И. А. Шляпкин

Источник

VII. Административная деятельность св. Димитрия, как митрополита Ростовского и Ярославского

Прибытие святителя в Ростов и состояние паствы вообще – Состояние духовенства и народной массы – Деятельность Монастырского приказа вообще и его распоряжения, касающиеся Ростовской епархии, в частности – Уклонение от налогов. Личности администраторов приказа – Уменьшение привилегий духовенства и военная служба – Регламентация отношений архиерея к пастве – Административные распоряжения самого святителя Дмитрия – Послания святителя к священникам.

1-го марта 1702 г., в воскресенье третьей недели великого поста новый митрополит Димитрий прибыл к Ростову, с образом св. Богородицы Ватопедская. Паства встретила его с иконою Божией Матери Боголюбская с предстоящими ростовскими чудотворцами.1073 Святитель прежде всего вступил в Спасояковлевский монастырь, ближайший к московской дороге. Помолившись в храме зачатия св. Анны, он пророчески указал место своего погребения в юго-западном углу церкви словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века».1074 В кафедральном Успенском соборе Димитрий, после совершения литургии, произнес приветственное слово к пастве, замечательное по простоте и совершенному отсутствию схоластических приемов. Преподав Божественный мир Ростову, Ярославлю, Угличу и всем городам епархии, архипастырь говорит: «аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... приидох путем тем, имже прииде иногда из Киева семо иже во святых отец наш Исаиа, здешний ростовский чудотворец». Я пришел «не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися»... Обязанности же пасомых, выясняет далее святитель, состоит в повиновении своему пастырю и добронравном житии.1075

Что же за паства доставалась святителю в лице подчиненных пастырей и пасомых? Не имея достаточно частных исторических данных собственно по Ростовской епархии, мы приведем общее замечание о тогдашнем духовенстве знаменитого современника святителя И. Т. Посошкова. «Нынешняя паства весьма неисправна... кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех или в чем спасение, и того ради прихожан своих к покаянию не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют...1076 Токмо той пресвитер мало-мало и может прямо отправляти (литургию), кой довольное время побудет в городе при соборе или при разумном пресвитере в подначальстве... а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может... У нас сельские попы обременены земледельством, и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть... сельские бо пресвитеры – самые люди простые: взростет он в деревне, деревенския дела и помышляет... Аще же пашни ему не пахать, то голодну быть». Св. Димитрий говорил: что тя приведе в чин священнический? Тоже, дабы спасти себе и иних? Никакоже, но чтобы прекормити жену, и дети и домашния... Поискал Иисуса не для Иисуса, а для хлеба куса.1077 И внешность священников, по словам Посошкова, не отличалась представительностью: «Иной пресвитер во время служения своего возложит на ся одежду златотканную, а на ногах лапти растоптанные, и во всяком кале обваленные, а кафтан нижний весь гнусен».1078 Не лучше была и паства. «Я, говорит Посошков: истинно таковых стариков и при Москве видал, что лет под шестьдесят и больше жития своего имеют, а у отцов духовных на исповеди не бывали не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерскаго». Сам святитель Димитрий писал в 1706 году: Иные уже от десяти лет, иные от двадесяти лет не причащаются: а иные во всю свою жизнь не знают, что то есть причаститися Божественных таин: разве когда младенец был крещен, тогда и причащен, чего он не помнит.1079

Причина всех неурядиц по Посошкову «еже священники у нас в Руси не учены: если бы они были все ученые, или не ученые, да все б сия разумели, то всячески б детей своих духовных на всякое благо наставляли... а то ни сами разумеют, ни нас учат».1080 Кроме отзывов Посошкова и св. Димитрия, вспомним и литературные данные.

Не говоря уже об известных народных сказках, саркастически рассказывающих о проделках батраков с жадными представителями сельского духовенства, о том же свидетельствуют известная Калязинская челобитная, повествующая о лености и пьянстве монахов, или «Кабацкий праздник», оба памятника конца XVII века.1081

Вирши той же эпохи так обрисовывают духовных пастырей:

Се слово к таковым изобразися,

Кто невежеством закона отразися,

К нынешним властодержства любителем,

И к лихоимцем мирским томителем,

К хотящим честь и славу прияти,

А ненавыкшим дверь в рай отворяти.

Ныне бо мнози от чина духовна

Не требуют подобия сановна

В книги яко в море себе не вводят,

И яко облацы вод к нам не возводят,

Себе и жаждущих не окропляют,

Словом Божественным не напаяют.

Аще слово, яко росу и дают,

Но плоды древнии от них гниют

....................................................

Прочим человеком закон сказуют

И епитемиями тех связуют,

Самим же таковая содевати,

Аки сапоги з гвоздьми обувати.

…………………………………..

Пред честными говейство соблюдают,

В злых сонмех ту начальницы бывают.1082

В одном «Домострое» XVII века, видимо переводном с польского, мы встречаем такие наставления: He припускай бумаги к воде, пера к огню, чернца к жене. Может чернец выпросить у мудрой жены – честь, у ласковой денег, у глупой – что хощет.1083

Сам святитель в своих сочинениях, как мы видели и подробнее увидим ниже, не раз указывает недостатки духовенства. Это главным образом – опять-таки невежество, небрежение своих обязанностей при исполнении священнослужения и пьянство.1084

Состояние темной массы, погрязшей в бедности, суеверии, в расколах, в полной внутренней необузданности, тоже представляло неутешительную картину.

Вот несколько примеров нравов жителей Ростовской области за это время. Мая 15-го 1702 г. крестьяне стольника Никиты Ивановича Бутурлина, Пошехонского уезда Боярской волости чистили свои покосы. Вдруг являются крестьяне помещика Меншова-Дашкова «великим собранием с дубьем и с бердышами и тех, Бутурлина, крестьян с товарыщи убили замертво, покинули и ограбили кафтаны, и шапки, и рукавицы, и топоры, и с воротов кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они крестьяны похваляются на крестьян таким же убивством».1085

В 1702 г. октября 10-го города Углича воскресенский поп Иван бьет челом: прихожане де тоя церкви, а его попа дети духовные, упиваются до пьяна, в церкви Божии не входят, и ему попу ни в чем не послушны, и поносят ево попа небылыми словами, за то что он поп их приходцких людей (якобы) против правил святых отец учит, не святит колодезя и пр. Прихожане возражают, что поп не ходит на дом, не дает креста, дерется снимаючи с себя ризы, кулаком ушиб прихожанина и пр.1086 Вероятно к этому же времени относится и следующий: документ: В. Г. Ц. и В. К. Петра Алексеевича в. В. и М. и Б. Р. самодержца стольнику Василию Романовичу Воейкову... по указу и по присланной по твоей памяти велено нам выслать в Ростов на съезжей двор скована за провожатыми углецкаго уезда села Княжева дьячка Марка Федорова и по указу... взят и отправлен.1087

Монастырские крестьяне (впрочем, не одной Ростовской области) брали подряды, ставили поручителями своих же крестьян, а руки вместо них прикладывали разные приказные пьяницы, вследствие чего о исполнении подрядов не было и речи. Злоупотребление это вызвало именной указ 13 июля 1704 г., требовавший присутствия монастырских стряпчих при взятии поручных.1088

В 1706 году разрешая одному черному священнику действовать иерейская: посвящен де он в иереи м. Иоасафом Лазаревичем, святитель Димитрий прибавляет: «мирскаго чина на исповедь приимати кроме нужди не дерзает, и во пиршествах не упиватися ему до пьянства, и в корчмы не входить, кощунств и смехотворения не деяти, ниже пения срамословных песен или игр яковых слушати или смотрети. Аще ли же начнет, да не исправляет вышеописанныя службы ниже в фелонь облачится... и от монастыря... во иный перейти никакоже власно да имать»1089.

В 1707 году возникло целое дело у «баса» Головина со стряпчим Григорьем Протасовым о ссорах по убивству меж их крестьянами в Ростове.1090 В том же году, в мае, в Ярославле обобрана риза с чудотворной иконы Божией Матери Федоровской и другие драгоценности.1091

24 января 1708 г. жалуется архиерейский боярский сын Иван Губастов, оберегавший заповедные боровой и древянной леса, что в нощь пришли крестьяне «многолюдствием, с бердыши, с дубьем и с копьем... секут насильством лес на домы своя... и его бьют и увечат на смерть, а не на живот, и впредь похваляются они, боярские крестьяне, в том лесу убить его»1092.

Сентября 20-го 1709 года произошло воровство в церкви села Кубры Раковорского стану.1093

Буйство крестьян архиерейских и монастырских не представляет ничего исключительного. Дело доходило до вооруженных сражений с ранеными и убитыми, в коих участвовали до 3 000 человек.1094

Понятно, что с такою паствою духовенству, даже бы находившемуся и в лучшем положении, справиться было не легко.

В сферу духовной власти, желая помочь упорядочению дел, вступилось светское правительство. Прежде всего сочли полезным регламентировать духовное управление, устроить внешность. В силу этого мы и постараемся нарисовать картину официальной деятельности как светской власти, так и самого святителя Димитрия. Под официальною деятельностью св. Димитрия мы подразумеваем его внешние распоряжения по делам епархии.

24 января 1701 г. был учрежден или вернее возобновлен Монастырский приказ.1095 Ведомству его подлежали: управление патриаршими, архиерейскими, монастырскими и церковными вотчинами, устройство и содержание тех церковных учреждений, от коих были отобраны в собственность государства вышеозначенные вотчины, установление штатов, назначение настоятелей, судебная и дисциплинарная власть над монахами всех монастырей; строительная часть всех церковных учреждений; отчасти устройство приходов, школ, богаделен; посредничество в некоторых внешних отношениях между церковью и государем.1096 В восстановлении приказа, по словам М. И. Горчакова «выражалась главным образом идея перевода церковных вотчин в безусловное ведение государства».1097 Тотчас по учреждении приказа в 1701 г. начали составляться переписи всего церковного имущества. По архиерейским домам и монастырям были разосланы стольники, стряпчие, дворяне и приказные. Бесчисленные факты свидетельствуют, что управители и вообще чиновники приказа не отличались ни административными, ни нравственными качествами.1098 Особенно тяжело от этой реформы приходилось крестьянам, бежавшим, как мы увидим, от громадного количества новых податей и налогов, необходимых для государства по случаю шведской войны. От их бегства беднели монастыри, белое духовенство и архиереи.1099 По мере возможности, мы приведем официальные распоряжения, касавшиеся Ростовской епархии.

27 февраля 1702 года указано: монастырские и церковные пустые земли отдать на оброк, а оброку имать вдвое и втрое, и прибить этот указ по проезжим воротам.1100 4 мая 1702 г. был дан указ о корабельном сборе по 4 алтына с деньгою со двора.1101

В 1703, вероятно весною высланы были на Воронеж к корабельному строению плотники, между прочим из Ростова, Романова, Ярославля... с двух сот дворов по человеку со всякими плотничными снастьми.1102 В сентябре 1703 г. все Пошехонье присоединено к ведомству А. Д. Меньшикова для постройки кораблей в Олонецкой верфи.1103

29 марта 1704 г. дан указ о переоброчке и надзоре за архиерейскими мельницами, подтверждённый указами в мае и сентябре того же года.1104 В следующем 1704 году апреля 28 велено было представить каменщиков и кирпичников для постройки в городах, а с тех вотчин, где не было таких мастеровых, собрать по гривне.1105 В мае было указано собрать оброк с домовых бань.1106 В ноябре 1704 г. преосвященному Димитрию домовые столяры подали письмо отпускное, в коем сказано что они работали «на олонецком верфу у карабелного строения», а теперь отпущены в дом «и до указу по дому их никуда ни х каким делам посылать не велено».1107 1704 г. ноября 24 велено в дом преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского про ево архиереискии обиход, что надлежит каких запасов, отпускать без оскудения по присланным указом.... а на домовые расходы до указа ничего отпущать не велено.1108 1704 г. ноября 22 велено на Москве и в епархиях властелинских венечные памяти писать на бумаге под средним клеймом, в котором значит по копейке столбец... а ныне де ведомо нам В. Г. учинилось, что в архиерейских волостях старосты поповские венечные памяти пишут на одном свадебном столбце свадеб по пяти, и по десяти, и по двадцати... и ты б богомолец наш... велел взыскивать... а ослушники за их нерадение и преступление для правежу: пенных денег отосланы будут в оружейную палату.1109 Велено (от 4 декабря 1704 г.) ему (Воейкову) с церквей данные денги и венечные пошлины и всякие доходы преосвещенного Димитрия митрополита ростовскаго и ярославскаго с тобою казначеем Иларием збирать вопче и учинить приходные книги и в те книги тое денежную казну и всякие доходы записывать... по указу из казеннаго приказу с первобрачных по пяти алтын по четыре денги, а со второбрачных по тринадцати алтын по две деньги, с троебрачных по двадцати алтын.... а записывано с первобрачных по четыре алтына, со второбрачных, один первым другой вторым, по шти алтын, оба вторым по восми алтын две денги, с троебрачных по десяти алтын.... да сверх окладу церковных десятин сбирали в казенной же приказ с градцких попов за приходцкие дворы... по денге з двора... и велено тебе казначею приказных людей допросить, для чего вы в приход тех денег не записывали, и где у вас те деньги... писать без утайки... и без указу В. Г. тое денежное казны ни на какие расходы не держать. В том же году был учрежден именным указом сбор драгунам полка И. А. Мусин Пушкина (из служителей и разночинцев монастырских) на жалованье по 11 алтын 4 деньги с двора, да на корм лошадям их по гривне с двора.1110

15 января 1705 г. последовал указ о гробах: отобрать дубовые гробы по цене, кто не пришлет, тому наказание, а собранные продавать по цене вчетверо; если принесут покойника в дубовом гробе без указного ярлыка, допрашивать.1111 1705 г. генваря 29 указал В. Г. указ в архиерейский дом монахом и в монастырех властем... давать свое В. Г. жалованье против прежних дач с убавкою денег по пяти рублев, хлеба по пяти четвертей человеку... а в которых было по пяти рублев, а хлеба по пяти четвертей и меньше и им давать по прежнему сполна... а в архиерейских домех всяких чинов людям жалованным людям... и в вотчины всяких доходов давать половину, а другую половину сбирать в монастырский приказ на дачу жалованье ратным людем.1112 В том же 1705 г. старосты углицкого монастыря пред приказными показали: «каменьщиков и кирпищников в монастырских вотчинах в селех и деревнях у нас никого нет, а буде противно сыщется, указал бы В. Г. взять свою В. Г. пеню... а пени что В. Г. укажет.1113 В том же году 8 декабря последовал указ о сборе полуполтинном в Военный приказ ежегодно (с 1707 г. по табели).1114

В 1706 г. велено брать ямских и полоняничных денег по 3 алтына по 2 деньги со двора.1115 17 июля того же года велено собирать для содержания царевны Маргариты Алексеевны по пяти денег с двора.1116

В Москву (в 1707 г.) отправляли с углицких монастырей лошадей на смотр, не годятся ли для военного дела; оттуда же требовали столяров, кузнецов и плотников на олонецкую верфь.1117 В том же году предполагается провиантский сбор натурою.1118 Сохранилась отпись 1707 г. в получении денег с вотчин Углицкого Воскресенского монастыря на корабельную постройку.1119 23 марта 1707 г. Петр, нуждаясь в деньгах для войны, дал приказ из архиерейских домов и монастырей серебряную казенную посуду, оправленную серебром сбрую и ломаное серебро, все, что есть на лицо по переписным книгам 1701, 1702 и 1703 гг., кроме освященных сосудов и церковных вещей, прислать в Москву.1120 25 июля того же года последовал указ о сборе с попов и дьяконов с 200 дворов по одной драгунской лошади на свои деньги, а не с прихожан. 21 октября последовал указ, что вместо натуры можно внести деньгами 15 рублей.1121 В том же году явился еще сбор с церковников или козловский оклад.1122

9 января 1708 г. указано было лить пушки по новым образцам на счет Монастырского приказа.1123

Мы не упоминаем о бортевом налоге 1704 г.1124 и десятинной пашне и других более мелких сборах, но уже и перечисленного достаточно, чтоб понять, какую массу налогов приходилось платить и духовенству, и монастырским, и церковным крестьянам, и как эти доходы вместо обеспечения духовенства шли преимущественно на военные потребности государства. Если мы примем в расчет плохое административное устройство приказа и неопределенность его отношений к другим (по взиманию податей), мы поймем, что налоги являлись тяжелыми не только по величине, но и по способу взимания. И вот мы видим многочисленные уклонения от взноса налогов.

16 февраля 1703 г. был издан указ о высылке беглых крестьян из патриарших и пр. церковных и царя Арчила вотчин под страхом конфискации половины имений.1125

Крестьяне архиерейских вотчин ростовского уезда в 1703 году «покиня домы свои, многие бегут в город» и «неведомо куда». Большинство, распродав «пожитки свои, лошадей и скотину» бежало «на низ на черемшану». Схваченные, закованные в железо и допрошенные в застенке с пристрастием, они показали, что «приходил де крестьянин Филат Савельев и говорил, вышел «указ де Великаго Государя, что итти им жить, куды не похотят, и итти им в Синбирское на житье, и указ показал, а распечатать де того указа нельзя», что этот де указ Меретинского царя Арчила Вахтангеевича, и что они «сказавшись вольными» бежали в вотчины того царя. Крестьян этих велено селить в вотчинах Саввина монастыря.1126

В августе 1704 года велено было прислать на Воронеж для смены прежних плотников новых... и воеводы, стольники и дворяне писали, что без грамот В. Г. из Монастырского приказу плотников им выбирать не дают (кто?) и чинятся ослушны.1127

В вотчину Симонова монастыря в Угличе приехали новгородские дворяне Неплюев с товарищем и прикащик Наумов для покупки драгунских лошадей (раньше 21 марта 1708 г.), и с той вотчины крестьяне, собрався многолюдством человек 1000 и больше, тех посланных били и купленных лошадей отбили.1128 С другой стороны и сами администраторы мешали друг другу. Лета 1705 по указу В. Г. и памяти из Ростовского съезжего двора за приписью стольника В. Р. Воейкова ростовской епархии домовых московских дел стряпчему Тимофею Терпигореву... была послана отписка... Сего ж марта в 6 день присланы к Москве к тебе углецких монастырей слушки и конюхи для посылки в указные места заработными людьми против прежнева числа осмьнадесять человек, и дано им денежное жалованье в нынешнем [ψε] (1705) году против прежнево [ψд] (1704) впол, да на подъем по полтине человеку да хлебных запасов по полосмине муки ржаной, толокна, круп, сухарей потому ж, да двум человекам подвода; а высылки им слушком и конюхом умедление чинилось на срочное число затем... (что) углицкой воевода похватал их служек и кони в гдревых всяких платежах в хлебных и денежных (повинностях?)... и держал их два дни за караулом.1129

И в других отношениях светские власти стояли невысоко. По указу Великого Государя был прислан в Углич стольник из Москвы Лука Осипов Пестриков для взятия с города и уезда в завоеванный город Спб. и Нарву работных людей. Бургомистр Вас. Ив. Панин и горожане поднесли стольнику образ св. Дмитрия царевича. Он же при них «постави его ко образом, мысля в себе, яко граждане денег ему не поднесоша, а только единым образом удовольствовати хотят. И как они со двора ушли, стольник кинул образ, за что и был наказан свыше. По указу В. Г. был запрет, чтобы носить не русское платье, а немецкое всем, находящимся в выборах, а на которых будет усмотрено русское платье, с тех имать пошлину 13 алтын 2 деньги с человека. Бургомистр и начальнейшие граждане Углича просили выборных дворян Степ. Яковл. Опочинина да Афан. Семен. Пустобоярова дабы повелели гражданам маломощным ходити до исправы в русском платье. Те притворно согласились, затем заперли собравшихся в кремле, в соборе, и начали с них брать штраф, а в Москву послали отписку, якобы граждане не слушают царского указу. Оттуда прислали дьяка Ив. Петр. Ушакова для допроса.1130

Но кроме отобрания церковных имуществ, правительство, как мы уже указали, учреждая Монастырский приказ, желало урегулировать и другие церковные непорядки и централизовать большее количество духовной власти в руки светских чиновников. Указы, сюда относящиеся, касаются устройства монастырей, количества причта при церквах и т. д., причем не упускается и главная цель: извлечь возможную пользу из людей негодных или лишних к церковному устроению, хотя и находящихся в церковном ведомстве. Так в 1701 году велено выслать из всех монастырей дьячков, клирошан, келейников, родственников монашеских – бельцов и не допускать их в монастыри и впредь. Тогда же составлены переписи монастырей, с запрещением вновь увеличивать число братии, уничтожены переходы из одного монастыря в другой. Пострижение вновь допускалось только с разрешения Монастырского приказа, в монастыри отправляли больных, нищих, умалишенных, а впоследствии и отставных военных.1131

Указ от 1 октября 1702 г. гласит: «буде впредь на Москве в духовной приказ учнут приходити каких чинов нибудь люди или из городов и уездов воеводы и приказные люди, а из монастырей власти присылать, а помещики и вотчинники приводить людей своих и крестьян, а те люди и крестьяне учнут за собою сказывать наше государево слово и дело, и тех людей в духовном приказе не расспрашивая присылать в Преображенской приказ, к стольнику ко князю Федору Юрьевичу Ромодановскому». Эта грамота должна была быть разосланной по всем монастырям епархии.1132

18 октября 1703 года велено выслать бельцов из монастырей и не принимать их впредь.1133

1705 генваря 15 дня дан указ св. Димитрию: ежели станут попы челом бить об отпуске в другие епархии и во область святейшего патриарха, то отпуска не давать и их не пускать.1134 1705 году марта 5 по указу В. Г...и по присланной по твоей, гдне (святитель), грамоте велено нам (властям?) углецких монастырей переписать монахов, что после переписи явилось вновь пострижено и на какие упалые места, и по каким указом, и переписныя книги послали мы в Ростов за их властелинскими руками.1135

Еще больший страх распространяет возможность попасть в солдаты неученому в епархиальной школе поповичу или сыну дьякона, причетника и пр.1136 В этом отношении доходили до нелепости. Так, когда ростовский стольник требовал в солдаты священнических детей (от 25 февр. 1705 г.), ему отвечали, что их нет.1137

Прекрасно обрисовывает эти страхи следующее современное сказание. К одному деревенскому священнику Ростовской епархии «прииде из града Ростова весть, что состоялся указ Великого Государя Петра 1-го, что будет со всего церковного чину побор в рекрутский строй в скорых числах, и от той нечаянной вести впаде в великое размышление и печаль оный священник со женою своею и детьми своими, и в том размышлении пребысть многия часы». В сновидении он пришел молиться к чудотворному Кресту Господню: «Боже вечный, животворящий кресте Господень, помилуй мя грешного и недостойного. Не остави мене сира и убога; помилуй: мя и не разлучи, Владыко, с домочадцы моими, аще и много прегрешив пред Тобою, но не отступих от Тебе». Вовремя молитвы, он увидел живого Христа на кресте; лобызал его раны и затем, испугавшись наступившей темноты, проснулся. Утром он отправился в Ростов. «Восприяв первое благословение у протопопа Симеона, вопросих его про указ Великого Государя, иже о церковном чине, и той священнопротопоп поведа ми: аз воистину слышах от ростовского воеводы именем Иллариона (Воронцова), что будет со всего церковного чина побор в скорых числах; и мене грешного наипаки по слышании словес его горши того печаль объят; но и паки во страсе том начах помышляти: како укрытися от страха Царева? хотел оставити свою Божию церковь и домишко свой и неотложно удалиться на чужую страну и ехати, не хотя разлучитися с домочадцы своими, и впаде в едино размышление, что и приходские люди все разбрелися по чужим странам, а горши всего с детьми разлучение, да и без прихожан и жить, и пробыть будет нечем». Простившись с протопопом Симеоном и иереем Афанасием, печальный священник отправился домой с попутчиками священниками Иваном и Федором Петровыми. Разговорились они, и те сказали: мы сами чада имеем, таяжде нужда привлекла нас в град Ростов, и тая же объемлет печаль что и тебе, токмо ты, иерею, не вельми сетуй... мы слышахом сего часа в Ростове, в приказе духовных дел, от дьяка Михаила Феоктистова добрую весть про преждепомянутый государев приказ, иже о церковном чине. Той бо дьяк вопроси нас иереов, что вы иереи, какова ради дела в приказ пришли, и мы ему отвечали: со уплатою с детей своих оброчных денег, и он нам поведа тако: плату вы платите по-прежнему, и за великого государя Бога молите. Велено нам было по государеву указу дети ваши всякого церковного чину в рекрутской строй брать, а ныне те указы на Москве с ворот сняты, и вы живите по-прежнему». Иерей воздал благодарение Господу за избавление от печали.1138

Усиление рекрутского набора было особенно сильно в 1706 году.1139 «Многие из патриарших архиерейских домов и монастырских вотчин сели в подъячие, а иные записались в иные разные чины, хотя отбыть службы», и вот указ 20 мая 1706 года приказывает: «таких в монастырском приказе к службе годных записать в драгуны».1140 22 октября 1707 г. указ о новом наборе рекрутов с архиерейских и пр. вотчин с дворов по человеку.1141 В указе 1708 г., подтвержденном в 1710 г., запрещалось принимать неучившихся лиц духовного сословия в какую-нибудь другую службу, кроме солдатской. Поповым и дьяконовым детям учиться в школах греческих и латинских, а которые в тех школах учиться не похотят, и их в попы и во диаконы на отцовы места и никуда не посвящать, и в подъячие и в иные ни в какие чины, кроме служилаго чина, принимать не велено.1142

Кроме отобрания вотчин, установления новых пошлин, зачисления лиц духовного ведомства в солдаты, администрация старалась регламентировать отношения епископа к священникам и пастве, как это видно из нижеследующего указа. В нынешнем [aψε – 1705] году апреля в 7 день В. Г. Ц. и В. и К. Петра Алексеевича всея В. и М. и Б. России самодержца в грамоте iс патриарш духовного приказу в Ростов к преосвященному Димитрию митрополиту Ростовскому и Ярославскому за приписью судии монаха Иосифа Булгакова, в нынешнем [aψε – 1705] году известно нам великому государю учинилось о сем: в ваших архиерейских епархиах посвещаете в монастыри внов архимандритов и игуменов и без нашего В. Г. указу даете архимандритом шапки и iс(в) прихоцких церквах посвещаете протопопов, где преж сего отнудь не бывало, а все сие творите самочинне; такожде еще к прихоцким церквам посвещаете в прибыль попа по два и по три и болши, и диаконов многих, где преж сего по одному свещеннику бывало, и тем их священников приводите в великую скудость; и после даете им отпускные во область светейшаго патриарха и во иные епархии, и те священники многие по различным местам скитаются многое время и без места и пьянствуют, и живут безчинно; еще же посвящаете в попы зело малолетних без разсмотрения и противно правилам святым, и переводите от церкви к церкви по своему хотению, да еще пренебрегаете наше В. Г. повеление: во своих епархиах многих проклинаете и запрещаете присланных к вам из московск всяких чинов людей, а многих в том числе безвинно, а которое будет и виновен бывает едине, а вы запрещаете и проклинаете со всем его домом, и прихоцким священником не повелеваете в домы их ни с какою требою ходить, и от того вашего неразсудительнаго проклятия многия помирают без покаяния и без причастия; и то ваше стало зело о своем стаде нерадение и христианским душам вечное погубление. I марта 19 ден нынешняго [aψε – 1705] году по имянному нашему В. Г. указу богомолец наш преосвященый Стефан митрополит рязанский и муромский приказал ic патриарша духовного приказу к вам архиереом послат наши В. Г. грамоты: кто в ваших епархиах архиерейских ныне и впред станет бит челом в которые монастыри внов в архимандриты и во игумены, или кого похощете вы архиереи посветит по своему разсмотрению, и дати архимандриту шапку, и о таковых вам архиереом писати к нам В. Г. к Москве, и по тем отпискам посланы будут к вам наши В. Г. указы, а не отписався к Москве и без нашего В. Г. указу внов в монастыри архимандритов и игуменов отнюдь не посвещать, и шапок не давать, для того преж сего бывало при святейших патриархах и межпатриаршестве, где будет в которои епархии распространится монастырь, и умножится братии, и чести ради обители дабы быти у них архимандриту с шапкою или игумену, и принесут тоя епархии архиерею челобитную, и архиереи к нам В. Г. к Москве о том писывали; такожде, где в котором либо граде похотят граждане быти соборнои церкви и протопопу, такожде били челом, и о том посыланы были ко архиереом наши В. Г. грамоты, и учинено было им наше В. Г. жалованье, а не просто, по своему хотению, якоже ныне творят: у малой братии архимандрита или игумена посвещают, такожде и у прихоцких церквей, где единому священнику едва мощно пропитатся, тамо собор и протопопа учиняют, якоже кто что хощет, и сие самочиние весма отразити; такожде в ваших архиереиских епархиах кто подает челобитную в попы или во дьяконы на место престарелого, вдоваго,1143 и таковых престарелых и вдовых от церкве присылат ко архиерею для объявления и осмотру, и у вдовых попов имат скаски за руками с сроком о пострижении, где у кого обещание, в которои монастырь, и о том в те монастыри давать им указы, а как тот вдовои поп пострижется, и тому челобитчику ставленнику ис того монастыря о том принять ведение от архимандрита или иумена; а у престарелаго попа по осмотру ево старости и древности имат скаски за руками, с подкреплением что ему впред (не служить), а не взяв тако у престарелых попов скаски, а со вдовых о пострижении из монастыря ведения, на их места никого не свещати, а буде кто похощет бити челом в попы или во дияконы на чье место, и у тoи церкви есть иные попы, и к тои челобитнои тем попам прикладыват руки, что тот челобитчик бьет челом с их совету, чтоб отнюд впред спору не было; и о том вам архиереом своеи епархии в городы, кто ведает дховные дела, послат от себя памяти – тем ставлеником з городов и уездов давати им ко своему архиерею за ручными челобитными отписки, и в тех отписках против вышеписаннаго писат имянно; и против тех отписок и заручных челобитен во архиереиском приказе тех ставлеников допрашиват, ис какого они чина, чтоб были свободные люди поповы и церковниковы (дети); и по допросу справливатся с писцовыми книгами, и по справке, где у которои церкви написан один двор попов или дьяконов, у тои церкви одному попу или дьякону и быть; а буде сверх писцовых книг написано в переписных книгах в прибыл два или три двора поповых и болши, и тем ставлеником отказывать, а быть по писцовым книгам, а не по переписным; и в одном дворе по два и по три человека попа отнюд нигде не быть, чтоб будучи им у тех церквей в великои скудости меж себя вражды и обид не было; и посвещать ставлеников в попы и о дияконы ученых людеи, и грамоте умеющих совершенно, по правилам святых священника тридесяти лет, диякона дватпати пяти лет, а изынных ни каких чинов кроме вышеписанного и ниже тех лет во освященныи чин отнюд не посещать, – в номоканоне напечатано: духовник аще млад не дховник, но блудник, и сего ради дабы многаго зазрения в народе от тех попов и дьяконов младолетных не было, понеже за младолетствием таковых попов прихоцкие люди не исповедываются, и от того рождаются в народе великие расколы, архиереом же, которые посвещают таковых младолетных, от народа бывает зазрение и укоризна; а буде кто станет бити челом на отхожих места, и в тех отписках писат именнож, прежнеи поп или диякон от тои церкви куда отшел и для чего, а, не проведав подлинно, отписок отнюдь никому не дават, и без таковои ведомости ставлеников не посвещат; и к прихоцким церквам во епархиах нигде попов и дьяконов внов в прибыл никого не посвящать, для того таковых церквеи у попов между себя многие бывают вражды и свары, нестроение, и мятеж, о дворах и о земле, где было единому попу учинено определение земля и двор, ныне же там попа два и три и болши, и в тех церковных мятежах от прихоцких людеи бывает зазрение, а попам велие оскудение,1144 по тому во области святейшаго патриарха явилось по допросом ставлеником и по справке с казенным приказом, в писцовых книгах написан у церкви один двор попов, а в переписных книгах у тoи же церкви явилось по два и по три и по четыре двора поповых, а землю пахотною, которая написана по писцовои книге одному попу, владеют тою все; и на Москве в патриаршем духовном приказе буде такие явятся челобитчики с отписками и заручными челобитными, и по допросам и по справке с казенным приказом сверх писцовои книги по переписным книгам явятся лишние дворы поповы и дьяконовы, таким ставлеником отказывано; а буде же учнут кто и с таких бити челом, чтоб быти попу или дьякону у прихотскои их церкви в прибыль в другие попы, а в челобитнои напишут, что сверх писцовых книг за умножением прихода одному попу службы и требы правит совершенно не возможно, и против того их челобитья попов, сыскиват подлинно в правду, сколько у тои церкви попов и церковнои пахотнои земли и сенных покосов и всяких угодеи, и что прихотцких дворов, и есть ли чем тому другому попу прокормится, и не будет ли от настоящаго попа или от иниого кого о том спору и челобитныя, и буде подлинно явитца, что приход умножился, и земли и угодя довольно, и двор поповскои отведут, и тем прихожанам тоя ради нужды к тoи церкви в попы или во дьяконы посвятит тебе архиерею не возбранно, а буде по сыску явится не тако, и учинится от кого спор, и тем ставлеником в том указывал быть по прежнему одному попу; а х которым церквами преж сего посщены в прибыль протопопы или попы и дьяконы, где изстари того не бывало, а к иным церквам на умерших и дьяконов места где будут бити челом кто постороние, а не родственники умерших и на тех умерших места от тех церквеи прибылых протопопов и попов и дьяконов переводит к тем церквам, а чтобы излишных попов и в прибыли ни у которой церкви не было; а от церкве же попом и дьяконом, где кто посвещен, ко инном церкви никому не переходит, и перехожих отнюдь не дават, того ради по правилам святых апостол переходити не повелено; да и до того на Москве во области святейшаго патриарха многи попы явились, буде х которои церкви посвещен, а договорится с кем о дворном строении малою ценою, а преж сего покупали и продавали с церковнымы доходы, и пожив у тoи церкви малое время, и приискав себе иное место лутче прежнего, бьет челом о перехожих, а прежние свои места продают великою ценою, и теми церковными местами корчемствуют, и от тех их поповых покупок и продаж правилам святым сочиняется нарушение, и о том во всех ваших архиереиских епархиах попом и дьяконом наш В. Г. указ сказат, с великим подкреплением, чтоб святыми церквами они не кормчествовали, и от места к месту отнюдь не переходит, и из епархии своих попов и дьяконов во область святейшаго патриарха и вынные епархии никуда отпускных никому не дават, и самим ни откуду не принимать; понеже многи попы и дьяконы, взяв от архиерея своего отпускную, а иные и без отпускных и запрещеные и вдовые явятся во области святейшаго патриарха, и выных епархиах без допросов и без свидетельства таино служат святыя литургии, а в домех всякого чина у людеи живут и служат у крестов и всякие церковные потребы исправляют, и живучи в тех домах праздно безчинствуют, и упиваются, и сквернословят, и многие не боящиися Бога или ругаются и биют их, и от того в народе многое осуждение и зазрение, ниипаче же от иностранных зельное подсмеяние, а тем архиереом которыми они посвящены приносят великую укоризну; да вам же архиереом во своих епархиах по нашему В. Г. указу присланных московских всяких чинов людей и тамошних жителеи отнюдь проклятию не предавать, ни жен и детеи их, для того в прошлых годех нашим В. Г. повелением блаженныя памяти при богомолце нашем при святеишем Адриане патриархе московском и всеа России посланы были ко всем архиереом наши В. Г. грамоты, чтоб жителеи московских всякаго чина людеи и присланных отнюдь не проклинати, но в своих епархиах аще ли случится кто впадет в кое либо церковное погрешение, и аще ли не будет повиноватися, и того запрещению предати на время, да престанет от начинания своего, а жен и детеи повинующихся и их людеи без вины не запрещати, и в домы их потом со всякою требою входа не возбраняти, чтоб многие люди от того запрещения без покаяния и без причастия святых таин не помирали, и души их вечно не погибали; и впредь наших В. Г. указов вы архиереи дабы не презирали и по християнскому обычаю имели бы попечение о всяком бы церковном благочинии и о врученом своем стаде со опасением многим; таков наш В. Г. имяннои указ за подписанием руки ево преосвященного Стефана митрополита рязанскаго и муромскаго; и как тебе сиа наша В. Г. грамота придет, и ты богомолец наш исправлял о сем по сему нашему В. Г. имянному указу, как о том писано в сеи нашеи В. Г. грамоте выше сего; писан на Москве лета 1705 марта 28 день. А у подлиннои В. Г. грамоты припись судии монаха Иосифа Булгакова. Справа Василия Павлова.1145

Такова картина состояния паствы и общих действий административной власти, непрестанно, как мы видим, вторгавшейся в пределы власти духовной, правда, с добрыми намерениями, но с плохим их исполнением.

Приведем уцелевшие данные по официальной епархиальной деятельности самого св. Димитрия. Из крупных распоряжений по епархии мы укажем на два нам известные.

К 1705 году относится приведенный у нас в приложении III обширный наказ монаху Варлааму касательно внешнего благоустройства. В этом акте чрезвычайно ясно обрисованы официальные стороны деятельности святителя в строе епархиального управления. В сущности, указ не представляет оригинального сочинения: он тождествен по содержанию с уставной грамотой патриарха Адриана – архимандриту Евфимию от 1 июля 1698 года.1146

В 1708 году по указу преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского и по наказу их домового духовного приказа за приписью дьяка Мирона Феоктистова, его ж преосвященного митрополита дома казначеем иеромонахом Филаретом произведена была опись Ростов-

ского Белогостицкого монастыря вероятно по случаю назначения нового настоятеля вместо Филарета.1147

Из скудных данных о церковных пошлинах, составлявших собственность архиерея, во всяком случае видно, что они не были увеличены святителем за время его управления, хотя размер их был очень скромный. Лета 1702 окт. 22 по указу преосвященного Димитрия ево митрополичий казначей монах Иларий... принял в домовую казну – Романовского уезда с Колокши церковной дани с пошлинами 3 рубля 30 алтын 2 деньги. Лета 1705 янв. 22 видим тот же размер.1148 1706 г. октября по указу Димитрия и по приказу города Ярославля митрополич домоваго двора наместника иеромонаха Рафаила принял десятской поп Никифор на Романов в домовое строение и в дрова, по шти денег с двора, что на Колокше, на 705, 706 и 707 с четырех дворов, а отпись писал я поп Никифор своею рукою.1149 Еще яснее видна нестяжательность святителя из нижеследующего документа: Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский. В домовом духовном приказе събирается с антиминсов с епитрахильных поповских и диаконских уларных (=орарных) с перехожих и новоявленных: с антиминсов по 17 алтын по 2 денги, ис того числа: архиерею 8 алтын 2 денги, в казну 3 алтына 2 денги, с антиминсов холщовых, отласно 38 алтын в казну, казначею 2 алтына, иеромонаху Ефрему 8 денег, ризничему 8 денег, подризничему 6 денег; с епитрахилных и уларных по 2 рубли, по 30 алтын, и ис того числа архиерею 2 рубли, казначею 3 алтына 2 денги, иеромонаху Ефрему 2 алтына 4 деньги, подячим вместо годоваго денежнаго жалованья 10 алтын, верховым келейником и истопником 10 алтын 4 денги, писарю Андрею Бодаковскому 4 денги, иподиаконом 2 алтына, приказному истопнику 4 деньги. С перехожих поповских и диаконских по 1 рублю по 17 алтын по 2 денги; а ис того числа: архиерею 1 рубль, в казну 8 алтын 2 денги, казначею 3 алтына 2 денги, подячим 3 алтына 2 денги, в остатках 5 копеек. С новоявленных памятеи дьячковских и пономарских и с просфирниц по 27 алтын по 2 денги и ис того числа: архиерею 10 алтын, в казну 8 алтын 2 денги, казначею 3 алтына 2 денги, подячим 3 алтына 2 денги, истопнику 4 денги, в остатках пять копеек. З благословенных грамот на церкви с одного притча по 17 алтын по 2 денги, и ис того числа: архиерею 8 алтын 2 денги, казначею 3 алтына 2 денги, верховым келейником и истопникам 8 денег, приказному истопнику 2 денги, в остатках 6 денег. 1708 года януария 1.1150

При скудном церковном сборе (по 2 денги с церкви) не мудрено, что по смерти святителя денег в казне оказалось всего 39 рублей 20 алтын.1151

Приведем кстати и перечень, хотя и далеко не полный, антиминсов и ставленных грамот святителя.

В 1702 году Димитрий вероятно, освятил (антиминсы или сами храмы, не знаю) ярославские церкви: во имя Пресвятыя Богородицы Толгския с пределом священномученика Власия, выстроенную купцом Афанасием Черницыным, и св. Николая Тропинского за Которостью.1152

30 января 1704 г. ставленная грамота священнику Ростовского уезда села Погорелова Афанасию Михайлову.1153

Антиминс в Учемскую пустынь 12 ноября 1704 г.1154

Ставленная свящ. грамота 1705 г.1155

Вероятно в 1705 г. святитель освятил обыденную Спасскую церковь в Ярославле, отстроенную каменным строением.1156

Ставленная свящ. грамота 1706 г.1157

Разрешительная грамота того же года: Божиею милостию преосвященный Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский. В нынешнем 1706 году генваря 13 бил челом нам преосвященному митрополиту нашеи ростовскои епархии пошехонскаго уезда согорскои волости села туталова поп василеи, а в челобитье своем написал: поставлен де он в попы с тем де се братом нашим блаженной памяти преосвященным Ионою митрополитом ростовским и ярославским в прошлом [зрчз] (1689) марта в день и ставленая грамота у него есть, и в прошлом же де [се] (1697) году волею Божиею он поп василеи овдовел, и чтоб нам преосвященному митрополиту пожаловали его попа василея благословили и велели ему у того храма иереиская деиствовати на том дать... патрахелная грамота, а живет он поп василеи после сожителницы своея чисто и в послушании под паствою отца своего духовнаго и впредь обещался чистоту хранить и благоговеино жить, и в дому у себя зазорных лиц не держать, кроме матере и сестр, и мы преосвященный Димитрий, милостию Бояжиею митрополит ростовскии и ярославскии, выслушав ево попа насилия челобитья и ставленую ево грамоту... и... исповедании отца ево духовнаго иеромонаха иосафа благословили ему... того храма иерейская действовать инешняго 1706 году 13 числа впредь два года на нашем (дворе)... царствующем граде Москве лета 1706 году генваря в 13 день. Смиренный Димитрий Божиею милостию митрополит Ростовский и Ярославский.1158

6 июля 1707 освящен антиминс в церковь села Краснаго Ярославскаго уезда.1159

1 августа 1708 – антиминс Воздвиженской Ярославской церкви.1160

В июне 1709 – антиминс в церковь Авраамиево-Богоявленского монастыря.

1 сентября 1709 г. антиминс в ц. св. Николая в с. Угодичах.1161

18 сентября 1709 г. выдана настольная грамота игуменье Ярославского Казанского монастыря Александре. Приводим её целиком: Божиею милостию великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, в Ярославль на посад, в пречестную и великую обитель честнаго и славнаго образа Пречистыя Богородицы Казанские девича монастыря о Святем Дусе нашего смирения священником и диаконом и старицам и слугам тоя обители. В нынешнем 1709 году сентября в день били есте нам челом и челобитную и излюбленную за руками подали Спасского монастыря черных священников Феодосья да Маркела, да Офонасьевского монастыря черного священника Симона, чтоб нам к вам в монастырь благословить выгуменьи того же монастыря старицу Александру Волкову и настольную ей грамоту дати. И аз, великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, по вашему челобитью Александру Волкову к вам в монастырь выгуменьи благословил и настольную грамоту ей дал, и вы, священники и диаконы, и старцы, и слуги, и все приходящии правовернии люди, тоя обители игуменью Александру почитайте, и слушаите, и повинуитеся добре о Господе Бозе со всяким духовным опасением, и порадованием, и покорением, яко присной своей госпоже; понеже обретохом ее благоговейну и чистоте боголюбиву; и должна убо сицевая игуменья Александра монастырская строения строити по преданию, по правилом святых апостол и святых отец, и по нашему благословению и наказанию, также и к вам имеет свою духовную любовь и попечение и дерзновение о всяком деле блазе. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих ростовских чюдотворцов Леонтия, Исаия, Игнатия, Иякова и всех святых молитва, и нашего смирения благословение на тебе и на сестрах под твоею паствою во веки. Аминь. Сего ради дана бысть сия наша настольная грамота на утверждение в Богоспасаемом и в преименитом граде Ростове, писан лета 1709 году сентября в 18 день.1162

Антиминс в Ярославском кафедральном соборе освящен 4 окт. 1709 года.1163 В 1709 году дана грамота на освящение придела во имя св. Льва Катанского в Ярославской церкви св. Николая, что на Пенье.1164

Дед и прадед Иннокентия, архимандрита ростовского Спасояковлевского монастыря, были рукоположены св. Димитрием, когда именно неизвестно.1165 Неизвестна дата и ответ святителя на нижеследующую грамоту: Государю преосвященному Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, бьют челом помещики Ростовскаго уезда сельца Карагачева Илья Иванов сын Мещеринов, да сельца Ликина (Лыкина?) князь Семен Матвеевич сын Шаховской. Излюбили мы помещики того же села Карагачева церкви Рождества Пресвятыя Богородицы попова сына Василья Леонтьева, чтоб ему, по твоему архипастырскому благословению, а по нашему излюбу быть у той же церкви Рождества Пресвятыя Богородицы вторым священником в поможенье отцу своему, потому что тот священник при старости, и (чтобы) церкви Божией без пения не быть и душам христианским без причастия не помереть. Милостивый государь преосвященный Димитрий. митрополит Ростовский и Ярославский, пожалуй нас, вели его Василья по своему архиерейскому благословению поставить в попы. Смилуйся, пожалуй.1166

Таков общий очерк законодательства, касающегося ростовской епархии за период 1702–1709 г. и административной деятельности святителя Димитрия по вверенной ему епархии. Но эти данные, рисующие только чисто внешнюю официальную сторону деятельности св. Димитрия, далеко не так важны, как его внутренняя деятельность, направленная к поднятию духовной стороны вверенной ему паствы.

Мы уже видели, в каком печальном положении находилось духовенство в епархии святителя. Административными мерами, конечно, мудрено было поднять его нравственный уровень, и вот святитель обратился к другому оружию: посланиям, проповеди и школам для священнослужителей. Послания и проповеди Димитрия вместе с тем дают и прекрасный бытовой материал и дополняют вышеприведенные сухие официальные сведения. Вот пока данные из двух посланий святителя, о проповедях скажем ниже.

«Некие злонравныя иереи, пишет святитель, грехи детей своих духовных изъявляют, обличают, и в прилучающихся между людьми беседах, егда бывают пьяни, хвастают детьми духовными или в гневе с укоризною поносят им». Чтоб противодействовать этому безумию, святитель написал «краткое увещание» о хранении тайны исповеди. Грехи – камни, нас отягощающие, милосердие Божие – море; как камни, вверженные в море, никому уже неведомы, так должно быть и с грехами, ввергаемыми исповедью в море милосердия. Иерею, поведавшему тайну исповеди, не уйти вечных адских мук, да и здесь, на земле, по градским законам ему следуют язык созади ископати.1167 Не менее сильно восстает святитель и против другого порока духовенства. Иереи... ленятся ходити к больным, еже исповедати и причастити их, а наипаче к людем убогим и нищим не хотят ходити, токмо к богатым ходят, а убогих и нищих презирают, и много нерадением их без исповеди и без причастия Божественных таин умирают... Грозя гневом Божиим, святитель говорил: равно о коемждо Владыка Христос истяжет от иереа – о нищем, якоже о богатом. Аще же некоторый иерей, многую душ человеческих паству под собою имый, не может сам досмотрити всех, то придельный иерей да помогает ему... при исповеди и в прочих управлениях христианских.1168

Другое распоряжение святителя относится к вопросу о хранении святых Тайн. Последние должны храниться не на дому у священника, между клопами, тараканами и сверчками, а в церкви или в крайности в особой клети, на месте честном, в сосуде чистом, и чтимы поклонами. Случилось Димитрию в 1702 году, на пути в Ярославль войти в сельскую церковь. «Егда же вопросих тамошняго попа: где суть животворящыя Христовы Тайны? Поп той не уразуме словесе моего и яко недомышляяй стояше, молча. Паки рех: где тело Христово? – поп же ни сего словеси познати можаше. Егда же един от со мною бывших искусных иереов рече к нему: где запас? Тогда он изем от угла сосудец зело гнусный, показа в нем хранимую оную в небрежении толь велию святыню». Затем святитель увещевает священнослужителей чаще причащать прихожан, ибо и малые грехи, на которые те ссылаются, могут привести к духовной смерти, как песок, в мешке собранный из мелких песчинок, может потопить не хуже камня, навязанного на шею. Иерей должен пред причащением непременно читать установленные молитвы. Протопресвитер ростовский и протодиакон сами своими очами видели, как один священник какой-то церкви служил литургию без служебника и молитв, только делая нужные возгласы. Когда те спросили его, почему он так делает, священник отвечал: уже я прочел служебные молитвы в дому. Ему заметили, что это он не добре деет; он ответил: «аз от старых попов сего навыкох, и сказа по имени, от кого навыче». Случалось, что священники торопились при служении, служили не протрезвившись, в алтаре сквернословили, бранясь матерны, просфоры попадались ржаные и пр. Святитель завещает исправлять все это и читать молитвы с умилением, а то молитва без внимания и умиления есть кадильница, бряцающая без огня и кадила.

По праздничным и воскресным дням иерей должен поучать народ в церкви от святых книг, прилагая и от своего разума словеса полезная, елико будет возможно. Безграмотных он должен научить молитве Иисусовой, Царю небесный, Трисвятому, Отче наш, Символу веры, Богородице и Достойно или, по крайней мере, молитве Иисусовой, Отче наш и Богородице. Этому можно учить в церкви после литургии и прочтения поучения: пусть за священником все обретающиеся в церкви аки единыи усты глаголют, он же да начинает, сказуя по единой точце, начен от молитвы Иисусовы.1169

Иереи сынов своих по плоти, дóндеже в совершенный возраст приидут, да учат грамоте гораздо, умели добре читать по книгам и писать. А во еже бы разумети им силу чтомого Божественного писания, да дают иереи детей своих в училища грамматические в Ростов, идеже повелением Великого Государя учат безденежно, для того нарочно, чтоб священнические дети не были глупы. Да егда вместо отец своих сподобятся священного сана, умели бы в церкви поучати народ не точии книжным чтением, но и наизустным слова Божия сказанием.1170 Списки этих посланий были разосланы по всем церквам епархии. Последнее распоряжение об учении приводит нас к Ростовской школе, к обозрению деятельности которой мы теперь и обратимся.

* * *

1073

Описание Ростовского Спасо Яковлевского Дмитриева монастыря Спб. 1849 г. стр. 20–21.

1074

Житие синодальное стр. 32. Св. Димитрий был погребен на этом месте, и там же почивают его мощи. Другие архиереи ростовские погребены в кафедральном соборе.

1075

Соч. I, 54–59. Святитель истинно исполнил этот завет, как это мы увидим ниже. Есть предание, что он не раз собирал в Крестовую палату слепых, глухих и хромых, угощал их обедом и от них учился терпению (Дух. Беседа 1858, III стр. 395).

1076

Посошкова Сочинения т. I M. 1842 стр. 29.

1077

Посошкова Соч. I, 25, 27. Ср. Знаменского Правосл. соб. 1871, III, 58 о договорах при избрании в священники на церковную землю.

1078

Соч. II, 178.

1079

Соч. II, 91.

1080

Посошкова сочинения т. I M. 1842 стр. 19 и 314.

1081

Викторов Рукописи Беляева М. 1881 стр. 33–36. Рукопись XVII века в форме церковной службы, вроде «Воду прошед, болото перебрел, из двора вышел, от жены злой журьбы убежал, на кабак зашел, три выпил чарки винца, хватился за мошну, мошны не сыскал, песнь победную воспел, одва и платьишком пролез» Вот места, касающиеся духовенства: Мечуще одеяние свое, ходящи безпрестани на корчму, друг к другу глаголаху с похмелья попы и диаконы, склад чиняху и на мед посылаху на ведро, глаголюще: пропьем однорядку темнозеленую, да повеселимся; не пощадим кафтана зеленого, сорокоустными деньгами окупимся. Сице попы помышляюще пьяные, коего бы мертвеца с зубов одрать. Черными сермягами оболчемся и у мужиков в братчинах пропьем и от попадей журьбы убежим... Что ти принесем, веселая корчмо! Каждый человек различные дары тебе приносит, со усердием сердца своего. Попы и дьяконы – скуфьи и шапки, однорядки и служебники; чернцы – монатьи, рясы, клобуки и свитки и вси вещи келейныя.

1082

Рук. И. П. Б. Q I № 295 л. 264 об.

1083

Рук. И. П. Б. Q I № 480 л. 37 об.

1084

Частные указания на эти же пороки в нижепомещенных указах по епархии 1705 года – в следующей главе, и в приложении III.

1085

Я. Г. В. 1858, стр. 47.

1086

Я. Е. В. 1872, № 18, стр. 142–144.

1087

Архив Ярослав. консистории, связка № 1, углицкие дела, очень ветхие.

1088

Полн. Собр. Закон. IV, № 1984.

1089

Сборник Сп. Яковл. мон. № 365 л. 321об – 322; начала нынешнего столетия.

1090

Рус. Apх. 1865 г, № 5 и 6 стр. 651.

1091

Любопытное по тону и по бытовым данным подробное сказание «о крадении» помещено в Повести о начале зачатия и поставления первыя древяныя церкве св. Николая чудотворца, что на Пенье Я. 1873 стр. 23–34 (оттиск из Я. Е. В. 1872 г.).

1092

Записная книга указов, без №, в библиотеке Ярославского архиерейского дома, л. 43. Эта книга имеет в начале следующую запись 1702 окт. 1 преосвященный Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский указал, которые попы и дьяконы и церковные причетники будут ему преосвященному митрополиту на места свои о детях и о сродственниках своих и в попы и во дьяконы и в церковные причетники челом бить, записывать в сию записную книгу. Подробнее см. ниже.

1093

Зап. кн. л. 45.

1094

Описание документов и бумаг М. Архив. Мин. Юстиции. т. IV М. 1884 г. стр. 75–77.

1095

П. С. З. IV. № 182.

1096

М. И. Горчаков Монастырский приказ. Спб. 1868 г. стр. 136, 146, 169, 172,173, 202.

1097

Попытка секуляризации доходов были уже и раньше. По указу 1698 года было собрано на Воронежскую верфь с Ростова, в том числе и духовенства – 734 рубля 1 алт. 2 деньги (Я. Г. В. 1851 г., № 8, стр. 82). В 1700 году по распоряжению Петра Любимский Спасо-Геннадиев монастырь обязывался давать строевое платье и кормовые деньги по алтыну каждому из 15 солдат, всего 30 р. 16 алт. 4 деньги (Я. Е. В. Г. 1866 г., № 14, стр. 108) По истории этого вопроса за XVI в. укажем прекрасное сочинение пр. Павлова Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. I Одесса. 1871.

1098

Горчаков, стр. 151.

1099

Горчаков стр. 154, 156, 158. В книге высокоуважаемого профессора подробно перечислены все виды сборов Монастырского приказа. Дополнение к этой книги, составляет капитальное сочинение того же профессора: О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода. Спб. 1871 г. стр. 443–509 и приложение стр. 149 (о бегстве крестьян). Интересные и важные данные за позднейшее время находятся в отдельных статьях и книгах В. И. Семевского. Крестьяне в царствование имп. Екатерины II и крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века.

1100

Полн. Собр. Зак. IV .№ 1897.

1101

Горчаков. Мон. приказ стр. 201.

1102

Горчаков, Мон. прик., приложения стр. 18.

1103

П. С. З. IV № 1948.

1104

П. С. З. IV № 1966, 1976, 1981 и 1993. Горчаков стр. 215.

1105

Горчаков, стр. 213 и Прил. стр. 16.

1106

Горчаков, стр. 216.

1107

Зап. книга Яр. Арх. дома л. 13.

1108

Зап. книга л. 15.

1109

Зап. книга л. 13 об. Ср. Горчаков, Монаст. Прик. Приложение стр. 21, где вместо даты 4 декабря указано 11 апреля 1704 г., и сама грамота приведена сокращенно.

1110

Горчаков, стр. 220 и 221.

1111

П. С. З. IV № 2019.

1112

Зап. книги л. 18.

1113

Арх. Ярос. конс. связка № 1, углиц. дела.

1114

Горчаков, Мон. приказ стр. 204.

1115

Там же стр. 207.

1116

Горчаков стр. 228.

1117

Арх. Ярос. конс. св. № 1, углиц. дела 1707 г.

1118

Горчаков стр. 208, сем четвериков со двора.

1119

Ростовск. музей, описи грамот № 147.

1120

Полн. собр. постановл. по ведомству правосл. исповед. II, № 79, стр. 485. Опись докум. и дел арх. Св. Синода, т. III, стр. 589.

1121

П. С. З. IV, № 2154 и 2166. У М. И. Горчакова (стр. 221) указано 17 марта 1707 г.

1122

Горчаков, стр. 226.

1123

П. С. З. IV, № 2185.

1124

П. С. З. IV, № 2222. Моск. Арх. М. И, Д. приказн. дела св. 707 № 40 (1704 г.).

1125

П. С. З.. IV, № 2092.

1126

Московский Архив Мин. Ин. Дел, связка № 30, от 18 марта 1703 года. И в других епархиях крестьянам жилось не важно. Горчакова О земельных владениях, и приложение стр. 148–150. От 21 февраля 1705 г. дошло до нас челобитье Новгородского митрополита Иова о не посылке в плотники на Воронежскую верфь со всей его епархии домовых и монастырских крестьян и бобылей и о неправеже с тех крестьян всяких государевых податей «по случаю» тягости и разорения от Шведской службы. (Моск. Архив Мин. Ин. Дел, связка № 31, № 2). В 1707 году Иов писал о надлежащем ему денежном даянии: у меня денег нет; да освободит Великий Государь нас от таковаго несноснаго и невозможнаго даяния (Странник 1861, 1 стр. 80) В 1708 г. Соловецкий архимандрит жаловался на притеснения монастырских крестьян Олонецким комендантом: крестьян мужеска и женска пола бьет нагих кнутом и батоги на смерть, и поставя виселицу, приказнаго монастырскаго старца и крестьян хотел вешать, и от крестьян архимандриту отказал и слушаться ни в чем не велел. (П. С. З. IV № 219). Благодаря такому тяжкому положению крестьянства, слухи о нарождении антихриста, конечно, распространялись беспрепятственно, а затем недалеко было убеждение, что антихрист-то и есть царь Петр, что он де и не царь, а подмененный оборотень, а настоящий царь замучен в Стекольном, в бочке с гвоздями. Так о такой подмене настоящего царевича младенцем из немецкой слободы толковала в 1710 г. Маремьяна Полозова, вдова квартирмейстера матросов. М. Семевского. Народные толки о происхождении Петра I (Светоч, 1860 № 1, 3 и 4). Вспомним также дела Талицкого, Варлаама Левина, Аврамова и др. Что народ жаловался именно на имущественные притеснения, видно из характерной жалобы солдат (около 1716 г.), заявленной в подметном письме: «Уже де тому 15 лет как началась война с Шведом, нигде мы худо не сделали и кровь свою не жалеючи проливали, а и поныне себе не видим покою, чтоб отдохнуть год или другой, жон и детей не видим, нас де как нарочно мучат, кругом обводят Москву... Сравняли де нас с посохою, уж де пришел из конъпани, из лесу дрова на себе носи, и день и ночь упокою нам нет, и деньги старый оклад отнимают, и впредь де нам добра ждать нечево... Уже чрез меру лето и осень ходим по морю, чево не слыхано в свете, a зиму также упокою нет на корабельной работе, а иные на камнях зимуют, с голоду и с холоду помирают. А государство свое все разорил, что уже в иных местах не сыщешь у мужика овцы..., говорят: умная голова, умная голова! коли б умная голова, мог бы такую человеческую нужду разсудить, как так долго служить, а без греха прожить.., так приводит чтобы из наших душ не было ни малова христианства... где мы мудрость ево видим? Выдал штуку в грацких правах, учинил Сенат. Что прибыли? Только жалованья берут много. Спросил бы де хоть у однова челобитчика, решили ль хошь одному безволокитно, прямо, да сыскав за такое непослушание, хоть одному штраф учинил; в кампанию ты б их не брал... Как Бог терпит за такое немилосердие». (Чт. О. И. и Д. Р. 1860, II, 27–30. Ср. раскольническую историю о П. В. (ibidem 1863, № I стр. 52) и летописец 1700 года (Летопись зап. арх. ком. IV, 3 стр. 131).

1127

Горчаков. Мон. прик, прилож. стр. 18. Указ относится, между прочим, к городам Ярославлю, Ростову, Романову и др.

1128

П. С. З. IV, стр. 408.

1129

Архив Яр. консистории, связка № 1, углицкие дела. Вот кстати еще одна данная об самоуправстве воевод. Мы приводим её потому, что иначе она навсегда затеряется. Выписана она из синодика XVII в. бывшего в руках у С. Т. Большакова. «[сi] (102) году Бокин боярин приезжал на Усью, a cедоком сидел он на Тотме и он с Тотмы и приезжал, хотел он на Усье ям строить, а усьяна строить не захотели, и он их усиян засек, [гi] (13) человек... помяни Господи души усопших раб своих засеченных: раба своего Александра, Василия, Евдокима, Алексея, Данила, Сидора, Ивана, Феодосия, Артемия, Андрея, Савы, Василия, Иеремии».

1130

Яр. Еп. Вед. 1867 г. № 21 стр. 106. Перепечатаны в Я. Е. В. 1889 № 39.

1131

Горчаков Мон. приказ стр. 170–171.

1132

Записн. книга указов Яросл. Архиер. дома. Ср. Полн. Собр. Зак. IV № 1918 от 25 сентября.

1133

П. С. З. IV № 1948.

1134

Зап. книга л. 20.

1135

Арх. Яр. конс. связ. № 1 угл. дела.

1136

П. С. З. IV, № 3186. Руков. для сельских пастырей 1863, II.

1137

Арх. Яросл. конс. св. № 1 угл. дела.

1138

Сказание о явлении честного и животворящего креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая в Никольском погосте. Ярославль 1874 г., стр. 42–52 (четвертое чудо о иереи, избавленном от печали). Сказание о чуде, судя по записи, может быть отнесено или к 1702 или к 1713 году, ибо в эти годы Пасха приходилась 20 апреля.

1139

П. С. З. IV, № 2095, 2096 и 2104.

1140

П. С. З. IV, № 2108.

1141

П. С. З. IV, № 2161.

1142

П. С. З. IV, № 2186 и 2308. Позднее в 1711 г. был произведен большой набор, при чем брали лишних причетников и безместных поповичей, не взирая на всевозможные уклонения. П. С. З. IV, № 2352.

1143

При святителе вдовые священники не отрешались от мест. См. ниже.

1144

В этом месте переписчик записной книги, кажется, спутал столбцы, или они и раньше были неверно склеены.

1145

Записная книга указов библиотеки Ярославского архиерейского дома л. 24 об.

1146

Временник О. И. и Д. Р. т. XI, стр. 30–46. Пункты нашего указа I-XVI одинаковы с пунктами грамоты Адриана. Вторая половина XVI соответствует 17 и так идет вперед, (т. е. XVII = 18 и пр.) до XXXIV и XXXV, которые тождественны с одним 35 грамоты Адриана. Далее наш XLVI соответствует 56 и так до конца. Напечатанные отрывки у нас на стр. 41 соответствуют пунктам 50 и 51. Конечно в нашей грамоте сделаны некоторые необходимые изменения: вместо патриарха – митрополит, вм. десятильнича двора – домовый двор, вм. приставов (на стр. 28) – монастырских слуг и стрельцов – пристава и т. д., но все существенное осталось без изменения. Кстати исправляем две ошибки: на стр. 22 пункт XX вм. объявитца – обеситца и на стр. 26 п. XXXI в конце вм. вдовы – вдвое.

1147

Сборн. Археол. Инст. кн. IV, 2 стр. 78.

1148

Я. Е. В. 1857, № 45, стр. 341.

1149

Я. Г. В. 1857, № 46, стр. 357.

1150

Подлинная грамота находится в ризнице Ростовского Спасояковлевского монастыря, в рамке, под стеклом; заметим, что, по указанию М. И. Горчакова (Монастырский приказ, стр. 237 и 239), в Ростовской епархии взималось с причетников менее в два раза, чем в Вологодской, равным образом и сбор венечных пошлин был менее чем в патриаршей и вологодской областях. Для сравнения может, кроме того, служить роспись 1675 г., напечатанная в Актах Истор. т. IV, № 259, где подробно исчислены все сборы при посвящении. Видимо, что святителя вообще занимал вопрос о церковных пошлинах. В его рук. 1708 года (Синод. № 187, л. 145) под словом Sacerdotium читаем: Епископы в Киеве (videtur в Владимире московском) собранныи Игнатий Ростовский, Феодот Переяславский, Симеон Полоцкий на поставление Серапиона епископа Володимерскаго сие утвердиша, да новопоставляемый поп ничтоже дает епископу за поставление, токмо на крилошан гривен седмь NB. Baronius rok 1057, т. 3. Isaacius Comnenus uczynil prawo na biskupy aby od kaplanskiego swiecenia siedm tylko zlotych dawano... о пошлинах за хиротонию зри Theodorum Balsamon и книга кормчия лист [тф – 309]. На мзде же поставляемыи чужды священства л. спг [283], спд [284], снф об. [289] и сч об. [290]. О наставлении на мзде трактуется и в Розыске изд. 1745 стр. 392.

1151

Рук. Рост. Яковл. мон. № 354.

1152

Лебедев, Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Я. 1877 г. стр. 4–5. Миславский, Церкви города Ярославля в 1781 году. Я. 1874 стр. 61 и 83.

1153

Востоков, Опис. рук. Рум. музея, стр. 444 № 316, теперь в витрине.

1154

Бычков, Путев. Ростовск. муз., стр. 10 № 836.

1155

Там же. № 3081.

1156

Миславский, стр. 21.

1157

Там же, № 1059.

1158

Подлинная очень выцветшая грамота, найдена мною в рамке, под грамотой епископа Досифея, в ризнице Ростовского Яковлевского монастыря.

1159

Яросл. Еп. Вед. 1867 № 21 стр. 165.

1160

Лебедев, Храмы Крестовоздвиженского прихода Яросл. 1879 стр. 32.

1161

Соч. I, 516.

1162

Рук. Имп. Арх. Общ. № 69 л. 32.

1163

Яр. Епарх. Вед. 1860 № 36 стр. 401 и Лебедев, Успенский кафедральный собор в Ярославле Я. 1879 стр. 43.

1164

Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древяныя церкве св. Николая Чудотворца, что на Пенье и пр. Я. 1873, стр. 36.

1165

Описание Рост. Спасояк. мон. Спб. 1849 стр.

1166

Чт. О. И. и Д. Р. 1869, IV № 68 стр. 79.

1167

Соч. I, 155–164. Невольно хочется сравнить место из Увещания Димитрия с Духовным Регламентом Феофана Прокоповича. Увещание говорит: аще бы кий властелин или суд гражданский повелел и нудма принуждал иереа, да скажет каковый грех духовный своего сына, и аще бы прещением и муками и смертию претил... иерей должен есть умрети паче и мученическим венцом венчатися, неже печать исповеди отрешити... (Соч. I, 158). Духовный регламент постан. о пресвитерах, 11–12, кроме государственных преступлений, обязывает доносить о совершившем или рассказывающем о мнимом чуде. Нечего распространяться о том, говорит профессор Знаменский (Прав. Соб. 1863, VIII, стр. 146), как это действовало на отношения священника к прихожанам, отношения и без того уже очень двусмысленные, сильно порасшатавшиеся в сравнении с прежним временем, временем земского значения духовенства.

1168

Соч. I, 163–104. Придельные священники, образовавшиеся частью из перехожих, оставлявших свою паству по бедности или по другим причинам, частью из крестцовых и домашних, мало по малу упраздняемых указами Петра, были таким образом утилизированы святителем, задолго до указа 1722 года святейшего Синода, назначавшего их «викарными» священниками при приходах, с подчинением настоятелям церквей.

1169

Соч. I, 194–212.

1170

Соч. 1, 212. Послание кончается словами: Сия ныне вкратце предложишася вам, о иереи, да отселе невежество ваше и небрежение оставляюще, начнете уразумевати подобающий званию вашему путь и исправите ваше неисправление... Аще же призрите и отвержете слова моя... вы грозный суд Божий и казнь вечную приимете, аз же чист буду от погибели вашея, от нея же да избавит нас Христос Бог наш молитвами пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь.


Источник: Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.) : Исслед. И.А. Шляпкина. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. - [581] с. - (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета; Ч. 24).

Комментарии для сайта Cackle