из четырёх страстей, согласно описаниям стоиков, а слёзы – знак или подтверждение печали. Прп. Никита, в отличие от ряда древних авторов, видит в печали именно причину, а в слезах – следствие. Слёзы сравниваются им с ливнем, в результате которого очищается погода.

«Печаль по Богу успешно воссоздаёт части души, ниспавшие из-за делания зла, и призывает их вернуться в природное состояние. Ибо она так слезами умаляет зиму страстей и облака греха и изгоняет их из умопостигаемого воздуха души, что в помыслах нашего ума тотчас наступает ясная погода, и в море размышления – тишина, и в сердцах наших – веселие, и в выражении лица нашего – изменение, на котором имеющие очи правильно видеть, как бы упокаивая свои взоры и свои расположения, так взывают согласно с Давидом: “Сия измена (изменение) десницы Вышняго” (Пс.76:1185.

Вкушение хлеба печали (Пс.126:2)86, как и вкушение хлеба слезного (Пс.79:6), – малый устойчивый мотив «Сотниц», подчёркивающий важность состояния печали по Богу как постоянного, а не преходящего – в соответствии с учением о постоянном плаче прп. Симеона Нового Богослова.

Очищение слезами происходит в противовес осквернению плоти87. Слёзы оказываются инструментом скорби, противостоящей удовольствию, которое заключается в осквернении плоти в результате блуда. Об этом особо говорится в главах 65 по 68 1-й Сотницы88.

Противопоставление слёз, как добродетельного истечения, осквернению, как греховному истечению, основывается на античной антитезе «удовольствие – печаль» или, наоборот, «печаль – удовольствие». В данном случае прп. Никита придерживается стоической патологии в гораздо большей степени, нежели прп. Симеон Новый Богослов.

В предшествующей традиции антитеза «осквернение – слёзы» использовалась прп. Варсонуфием и Иоанном: «Если ты хочешь омыть осквернения, слезами омой, потому что они омывают каждую скверну чисто»89. Та же мысль содержалась в древних гимнографических текстах:

«Омой, душа, твоё лицо

Тёплых слёз горящими водами,

От греха осквернение омывающая

И безобразный стыд очищающая,

Чтобы показаться твоему

Жениху Прекрасной и радостной»90.

Однако самое яркое учение об очищении скверны слезами содержится у прп. Симеона, которое, очевидно, более всего повлияло на прп. Никиту. Согласно прп. Симеону, слёзы очищают не тело, а именно душу от скверны греха91. Слёзы – главное очистительное средство при исходе души из тела: если не омыть скверну грехов слезами, невозможно избежать наказания вечного огня92. Данные мысли были сильнее детализированы прп. Никитой, который так же, как и прп. Симеон, пишет о слезах именно как об инструменте очищения души.

Призыв к плачу осуществляется наряду с призывом внимать самому себе, не рассеиваясь на внешнее. Данный призыв о внимании соответствует всей философской традиции, идущей от сократовского «познай себя». В ряде мер находится место для плача, скорее всего, под влиянием прп. Симеона Нового Богослова:

«Направь внутреннее твоё к деланию лучшего. Стань глухим для человеческих дел. Истощи все свои силы на делание заповедей. Плачь, спи на земле, постись, злострадай, молчи, познай, наконец, не то, что окружает тебя, но себя самого»93.

После первого плача, соответствующего начальному деятельному этапу, происходит второй, более совершенный плач, наступающий на этапе достижения созерцания:

«И когда непреклонность ума ныне склонится к смирению, и душа смежит очи свои от обмана видимых вещей, и прострет их к одному только созерцанию невещественного и первого света, отряхнув всякое мирское чувство, и улучит утешение Духа, тогда слёзы, как воды источника, источаются из неё, и услаждают её чувства, исполняя её разумение всяким веселием и божественным светом. И не только это делают, но и сокрушают сердце, и ум в видении лучшего соделывают смиренномудренным. Этого не может быть у тех, кто плачет и рыдает по иным причинам»94.

Совершенный плач сопровождается видением Божественного Света, а происходит после ключевого момента смежения чувств и перехода с внешних чувств на внутренние чувства.

Также прп. Никита описывает два вида слёз: слёзы новоначального подвижничества и слёзы умиления, соответствующие также двум видам страха95:

«Страх, соединившись прежде с душой, делает так, что она через покаяние начинает носить в себе плод – помышление о суде. Тогда окружают её болезни мучений адовых (Пс.17:6), стенания и скорбные томления со сжатием сердца терзают её, размышляющую о будущем воздаянии за злое. Затем, многими слезами и трудами возрастив порыв ко спасению, зачатый во чреве разумения, она рождает его на земле своего сердца, и когда она освободится от болезней адовых и избавится от стенаний судных, вожделение и радость будущих благ охватывает её, и встречает её любимая ею чистота с целомудрием, и любовью сочетает её с Богом. Сочетавшись же с Ним, она ощущает неизреченное удовольствие, когда с удовольствием и сладостью проливает слёзы умиления, и становится вне всемирного чувства, и, как бы находясь в исступлении, бросается вслед Жениха и так кричит несказанными гласами: “Вслед Тебе в воню мира Твоего теку. Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где пасеши? Где почивае-ши в полудне чистого созерцания? Да не когда буду яко облагающаяся над стады праведников (Песн.13:6). От Тебя происходят осияния великих таин”. И Жених, введя её в сокровищницу сокровенных Своих таин, делает её созерцательницей логосов творения с мудростью»96.

Слёзы, синоним плача, происходят от смиренномудрия, в чём можно усмотреть отзвуки заповедей блаженств: «Блаженны нищие сердцем, ибо ваше есть Царствие Божие… Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Ср.: Мф.5:3–11).

«Невозможно кому-либо иным образом извести источник слёз без глубочайшего смиренномудрия, ни опять – смиренномудренным быть без умиления, происходящего по наитию Духа. Ибо умиление – от смиренномудрия, и смиренномудрие – от умиления Святым порождаются Духом, ведь они, образуя друг с другом как бы некую цепь и связываясь единой благодатью, обладают нерасторжимым единством Духа»97.

Во взаимосвязи смиренномудрия и плача можно усмотреть очевидное влияние прп. Симеона Нового Богослова98, излагавшего сходное учение на основании аскетической экзегезы заповедей блаженств.

Слёзы – знак духовного очищения на пути к обожению.

«Ничто другое так, как чистая и невещественная молитва, не делает человека собеседником Богу и не может не соединить с Богом того, кто словом нерассеянно молится в духе, когда при этом его собственная душа омывается слезами, и услаждается сладостью умиления, и просвещается светочем Духа»99.

Таким образом, слёзы оказываются тёплыми, радостными истечениями, благодаря которым очищается душа и готовится стать отражением озарения. Последние слёзы совершеннее первых, но, конечно, одни приходят после других в своё время.

Печаль по Богу

Прп. Симеон Новый Богослов один раз100 и прп. Никита Стифат неоднократно пользовались выражением «печаль по Богу» с очевидной аллюзией на 2Кор.7:10:

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10).

(ἡ γὰρ κατὰ θεὸν λύπη μετάνοιαν εἰς σωτηρίαν ἀμεταμέλητον ἐργάζεται· ἡ δὲ τοῦ κόσμου λύπη θάνατον κατεργάζεται).

2Кор.7:10 – основополагающий стих, при эгзегезе которого и возникло христианское осмысление и реинтерпретация античной страсти печали. Начиная с самых древних патристических текстов подчёркивалось сотериологическое значение этой добродетельной печали.

«Печаль по Богу рождает разум жизни»101. «Конец печали по Богу – спасение»102. «Печаль по Богу – для духовного восхождения»103.

В «Апофтегмах» указываются разные виды печали по Богу, противоположные мирской печали, тождественной унынию104. Cвт. Иоанн Златоуст соотнёс «печаль по Богу» с подлинным удовольствием:

«И как корни деревьев являются горькими, но приносят нам сладкие плоды, так, ясно, и печаль по Богу принесёт нам большое удовольствие»105.

Он же противопоставил «печали по Богу» «печаль по миру»106.

Достаточно рано печаль по Богу стала рассматриваться как причина или просто как тождественное понятие для духовного плача. Согласно свт. Василию Великому, псалом создаёт «печаль по Богу» и «слезу»107. Этот же каппадокийский святитель связывает «печаль по Богу» с плачем о грехах108. Также и в «Вопросоответах» прп. Варсонуфия и Иоанна указывается, что печаль по Богу – это плач: «Плач – это печаль по Богу, которую рождает покаяние»109.

В более поздней патристической традиции печаль по Богу стала описываться в такой же ключевой роли в процессе внутреннего совершенства, как и плач. Так, прп. Максим Исповедник писал о печали по Богу как о смежении и преображении всех членов человека, то есть всех чувств110.

Подобно тому как добродетельный плач должен завершиться утешением, так и печаль – духовной радостью. Прп. Феодор Студит призывал монахов «радостно носить печальное по Богу»111. «Печаль по Богу» приводит к радости:

«Печаль по Богу приводит к радости и по любви является исправляющим средством для надлежащих деяний»112.

Таким образом, в патристической литературе «печаль по Богу» понималась и как сам плач, и как причина плача. Прп. Симеон Новый Богослов понимал её как плач в более мистическом и менее философском смысле, а прп. Никита Стифат – как причину плача, исходя из патологии стоиков и особой роли печали в античной аретологии.

Выводы

Добродетель непрестанного плача занимает важное место в учении прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата. Подобно античной печали, плач – многогранное понятие. Но если печаль – это больше страсть, чем добродетель, если судить по числу упоминаний с отрицательным смыслом, то плач – это больше добродетель, чем греховное состояние, близкое к унынию.

Ученик прп. Симеона прп. Никита Стифат несколько раз упоминал о плаче в житии своего духовного отца. Описывая, как каждый монах должен вести себя в братстве, он подчеркнул, что замедлившие в подвиге должны иметь плач подобно тому, как иереи, то есть иеромонахи, – «вечную молитву и умиление»113. Очень показательно, что сам прп. Никита достаточно редко пользовался термином «плач», но это не означает, что ему была чужда тема духовного умиления – делом и словом.

Сам прп. Никита учил о необходимости плакать, выделяя два типа плача, соответствующие этапам очищения и озарения. Однако в отличие от прп. Симеона, прп. Никита не учил о плаче как о царственной наиглавнейшей добродетели, но и не выступал никогда против аналогичного учения. Также, в отличие от прп. Симеона, прп. Никита поставил плач и слёзы в прямую зависимость от добродетельной печали по Богу (2Кор.7:10) (по аналогии с плачем и рыданием, происходящим от греховной печали).

Так или иначе акцент на необходимости духовного плача помогает современным христианам сосредоточиться на своей душе и хотя бы в малой мере повторить подвиги древних святых.

* * *

1

См.: Gregorius Nazianzenus. In sanctum baptisma orat. XL, 5 // PG. 36. Col. 364:21–32.

2

Cм.: Symeon Neotheologus. Hymni 35, а также: Symeon Neotheologus. Hymni 50:152–156 // Symeon Neos Theologos. Hymnen / hrsg. A. Kambylis. Berlin; New York (N.Y.), 1976. (Supple-menta Byzantina; Bd. 3). S. 401.

«светы вторые первому в приобщении;

так и мы божественной и неизреченной

природы стали общниками все,

чада Отца, братья Христовы же

крещённые Духом Святым».

3

О связи плача с духовным озарением по учению прп. Симеона Нового Богослова см., в частности: Макгакин И. (Джон Энтони), свящ. Покаяние как богообщение в «Гимнах божественной любви» преподобного Симеона Нового Богослова // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М., 2017. С. 136; Каллист (Уэр), митр. Единство человеческой личности по прп. Симеону Новому Богослову // Там же. С. 220–221. В целом о слезах и плаче по прп. Симеону Новому Богослову см.: Иларион (Алфеев), иером. Антропология Симеона Нового Богослова. Загорск, 1991. Дисс. канд. богословия. С. 201–206, а также: Прассас Д. Седьмое огласительное слово при. Симеона Нового Богослова: заблуждение и страсть привязанности // Преподобный Симео Новый Богослов и его духовное наследие. С. 164–165. Примеч. 21.

4

См.: Перцель И. Симеон Новый Богослов и богословие божественной сущности / пер. с англ. Т. А. Щукина под ред. О. Н. Ноговицина // «EINAI: Философия. Религия. Культура». Античная традиция и патристика. 2015. Т. 4. № 1/2 (7/8). С. 377–378.

5

См.: Seaford R. Laughter and Tears in Early Greek Literature // Greek Laughter and Tears. Antiquity and After. 2017. S. 27–35; Hunt H. M. Joy-Bearing Grief: Tears of Contrition in the Writings of the Early Syrian and Byzantine Fathers. Leiden; Boston (Mass.), 2004; Hausherr I. Penthos: la doctrine de la componction dans l’orient chrйtien. Roma, 1944; Mьller B. Der Weg des Weinens: die Tradition des «Penthos» in den Apophthegmata Patrum. Gцttingen, 2000; Ramelli I. L. Tears of Pathos, Repentance and Bliss: Crying and Salvation in Origen and Gregory of Nyssa // Tears in the Graeco-Roman World. 2009. P. 367–396; Bradford D. T. Mystical Process in Isaac the Syrian: Tears, Penthos, and the Physiology of Dispassion // Studies in Spirituality. 2016. Vol. 26. P. 59–104; Fernбn-dez T. Byzantine Tears – a Pseudo-Chrysostomic Fragment on Weeping in the Florilegium Cois-linianum // Encyclopedic Trends in Byzantium? 2011. P. 125–142.

6

См.: Mataya N. Weeping Saints: Severinus of Noricum and the Christian Understanding of Tears // Studia patristica. 2016. Vol. 74. P. 401–412; Finn D. Resting on Tears: The Trinity, The Sacraments, And Grief in Augustine’s Confessions // Augustiniana. 2017. Vol. 67. P. 171–197; Oppel C. Vita mortalis: Augustine of Hippo’s Spirituality of Tears // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2005. Vol. 1. P. 133–144; Oppel C. N. A Theology of Tears: From Augustine to the Early Thirteenth Century. [Monash University], 2002.

7

В XI в. на западе слёзы и плач стали особо упоминаться в молитвах, обращённых к Божией Матери. См.: Olson V. «Woman why Weepest Thou?»: Mary Magdalene, the Virgin Mary and The Transformative Power of Holy Tears in Late Medieval Devotional Painting // Mary Magdalene, Iconographic Studies from the Middle Ages to the Baroque. 2012. P. 366.

8

Hunt H. M. Penthos and Repentance in St Symeon the New Theologian // Studia patristica. 2001. Vol. 35. P. 114–120.

9

См. учение о плаче со ссылкой на учение прп. Симеона Студита, согласно которому ребёнок при рождении начинает плакать и должен плакать всю жизнь и умереть с плачем. (Symeon Neotheologus. Catecheses 29:219–229 // SC. 113. P. 184).

10

Symeon Neotheologus. Catecheses 21:51–53 // SC. 104. P. 354, 356.

11

Ср. О надгробном плаче в обращении к прп. Симеону Благоговейному: «Молись за братьев, рачительно преданных тебе и неспособных выдержать разлуку и стремящихся удержать плач». (Symeon Neotheologus. Catecheses 21:117–119 // SC. 104. P. 360).

12

Ср. у прп. Никиты Стифата, который учил о том, что прп. Симеон Новый Богослов шёл впереди своих духовных чад, «плача». См.: Nicetas Stethatus. Vita Simeonis Novi Theologici 9:12–15 // Un grand mystique byzantin. Vie de Symйon le Nouveau Thйologien par Nicйtas Stйthatos / йd. I. Hausherr. Rome, 1928. (Orientalia Christiana; vol. 12). P. 16.

13

Theodorus Studites. Sermones Catecheseos Magnae 6 // S. Patris Nostri Theodori Studitae Magnae Catecheseos Sermones / ed. J. Cozza-Luzi. Rome, 1888. (Nova Patrum Bibliotheca; vol. 9/2). P. 17:41–18:3.

14

См.: Theodorus Studites. Epistulae 380:168–170 // Theodori Studitae Epistulae, vol. 2 / hrsg. G. Fatouros. Berlin; Novi Eboraci, 1992. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Bero-linensis; Bd. 31/2). S. 517.

15

См.: Theodorus Studites. Laudatio in Theophanem Confessorem 16:11 // Efthymiadis S. Le panégyrique de S. Théophane le Confesseur par S. Théodore Stoudite (BHG 1792b) // Ana-lecta Bollandiana. 1993. Vol. 111. P. 282.

16

«Всё направляет к плачу каждый день». См.: Symeon Neotheologus. Hymni 5:31 // Supplementa Byzantina. 3. S. 66. «Πάντα κατορθοῖ τὸ πενθεῖν καθ᾽ ἑκάστην».

17

См.: Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М., 2017. С. 341–362.

18

См.: Leduc F. Penthos et larmes dans l’oeuvre de saint Jean Chrysostome // Proche-Orient chrétien. 1991. Vol. 41. P. 220–257.

19

См. редкое использование в библейской цитате Ам. 8, 10, где плач представлен как наказание. Ср. использование данной цитаты у прп. Симеона: Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 14, 1:160–161 // SC. 129. P. 434.

20

См.: Symeon Neotheologus. Hymni 2:69–73 // Supplementa Byzantina. 3. S. 56.

21

Symeon Neotheologus. Hymni 4:1–2 // Supplementa Byzantina. 3. S. 60.

«Оставь мир весь и тех, кто в мире;

Только возьми блаженный плач».

22

«Тот, кто помыслит об этом в чувстве души, непременно будет плакать плачем по истине блаженнейшим, который и утешение принимает и делает душу кроткой». (Symeon Neotheologus. Catecheses 2:205–206 // SC. 96. P. 258).

23

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 10:4 // Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques / éd. J. Darrouzès. Paris, 1996. (SC; vol. 51bis). P. 124.

24

Symeon Neotheologus. Catecheses 2:225–226 // SC. 96. P. 260.

25

Symeon Neotheologus. Hymni 22:77 // Supplementa Byzantina. 3. S. 189.

26

Symeon Neotheologus. Catecheses 2:382 // SC. 96. P. 272.

27

См.: Дионисий (Шлёнов), игум. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и его контекст // БВ. 2015. № 3–4 (18–19). С. 136–167. Англ. вариант: Shlenov D. Images of Royal Power in Byzantine Ascetic Literature: «King» and «Penthos» in the Works and Background of St. Symeon the New Theologian // Etudes byzantines et post-byzantines. 2019. NS. Vol. 1. P. 251–274; Плач как царь по отношению ко всем другим добродетелям. (Symeon Neotheologus. Catecheses 4:471– 476 // SC. 96. P. 352); Войско – все добродетели новоначальных, а плач – царь. (Symeon Neotheologus. Catecheses 4:476–484 // SC. 96. P. 352); Плач даёт распоряжения, какие добродетели куда послать. (Symeon Neotheologus. Catecheses 4:491–492 // SC. 96. P. 354).

28

В другом перечне плач включается в число важных, но не достаточных для спасения добродетелей. А ключевыми оказываются смирение и духовное знание. См.: Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 7, 1:117–124 // SC. 129. P. 164.

29

Данное значение «плача» встречается при описании адского состояния грешников в поэтической форме:

«…где змеи, всегда кусающие нас в пяту,

Где стенание, горе, плач непрестанный…». (Symeon Neotheologus. Hymni 22:76–77 // Supplementa Byzantina. 3. S. 189).

30

См.: Symeon Neotheologus. Catecheses 2:255–264 // SC. 96. P. 262.

31

См.: Symeon Neotheologus. Catecheses 2:380–384 // SC. 96. P. 272.

32

Symeon Neotheologus. Catecheses 2:179–186 // SC. 96. P. 256. См. о постоянном плаче в экзегезе «Блаженны плачущие»: Symeon Neotheologus. Catecheses 31:51–56 // SC. 113. P. 228.

33

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 11, 1:67–77 // SC. 129. P. 334.

34

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 7:1–2 // SC. 51bis. P. 124.

35

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 9 // SC. 51bis. P. 124.

36

См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 10 // SC. 51bis. P. 124.

37

См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 11 // SC. 51bis. P. 124, 126.

38

Symeon Neotheologus. Catecheses 14:68–69 // SC. 104. P. 208.

39

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 5, 1:317–319 // SC. 129. P. 102.

40

Об угашении плачем огня гнева – то есть вторая заповедь блаженства имеет особую силу и для третьей. (Symeon Neotheologus. Catecheses 31:57–60 // SC. 113. P. 228).

41

См.: Symeon Neotheologus. Hymni 22:180–184 // Supplementa Byzantina. 3. S. 193.

42

См.: Symeon Neotheologus. Catecheses 2:204–207 // SC. 96. P. 258.

43

Symeon Neotheologus. Catecheses 31:57–58 // SC. 113. P. 228.

44

Symeon Neotheologus. Hymni 18:128 // Supplementa Byzantina. 3. S. 148.

45

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 6, 1:421–424 // SC. 129. P. 150.

46

Symeon Neotheologus. Catecheses 5:20–22 // SC. 96. P. 374.

47

Symeon Neotheologus. Hymni 4:2–3 // Supplementa Byzantina. 3. S. 60.

48

Symeon Neotheologus. Hymni 24:318–319 // Op. cit. S. 223.

49

Symeon Neotheologus. Hymni 18:60–63 // Op. cit. S. 145.

50

Symeon Neotheologus. Hymni 30:556–564 // Supplementa Byzantina. 3. S. 285.

51

Symeon Neotheologus. Hymni 47:16–17 // Supplementa Byzantina. 3. S. 382.

52

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 23 // SC. 51bis. P. 132.

53

См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 71 // SC. 51bis. P. 78, 80.

54

См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 71:8–16 // SC. 51bis. P. 80.

55

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 12 // SC. 51bis. P. 126.

56

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 13 // SC. 51bis. P. 126.

57

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 7, 1:202–207 // SC. 129. P. 170.

58

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 12, 1:195–198 // SC. 129. P. 396.

59

Symeon Neotheologus. Catecheses 2:208–213 // SC. 96. P. 258.

60

Symeon Neotheologus. Catecheses 2:224–228 // SC. 96. P. 260.

61

См.: Symeon Neotheologus. Catecheses 3:111–120 // SC. 96. P. 288, 290.

62

Symeon Neotheologus. Catecheses 29:254–261 // SC. 113. P. 186.

63

См.: Symeon Neotheologus. Catecheses 4:606–615 // SC. 96. P. 364.

64

См.: Nicetas Stethatus. Hypotyposis. L. 24–25 // Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters ca. 850–1350 AD. Plovdiv, 2014. P. 277 и далее.

65

Symeon Neotheologus. Catecheses 26:114–117// SC. 113. P. 78, 80.

66

Symeon Neotheologus. Catecheses 14:88–94 // SC. 104. P. 210.

67

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 23:1 // SC. 51bis. P. 132.

68

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 45:9 // SC. 51bis. P. 146.

69

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 39:4–6 // SC. 51bis. P. 142.

70

Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 66:11 // SC. 51bis. P. 76.

71

См. также: Symeon Neotheologus. Hymni 55:110 // Supplementa Byzantina. 3. S. 440.

72

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 21:10–13 // SC. 51bis. P. 132.

73

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 30:1–2 // SC. 51bis. P. 138. «Ὅπου βαθεῖα ταπείνωσις, ἐκεῖ καὶ δάκρυον δαψιλές».

74

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 23:6–10 // SC. 51bis. P. 132, 134.

75

Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 32:4–5 // SC. 51bis. P. 58.

76

Symeon Neotheologus. Orationes theologicae 1:299 // Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques / éd. J. Darrouzés. Paris, 1966. (SC; vol. 122). P. 118.

77

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 20:7–13 // SC. 51bis. P. 130.

78

Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 12 // SC. 51bis. P. 126.

79

Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 36 // SC. 51bis. P. 60.

80

См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 35:6–10 // SC. 51bis. P. 60.

81

Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 101:8 // SC. 51bis. P. 100. «…θρῆνον <…> τοῖς δάκρυσι σύμμικτον…»

82

Evagrius. Practicus (capita centum) 6 // SC. 171. P. 506, 508.

83

Nicetas Stethatus. Centuria 1, 60 // PG. 120. Col. 880.

84

См., например: Demosthenes. Ep. 2, 25:5. Ср. у Оригена: Origenes. Scholia in Lucam (fragmenta e cod. Venet. 28) // PG. 17. Col. 317:22–23.

85

Nicetas Stethatus. Centuria 1, 61 // PG. 120. Col. 880.

86

Nicetas Stethatus. Centuria 3, 71 // PG. 120. Col. 992.

87

См.: Krueger D. Of Semen and Tears: Senses, Substances, and the Boundaries of the Body in the Gnostic Chapters of Niketas Stethatos // Rituels religieux et sensorialité. Antiquité et Moyen Âge. Milano, 2021. P. 417–429.

88

Nicetas Stethatus. Centuria 1, 65–68 // PG. 120. Col. 882–884.

89

Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones Ep. 148:18–19 // SC. 427. P. 530, 532. «Τοὺς δὲ μολυσμούς, εἰ θέλεις νίψαι, δάκρυσι νίψον, πᾶν γὰρ σπίλωμα νίπτουσι καθαρίως ».

90

См., например: Canones ad Deiparam sive Theotocarion 1, 4:278–284.

91

Symeon Neotheologus. Catecheses 4:411–414 // SC. 96. P. 348.

92

Symeon Neotheologus. Catecheses 5:102–106 // SC. 96. P. 382.

93

Nicetas Stethatus. Centuria 1, 74 // PG. 120. Col. 885.

94

Nicetas Stethatus. Centuria 2, 45 // PG. 120. Col. 921A:2–14.

95

См.: Дионисий (Шлёнов), игум. Страх человеческий и страх Божий по учению прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей традиции // БВ. 2020. № 4 (39). С. 188–222.

96

Nicetas Stethatus. Centuria 2, 49 // PG. 120. Col. 921, 924.

97

Nicetas Stethatus. Centuria 2, 46 // PG. 120. Col. 921.

98

См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 8 // SC. 51bis. P. 124. «Насколько кто-либо снисходит в глубину смирения и считает себя недостойным спасения, настолько плачет и оставляет источники слёз…».

99

Nicetas Stethatus. Centuria 2, 69 // PG. 120. Col. 933.

100

Symeon Neotheologus. Catecheses 9:272 // SC. 104. P. 126.

101

Ps.-Justinus Martyr. Epistula ad Zenam et Serenum 514D:5–7.

102

Gregorius Nyssenus. Dialogus de anima et resurrectione // PG. 46. Col. 57:4–6.

103

См.: Procopius. Commentarii in Isaiam // PG. 87/2. Col. 2097:45–47.

104

Apophthegmata patrum (collectio systematica) (cap. 10–16) 10, 102:2–8 // SC. 474. P. 82.

105

Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) // PG. 49. Col. 185:54–57.

106

Cм.: Joannes Chrysostomus. In epistulam II ad Corinthios (homiliae 1–30) // PG. 61. Col. 503:33–39.

107

Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos // PG. 29. Сol. 213:3–4. «Сей (Псалом) праздники украшает, сей создает печаль по Богу» (Οὗτος τὰς ἑορτὰς φαιδρύνει, οὗτος τὴν κατὰ Θεὸν λύπην δημιουργεῖ).

108

Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) // PG. 31. Col. 1212:29–33.

109

Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones ad laicos et episcopos Ep. 730:7 // Correspondance (Vol. III: Aux laïcs et aux évêques, Lettres 617–848) / éd. F. Neyt; P. de Angelis-Noah. Paris, 2002. (SC; vol. 468). P. 172. «Πένθος ἐστὶν ἡ κατὰ Θεὸν λύπη, ἣν τίκτει ἡ μετάνοια».

110

См.: Maximus Confessor. Epistulae XLV, 4:30–47.

111

Theodorus Studites. Parva Catechesis 19:6–9.

112

Ibid. 44:3–4.

113

См.: Nicetas Stethatus. Vita Simeonis Novi Theologici 62:4–14 // Orientalia Christiana. 12. P. 82, 84.


Источник: Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата // Богословский вестник. 2021. № 4 (43). С. 119–143.

Комментарии для сайта Cackle