Познание Бога в смирении

О том, как Господь открывает Себя людям

Содержание

Божественный человек Бог – человек Познание  

 

Древние и современные примитивные народы сохранили глубинное памятование о первобытном опыте богопознания. Было время, когда род человеческий состоял всего из двух людей – Адама и Евы (они-то и представляли собой все человечество). Эти первые люди знали Бога, гуляли с Ним по саду, и их человеческая природа запечатлела образ Бога на себе, впитала, как губка, Его черты. А так как человеческая природа едина (все люди – одной природы), то в каждом из нас сохраняются Божественные черты. Правда, язычники утеряли это библейское сознание и истолковали историю посвоему.

Только один народ, народ Израиля, сохранял чистым восприятие Бога и знание о Нем. О чем возвещал Израиль? О смирении и снисхождении Бога. С безграничным смирением Бог вступил в общение с человеком. Любимые мои, Бог иудеев говорил: «С тех пор, как вы были маленькими детьми, Я возвеличил вас; с тех пор, как появился род иудейский, Я не оставлял вас. Вы же оскорбляли Меня, а Я жалел вас. Вы клеветали на Меня, Я вас благословлял. Вы забывали обо Мне, а Я вновь и вновь приходил к вам» (см.: Мих. 6и далее; Ис. 41:8–9). Господь Сам сошел, спустился на землю, ходил по ней. Сам преклонил Свои колена перед человеком вместо того, чтобы мы пали ниц перед Ним. Встав на колени, Он мыл ноги Петра. И перед всеми иудеями, всеми людьми Он совершил коленопреклонение.

По слову ветхозаветного пророка, Бог наклонился и протянул Свою руку: и простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима (Соф. 1:4). Он уберег иерусалимлян от блуждания и идолопоклонства, научил их верить одному Господу Богу.

Итак, сегодня Господь смиряется, принимаясь за исправление человека, поскольку тот поднимает в гордости свою голову. Бог наклоняется и протягивает руку, о чем есть свидетельство у Давида Псалмопевца: Ведом во Иудеи Бог (Пс. 75:2). На протяжении всего Ветхого Завета у человечества сохранялось знание о Боге. Сам Господь открылся иудеям в смирении и оставил в наследство Церкви Христовой это знание о смирении Бога.

Следовательно, только внутри иудейского народа, на смену которому пришел народ христианский, лишь внутри Соборной Апостольской Церкви ве́дом Господь Бог, Который являет всего Себя в Церкви и выходит как реальный собеседник навстречу каждому человеку.

Таким образом, как бы нам ни было трудно, мы все же приступаем к познанию Бога, черпаем свидетельства из библейской истории и других Божественных книг.

Вне Церкви нет Бога. Она через Духа Святого посвящает людей, каждого по отдельности, в таинство, в таинственное Тело Христово, Которым и является наша Церковь. Здесь открывает нам Бога Святой Дух.

Итак, с первой книги Ветхого Завета и до последней Нового прослеживается присутствие Бога в мире. Читая Священное Писание, вспомните мои слова, и вы убедитесь сами в том, что Бог повсюду, Он всегда умаляет Себя Самого, принижает, используя для этого всякую возможность. И при этом Он ни в коем случае не отрицает личную свободу человека. Он использует все возможные способы для того, чтобы помочь людям.

Бог взирает на нас с Небес. Сколь Он велик! Он никогда не появлялся перед нами во всем Своем величии, но всегда проявлял отеческую о нас заботу. Он использует солнце, отражение Небесного сияния, чтобы дать нам здоровье. Все свои творения – звезды, землю, море, рай, ад, свет, тьму, воду, огонь, жизнь, смерть – во все времена использовал Он, чтобы помочь нам в познании Бога. Мы видим штормящее море, волны которого бурлят, но не могут покрыть собой всю землю. Почему? В Священном Писании есть ответ на этот вопрос: предел положил еси морю (Пс. 103:9). И мне становится ясно, что некогда Господь очертил границы морей, чтобы они своей свирепостью не приносили беды людям. Бог принизил Себя до того, чтобы уладить то, что могло бы стать бедствием для человека.

Все употребил Бог во благо: все вещи, предметы, их предназначение и смысл. Все существующее и постижимое для человеческого разума говорит нам о Боге. Не о том, что они сами Бог (как мы говорили, Бог сверхсущен), но о том, что Он Творец всего сущего, всех причин и следствий.

Изобретательный и всеблагой Бог не забывает ни о малейшем ни на земле, ни на небе. Также Он пользуется природными явлениями – дождем, молнией, землетрясениями, животными, растениями, ветрами. Вы помните, как один раз заговорила ослица (см.: Числ. 22, 28 и далее)? Почему заговорила? Она хотела показать всем силу истинного Бога! И растения открывают нам Господа. Открывают Его апостолы, пророки, мученики. Когда мы видим идущих на смерть мучеников, то чувствуем Христа, стоящего за ними и вдохновляющего их Своей силой. Поэтому они не боятся. А я весь дрожу как осиновый лист, стоит кому-то меня задеть. Вот каково умаление и смирение Бога! Бог может являть нам Свое величие и в червях земляных, и в пыли, и в прахе.

Часто Он открывается человеку через особые символы и разного рода иносказания. Возьмем, к примеру, историю с неопалимой купиной (см.: Исх. 3и далее). Она горела, но не обжигала. Купина – это прообраз как Богородицы, так и Самого Господа. Бог – это огонь, Бог – это свет, который горит, но не обжигает и не исчезает, не обращается в пепел. Он светит, озаряет сердца, но не губит людей и не пропадает. Он вечен. То есть вы видите, что каждая вещь и событие имеет свое значение, ибо все они по-своему раскрывают нам Бога.

На гумне Господь явился Гедеону (см.: Суд. 6и далее). Он был перед нами в буре. Буря, разрушающая все вокруг, символизирует силу Бога. Тьма показывает Его невидимость, ведь Он недоступен нашим взорам. Легкий ветерок – это смирение, с которым Господь приближается к нам. Можно назвать много таких символов.

Давайте вспомним и ковчег Завета. Вам хорошо известны и Святая святых, и очистилище (см.: Исх. 25:21; Лев. 16:2; Числ. 7:89), куда сходит Господь и откуда Он глаголет. Вы только вдумайтесь в сказанное: снисходит Сам Господь! Именно поэтому покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию (Исх. 40:34). Почему? Туда вселился Бог.

Позднее храм Соломона стал местом постоянного обита- ния Господа. Это о нем сказано: и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3Цар. 9:3). На смену храму Соломона пришла христианская Церковь, но остались верными эти слова. И очи Господа не оставляют наших храмов, пусть даже не убранных должным образом и не приведенных в порядок. Его сердце соединяется с нашими сердцами. Господь с нами и в крестильной купели, и в причастной Чаше.

Когда я ухожу, то любящий меня просит: «Не забудь меня! Даже если я не увижу тебя больше, и ты не встретишь меня!» И я готов вырвать свои глаза и свое сердце и сказать: «Вот! Это чтобы я остался с тобою, чтобы всюду мое сердце постоянно, где бы я ни был, находилось при тебе, чтобы тобою любовались глаза мои!» Но это для человека невозможно. А Бог делает именно так! Я оставил очи Свои, говорит

Он, Свое сердце в храме, чтобы каждый, кто хочет, мог прикоснуться к Моему сердцу и чтобы Мои очи видели те слезы, которые прольет тот, кто желает присоединиться к лику святых на Небесах.

Вы видите, что многократно и многообразно (Евр. 1:1) Господь, сокрытый от человеческого взора, обнаруживал и не перестает обнаруживать Свое присутствие в нашем мире. Этим Он убеждает нас в том, что есть Бог. Он скрывает от нас истинное величие Своего Божества, чтобы мы не погибли. Но являет нам Свое присутствие и Божество через нетварные энергии. Этими нерукотворными лучами Бог проходит повсюду. Я моментально реагирую на удар электрического тока, хоть и не вижу его. Также я ощущаю и незримое действие Божественных энергий, смиренное схождение Бога к людям, и долгое время храню Его осязание.

Богу приходится прибегать к бесчисленным ухищрениям, ибо человеку невозможно созерцать Его таким, какой Он есть. Господь умаляет Свою славу, смягчает Свое сияние, чтобы мы с вами не ослепли. Он является в святых нашей Церкви и по сей день. И сейчас Он это делает, и даже очень часто.

И ныне живущие созерцают Бога личностно и чувственно. Мы располагаем множеством свидетельств от людей, переживших клиническую смерть. Они не были готовы предстать перед Престолом Господа. Но за их благое намерение Господь возвратил их к жизни, их тела вновь обрели душу. Дух и тело человека неразделимы, поэтому душа, поднявшаяся ввысь, получила возможность общения с Богом напрямую и в то же время чувствовала, что она привязана к тому, что неверующие называют шкурой. Тело – храм Божий, оно, подобно абажуру, прикрывает Бога и этим оберегает наши глаза. Как бы я мог жить с Богом, имея один лишь дух?

Они видели Христа, и Он беседовал с нимй, советовал, что им дальше делать. После возвращения к жизни они осознали догматы Церкви лучше великих богословов. И Это не зависело от их возраста, просто они увидели все то, о чем рассуждает богословская наука, воочию на Небе. И на основании личного опыта рассказывали, как их душа вознеслась горё, ввысь, а потом была отправлена обратно, ибо не имела готовности остаться там навсегда.

Теперь Господь простирает к земле, к Церкви не только Свою руку, но и Небеса, спускается на землю, как говорится в семнадцатом псалме (см.: Пс. 17:10). Прочтите его – и увидите величие Бога в Его смирении. В Ветхом Завете Бог простирает Свою руку людям (см.: Соф. 1:4). В Новом Завете Он наклоняет Небо и сходит Сам на землю. В семнадцатом псалме содержится предсказание о Церкви. Бог наклоняет Небо и спускается на землю. Псалмопевец рассказывает нам, что произошло. Давид своими глазами видел все это, ибо был пророком. Ноги Господа, говорит Давид, во время Его сошествия ступали по темным облакам, дабы люди снизу не могли различить Его. Он восседал на херувимской колеснице, движимой на крыльях ветра. Из этого мы понимаем, сколь быстро было шествие Бога. Господь унижает Себя перед теми, кто внизу, чтобы таким образом помочь им, униженным. Наверху – слава Божества, но к нам на землю Он спустился в смирении.

Свет Его лика, говорит Давид, пронзил даже облака. Господь прошел сквозь небесные тучи. Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих (Пс. 17:17). За мое смирение Он посетил меня, схватил меня за руку и спас от смерти.

Вы видите? Строки этого псалма вам следовало бы когда-нибудь прочесть самим и насладиться их красотой.

А сколько еще раз Бог открывал Себя людям! Он явился Адаму: вспомните, как Бог беседовал с ним! (см.: Быт. 2и далее; 3, 8 и далее), затем Ною: разве Господь не спускался, не говорил с ним? Вы видите, какое умаление Божества, какая униженность? Дабы не исчез с лица земли род человеческий, Он велел Ною построить ковчег, объяснив, какое дерево необходимо использовать для постройки, каких животных взять с собой, всему научил (см.: Быт. 6:14–21). Предстал пред Авраамом и дал ему Завет (см.: Быт. 17:1–22), затем пришел к нему в обличии трех Ангелов, которые на самом деле были не просто Ангелами, а Лицами Святой Троицы (см.: Быт. 18и далее).

Он спустился в Вавилон (см.: Быт. 11:5–9), чтобы увидеть, что там происходит. Спустился – значит унизился. Вы понимаете, как все эти поступки принижают Божество. Там Он столкнулся с тем, что люди свою природу приравнивают к Божественной, и сошел к ним. И нарек Иаков нмя месту... Вефилъ (Быт. 35, 15), что значит «здесь говорил Бог». Именно здесь. Дабы помнили это иудеи, дабы пошли дети их и сказали: «Здесь ступал и говорил Бог».

Показал Себя Господь и Моисею. Выше мы упоминали купину и говорили о том, что она есть образ Божественного присутствия. Там, в купине, Бог еще и еще раз принизил Себя, открылся Моисею и сказал: Я есмъ Сущий (Исх. 3:14). Я существующий. Ничего не существует, все умирает, Я же вечен. И помни об этом всегда. Передай то, что Я есть, из поколения в поколение (см.: Исх. 3, 15).

Многих посещал Господь под видом ангела: Иисуса Навина (см.: Нав. 5, 13), Гедеона (см.: Суд. 6, 12 и далее), мать Самсона (см.: Суд. 13, 3). И каждый раз Он становился словно человеком, дабы спасти человека.

Так, умаляя Себя, в смирении, спасает нас Господь. Но это не все, и мы, дорогие мои, должны сказать еще об одном проявлении смирения Бога. Все, о чем мы говорили, Господь, наш Отец Небесный, совершил в рамках Ветхого Завета. В Новом Завете Он достиг крайней меры Своего смирения.

Божественный человек

В Ветхом Завете Бога воспринимали как единого, но несмотря на это уже тогда Он существовал в Своих трех Ипостасях. В нем были сосредоточены радость, любовь, мир. Не было ничего такого, чем бы Он не обладал. Тогда Он подумал: «Зачем Мне одному радоваться этому богатству и почему ему не должны радоваться другие? Сотворю Я род человеческий». И создал Он ангелов, вечных и бесчисленных, чтобы служили они людям. Затем сотворил небо, и землю, и звезды, а в завершение – человека. Этим Бог проявил Свое смирение, ибо хотел поделиться с человеком радостью, миром и блаженством.

«Он не ограничился созерцанием Самого Себя». Ему было недостаточно смотреть лишь на Себя, и Он сотворил человека. Что же значит – сотворил человека? Какова связь между Богом и человеком?

Здесь, любимые мои, кроется огромная тайна. Нам трудно постичь богословские тайны, но Господь откроет ваш ум, если и вы распахнете Ему навстречу свои сердца. И поймете, почему именно создание человека есть нижайшая точка падения Бога, то есть Его смирения. Он низверг Себя, обратил Себя «в землю и прах», чтобы и мы смогли попирать Его, чтобы почувствовали, что только тогда, когда своими действиями уподобляемся Ему, то есть когда становимся смиренными, мы открываем для себя Бога.

Как же нам осознать это великое таинство? Я попытаюсь провести аналогию. Правда, не стоит забывать о том, что к Божественному не применимы никакие сравнения и что существует опасность в них произнести нечто еретическое и ошибочное. Но я хочу, чтобы вы разобрались.

Я не стану пересказывать вам, как был создан Адам, но начну с того, как была сотворена Ева. Это легче. Бог взял, как все вы знаете, из бока Адама ребро (см.: Быт. 2, 21 – 25), отрезал его, и бок уменьшился. Затем Он восстановил плоть Адама, тотчас же закрыл рану совершенно безболезненно. Заживил рану, и Адам вновь стал цельным. Как Ему это удалось?

Посмотрите – Бог не усыпил Адама из уважения к нашей свободе! Адам все видел своими глазами, но не мог понять, что же это значит. Потом Бог взял ребро, плоть и кость и сотворил нового человека, создал Еву. И отвел ее к Адаму.

Когда он представил ее Адаму, тот растерялся и смутился. И эта его реакция естественна. Он подумал, что Ева – это он сам. Как если бы я увидел своего брата-близнеца, увидел бы его спустя много лет после расставания и воскликнул: «Ну вылитый я!»

Увидев Еву, Адам воскликнул: «Так это же я сам!» Но после слов Бога: «Да сотворим другой пол», Адам понял, что все же между ним и нею есть разница, и решил: «Да будет она Евой!», то есть я назову ее своим именем. Как если бы я был Константином, то она – Константиной. То есть Ева – это женский род от Адама1. Она – это я, плоть от плоти моей, кость от кости моей, я – она, и она – я. Они почувствовали, что являются одним человеком, и не стыдились ходить обнаженными друг перед другом. Ведь человек никогда не стыдится самого себя так, как другого человека. Их ощущения подобны были чувствам мужа и жены по отношению друг к другу: и будут двое одна плоть (Еф. 5:31), два человека есть одно. В этом заключается тайна того, что хотя Ева и ввела его, Адама, во грех, он всю свою жизнь бедствовал неразлучно с нею. Он заботился о ней так, словно она – это он сам. Куда бы ни шла Ева, он следовал за ней и был от нее неотделим. Они жили, никогда не расставаясь друг с другом.

Теперь давайте вспомним еще кое о чем. Когда произошло грехопадение, что случилось? Они увидели, что наги, застыдились и прикрылись. Значит, распалось их былое единство. Разделились личности, каждый стал словно чужим для другого, и поэтому они оделись, чтобы не видеть друг друга. Смотрите, что творит грех! Он раскалывает человека, рассекает его пополам. Вот, что случилось с Адамом. Он устыдился Евы и устыдился Бога. После грехопадения Адам ушел, скрылся. Бог же отправился на его поиски.

Но давайте теперь вернемся назад, к сотворению Адама. Как был рожден Адам? Бог взял гумус и вылепил из него человека в том образе, который мы знаем, затем приблизил к нему ноздри Свои и Божественной энергией вдохнул в него жизнь. Через Адама прошел своего рода ток, включивший механизмы. Не ток, конечно, а Божество. И, следовательно, человек, Адам, перестал быть гумусом. Он стал душой, получившей жизнь от Бога.

Значит, Адам – это крайнее унижение Бога. Ведь что такое Адам? Это Бог, Который умалился, стал подобным нам, даровал людям Свою Божественность. Так делаю и я, чтобы не притеснять тебя, сжимаюсь, пытаясь занять поменьше места. Так поступает Господь, чтобы мы могли свободно с Ним разговаривать, а не видеть в Нем только полновластного Небесного Самодержца.

Обратите внимание: Бог спустился на землю, вошел в меня и меня больше не оставил. И я стал одухотворенным святым ковчегом, освященным храмом. Нет более Божественного действия, чем создание человека, дорогие мои. Поэтому в Писании и сказано о том, что Господь создал нас по образу Своему (Быт. 1:27).

Теперь вы поняли, что значит «по образу и подобию». Каким бы ни был Господь, таким же, только умаленным, является и человек. И видя Бога, человек может сказать: «Вот я!» и показать на себя, ощутить свое единство со Христом.

Поэтому как Ева следовала за Адамом, будучи плотью от плоти его, и как Адам следовал за ней и были они вместе, как согрешили они вместе и как вместе покаялись, так и Бог живет с нами и страдает, ибо мы – один человек, один Бог. Мы – по милости Его, Он – по Своей природе.

Эта нетварная энергия впервые запечатлела Божество на человеческом лике. После этого человек уже мог свободно обращаться к Богу, сам будучи богом и получив жизнь от Бога Небесного.

Таков Господь! Он не оставляет нас, когда мы грешим. Он любит нас и ради нас унижает Себя. Вот Он, забываемый нами, но не забывающий нас. Мы, жестокосердные, настолько эгоистичны, что не понимаем, что мы тоже боги по благодати.

Итак, Бог не сотворил Адама чуждым Себе и отличным от Божества, но сделал его богоподобным. Ева была создана из ребра Адама. Неописуемый Господь нерукотворно запечатлел Себя, неописуемо создав человека, личностного, свободного и самостоятельного, своего рода синтез видимого и невидимого материала. И стал человек Божественным представителем Бога. Он воспринял Божественную власть, и нарек человек имена всем скотам и птицам (Быт. 2:20). И хотя это принадлежало Богу, он все же это сделал, потому что сам стал богом. То есть не просто наделен властью от Бога, но и удостоился Божественности.

Бог не только умалил Себя, дабы явить Себя через описуемого человека, но наделил его Своими полномочиями. Как если бы я был правителем и передал тебе печать и свою власть на время своего отсутствия, из-за моего к тебе доверия, а ты вынес приговор убить меня, как это часто случалось в истории, – так вышло между Богом и человеком. Бог доверил человеку власть, а новый маленький бог убил Создателя-Бога и распял Его на Кресте.

Там, в раю, Бог спустился, чтобы пообщаться с Адамом. Адам сам еще не мог возвыситься до Бога, поэтому Тот и снизошел до уровня человека. Он должен был сойти и унизиться. Адам же, созерцая видимое и невидимое, мог стать богословом в полной мере, но преступил Заповедь.

Когда же этот маленький бог, сотворенный Богом, согрешил, то Господь, видя Свою плоть и дух, впадающими во грех, заплакал. Бог зарыдал! А что сделал Адам? Как мы уже говорили, он спрятался. И смотрите, Бог после этого снова умалил Себя! Если бы Он заговорил с Адамом, то тот бы устрашился и пустился бы в отрицания.

Поэтому Бог поступил как человек. Он постепенно стал подводить Адама к главному. Бог(!) сделал вид, что ничего не заметил. И, изображая неведение, позвал Адама:

– Адам, где ты? (Быт. 3:9).

Дает ему некоторое время потрепетать. А потом сказал:

– Адам, почему ты не встречаешься со Мной? Почему не бежишь Мне навстречу? Что происходит? Что это на тебе?

Придя в себя, Адам ответил, что его обольстила Ева.

Он не стал умалять себя. Он умер, ибо отказался от смирения и сказал: «Ева». Бог мог бы спросить: «Ева? А разве ты и Ева не один человек? Зачем же ты говоришь такое и перекладываешь ответственность на другого? Чем виновата Ева? Зачем ты разделяешь Мне человеческую личность и человеческую природу? Адам! Как случилось, что Ева стала другим человеком? Разве ты сам не говорил, что вы с ней одно? Зачем ты покинул Меня?»

И с тех пор Бог никогда не покидал человеческий род.

Однажды женщина пошла к зубному врачу, взяв с собой спящего в коляске маленького ребенка. Боли были невыносимыми. Врач нашел причину и удалил зуб. Удалил... но она так расстроилась, что забыла заплатить. И ушла, не вспомнив о ребенке. Вернулась домой, приготовила ему поесть и только тогда заметила, что его нет рядом: «О Боже! Я забыла его в больнице!»

И говорит Господь: «Даже если мать забудет свое дитя, Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). Я не забуду тебя, человек, потому что знаю, что ты бог, созданный Мною.

А мы не имеем к Богу благодарности, не славословим, не верим, не хотим Его познать, хотя знаем, что мы – маленькие боги, не стараемся в смирении осознать величие Господа.

Вот каков наш Бог! Он говорит: всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым (Ис. 65:2). Подумаем о Боге. Мы этого не делаем – устаем. Каждый день, говорит Бог, Я простираю руки Свои к вам и молюсь о вас. Просит Сын как архиерей Небесного Отца – «и прошу за этот народ, непокорный, и желчный, и противоречащий, не наказывать его». За нас молится Господь! Вот Его смирение, возлюбленные мои!

И сейчас мы подходим к последнему вопросу, который мне бы хотелось с вами обсудить сегодня.

Бог – человек

Мы увидели, Кто есть Господь! Он Святой, но и я имею некое подобие с Ним – и я Божественен. Он простирал руку Свою веками, а затем сошел Сам и стал плотью. Давайте посмотрим на то, как это произошло.

Сам Господь вступил в трясину, чтобы вытащить из нее драгоценную жемчужину – обоженного человека, чтобы вновь и вновь явить нам Свою Божественную природу и открыть дорогу к богопознанию.

Теперь Он явился не в символах, не на облаках, то есть не в тех образах, которые ранее прикрывали Его Божество. Напротив, Сам Сын Божий, одеяйся светом (Пс. 103:2), лично пришел к нам во плоти человеческой. Некогда Он сотворил человека по Божественному подобию. А теперь Бог стал человеком. Смелее поступок трудно себе вообразить.

До этого момента Бог лишь искал пути, чтобы приходить к людям и чтобы люди могли по ним восходить к Богу. Теперь же Господь не создает больше мостиков для такого хождения. Он приходит определенно и становится человеком, стоит в храме, как один из нас. Бог отказывается жить в Своей величественной славе, видя, как гибнут Его дети.

Своей человеческой жизнью на земле Он открыл людям тайну Святой Троицы, ибо только став плотью, Он смог явить нам это. В смирении Он поднялся на Крест, умер и сошел во ад. Этот момент особенно важен для нас.

Бог не остался на Небесах, Он дошел не только до земли, но спустился даже и до ада. Здесь Его униженность дошла до своей глубочайшей точки: Бог оказался на дне ада и оттуда простер руку всем – и тем, кто, отрекшись от Него, стал приносить жертвы языческим богам, и тем, кто любил Его при жизни. Он дал им руку, две руки, дабы любой страждущий смог ухватиться, и вытащил их из ада.

Теперь, возлюбленные мои, изменилось направление. Раньше Господь спускался. Мы видели Его там, внизу, в аду.

Но после победы над диаволом человек вознесся на Небо, наша плоть вознеслась наверх, к Небесам. В Пятидесятницу мы приняли Святого Духа, Который с тех пор возводит нас к вершинам истинного богословия. Как говорит святой Василий Великий: «До небывалых высот возвеличился человек благодаря смирению». Сходит и умаляется Господь, человек же невиданно возвеличивается, достигает даже и до Неба. Но только если смирится.

Конечно, Христос вознесся на Небо. Но Он постоянно шествует с нами рядом. Он оставил нам Духа святости. Он дал нам и Божественное Причастие, которое дарует нам Его Тело. Божественный Христос причащается человеческой плоти, а богоносный человек во время Причащения устремляется к небывалым высотам. На земле Христос ходил в нашей с вами плоти. И Божественное Причащение – это Плоть и Кровь Христа. Поэтому и говорит Сын Божий, что кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12). Что значит возвысится? Это значит – дойдет до познания Бога. Речь идет не просто о славе, не просто о нашем перемещении на Небо и не о том, что Бог вытащит нас из грязи греха, но подразумевается, что отныне Дух Святой имеет возможность открывать все нашему сердцу, только бы мы были смиренными и преклоняли головы наши перед Богом.

Так что, возлюбленные мои, в смирении Бог умаляет Себя и возвеличивает человека. Смирением мы возносимся ко Господу, познавая Его и Его пути.

Познание

В лице Христа и всего выше сказанного видно, что смирение не есть нечто, обособленное от Божественной природы, но является Его личным качеством. Без смирения Бог не был бы Богом. Что Он сказал? Я есмь сущий (Исх. 3:14). Он есть истина. Он есть Любовь. Если бы Он не был Любовью, то не был бы и Богом. Так и я, будучи богом, без смирения стану бесом. Непременным качеством каждого христианина должно стать смирение. Мне необходимо вжиться в него и всегда чувствовать, что я живу в Боге и в смирении.

Что такое смирение? Мы не будем беседовать на эту вечную тему сегодня. Повторим лишь слова одного святого: «Смирение – это одеяние Божества».

Для нас смирение – это признак христианской жизни и общения с Богом. И сколько в нас смирения, настолько открывается нам Господь. Конечно, всякие добродетели необходимы, но без смирения они ничто. Без смирения вам не помогут ни пост, ни молитва, ни любовь. Больше смирения – глубже познание Бога, и наоборот – чем глубже мы познаем Бога, тем более смиренными становимся. Ведь что делает Бог, видя наше смирение? Он открывает нам глаза, чтобы мы познали Его и грядущее.

Смирение вместе с молитвой одаряет нас присутствием Господа и радостным бытием. Жизнью такой радости, величественнее которой не бывает. Наша личная жизнь в смирении способствует нашему сильнейшему обожению. И чем более мы становимся святыми, тем лучше понимаем Господа. Во время молитвы, особенно Иисусовой, мы обнимаем все человечество словами: «Не только я, но и весь мир представляет одно целое с Богом». И в конце концов мы осознаем, что по Своему смирению Бог безгранично нам открывается. И сколь смиренно мы живем в Нем, с Ним и со святыми, читая Священное Писание и жития, столь явственно показывает нам Себя Господь.

Нужно научиться доверять Богу. Следить не за тем, сколь успешно мы продвигаемся в познании Бога через ученые штудии, но за тем, удается ли нам стяжать дух смирения. И тогда Господь придет и подаст нам обол2. Ведь если человек не просит, то вы и не подумаете подать ему милостыню. Значит, дблжно просить. А как иначе нам заявить о своей духовной нищете? Только в смирении и молитве. И тогда придет Бог и дарует нам богопознание, просвещающее и непреходящее общение с Собой.

У людей две беды. Первая – мы часто чувствуем какую-то пустоту внутри себя. Сколько раз мы слышали, как кто-то говорит: «У меня как-то пусто внутри», или – «Я чувствую тяжесть, пустоту». Действительно, в человеческом сердце есть брешь, в которую собраны наши неразрешимые вопросы и проблемы.

Все ученые исследования мира не заполнят ее. Мы выбиваемся изо всех сил, стараясь стать счастливыми и довольными. Пытаемся реализовать и утвердить свое «я», занять солидное положение в обществе, получить образование... но эта дыра внутри нас все растет и растет, и ничто не может заполнить ее, ибо это под силу только Богу. Наши сердца полны надежд и желаний, плохих и хороших. А в сердце – пустота. Оно не похоже на укрепленный и сильный город. Оно не высокий монастырь на вершине горы, куда спускается Бог, спускается слава Его и Его утешение.

В сердце нашем бездна боли и пессимизма. Оно – наш ад и наша мука. Но не будем забывать, что и в ад спускался Господь. Поэтому в минуты, когда мы чувствуем себя потерянными, несчастными, отчаявшимися, грешными, неприкаянными, давайте скажем себе: «Разве не войдет Господь в мое сердце, в мой собственный ад?» Не будем придаваться отчаянию, ибо отчаяние – от гордости. Оно самое большое восстание против Бога. Не поддадимся же отчаянию! Там, где наш ад, давайте окажемся и мы, давайте понесем там свой крест, как это сделал Господь. И Он найдет нас там оплакивающими свою судьбу и подтолкнет, как Адама: «Адам, где ты? Где ты, дитя Мое?» Мы очнемся от боли и увидим руку, которая хочет привести нас к богопознанию, хочет спуститься до дна нашей боли и переживания.

Святая святых нашего сердца станет тем чертогом, о котором мы говорили, чертогом, который охраняли два херувима, и где был Господь. Наше сердце, дыра в нем, наши страдания и несчастья, наш греховный колодец пусть станет гробницей Христа, окруженной ангелами, охраняющими Тело Спасителя. Так встанут ангелы на стражу наших собственных гробниц, заключенных в наших сердцах, и воскресят нас.

Итак, первая проблема решается, если мы мужественно будем переносить искушения, боли, мрачное настроение, будем терпеть. Если мы не отчаемся, то Господь придет.

Вторая проблема, особенно у нас, христиан, заключается в том, что мы быстро устаем. Да, быстро утомляемся мы, христиане, мы, желающие стать воинами Христовыми. Весь мир охотится за богатством и почестями без устали. Работает по двадцать четыре часа в сутки, чтобы занять положение получше в обществе. Не устает стремиться к удовольствиям, не устает искать греха. Мы же выбиваемся из сил, встав на путь к Богу. Устаем и забываемся, легко обольщаемся миром и делаемся абсолютно другими.

Потом вдруг что-то происходит, и мы вновь вспоминаем о Боге. Даем обещания и немного погодя вновь о них забываем. И это повторяется вновь и вновь. Вот наша вторая проблема! Но сколько бы мы ни забывали Бога и ни вспоминали о Нем после, давайте в такие минуты скажем: «Господи, просвети мрак моего сердца. Господи, я забываю о Тебе. Ты же не забудь обо мне! Хотя мы должны были познать Тебя, но мы Тебя не знаем. Стремления наши, Господи, так многочисленны... Как нам быть, чтобы теперь узнать Тебя?»

Все, что есть у нас, возлюбленные мои, прозаично, временно, страстно, тщеславно. Бог же дарует нам то, что приносит нам духовную пользу. Обратим взор нашей души к нашему сердцу, и если оно уродливо и совращено, попросим Господа исправить его. Давайте вспомним, что Господь по природе Своей, как мы уже говорили, недосягаем и непостижим. Не будем же искушать себя, желая познать Бога в Его сущности. Это невозможно. Давайте попытаемся познать Его в Его смирении, терпящим нас, любящим, прощающим, попускающим нам делать зло. Он уважает нашу свободу: когда мы ругаем Его, Он нас – нет; когда убиваем, Он не трогает нас и пальцем; когда мы огорчаем Его, то сносит все. Доверимся же Господу, Он знает, чем помочь нам. Ведь это Он сказал, да будет свет (Быт. 1:3) в хаосе, и появился свет! Такой же свет воссияет и в наших сердцах!

Такова, возлюбленные мои, история человечества! Ведь что такое история человечества? Это грех. А также это Бог, вступивший в мир греха, дабы исхитить нас из греха. Вот весь Господь!

Так познаем Бога! Он один способен, войдя в наш грех, не только не испачкаться, но и нас очистить. Не будем Его вынуждать постоянно повторять: Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? (Мих. 6:3) И несмотря на это, все, что бы ни случилось с нами, мы вменяем в вину Богу.

А не лучше ли просто понять, что наши тела несут на себе отпечаток Божества, нуждаются в Нем, ищут Его и любят.

Давайте осознаем, что Бог такой же, как и мы, а мы таковы, как Он, и являемся частичками Самого Бога.

За всем кроется Господь: за грехом, равнодушием, безбожием, забвением, нашими суетными попечениями. Все эти огромные ширмы прячут от нас Бога. Но Он – за каждой из них.

Что стоит Господу одним мановением разрушить такую ширму? Ничего. Сделает Он так и в сердце нашем, за которым, без сомнения, скрывается. Сделает, лишь бы мы сами неослабно этого хотели.

* * *

1

Имеется в виду фонетическое созвучие еврейских слов «иш», что значит «мужчина», и «иша», что переводится как «женщина». Об этом см.: Быт. 2: 23. – Прим. ред.

2

Обол – мелкая монета. – Прим. ред.

Комментарии для сайта Cackle