И. А. Шляпкин

Источник

VIII. Ростовская школа св. Димитрия

Время открытия и число учеников – Предметы обучения – Закрытие школы – Внутренняя жизнь учеников – Комедии – Отношения учителей и учеников – Заключение о школе.

По аналогии с остальными областями Московского государства, мы должны заключить, что и в Ростовской епархии были издавна так называемые приходские школы. Есть и одно косвенное свидетельство XVII века о существовании подобной школы в Угличе,1171 но, вообще, к концу XVII века школы эти несомненно пришли в упадок. Сознавая, как и Посошков, что «вся (неустройство) прозябóша яве от ненаучения младенческаго», святитель и решил завести у себя элементарную школу, в чем и был первоначально поддержан администрацией Монастырского приказа.

Прямого указания времени открытия школы нет. Самое раннее известие о ней я нашел в одной из рукописей Спасо-Ярославского архиерейского дома.1172 В ней помещен указ следующего содержания. «В нынешнем 1702 г. мая в 28 день указали мы, Великий Государь, по росписи преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, какову ты (стольник Воейков) прислал под отпискою своею, выдать наше В. Г. жалованье домовым ево преосвященнаго митрополита двум чернцом и переводчиком по тридцати рублев на год; двум писцам по десяти рублев; двум диаконом Ефрему да Евсевию по пяти рублев на год, келейному ево Пармену четыре рубли; кухарю ево четыре рубли; слуге против его архиерейских домовых средней статьи слуг; выдать с росписями учителям греческаго да латинскаго языка по тридцати рублев человеку; русскому пять рублев, да хлеб нищим, которые учитися будут русской грамоте, по деньге на день, а которые греческаго да латинскаго языков тем, по две деньги на день, а соболи и рясы бывшаго преосвященнаго Варлаама... оценив продать и пр.» Из прибавки к слову «ученики» слов «которые учиться будут» видно, что школа не была еще открыта. Из сохранившихся ученических упражнений1173 можно заключить, что занятия начались 1 сентября 1702 года.1174 Училище, носившее постоянное название «школы»,1175 помещалось в Ростовском кремле, близ архиерейского дома, где именно, точно не знаем.1176 Число учеников доходило до 200,1177 из них поименно известны около 23.1178 Большинство из них были дети священников,1179 но были лица и других званий. По крайней мере в одном из сочинений упоминаются лица благородные и неблагородные,1180 выше указаны нищие, известные приезжие малороссы и даже грек.1181 Священники всей епархии должны были отправлять своих детей в школу. Учение и содержание учеников было бесплатно: свидетельством может служить указ от 23 февраля 1703 года поповскому старосте в Романове Воскресенскому попу Алексею, гласящий между прочим: Божиею помощию, повелением Великаго Государя, а ево (пр. Димитрия) архиерейским тщанием в Ростове в ево архиерейском доме устроена грамотеческая учения, да в онех вси священники детей своих в учение учили безденежно. А который священник сему указу будет ослушен, той явитца В. Г. указу противен и ему архиерею и приимет мзду по делом своим». Видимо, что не ожидали особого послушания, ибо далее объявлялось: «детей их (священников и диаконов) высылать на Романов на домовой двор тотчас при тебе (поповском старосте), не мешкав не за что, не дожидаяся снова указа и нарочных посыльщиков».1182 Учителей в школе было трое1183: учитель русского – Евфимий Морогин, латинского – Иван Мальцевич и предполагаемый учитель реторики Богомодлевский. Мальцевич и Богомодлевский видимо были малороссы.1184

Обучение начиналось с русской азбуки. Это ясно видно из вышеприведенного указа. Вместе с тем учеников учили письму и пению. «Книги любите не токмо тыя, яже чтутся, им же изучестеся, наченши от перваго аз даже до последняго ипсилон, но и яже поются чрез низкое ут и высокое ля» говорит одно упражнение.1185 О пении свидетельствует и другая фраза: «Учениче Иоанне, читай книги полезные и пой от ут до ля голосныя (sonora)».1186 Здесь в элементарном обучении Ростовская школа вполне сохранила традицию старорусских школ, занесенную и в былины – обучать «русской грамоте и четью-петью церковному». При преподавании Закона Божия, вероятно, первоначально заучивались молитвы. Сюда же должны быть отнесены и катехизические наставления, отрывок из коих уцелел до нашего времени.1187 Г. Никольский упоминает и о преподавании арифметики, но других доказательств кроме присутствия в классе доски (tabula) не приводит. В описи имущества Св. Димитрия упоминаются два глобуса, географические карты (delineationes sive tabulae totius orbis) и книжка о Герарде Меркаторе (Epitaphium in obitum Gerardi Mercatoris), но употреблялись ли они в школе не знаем.1188 Затем преподавались языки греческий и латинский. Преподавание греческого предписывалось вышеприведенным указом, а что он был приведен в исполнение свидетельствуют упоминания (в учебниках) о учениках, обученных по гречески и по латыни (et graecis et latinis litteris eruditi.1189 В письме к Иову митрополиту Новгородскому Димитрий говорил о себе, что он завел училище греческое и латинское.1190 В библиотеке св. Димитрия были вероятно для учеников два славяно-греческих и два греко-латинских лексикона, Rudimenta linguae graecae, и три греческих грамматики: Ласкариса, Львовская и неизвестного автора.1191

Сам святитель высоко ставил греческий язык: «учение, еже начало есть и источник всему любомудрию, еллиногреческий глаголю язык, от того бо вся премудрая учения во вся языки произыдоша» пишет он Иову Новгородскому. О преподавании латинского языка во всех подробностях свидетельствуют сохранившиеся до нас учебники, на кои мы неоднократно ссылались. Само деление школы на классы было составлено сообразно изучению латинского языка. Учебником были известные в свое время «Institutiones linguae latinae» иезуита Эммануила Альвара. Этот учебник в бесчисленных изданиях изучался в Западной Европе и Польше.1192 У меня под рукой издание 1753 года (Hildesii), а судя по словам Георгия Конисского, он постоянно употреблялся в наших училищах в прошлом столетии.1193 Учебник этот изложен в виде вопросов и ответов по-русски и по-латыни, и ничего особенно трудного или темного в себе не заключает.1194 В начале, в основаниях (rudimenta), после учения о буквах и слогах, систематически изложены основные понятия о имени существительном, прилагательном, местоимении, глаголе, причастии, предлоге и союзе. Затем в первой книге Institutionum подробно изложены спряжения и склонения. В конце помещены соответствующие правилам примеры с готовыми переводами, для заучивания наизусть.1195 Эта первая часть Institutionum проходилась в классе аналогии до начала постной триоди. Затем вероятно следовало повторение и укрепление правил в памяти письменными упражнениями. Всех упражнений сделано 27, из них 9 домашних, 3 классных работы, об остальных не знаем. Вторая часть Альвара излагает синтаксис, заключавший в себе главы de octo partium orationis constructione, de concordantiis, de constructione figurata и пр., всего 31 глава.1196

Все эти правила были снабжены массою примеров. Первоначальные примеры по этимологии брались из живой речи, в роде следующих: «Святой Леонтий и Игнатий на небе. Градоначальник в Ростове – воевода. Ярославль от Ростова верстах в 60. Преступников в России ссылают в Сибирь. Пресветлейший Государь взял Канцы1197, присутствовавшу ему Борису Петровичу Шереметеву. Пресветлейший взял Азов, возьмет и Ригу». Затем, при синтаксисе примеры брались и из классических писателей. Эти примеры заучивались, как мы уже говорили, наизусть.1198 Письменные работы учеников носили названия: exercitia, occupationes, compositiones. По окончании этимологии, при прохождении синтаксиса, ученикам давались самостоятельные письменные переводы с русского. Такие переводы бывали домашние и классные (compositiones domesticae et scholasticae). Последние делились на простые и о местах (de locis) т. е. лучше написавших садили выше.1199 Сочинения эти соответствовали проходимым правилам.1200 Предлагались такие правила для перевода: «Да делает в начале чин грамматически единою и трижды (faciat in principio ordinem grammaticam semel, bis ceu ter), потом да рассмотрит все регулы Альвара; аще ему прилучится имя, да помыслит коего рода и коего склонения; аще обрящет глагол, да разсмотрит, кий то глагол, действительны или страдателны и коего спряжения, такожде и предлог да весть с коим падежем полагати».1201 Затем учитель исправлял переводы, указывал в них ошибки (errata), ученики отмечали поправки в своих тетрадях и затем в свободное время (vacationibus) переписывали их на бело. Иногда эту переписку брал на себя сам учитель. В этом виде учебники и дошли до нас.1202 В начале, в младшем возрасте, и примеры, и упражнения отличаются простотой мысли и выражения. Большею частью они заключают в себе или нравственные наставления, или шутливые замечания насчет учеников, или фразы из обыденной жизни. Так упоминается о путешествующих за границу, о ростовских раскольниках и т. п.1203 Рядом с этим находим и примеры из классического мира. Приводится рассказ Овидия об Актеоне и Плиния об Арахне, и выводится нравоучение на тему: «смиряяй себя вознесется, возносяй себе смирится».1204 Тут же встречаем и басни о сверще и мравии и о волке и журавле.1205 Затем начинаются примеры, наполненные фигуральными выражениями. Ученик, лучше всех написавший сочинение, подобен кедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, «аще же кто от вас на высшее место не пресадится, будет простою ракитою или горькою осиною».1206 Прославляя Леонтия Ростовского, учитель говорит, что половина его есть лев (leo), посему и вы (ученики) «льва мысленнаго держите, да укротить зверей сущих в вас, яко серну боязни – ходити в школу, медведя грубости, волка лютости, лисицу лести, зайца прыткаго бегания».1207

Не мало примеров и со всеми атрибутами тогдашнего ложного классицизма. «Поминая св. Георгия на колесе, разсуди, что мир подобен колесу Иксиона».1208 «На страшном суде обмыется не един слезами там, иде же нечистая Алекто и страшная Медуза и пр. При имени Игнатий, употребляется игра слов ignis – огонь и т. п.1209 Сочинение в виде речи митрополиту Димитрию в день его именин (26 октября) задает вопрос, почему владыка родился под знаком Скорпиона, а не под знаком Девы или Мерила, Льва или Агнца, так как он непорочен, правосуден, ревностен о вере и кроток? Ответ отыскивается в житии св. Димитрия Солунского: как тот попрал в виде скорпиона все прелести мира, так и этот и пр.1210 Все эти примеры ясно показывают в учителях учеников Голятовского и верных последователей «Ключа разумения», коего не чужд был и сам св. Димитрий.

Темы в старшем возрасте часто берутся из священного писания. Толкуется, например, притча о богаче и Лазаре: учитель поясняет, очень неудачно впрочем, что огонь богача есть гордость, а вода, которой он просит у Лазаря – слезы бедного Лазаря.1211 Более удачно известное толкование (кажется, по Златоусту) притчи о путешественнике, ограбленном на пути из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим – богомыслие, Иерихон – луна непостоянства, мир сей, разбойники – грехи.1212 Сходство этих сочинений с южнорусскими проповедями делается очевидным. Море дает бисер, Мария дала Христа.1213 Апостолы и св. Николай говорят: св. Иоанне Предтече, что ты творишь? как дерзаешь ни апостол, ни святитель, а еще в чужий день крестити? (не в среду, день, посвященный св. И. Предтече). Иоанн отвечает, что он послан Тем, Кого суть времена.1214 Ставится вопрос, кто выше, св. Иоанн Предтеча или св. Иоанн Богослов? Носящий имя Крестителя ученик говорит, что о его патроне сказано: «не возста больший из рожденных женами». Противник возражает, что св. Предтеча считал себя недостойным коснуться обуви Спасителя, а его патрон Иоанн Богослов возлежал на персях Господа. Спорящие мирятся и взаимно прославляют патрона противника.1215 В том же возрасте дана была тема переложить заповеди в славянских стихах на стихи латинские.1216

Изучение грамматики продолжалось три года,1217 и сама тетрадь сочинений закончена в 1705, в неделю Мытаря и Фарисея.1218

В числе книг св. Димитрия, переданных по его смерти в типографскую библиотеку, находилось не мало латинских учебников: четыре экземпляра Альвара, два латинских лексикона (неизвестно чьи) и два экземпляра Юстина.1219 Вероятно, для учеников хлопотал он и о славяно-греко-латинском лексиконе Поликарпова, о коем он два раза пишет Феологу и который вышел в декабре 1704 года.1220

Кроме латинского и греческого преподавался еще, по мнению г. Никольского, и польский. Это же мнение повторяет и г. Знаменский.1221 Г. Никольский ссылается на тетрадь латинских сочинений ученика Василия Залении, заключающих в себе похвалу наукам и добродетели, но это мог быть единичный случай приватного преподавания; других указаний не имеем.1222

В конце года бывал экзамен и учитель стращал им ленивых учеников: «Советую, ибо прияю (faveo), занимайся, да на конец года не умножится тебе студ и пред повелевающими тебе глаголати толкований правила, не жостеешь ниже боишься».1223

К 1706 году должен был окончиться курс «грамматических учений», он и кончился, и как кажется, и школа прекратила свое существование.

Монастырский приказ, заведовавший содержанием (а отчасти организацией и судом) школ, вообще мало заботился о их поддержании.1224 Стольник Василий Воейков получил 11 апреля 1704 грамоту В. Г. о собирании данных денег, венечных пошлин и всяких доходов архиерейского дома вопче с казначеем1225 и обязанный без указу В. Г. денежной казны ни на какие расходы не держать, не находился в особенно хороших отношениях с св. Димитрием. Вот что писал святитель к Иову Новгородскому: «Слышащи наченшееся у преосвященства вашего еллиногреческое учение... зело о том радуюсь; что бо человека вразумляет, аще не учение? и аз грешный волею Господнею начал было прилагати тщание о учениях и завел было училище греческое и латинское, и поучилися были ученики лета два и вяще и уже начали были грамматику разумети не зле... но попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость и отставишася учения, понеже вознегодоваша питающии нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка1226 и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися от нас отнята суть, не токмо отчины, но и церковныи дани, и венечныи памяти, и прочая, и прочая, оскудевше убо во всем оскудехом и во учениях».1227

Прямых указаний на продолжение занятий после 1705 г. в школе св. Димитрия мы не имеем. Данные, приводимые исследователями, о существовании классов пиитики, риторики и даже философии нам кажутся недостаточно убедительными. Ссылаются на письмо ученика Андрея Бодаковского к Леонтию Благовещенскому об учителе риторики,1228 риторические рукописные трактаты «De orationibus», где находится правила, материалы, сентенции и символы для речей и на речь, помещенную в V томе сочинений св. Димитрия, произнесенную учеником философии. На первое заметим, что, во-первых, письмо от ученика к ученику писано от 24 окт. 1709 года (за четыре дня до смерти Димитрия) и ни слова не говорит о болезни святителя и послано, вероятно, из Москвы ростовскому обывателю (священнику?), а не обратно: вряд ли бы сохранялась в Ростове копия пославшим письмо. Сборник же прямо московского происхождения, по свидетельству самого исследователя.1229 Речь «до святейшаго митрополита, от единаго студента именем Иоанна сказанная», могла быть произнесена студентом московской славяно-греко-латинской академии, бывшим учеником Ростовской школы.1230 Главное же доказательство то, что сам святитель называет свои классы (учения) грамматическими, т. е. состоящими из инфимы, этимологии и синтаксиса.

Обратимся к внутренней жизни учеников. Они разделялись на три класса,1231 причем в первом, как и у Лихудов было два отделения. В классной комнате были столы, скамьи, небольшая доска, линейка (ferula), розги, чернила и перья.1232 В классах сидели они по успехам.1233 Дурные ученики сидели назади, возле печки и дверей.1234 Лучший ученик назывался императором и сидел впереди на особом месте.1235 Император вместе с тем был и авдитором: он спрашивал уроки, ставил отметки (nescit, non bene и пр.), объяснял и повторял уроки.1236 Император садился на своем месте с особыми церемониями;1237 ученики воспевали ему: «здравствуй, новый император!» Он смотрел и за порядком – superattendens senior debet esse studiosis.1238 Сениор, иногда ученик старшего класса, тоже наблюдал за порядком и даже мог «мунштровать учеников, как цыганских лошадей». Рядом с императором сидел первый сенатор.1239 Все эти школьные обычаи чисто латино-иезуитского происхождения, конечно, доставляли немало развлечения ученикам среди монотонно однообразной школьной жизни. В неклассное время ученики, хотя и жившие в архиерейском доме, пользовались совершенной свободой – приготовление или не приготовление уроков было вполне в их воле.1240 Свободными от учения днями были праздничные и воскресные дни, именины начальников и учителей, послеобеденное время в четверг и субботу,1241 два дня святок и трехнедельные каникулы в августе. В случае посещения какого-нибудь важного лица ученикам давался отпуск. Так ждали раз начальника монастырского приказа И. А. Мусина Пушкина. «Палладийски младенец! аще в месяце апреле чаеши в школу свою великаго гостя, ближняго болярина Царскаго Величества Иоанна Алексеевича Мусина Пушкина, имаши приуготовить вся школьнаго сопротивления броня (omnia scholastici certaminis arma), да в маю цветущом испросит тебе за добрые на вопросы его ответы тридневное гульбище, и да бегаеши по Ростовскаго озера острову и да плаваеши по быстрой реце яже называется Уда (Устья?)».1242 Это же сочинение знакомит нас и с времяпрепровождением учеников во время вакаций. Они гуляли в поле,1243 ездили на лодке на остров Ростовского озера,1244 посещали преосвященного в его селах Демьянах, Шестакове и Капцах.1245 По праздникам они произносили речи,1246 разыгрывали и театральные пьесы и диалоги. До нас дошла пьеса: «Венец славнопобедоносной доброподвижнику храбреннику Христову святому великомученику Димитрию, в день преславнаго праздника его торжественна от смиренных того имяносца преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго питомцев грамматики учащихся младенцев стихословне сплетенный в Ростове 1704 г.»1247

Конечно, тут работали преподаватели, а не ученики, учившиеся всего два года. Около того же времени самим святителем был написан какой-то диалог на Воскресенье.1248 На том же театре давалась и знаменитая комедия на Рождество Христово, сочинение которой обыкновенно приписывают святителю, хотя заключительные слова пролога прямо отвергают авторство Димитрия:

Сему всяк с охотою, молим да внимаешь,

Ты же, архиерею, да благословляешь.1249

Комедия была представлена 24 декабря 1702 года.1250 Мы приведем обзор содержания её по книге Морозова.1251 «Комедия на Рождество Христово» написана по всем правилам школьной пиитики и состоит из антипролога, пролога, 18 явлений и эпилога. В антипрологе «Натура людская» скорбит о человеческом несовершенстве и грехопадении, сделавшем её рабою смерти. Надежда, Золотой век, Покой (то есть мир), Любовь, Кротость, Незлобие, Радость и Фортуна утешают её; за ними Рассуждение, Железный век, Брань, Ненависть, Ярость, Злоба, Плач и Зависть указывают на темные стороны жизни, Натура смущена, а Смерть провозглашает свое господство. Её останавливает Жизнь, явившаяся в мире оживить человека и сподобить его вечного жития. Далее следует пролог, с изложением содержания действа: гибель Ирода, поплатившегося за то, что он «зело в суетных мира страстех был окован». В первом явлении Земля плачется на свою участь вследствие грехопадения праотцов; Небо утешает её, обещая скорое пришествие Спасителя. Слышится пение: «Христос рождается, славите!» и пр.; на сцену выходит Милость Божия, объявляя на земле мир и в человецех благоволение. Во втором явлении Вражда (или Зависть), порождение «Люципера и целаго ада», ярится против Милости Божией и просит Вулкана и Циклопов сковать ей оружие, которое она рассеет в иудейские пределы и прольет море крови. Циклопы поют хор («все вместе говорят»). Следует интермедия – сцена пастухов. Пастухи – великорусские мужики Борис, Аврам и Афоня. Двое последних пошли в город за покупками, а первый остался при овцах и с наступлением ночи, идет искать своих товарищей. С расспросами о них он обращается к зрителям:

Судари, мои светы! здорово-ль живете?

Вы в сем месте собраны подавно седете:

Не видали ли моих товарищ, идущих

В город, иль из города кошели несущих?

Один уже и пристар, маленько горбатый,

Крив на глаз; имя ему Аврам сторожатый;

Другой молод, именем Афоня названный,

В старом шубионку, что нам в подпасочки данный.

Аврам и Афоня скоро приходят: они замешкались оттого, что зашли «на кружало» выпить на алтын винишка, впрочем, не забыли и товарища. Все садятся ужинать. Раздается пение ангелов. Пастухи удивляются, смотрят на небо. Является ангел, приносит весть о рождении Спасителя и велит им поклониться Христу в Вифлееме. Испуганные пастухи спрашивают:

Сударь! надобно-ли, что в поклон понести,

Штоб не велел, як наш князь, у шею вон вести?

Ангел успокаивает их, и они, «украсившись в чулки и лапти новые», отправляются в путь. Сцена заключается переводным с польской кантычки хором: «Ангел пастырем вестил». Явление 4-е представляет пастухов приветствующими поочередно новорожденного Христа и затем возвещающими о нем людям:

Мы тому самовидцы, своим зрели оком:

При граде Вифлееме, в вертепе глубоком,

Лежит в яслях на сене отрочек маленький,

Там и матушка его, и Осип старенький.

В следующей сцене Любопытство звездочетское перечисляет знаки зодиака, созвездия и отдельные звезды, но не может понять значения новой звезды и обращается за разъяснением к пророку Валааму. Валаам встает из гроба и объясняет свое пророчество о Христе. Любопытство посылает волхвов вслед за звездою. В 6-м явлении Ирод, восседая на престоле посреди своих сенаторов, говорит о своей всемирной славе и непобедимости. Певцы поют гимны в честь царя. Приходит посол от трех царей; иностранный язык посла наивно передан в виде русской ломаной речи. Ирод в порыве гнева хочет убить посла, но сенаторы удерживают его и советуют принять царей. Следует беседа царей с Иродом и поклонение их Христу, заключающееся хором. В 8-м явлении Ирод узнает, что цари ушли другою дорогой; призывает раввинов, которые указывают место рождения Христа в Вифлееме. По совету сенаторов, Ирод приказывает избить вифлеемских младенцев. Хор поет: «Глас слышен в Раме, Рахили рыдаше», и пр. В 9-м явлении представляется «убиение отрочат не слышимое, но зримое». Затем следует длинный «плач, подобием плачевной Рахили», оканчивающийся повторением хора: «Глас слышен в Раме». Вождь воинов приносит головы детей, Ирод в радости велит петь и засыпает. За сценою хор, призывающий отмщение; слуги царские в ужасе разбегаются, и перед Иродом (во сне) является Невинность, в белой одежде, с двумя чашами, наполненными кровью и слезами. Истина объявляет, что Ироду уготовано место в геенне, и приказывает двум ангелам водворить Невинность на небо. Ирод пробуждается (явление 13-е), чувствует себя больным; хор выражает мысль пролога о мирской суете. Вельможи приходят к больному царю, от которого идет невыносимый смрад; врач объявляет, что все его тело сгнило. Все приближенные бегут от заразы. В 15-м явлении Ирод сетует на свою плачевную судьбу; ему отвечает голос короткими фразами, напоминающими «эхо». Ирод умирает в страшных мучениях, на сцену выходит Отмщение и низвергает его в ад. В 16-м явлении Ирод в адских муках вопиет и проклинает своих советников и день своего рождения. Два последних явления представляют как бы заключение антипролога. Смерть торжествует: она погубила 14-ть тысяч младенцев, напоила землю кровью, и – убила Ирода. Ей принадлежит власть над человеческою природой, она хочет сесть на престол и взять венец. Но Жизнь опять её останавливает: она, Жизнь, а не Смерть, на веки сохранит за собою престол и увенчает Натуру, свою другиню. Крепость Божия объявляет, что Ирод терпит муки за гордыню, и что такие же муки уготованы грешникам, «убивающим Христа своими грехами». Эпилог, по обычаю, благодарит слушателей за внимание и просит прощения за ошибки в действе. В заключении П. О. Морозов говорит: «Подробный анализ Рождественской драмы приводит нас к заключению, что эта пьеса представляет переделку, а отчасти даже и перевод (в хорах) польского школьного действа, текст которого нам неизвестен».

Театральные представления, пение и музыка влияли без сомнения очень плодотворно на эстетическое чувство учеников. Им приходилось и рисовать декорации, и приготовлять костюмы. Представления же, по выражению Духовного Регламента, развивали в учениках «резолюцию, си есть благоразумную смелость». Таковы были развлечения.

Содержание учеников было довольно порядочное: кормили их достаточно; летом они получали фрукты: вишни, яблоки, груши.1252 Для одежды покупали сукно. Обращение учителей было сравнительно мягкое и наказания назначались не столько за неуспешность, сколько за дурное поведение и очевидную леность.1253 Малоуспешного и малоспособного ученика учитель подбодрял словами и советовал помолиться святым. К новопоступающим «звероподобным» ученикам учитель относился очень мягко: «Новоучащийся Луко и Андрее, не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобный учениче!»1254 К ним обращено было предисловие учебника: «Горек есть тебе корень учения; растущи же от горькаго онаго учения корене сладкия достоинств, чести и славы знамения; распространяются от корене учения великодержавные царские скипетры, прозябают преосвященных епископов жезлы, возрастают непреодоленных князей и воевод булавы... Исканием премудрости подается долгота дней, всякое богатство и над врагами торжество... аще желавши премудрости с ея плодами тако временными якоже и вечными, сия ко Богу с Соломоном глаголи словеса»...1255

Употреблялись, впрочем и телесные наказания: сам святитель, грозит «конверсующих со свиньями» и неповинующихся сениору учеников пожаловать плетью.1256 Учитель латинского языка ради шутки дает такие фразы для перевода: «Боюсь, что меня высекут. Есть в школе вещь, которую лозой величают. Паля и розги, которыя мне нравятся, лежат на столе».1257 «Подобает ученику, говорит одно сочинение, быти терпеливу, терпя, аки св. Симеон, терпел зиму и зной – бурный ветер, иногда из уст жестокаго учителя исходящий и зной, оружием наказания хребет или руку палящий.1258 Мню, яко всякий ученик, взявши по удару, лучше по правилу будет смотрети и по вся часы их толк в голову вбивати, и вбивши – яко змеев частых жала частых падений на лавку беречися или приближения печей и биения наказательных лопатки (пали) и плетей, щадя целости костей, и жестоты устен учителя».1259 Впрочем, не приготовившим урока и покаявшимся объявлялось прощение. «Един рече: всю нощь просидех, стихов (pensa) не умею; а мне мнится, яко всю нощь пролежал есть... Аще кто и написан в эрратах: non bene, non tota, non recitavit, nescit, а вину принесет и речет: согреших, проспах, прогулях, не учихся, прощение улучит».1260 Впрочем, телесные наказания применялись не слишком часто, были и другие меры. «В месяце апреле понуждах вас бодцем совета (calcari consilii), яка зверей ко учению; обаче не послушасте меня, ныне же... не надейтеся часто на остров поеждати, аще ко учению не приближитеся».1261

Ученики, впрочем, не отличались чрезмерным благонравием. Младшие ученики шатаются, одни старшие учатся, говорит учитель. Певчие, учившиеся латинскому языку, уходили из школы будто в церковь, за обедню. Другие и вовсе не ходили в школу.1262 Слухи о дурном поведении учеников дошли до святителя. «Дети б... дети! писал он, слышу о вас худо: вместо учения учитеся раздражению, а неции от вас во след блуднаго сына пошли со свиньями конверсовать. Печалюсь зело и гневаюсь на вас, а якоже вина развращения вашего та, что всяк живет по своей воли, всяк болши; того ради ставлю вам сенеора господина Андрея Юревича, чтоб он вас мунштровал як цыганских лошадей, а кто будет противен, той пожалован будет плетью».1263

Все это письмо, весь склад школы носят на себе чисто семейный характер. Это резко отличает нашу школу, самобытное излюбленное детище св. Димитрия, от школ возникавших по приказу, стоявших в отношении к ученикам на почве служебных, строго-юридических отношений.1264 Эта семейственность еще более выясняется из отношений св. Димитрия к учителям и ученикам. Как он заботится о первых, свидетельством может служить следующее письмо к воеводе Воронцову. «Смиренный Димитрий, Божиею милостию митрополит Ростовский и Ярославский, стольнику и воеводе Лариону Гавриловичу. Архипастыря небеснаго благословение (и) нашего смирения молитвы (да) будут с тобою. Благодарствуем мы смиренныи ваше благородие, что ты в Ростове школьных наших учителей милостию своею к ним приветствовал, наипаче же без нас к ним являемую милость оказал, и на своих возниках со всяким напутствием отпустил во град Ярославль честно и всяко их угостил и проводил; за сие же аз смиренный долженствую о вашем здравии Господа Бога молити всегда. Милость Божия и Пресвятыя Богородицы и великих чудотворцев благословение, (и) нашего смирения молитвы да будут с тобою ныне и во веки. Ярославль 19 июля. Благородию твоему всех благ желаю архиерей Ростовский и Ярославский Димитрий грешник. Челом твоей милости за водку, пили ми про здравие твое и благодарствуем».1265

О заботах об учениках и говорить нечего. Архипастырь часто посещал училище, сам слушал и опробовал учеников в успехах.1266 Отобрав способнейших, обучал их зимою – толковал некоторые книги из Ветхого Завета, а летом, в селе Демьянах объяснял Новый Завет.1267 При богослужении ученики исправляли должность певчих не только в Ростове, но и в других местах, как это видно из неизданного слова святителя на день Бориса и Глеба; сам их исповедовал и приобщал; обещал молиться за них, если достигнет милости по смерти;1268 увещевал их учиться и более прилежным раздавал деньги по грошу на каждого, или на двоих по алтыну и брал в свои села на вакации.1269 Во время болезни посылал за учениками и приказывал им по пяти крат на воспоминание пяти язв Христовых прочитывать молитву «Отче Наш».1270 И впоследствии он не оставлял своих учеников, свидетельством чего может служить письмо учеников Залении и Благовещенского от 10 октября 1708 г. из Москвы. Величая святителя «Меценатом» и «отцем всем» они благодарят его, что он пожаловал, явил им бедным премногую милость: прислал милостыню во время скудости:

Auxilium Christi

Venit ad nos tempore tristi.1271

Последний, пишучи просительное письмо к Досифею, преемнику св. Димитрия, поминает «батюшка нашего преосвященнаго блаженной памяти Димитрия митрополита».1272

И так, соберем в одно те выводы, к которым мы пришли, обозревая Ростовскую школу. Школа эта явилась соответствующей древнерусской элементарной приходской школе грамотности, заключая в себе при общем церковно-православном направлении обучение чтению, письму и пению. Ростовская школа представляла движение вперед сравнительно с древнею школою, внеся в круг преподавания греческий и латинский язык. Последний был особенно важен тем, что на нем была обширная литература по всем отраслям знания, и он был тогда языком международным. Взяв некоторые формальности из западных школ, св. Димитрий не взял их духа. Семейственность, простота отношений при известной вполне обычной в то время строгости, полное отсутствие служебной формальности и иезуитизма1273 составляют главную сторону внутренней жизни школы. Само преподавание не было проникнуто сухими отвлеченностями и чопорностью схоластики, а заключало в себе, конечно относительно, начало жизни. Главная же заслуга св. Димитрия состоят в том, что ему принадлежит почин в учреждении новой, хотя и на старом основании, элементарной народной школы, в то время когда о них никто и не думал. Ростовская школа была доступна для всех, а не для одних духовных, была общею, а не специальною; это её отличие от школ Петровских, строго специальных и предназначенных для известного класса.1274 При всем том Ростовская школа была проникнута православным началом, краеугольным камнем русской народности.

* * *

1171

В житии младенца Иоанна († 1663) читаем, что он «никоему христианину в поучение грамоте вдан бысть и хождаше учителя учитися, провождаем же бе некими отроцы до училища. Убиение младенца Иоанна Никифоровича Чеполосова, угличского страстотерпца. Я. 1881 г. стр. 1. О приходских школах вообще см. кроме нижеуказанной книги пр. Знаменского сочинение Владимирского-Буданова Государство и народное образование в России XVIII века I, Я. 1874 г. и Ж. М. Н. П. 1873, X и XII. Рецензия профессора Иконникова в Киевск. Унив. Изв. 1875 № 11.

1172

Уже не раз помянутая рукопись эта заключает в себе копии указов и в мое пребывание в Ярославле еще не была занумерована. Доступ к ней я получил благодаря о. ризничему архимандриту Владимиру. По внешнему виду она составляет как бы первую часть тех позднейших (с 1711 года) указов, кои хранятся в архиве Ярославской консистории в связке № 1. Кроме того, эта грамота по другому списку напечатана в Библиогр. Зап. 1859 № 1.

1173

Сохранившиеся учебник латинской грамматики и стихосложения и сборник латинских письменных ученических сочинений, напечатаны почти целиком в неофиц. части Ярославских епархиальных ведомостей 1863 и 1883 года О. Я. Никольским и Н. Корсунским. Первый, почтенный провинциальный деятель († 1880 см. Я. Е. В. 1880 № 21), снабдил эти сочинения превосходною вводною статьёй, выводы которой часто приходится только повторять. Учебники эти и помещенные в них примеры, писанные самим учителем, и служат главным материалом для истории школы св. Димитрия. См. мою заметку в журнале «Искусство» 1883 № 29.

1174

«Tpeтий год начинаем учиться... да призовется дух премудрости в сей день месяца сентября лета от с. м. 7212 от воплощения Бога Слова 1704». (Я. Е. В. 1863, № 41, стр. 404). «Преиде единое лето, ты же плода не принесл еси», – в сочинении 1 сентября 1703 г. (тоже № 24, стр. 233) Coeperunt studia Rostoviae abhinc (конец 1704 г.) duos annos et tres menses. (№ 25 стр. 243). He всуе школьное учение от преподобнаго отца нашего Симеона Столпника (память 1 сентября) начинается (№ 24 стр. 213).

1175

Я. Е. В. 1863 № 25 стр. 242.

1176

Есть предположение, что она помещалась в комнатах садового корпуса Я. Е. В. 1884 № 1 стр. 2.

1177

Житие св. Димитрия стр. 40.

1178

Я. Е. В. 1863 № 31 стр. 239.

1179

Житие стр. 40.

1180

Я. Е. В. 1863 № 40 стр. 397.

1181

На малоруссов указывают имя «Грицю» и фамилии Богдановский, Юрьевич, Заления. В одном сочинении читаем: «Отправившись из дому с милым спутником, дорогою я досадовал, что так долго везут нас в Москву, а теперь начав ученье буду кажется досадовать на то, что этот спутник ленивый мне товарищ на новом поприще (Я. Е. В. 1863 № 33 стр. 329).

1182

Яросл. Епарх. Вед. 1871 № 46 стр. 371.

1183

Житие стр. 40.

1184

Unde noster magister? Forinsecus nostrae gentis (Я. E. B. 1863 № 33 стр. 328). Биография Мальцевича в Яр. Еп. Вед. 1883 стр. 347, 353 и 363, а Богомодлевского в Яр. Еп. Вед. 1884 № 4 стр. 6 и Вятс. Епарх. Вед. 1883 № 24. Ср. также многочисленные малоруссизмы в учебниках: огородок оливный (olivetum), захроп (stertuit), змажь (dele), пребываймо, (maneamus), благодетелка (benefatrix), сметье (strequillium), шия (collum) и пр.

1185

Я. E. B. 1863 № 28 стр. 275.

1186

Я. E. B. 1884 № 44 стр. 351.

1187

Таков наш взгляд на изданное А. А. Титовым, Краткое учение о седми таинствах церкви святителя Димитрия Ростовского, исправленное собственною его рукою (?) М. 1880 – видимо малорусское сочинение. Подходящее сочинение среди моих рукописей: Краткие вопросы и ответы православного исповедания веры. В старших классах могли служить для той же цели «Вопросы и ответы краткие о вере» (Соч. I, 59), едва ли не перевод какого-либо малорусского сочинения. В рукописях Пискарева № 82 сохранился перевод 1712 г. латинского сочинения святителя Толкование на книгу Бытия – может быть тоже предназначенное для учеников.

1188

Ярославс. Губернс. Ведомости 1855 часть неоф. № 24 стр.187.

1189

Яросл. Епарх. Вед. 1863 № 29 стр. 288. Здесь кстати заменим ошибку г. Никольского, где он говорит о греческом отделении школы и приводит фразу: «Латинское отделение (pars) учится лучше греческого». Это было деление учеников не по предметам, а по успехам, взятое из иезуитских школ. (Lukaszewiec Historya szkòl w koronie u wielkiem księstwie Litewskiem Posnan, 1849, I, 299. Это деление in partem Graecam (худшее) et Romanam (лучшее) было осмеяно пиаром Грацианом Пиотровским в его III сатире. Эту ошибку Никольского повторил и г. Знаменский. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань 1881 стр. 21.

1190

Письмо это, весьма важное, не раз напечатано. См. Труды Киевс. Дух. Академии 1860 II, 282. Титов. Новые данные о святителе Димитрии Ростовском М. 1881 стр. 13. Соловьев История России т. XVI стр. 29 (здесь оно сокращено).

1191

Яр. Губ. Вед. 1855 № 25 стр. 196 и у нас в приложении.

1192

Lukasz. I, 275 дополняет библиографии Иохера. Альвар употреблялся у нас и раньше: среди книг посольского приказа мы находим Альвари учительные латинского и немецкого языка. Молод. на 1844 Харьк. 1843 стр. 143, (от 23 июля 1696 г.).

1193

Знаменский, О дух. школах, стр. 437–441.

1194

Вопреки мнению покойного Пекарского «От. Записки» 1862, II, 556, автора статьи в Педагогическ. Вестнике 1858 т. V стр. 23 и повторяющего их пр. Знаменского стр. 438.

1195

Я. Е. В. 1883 № 44 стр. 347.

1196

Я. Е. В. 1863 № 27 стр. 263–265.

1197

Взятие Ниеншанца – 1 мая 1703 г. (Соловьев, История России XIV стр. 348).

1198

Я. Е. В. 1863 № 27 стр. 265 и 1883 № 41 стр. 347.

1199

У иезуитов в школьных комнатах для детей известных фамилий назначались особые лавки. (Пекарский О. З. № 62, II, 558 с ссылкой на Kondratowicz'a (Syrokomlia) Dzieje Literatury w Polsce I, 166 и II, 171.

1200

Чаю яко ты, Дмитро, выучивши наизусть увещание о сочинении грамматическом, без всякого погрешения напишешь сие сочинение школьное (Я. Е. В. 1863 № 36 стр. 345).

1201

Я. Е. В. 1883 № 45, стр. 358, ср. Я. Е. В. 1863 № 34 стр. 337.

1202

Я. Е. В. 1863 № 28, стр. 272 и 1883 № 44 стр. 347.

1203

Dicant ergo, quis honorabilis est et quis non honorabilis: sedensne in fornace, ubi educatus est, aut peregrinans per multas civitates et pagos. (Я. E. B. 1884, № 46, стр4 364). Прославляя св. Авраамия Ростовского за низвержение Велеса, учитель прибавляет: «Вижду, яко еще во мнозех здешних капитонех Велесова память не искоренилася, новая благодать не вселилася» (Я. Е. В. 1863 № 34 стр. 341).

1204

Я. Е. В. 1883 № 46 стр. 363.

1205

Я. Е. В. 1863 № 35 стр. 346 и 350.

1206

Я. Е. В. 1863 № 39, стр. 387.

1207

Я. Е. В. 1863 № 40 стр. 396.

1208

Я. Е. В. 1884 № 45 стр. 356.

1209

Я. Е. В. 1863 № 40 стр. 396–397.

1210

Я. Е. В. 1863 № 35 стр. 348.

1211

Я. Е. В. 1863 № 43 стр. 602.

1212

Я. Е. В. 1863 № 44 стр. 607.

1213

Я. Е. В. 1863 № 36 стр. 356.

1214

Я. Е. В. 1863 № 37 стр. 366. Нечто подобное есть в проповедях святителя.

1215

Я. Е. В. 1863 № 34 стр. 341.

1216

Я. Е. В. № 45 стр. 706 (собст. 431).

1217

Studia Rostoviae anno praeterito fieri coepere; ni fallor sequenti anno perfici desinentur (Я. E. B. 1863 № 27 стр. 265).

1218

Я. E. B. 1863 № 28 стр. 275.

1219

Яросл. Губерн. Ведом. 1855 № 25 стр. 196.

1220

Студент школ ростовских Василий немного поучився грядет к вашей милости на ваканцию, аз же сею малою хартиею посещаю вашу любовь.... Лексиконы печатаются ли и скоро ли будут, прошу, известите (Я. Е. В. 1873 № 33 стр. 258). О лексиконе см. Пекарского, Наука и литература при Петре I, 190, II, 93. Автор сочинения: «Св. Димитрий Р.» М. 1849 стр. 48 предполагает, что святитель нуждался в нем для Четь Миней, но ведь обработка их (третьей части) в то время уже приближалась к концу. См. ниже под 1704 годом.

1221

Знаменский, О дух. школах стр. 21.

1222

Я. Е. В. 1863 № 28 стр. 275.

1223

Я. Е. В. 1883 № 44. стр. 35.

1224

Горчаков, Монастырск. приказ Спб. 1868 стр. 181.

1225

Горчаков, Монастырский Приказ, приложние стр. 21. Ср. выше стр. 321

1226

Жалование светским учителям в Москве было больше: например, Магницкому в то же самое время платили 90 рублей. (Соловьев, XV, 92–95, 359).

1227

См. стр. 299 и 332.

1228

Этот Андрей Бодаковский упоминается в 1708 в грамоте о пошлинах с именем «писаря» см. выше. Относящееся сюда свидетельство гласит: Вестно буди милости твоей, что велено учить риторику отцу Bogomodlewskomu... учитель изрядной, проезжает principia, где не прогуляет Я. Е. В. 1863 № 29 стр. 289.

1229

Я. Е. В. 1863 № 30 стр. 299.

1230

Аз юнейщий овча и детище просвещаюся аки солнечным светом, благословением вашим святительским, согреваюсю аки теплотою солнечною милостию вашею архипастырскою... Извествую истину, яко и аз грешный аки от руки вашей святой, ангельской, понеже благословением вашим архипастырским приях книгу учения любомудрого и сведох ю трудами школьными, совершив философию. Благодарение же воздаю вашему архипастырству, яко вашим благословением отеческим и молитвами течение учения скончах, дело в словесех любомудрия соверших. Соч. V, стр. 137–139. Подобная же речь, почему то приписанная святителю, произнесена на Воскресенье Христово, видимо, тоже учеником Я. Е. В. 1865 № 14–15.

1231

В предисловии к учебнику прямо говорится; вот три класса – низший, средний и высший: всходи по ним и рви плоды грамматики; грамматика ведет к философии; всякий, прежде нежели увенчается лавром под философским Порфириевым деревом, должен смотреть на дерево Альвара (Я. Е. В. 1863. № 27, стр. 264).

1232

Я. Е. В. 1863. № 26, стр. 253.

1233

Тщися, Паллядиане юноша (Palladiane tyro), пришедше на ея поле, тщися не мечем острым, но пером добре очиненным и чернилы блещащимся на вышшом месте имя свое написати (Я. Е. В. 1883. № 44, стр. 350).

1234

Подле печки или по инным близ дверей куткам (angulis) сидящи, потщися в полудни встати императорскаго места (Я. Е. В. 1863. № 38, стр. 373).

1235

Ты на честном императорском сядеши месте за десять шагов от порога (Ib. № 36, стр. 355).

1236

Яко полки без вождов своих смущаются, сице и школа наша без императора не совершенно весть, все ли уроки умеют (pensa sciunt), не имать бо errata (=notata, журнал). Я. Е. В. 1885, № 45, стр. 357.

1237

Feria sexta (в пяток) bonum principium habes tuum honorem quaerere, praeterite imperator: cum congressus fueris cum tuis condiscipulis, quem vis saluta, da illi manum, accepta vero manu deducas illum ex loco; hoc vero quali modo facturus es, ipse scis. (Я. E. B. 1883. № 45, стр. 366).

1238

Я. E. B. 1863. № 28, стр. 274.

1239

Я. E. B. 1863. № 28, стр. 274.

1240

Я. E. B. 1863. № 45 стр. 708 (438).

1241

Поздравляя учителя грамматики Евфимия (Морогина), коего именины пришлись в четверг, ученики говорят: нам твоим ученикам обычай есмь в четверток прохлаждатися точию полдня, он же (св. Евфимий) и в весь день нам прохладу хощет сделати (Я. Е. В. 1863. № 33, стр. 327).

1242

Искусство 1883 г. № 29, Я. Е. В. 1883. № 45, стр. 357.

1243

Читай... да тя весне пришедшей, егда быстрая Волга под славным Ярославлем раступившися истечет... учитель в поле гулять (recreari) отпустит (Я. Е. В. 1883. № 44, стр. 351). Кажется с ними гулял и учитель: Ходивши в день вчерашни по широкому полю, новою травою зеленеющому, видехом... (Ib. № 45, стр. 356; Я. Е. В. 1863. № 33, стр. 325, № 34, стр. 336.

1244

Ныне же вы аще и лодку имате, не надейтеся часто на остров поеждати (за леность) Я. Е. В. 1883. № 45, стр. 359.

1245

Аще кто остроумный, той и в Шестакове и в Капцах, имевши прилежность, мудрости не лишится (Я. Е. В. 1863. № 35, стр. 347). О Демьянах упоминает житие стр. 41.

1246

Такова речь, напечатанная в сочинениях святителя т. V, стр. 132–136, «единому молодому паничови написанная». Восхваляя святителя как господина, словом вяжущего и решающего, преклоняющегося же милостью к рабам и спостраждущего немощем немощных, как пастыря, и как отца, любовно сердобольною к чадам объятого, речь сравнивает Димитрия с солнцем, луною и звездою утреннею. «Лицу святительства вашего, аки лицу Христа самого предстоя, верую несумненно яко тоеяжде есте ко детем благости, ея же Господь на земли Христос, даяй детям к себе путь невозбранный. Отрок есмь мал, леты и умом младенствуяй... прихожду во объятия отческия любве, к рукам господския милости, и ко деснице архипастырскаго благословения.

1247

А. Титов. Новые данные о св. Димитрии Ростовском. М. 1881. in 8° стр. 14. Напечатано вполне у нас в приложении.

1248

Я. Е. В. 1863 № 27.

1249

Н. С Тихонравов сообщил П. О. Морозову, что первоначальная редакция этих стихов была иная, но точного разъяснения не дал.

1250

Яр. Губ. Вед. 1886 № 62 (ср. у нас ниже). Когда святитель, если его считать его автором, успел бы изучить нравы простонародья великорусского, чтоб вывести его типы в своей комедии?

1251

Морозов. История русского театра. Том I, Спб. 1889 стр. 89–95 Списки И. П. Б. О. XIV № 28 и Ростовского музея № 68. Текст напечатан в издании Н. С. Тихонравова. Русские драматические произведения. Спб. 1872. Т. I, стр. 339–399. Оценка пьесы в Киевской Старине XII, 436–458. Ср. Труды Киевск. Дух. Акад. 1865, II, (О Довгалевском). Во 2 томе сборника «Wisla» 1888 г. помещены отрывки из польского рождественского вертепного представления, очень близкие к драме святителя. Укажем еще в польской рукописи И. П. Б. (XIV. О. 12) Рождественскую драму, (Dramat о narodzeni Panskim), где особенно любопытна сцена комическая. Такова между прочим и сцена пастухов. Действующими лицами являются: Mascibrzuch, Nierobot, Drzemala i angeli duo. Один будит других, zmacoiac kiem po brzuchu, те трусят et hic angeli accedunt duo cantantes: gloria in excelsis. Mascibrzuch кричит: Vciekay kedy kto moze. Ангелы успокаивают их и велят идти в Вифлеем. Nerobotok говорит: Bratku, na mnie cialo // Przy samym Bogu tak niedrzalo // Jako kiedy przylecieli // Jakby nas zaras ziesc chcieli и т. д. Принадлежность пьесы святителю основывается на следующем сообщении Штелина. Zu Rostow liess der Metropolit Dmitri Rostowski oefters geistliche Schauspiele von seiner eignen Composition in Versen in der Krestowa (dem grossen Kreuzsale oder Bettzimmer) in der Archieryen Wohnung aufluehren. Die bekanntesten Stücke sind: der Sunder, ein allegorisches Stück. Ehster und Ahasverus, wurde auf Verlangen der Kaiserin Elisabeth in der grossen Fasten auf der Hofschaubuchne aufgefuehrt. Die Geburt Christi Maria war dabei nur im Gemaelde, nicht in Figur. Die Auferstehung Christi, mit sehr allegorischen Episoden. Haigold""s Beylagen zum neuveränderten Russland. I. Riga ind Mietau 1769. p. 398. («Zur Geschichte des Theaters in Russland von Stählin»). Содержание «Кающегося Грешника» пересказано кн. Шаховским (Пантеон 1840 г.) и передано у Морозова I стр. 110. Последним указана близость к пьесе «Мудрость Предвечная» еще одного ростовского аллегорического действа, напечатанного у нас, в приложении. Кроме подозрительных свидетельств Штелина (см. выше), Шаховского и Носова, сочинившего сведения еще о двух драмах Димитрия: Столпотворение и Беседа 12 апостолов (Хроника Рус. Театра М. 1883 стр. 32 и 36), у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них и не упоминается. Основываясь же на том, что напр. Димитровская драма приписана ему только благодаря тому, что была разыграна в его школе, мы думаем, что и мнение об авторстве св. Димитрия относительно других пьес возникло именно таким же образом. У Свиньина (Рус. музеум Спб. 1829 стр. 124) упоминается, например, «Навуходоносор», трагедия, сочинение Димитрия Ростовского (вместо Полоцкого). Пьеса Эсфирь и Агасфер была и в репертуаре Грегори Rhinhuber Relation de voyage en Russie. 1684. Berlin. 1883. стр. 29. Ничего не знаем и об «Успенской драме» упоминаемой митрополитом Евгением, указывающим и на списки в библиотеке Синодальной, где их теперь нет (словарь, I, 133).

1252

Небеса поле дождем покропили и плоды от земли произвели: жито, пшеницу, ячмень, овес, гречу и пшено нам детям на кашу. (Я. Е. В. 1883. № 45, стр. 356). Радовахомся мы, егда красныя вишни, сладкие яблоки, вкусныя груши, зеленые огурцы росли в лете, а ныне не веселы есмы для того, что горькою редькою и жестоким хреном челом бьем (Я. Е. В. 1863. № 35, стр. 347). О покупке сукна там же, № 25, стр. 244.

1253

Mando vobis diligentiam ne prodatis vos plagis quoniam vos mihi praesul commisit. Я. Е. B. 1863. № 33, стр. 328.

1254

Я. E. B. 1883. № 44, стр. 351.

1255

Я. E. B. 1883. № 44, стр. 348.

1256

Искусство 1883 г., № 29, Ч. О. И. и Д. 1883 № 2, стр. 17.

1257

Я. Е. В. 1863 № 27, стр. 265.

1258

Я. Е. В. 1863. № 34, стр. 336.

1259

Я. Е. В. 1863 № 35 стр. 348

1260

Я. Е. В. 1863 № 45 стр. 708 (вм. 438).

1261

Я. Е. В. 1883 № 45 стр. 359.

1262

Я. Е. В. 1863 № 27 стр. 265. Вознесенский ходил бы почаще в школу, если бы ему нравилось учиться.

1263

Подлинное письмо св. Димитрия в ризнице Яросл. арх. дома, наклеенное на доске, поднесено высокопреосвященному Ионафану при объезде им епархии одним из приходских священников. Не знаем, откуда напечатано оно в Ч. О. И. и Д. 1883 № 6 стр. 17, вышедших впрочем после обнародования письма нами в «Искусстве» 1883 № 29.

1264

Знаменский. Духовные школы в России. К. 1881 стр. 390

1265

Рукоп. Рост. Спасо-Яковл. мон., № 354 л. 226 об. Это же письмо было напечатано в Архиве князя Воронцова М. 1870 кн. I., причем приведено семейное предание о дружбе святителя и жены воеводы Анны Григорьевны Воронцовой, урожденной Масловой, и о письмах святителя, быть может и сохранившихся в архиве Бутурлиных.

1266

Сюда относится латинское сочинение святителя: Толкование на книгу Бытия см. выше.

1267

Житие 40. Archipraesul est non inscius vestri quod diligenter studetis (Я. E. B. 1863 № 25 стр. 243).

1268

Житие 41, 60.

1269

Я. Е. В. 1863 № 25 стр. 244 и № 35 стр. 347.

1270

Житие 59.

1271

Яросл. Губ. Ведом. 1852 № 38.

1272

Я. Е. В. 1863 № 33 стр. 330.

1273

О юридическ. формализме см. не раз цитированное прекрасное сочинение Знаменского Дух. школы стр. 390 и passim. Как образчик иезуитизма, можно привести некоторые из правил семинарии Феофана Прокоповича, протестантизирующего богослова и автора Духовного регламента. В лично им составленных «Регулах что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам» читаем: При отлучке ученика, даже до возвращения в дом, был бы при нем один из слуг наших, дворянин или иной кто служитель. § 16 Никогда двоим (и в гуляньи), ниже троим не отлучаться от прочих в сторону и тайно с собою ничего не говорить, но говорить явно и вслух прочим, и сие кто усмотрит, доносить должен как и в 15 пункте показано (в § 15 сказано «кто не повестит, и тот жестоко наказан будет»). § 17. Но и в компании с другими одному ничего отнюдь в ухо другому не шептать и сие всяк усмотрев должен скоро доносить. § 19 Никому никуда в сторону писем, не объявив их прежде директору, не посылать. Також и кому откуду, хотя бы от родителей, письма присланы будут, не распечатывать и не читать, но нераспечатанныя подавать директору, и когда он распечатав и прочитав, отдаст, тогда и читать можно (Труды Киевс. Дух. Акад. 1866 № 5 стр. 79–80).

1274

Заметим что в том же 1703 г. при открытии в Тобольске Филофеем митр. Сибирским школы для всех, Петр ограничил её состав лицами, происходившими из духовенства. Обширная и крайне любопытная, доселе малоизвестная, грамота Филофея в Тоб. Губ. Вед. 1859 № 15 и след. и 1871 № 26 стр. 168.


Источник: Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.) : Исслед. И.А. Шляпкина. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. - [581] с. - (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета; Ч. 24).

Комментарии для сайта Cackle