Евфимий Зигавинос (Зигабен)

Псалом 140

Псалом Давиду. (1)

(1) Слова Феодорита: И этот псалом Давид сочинил во время гонении на него от Саула; он в нем просит помощи Божией; другие говорят, что сей псалом произносится от лица вавилонских пленников. Слова Златословесного: Слова сего псалма знают, так сказать, все и во всяком возрасте поют; но мысли не понимают; они носят при себе кошелек запечатанный, что не мало предосудительно для нас – ежедневно петь, и никогда не постараться узнать мысль того, что поют, но сидеть при сокровище покрытом тенью. Я думаю, что Отцы не напрасно установили, чтобы сей псалом читать каждый вечер, и не по причине одного содержащегося в нем слова: воздеяние рук моих жертва вечерняя; но уставом положено читать сей псалом, как некое спасительное и очистительное от грехов врачевство, дабы все грехи, какие производишь в продолжение дня, где бы мы ни находились, достигнув вечера, мы свергнули с себя чрез сие духовное песнопение.

Пс.140:1. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя

Я, начинает, воззвал к Тебе, Господи, голосом и воплем сердца, воспламененного и проникнутого скорбью; посему услышь меня. Ибо таковым умственным голосом сердца взывая Моисей был услышан Богом, хотя устами и молчал. Таковый голос вознесла от сердца и целомудренная Анна, жена Елканы, хотя и не слышно было голоса ее устного; почему и при неплодстве своем родила Самуила. Таким же, говорит, умственным голосом сердца воззвал я к Тебе, Господи, голосом слышным Твоим ушам, а не одним чувственным голосом уст, которым молились и умножали моление свое Иудеи и не были слышимы: потому что взывающий устами чувственно напрягает все тело свое ко внешнему, истощая всю силу свою; так и вопиющий сердцем мысленно сосредоточивает весь ум и всю душу свою во внутреннем и собирает всю силу свою; почему и достоин быть услышанным от Бога. (1)

(1) Златословесный: Итак, что Он говорит: я воззвал? Воззванием здесь он называет не телесное, но внутреннее, произведенное разженным сердцем: ибо такового вопля требует Бог, сосредоточивающего мысли, не позволяющего рассеянности, и не только такого, но и моления к Нему. Ибо многие стоят на молитве, но не взывают к Богу; но уста их взывают к Богу и произносят имя Божие часто, а ум не понимает ни одного слова молитвы полезной. Также: Не все слова молитвы полезны, но только воссылаемые от великой расположенности. Ибо и фарисей, по видимому, молился много, но самому себе, поелику, пребывал в грехе гордости.

Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе

Внемли, говорит, Господи, голосу моления моего; потому что я взываю к Тебе мысленно и всем сердцем моим, как сказано выше; так как Бог не внимает чувственному голосу молитвы того, кто не взывает таким образом, то есть мысленно и от всего сердца. (1)

(1) Слова Златословесного: Замечай и другое совершенство молитвы, за которое просит услышания, т. е. чтобы удостоено было Божия внимания и неусыпных очей. Какое же такое? Когда кто молится не против врагов и не о богатстве, или силе или славе и не о чем-либо тленном из сего мира, но о бессмертных и нетленных оных благах. Ибо не только не должно молиться во зло врагам, но и гнев истребить против них. Посему и Павел говорит: хочу, чтобы мужи молились, воздавая чистые руки без гнева и размышления, т. е. хотя имеешь врага, погаси в себе гнев и тогда приступай ко Владыке; и не только устами не говори ничего против него, но и ум очисти от яда. И если такова будет молитва и ты прилежно взываешь к Богу, то еще прежде окончания молитвы будешь услышан: еще, говорит, ты будешь говорить, как Он уже скажет тебе: вот Я здесь.

Пс.140:2. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя!

Два жертвенника были в древнем Божием храме, по изъяснению Златоуста, один золотой, а другой медный; и золотой был назначен для курения фимиама (кадила), а медный был определен для других жертв. Кадило приготовлялось из многоценного и чистого вещества по учреждении закона, почему и было благоприятно пред Богом, когда воскурялось, как по сей причине, так и по той, что предизображало богослужение новое, благодатное, евангельское. Посему Давид просит так: да исправится и благоприятна Тебе, Господи, да будет молитва моя, как чистое оное, благовоннейшее, в законе производимое Тебе курение кадила, при возжжении сердца моего огнем сильного желания любви, как возжигается огнище златого жертвенника и издает благовоние фимиама. И сего о кадиле довольно. А касательно жертвы вечерней заметим, что священникам было поставлено в обязанность непрерывно каждый день приносить в жертву двух агнцев, т. е. баранов, одного поутру, а другого вечером, хотя бы и никто из евреев не приносил другой жертвы; почему и сии жертвы, состоявшие из двух овечьих плодов, назывались жертвами непрестанными, потому что непрестанно, или непрерывно были приносимы. Сии вещи, говорит Писание, ты будешь приносить на алтарь: агнцев единолетних без пороков двух каждый день на алтарь, непрерывно, в жертву непрестанную; одного агнца будешь приносить утром, а другого агнца вечером, в жертву непрерывную в роды ваши (Исх. 29:38). И сии жертвы из двух агнцев были всегда чисты и приятны Богу; потому что не были приносимы за грехи; тогда как другие жертвы, приносимые от народа не всегда были приятны и чисты, как многократно осквернявшиеся нечистою расположенностью приносителей их. Посему те две жертвы были дороже других, притом и из сих двух жертва приносимая вечером была важнее утренней; так как утренняя жертва оканчивалась вечернею, и вечерняя была исполнением вседневного священнодействия и, по замечанию Златоуста, заключала служение в церкви. Итак, Давид говорит: да исправится и да будет чистым и благоприятным Тебе, Господи, возношение рук моих во время молитвы, как благоприятна Тебе жертва вечерняя, а благоприятною молитва бывает тогда, когда как уста молящиеся чисты от мерзких слов, т. е. ругательств, злословий, осуждений и оговоров, так и молящееся сердце чисто от гнусных, богохульных и злых помыслов, и когда руки, воздеваемые во время молитвы к Богу чисты от любостяжания и хищения и всякого другого беззаконного действия. (1)

(1) Слова Евсевия: Молитва исправляющаяся и благоприятная есть молитва тех, которые просят истинных благ: ибо кто не так молится, того молитва отвергается, как потухнувшее кадило и рассеивается, как смрадное курение. Божественного Василия: Без сомнения Бог отвергает у Иcaйи ветхозаконное курение, когда говорит: кадило – мерзость Мне. Ибо по истине гнусна та мысль, что будто Бог, любя удовольствие, доставляемое обонянием, установил сложный фимиам, отвратительно неразумение того, что благовонное курениe Господу есть совершаемое в теле душенным целомудрием освящение. Златоуста: Итак да будет кадило твое тело; и смотри, чтобы ты не наполнил сие кадило навозом; а таковы те, которые произносят гнусные и нечистые слова. Ибо как кадильница кроме огня и фимиама, не должна содержать в себе что-либо нечистое, так и язык, кроме святыни и хвалы не должен износить никакого скверного слова. Таким же образом и руки должны быть кадильницею: ибо ты приносишь кадило не на медном и не на золотом алтаре, но в храме духовном, который дороже оного. То было бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, и ты член Христов и тело честное (дорогое). Другой говорит: Давид к умственной молитве приложил и слова: воздеяние рук моих; ибо, говоря о мысленном, он должен был упомянуть и о деятельном, о действиях телесных. Евсевий: Сказал о вечерней молитве, а не oб утренней, по той причине, что совершаемые до последнего издыхания и до самой кончины жизни (которую означает вечер) добрые дела признаются Богом лучшими всякой жертвы. Феодорита: Упомянул о вечерней, а не об утренней, без сомнения, потому, что он находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тьме и ночи. Здесь заметь, что упражнения умственные уподобил фимиаму, как тончайшие и чистейшие, а занятия состоящие в действиях, как грубейшие, назвал жертвою.

Пс.140:3. Положи, Господи, хранение (стражу) устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Зная, что уста бывают причиною многих зол, когда нет радения о них и позволяют им говорит необдуманно, что ни придет на мысль, как, напротив того, те же уста бывают причиною и многих благ, когда прилагается к ним внимание и они охраняются у человека; и что для сего требуется старание и подвиг и особенно помощь Божия, Давид посему просит Бога о помощи в хранении у Так и божественный Златоуст говорит, что проворство языка бывает причиною бесчисленных бедствий, как напротив бесчисленных благ охранение его. Ибо как некоему дому, или городу не в пользу ворота и крепкие стены, когда нет стражей при них, знающих, когда нужно запереть сии ворота и когда отворить: так нет пользы от уст и языка человека, когда они не охраняются, по словам Златословесного.

(1) А охранением для уст служит прилагаемое к ним внимание ума, т. е. когда ум знает, какие слова надобно говорить и какие удерживать в сердце потому что, по словам Сираха, многие пали от уст меча, но не так как падшие от языка. Блажен, кто укрылся от него (Сир. 28:22). Итак, положи, говорит, Господи, хранение рту моему и дверь ограждения, т. е. стражу около уст моих; так как и то и другое – и хранение и ограждение совершенно одно и то же. (2)

(1) Слова Златоуста: Что такое хранение уст? Страшная отчетливость приставленная к ним, имеющая в готовности (в руках) огонь, готовый ожечь употребляющих уста безрассудно. Сию-то поставь привратником и стражем, чтобы грозила совести; и ты никогда неблаговременно не отворишь сей двери; с сим вместе приставь и другого, напоминающего слова, что за всякое пустое слово будешь отвечать в день суда.

(2) Слова Златословесного; Видишь ли, какое ведение? Видишь ли мудрость? С чего начинает молитву? С величайшего из подвигов. Итак, станем охранять уста, приставляя к ним для непрестанного запирания их рассудительность, не для того чтобы они были заперты всегда, но чтобы были отворяемы в приличное время. Ибо случается, что иногда молчание приносит больше пользы, нежели сказывание, а иногда и сказывание больше молчания. Потому то и премудрый говорит: есть время молчать и есть время говорить (Еккл. 3:7); и Сирах сказал: если есть у тебя мысль, отвечай; а если нет, то да будет рука твоя на устах твоих (Сир.5:14); и в другом месте: словам твоим сделай вес и меру; и для уст своих сделай дверь и засов (Сир.28:29); и в другом месте: не препятствуй слову во время спасительное (Сир.4:27). Григория Нисского: Творец положил языку две ограды – зубы и уста, чтобы задерживать безрассудные слова. Потому то и та тончайшая кожица (ткань), обуздывающая посредством нижней губы язык, называется (на греч.) уздою (губным углом), чтобы не произносил бесчинных и бесполезных слов. Кирилла: Знал блаженный пророк, что употребление слова неукоризненное есть достохвальное дело; ибо кто не согрешает в слове, тот совершен, и может обуздать все тело (Иак. 3:2). А употребление языка свободное и своевольное, языка необузданно склонного ко всему ложному, как может не охуждать кто-либо? Филона Иудейского: Кажется, что природа устроила губы людям для двух самых необходимых вещей; во первых для молчания, ибо они суть самая крепкая защита и преграда для голоса; а во вторых, для изъяснения мысли: потому что чрез них слова льются рекою; и когда сомкнутся, слово сдерживается, а когда разверзаются, оно исходит. Но должно говорить гораздо меньше, нежели сколько слышим; так как и природа, соразмеряя необходимость слова с слухом, по словам Великого Василия, устроила у нас два уха и один язык: почему учась надобно слушать вдвойне, а ответствовать скромно и немного больше противу вопросов. Феодорита: Творец дал две ограды языку – зубы и губы, чтобы задерживать сим безрассудные его стремления, Впрочем пророк просит и другого дароохранения, опасаясь, чтобы не произнес в жалобе своей чего-либо не приличного. Ибо что он и во время гонений от Саула никогда не любил произносить какого-либо злоречия, о том свидетельствует история.

Пс.140:4. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины (составлять извинения) о гресех.

Не попусти, продолжает, Господи, чтобы наклонялось и падало сердце мое в произношение посредством уст лукавых слов и в неприличные воспоминания и помыслы чрез размышление; это, по словам Златоуста, легко совершится тогда, когда и при внешних устах поставлена стража. При том не попусти сердцу моему склониться не только к тем лукавым словам, но и к составлению извинений во грехах его, потому что первозданные по учинении греха извинялись; Адам, указывая на Еву, что она обманула его, а Ева в свою очередь – на змия, что он посмеялся над нею. Подобным же образом и убийца прибегает к извинению в учинении убийства порывом гнева своего, и любодей оправдывается страстью похоти своей, хищник выставляет нужды и бедность свою, а другой грешник указывает на другую причину, хотя не это побудительные причины грехy, а нерадение и невнимательность их. И это видим из примера заботливых и внимательных, которые не делают подобных грехов. Ибо диавол зная, как говорит Златоуст, что исповедь и открытие греха умилостивляет Бога, а запирательство и утаение греха побуждает Бога ко гневу, нечистый сей дух склоняет грешников к извинению себя и сказыванию, что не они согрешили, а другое нечто вне их было причиною грехов. (1)

(1) Златословесного: Не то, говорит, что Бог уклоняет сердце, совсем не то, но это значит то же, что не попусти склониться, не попусти обратиться к помыслам злым; ибо здесь в сердце источник зла и добра. А слова лукавства суть те, который делают других злыми: что производят в телах заразительные дыхания воздуха, то они в душе. Это преимущественно ведет к погибели, когда согрешающая душа удаляется от страха и вымышляет какие-либо извинения, изобретая слова, извиняющие страсти: зло – грех, но еще худшим он делается чрез запирательство после греха. Итак, когда ты согрешил, скажи, что согрешил и нет ничего выше такового извинения; чрез сие ты умилостивляешь Бога и себя делаешь более непреклонным к падению в те же грехи. Прилично изъясняет сие и Феодорит: Блаженный Давид мог помыслить в себе так, что Саул есть враг и неприятель и желающий смерти мне; посему не будет несправедливости, если умертвить его; так как и закон говорит: возлюбишь ближнего твоего и возненавидишь врага твоего. Но предвидя жизнь евангельскую, он хотел жить ею; почему и просит о том, чтобы ему не изобретать никакого извинения во грехе.

С человеки, делающими беззаконие

Сии слова находятся в зависимости от предыдущих: не попусти, говорит, Господи, сердцу моему составлять извинения вмеcтe с беззаконными, или грешными людьми; ибо они, по учинении греха, извиняют себя в нем различными причинами.

И не сочтуся со избранными их

Когда, говорит, Ты, Господи, поможешь мне и я не уподоблюсь беззаконным в извинении грехов, то я никак не стану обращаться и соединяться не только с ничтожными из беззаконных, но и с значительнейшими из них. (1)

(1) Другой истолкователь говорит: И да не вкушу сладостей их; другой: Не буду находиться во дворах их при увеселениях их, что изъясняя Златоуст говорит: Здесь говорит апостольское слово, что должно убегать и наслаждений и пиршеств с теми, у коих водворяются греховные действия. Феодорит: Это пусть делают делатели беззакония, а у меня да не будет никакого сообщения с ними, хотя бы они крайне были благополучны; ибо здесь избранными из злых называет живущих в благоденствии.

Пс.140:5.  (Да) накажет мя праведник милостью, и обличит мя; елей же грешного да не намастит главы моея.

Пусть, продолжает, Господи, обличит и накажет меня (выговором) праведник; а ласковость и услужливость грешника пусть не подает мне руку и не услуживает мне; потому что лучше и полезнее бич и обличение от праведника, нежели ласковость, угодливость и сладкоречие грешника, что значит елей. И жезл праведника гораздо душеполезнее, нежели честь и благотворительность злого, как сказал и Григорий Богослов: полезнее бич праведника, нежели милость грешника; и жезл праведника лучше чести злого. Прибавлено: милостью, потому что праведник хотя наказывает и обличает, но человеколюбиво и милостиво; ибо он заботится, чтобы согрешающий брат его не погиб, если не получит надлежащего обличения.(1)

(1) Златословесный: Видишь ли, как тверда душа его в добродетели? От праведников она готова переносить с удовольствием и выговоры, а от беззаконных, хотя бы они говорили и приятное что-либо, она отвращается. Почему? Потому что сии и сожалением часто погубляют, a те и строгостью исправляют; и в обличении тех заключается сострадательность, а в сострадательности сих – смерть. И смотри, как здесь выразил апостольский совет: обличи, зaпpeти, умоли. Таково-то обличение у святых; так поступают и врачи: они не только рассекают, но и обвязывают. Если же от злых должно отвращаться и тогда, когда они милуют; то когда же должно сближаться с ними? Явно, что никогда. Посему когда злой и деньги дает, и обещает удовольствия и почести, отвергай и убегай; а праведника, хотя бы он и укорял и насмехался, держись, ибо он из любви делает сие; так как и по словам Григория Богослова самая суровость одного приятна по причине пользы, а другого и милость подозрительна по причине злонравия его. Феодорит: Для меня, говорит, вожделеннее от праведников и оскорбительное что-либо, причиняемое ими в наставление и для пользы, нежели со стороны грешников приятное, хотя бы сие, на подобие умащающего главу елея, обещало мне радостную жизнь; ибо я лучше желаю получать наказаниe от праведников, нежели от грешников услуги. Безыменный: Молюсь, говорит, чтобы мне не быть в сообщении с нечестивыми, и предпочитаю сожительство с праведником, хотя оно кажется и трудно по причине обращения чрез наказание. Ибо лучше хочу принимать от праведника обличение, нежели от грешника ласковое слово с обманом, хотя бы он стараясь умягчить меня ласкательствами, бесчисленными вежливостями, как елеем умастил главу мою.

Яко еще и молитва моя во благоволениих их

Не только, продолжает, убегаю беззаконных и грешных людей и отвращаюсь от обращения с ними и услуги их, но еще и молюсь при благоволениях, т. е. против благоволений и злых хотений их, как изъясняет Златословесный, принимая предлог «во» (εν) за «против», по замену одного другим. Я прошу, чтобы злые советы и вредные желания их не пришли в исполнение, не сбылись; ибо сие-то он называет благоволениями. (1)

(1) Слова Феодорита: Я не только не завидую благоденствию их, но еще молюсь о изменении счастья их, дабы изменившись в благоуспешности они изменились и во зле. Посему под благоволениями Феодорит здесь разумеет благополучие и благоденствие беззаконных и грешных. Согласно с сим и Златословесный не много ниже называет их благоденствием.

Пс.140:6. Пожерты Быша при камени (как камень) судии их.

Судии, говорит, т. е. владельцы беззаконных, которые начальствуют и властвуют над ними, исчезли подобно тому камню, который, будучи брошен в море, поглощается им и делается невидим, так что не остается и следа и признака его. Сие сказал тот же Давид и в другом месте о нечестивом: и я мимо шел, и вот не было его, и искал его, и не нашлось место его (Псал. 36:36); каковыми словами выражает то, что нечестивый вырывается с корнем, так что и имени его не остается. А выражение: поглощены, употреблено вместо: будут поглощены – в прошедшем времени вместо будущего: он пророчествует сим о погибели беззаконных. (1)

(1) Другой перевел так: Исторгнутся силою (рукою) камня. А выражение: εχομενα, по словам Златоуста, значит: Близ, т. е. как брошенный в море камень делается невидимым; так и все блaгoдeнствиe их скрывшись не будет более приметно. Феодорит: Не в продолжительном, говорит, времени пропадут и те, которые имели верховную власть подобно скрывающимся в морских водах подводным камням, и потонут, иначе, будут преданы забвению.

Услышатся глаголи мои, яко возмогоша (как могущественные).

Симмах перевел: услышат слова мои (как) приятнейшие: примут, говорит, сведущие и благоразумные к сердцу своему слова мои, как сладкие и приятные, поелику они истинны и полезны. (1)

(1) Слова Евсевия: Когда предсказанное наказание злым сбудется, тогда мои слова получат истинную достоверность, и благоразумные примут оные, как истинные и полезные.

Пс.140:7. Яко толща земли npocедeся на земли, расточишася кости их при аде

Как, говорит, твердый грунт земли разрываемый плугом раздробляется и рассыпается на разные глыбы и части земли, так и кости вышеупомянутых беззаконников рассыпаются в гробе; ибо его-то, по словам Феодорита, назвал адом.

Пс.140:8. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отъими (От мене) душу мою.

Очи, говорит, души моей взирают на Тебя, Господи: потому что я всего себя возлагал на Тебя. Посему не отними у меня жизни при терпимых мною гонениях и сильных злоумышлениях со стороны врагов. (1)

(1) Златословесного: Хотя бы, говорит, постигли нас бесчисленные бедствия, войны ли-то, или смерть, или врата ада, мы будем держаться на уповании на Твою помощь, как на священном якоре. Оригена: Взирание ко Господу бывает причиною единения между устремляющими взор свой к небу; почему и сказано в единственном числе: к Тебе, Господи, очи мои. А как зло рассыпает и кости, то подвергающееся сему называются множеством, почему и сказано во множественном: рассыпались кости их. Примени к сему и заповедь данную Адаму, в повелении выраженную единственно: ешь, а в запрещении – во множественном: не ешьте его (плода).

Пс.140:9. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие

Сохрани меня, просит, Господи, без вреда и поставь меня выше сети устроенной врагами моими для уловления меня и от преткновений, положенных предо мною делателями беззакония. И сети и преткновениями называет ухищрения Саула и других врагов его.

Пс.140:10. Падут во мрежу свою грешницы

Грешники, заключает, падут в сеть свою, поставленную ими для уловления меня и будут пойманы собственною своею мрежею. поелику же в других списках стоить: его; то значит, что грешники падут в сеть Божию.

Един есмь аз, Дóндеже прейду

Я, говорит, отделен от них, далек от их мыслей, и не столь я отделен от них пространством, сколько разностью в предначертаниях и намерениях. Не сойдусь же с ними, говорит, пока не умру.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle