Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Глава 3

О том, что должно веровать во Христа, как веровали в Моисея, но с тем преимуществом, какое приличествует Богу в сравнении с человеком. И о том, что должно страшиться такого же отпадения (от Бога), в каком виновны были древние.

Евр. 3:1. Темже, братия святая, звания небеснаго причастницы,

Ибо с неба зовет вас к Себе Бог и зовет на высоту небесную.

разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа.

Тщательно уразумейте. Посланником (Апостолом) назвал Христа потому, что Он послан к нам. А « Святителем (Архиереем) исповедания нашего» назвал Его, как виновника совершенной веры в Бога и как приносящаго подобно ветхозаветным первосвященникам, жертву Богу Отцу.

Евр. 3:2. Верна суща сотворшему Его.

Преданнаго Отцу и единомысленнаго с Ним, соделавшим Его Посланником и Святителем, т. е. благоизволившим послать Его для научения нас вере и поставить Его Архиереем для принесения за нас жертвы.

Якоже и Моисей во всем дому Его.

Т. е. как Моисей был верен. Ибо в Книге Числ написано: И рече Господь: Не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть (Чис. 12:7). Как церковию называется не только неодушевленный храм, но и собрание верных, так и домом Божиим называется здесь не только скиния, но и собрание народа.

Евр. 3:3. Множайшей бо славе Сей паче Моисея сподобися.

«Разумейте», говорит, обратите на это внимание: ибо Он славнее и Моисея.

Елико множайшую честь имать паче дому сотворивый его.

Ибо Творец имеет большую честь, нежели его творение. Итак, если народ есть дом Божий, а Моисей есть часть народа, то не значит ли, что Моисей есть часть и дома Божия. Создатель же всего этого дома есть Христос, как Бог.

Евр. 3:4. Всяк бо дом созидается от некоего.

Именно потому, что он созидается.

А сотворивый всяческая Бог.

Вот страшно великое и ни с чем несравнимое превосходство! « Сотворивый, говорит, всяческая», т. е. и дом и все прочия творения, есть Бог, не славный только, но и превосходящий всякую славу.

Евр. 3:5. И Моисей убо верен бе во всем дому Его, яко же слуга.

И Моисей назван верным по вышесказанному, как слуга.

Во свидетельство глаголатися имевшым.

Для удостоверения и утверждения того, что должен будет говорить народу Моисей, чтобы ему поверили те, кому он будет говорить.

Евр. 3:6. Христос же (у Зигабена – Господь) яко-же сын в дому своем.

Христос же как Сын, вступил в дом Божий согласно сказанному: егда же паки вводит первороднаго во вселенную (Евр. 1:6). Итак, сперва Апостол назвал Христа равным Моисею: верна суща, говорит, якоже и Моисей. Но далее прибавляет: множайшей бо славы сей паче Моисея сподобися. A затем он ясно и решительно показал, что Моисей – раб, а Христос – Владыка. Эту Апостольскую речь должно понимать по отношению к домостроительству (спасения людей); ибо, показав равенство их по человечеству, Апостол назвал Христа Владыкою – по божеству.

Его же дом мы есмы.

" Его же«, т. е. Христа, » мы«, т. е. Христиане, как и древле дом Божий составлял народ (Еврейский) с Моисеем, о чем уже сказано.

Аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим.

Т. е. если сохраним дерзновение за Него пред тиранами, стойкость за веру, и не только не будем стыдиться, когда нас обвиняют в безумии, но будем, напротив, хвалиться в надежде на блага, уготованныя в будущей вечной жизни; но не ипаче, как под условием: » аще дерзновение известно удержим«, и если не перестанем хвалиться надеждою и ожиданием благ будущих, как несомненно имеющих быть. Слово » известно« употреблено вместо: твердо, непреклонно. Таким образом Апостол подтверждает христианам и заклинает их непоколебимо верить обетованиям Христа и внимать словам Его, чтобы не потерпеть им того же, что потерпели предки их евреи, погибшие за свое неверие.

Евр. 3:7. Темже, якоже глаголет Дух Святый, днесь, аще глас его услышите,

Евр. 3:8. не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании.

А если это так, то аще услышите глас Его днесь, как говорит Дух Святый чрез Давида (Пс. 94:7–9), не ожесточите сердец ваших до того, чтобы противиться сему гласу, не согласоваться с ним и не принимать его. Слово » днесь« он употребляет здесь не в смысле точно определеннаго дня, a разумеет вообще всякий день, о котором можно сказать сегодня, т. е. в какое-бы то ни было время. » Глас« же – тот, который сообщается чрез проповедь Евангельскую и вообще чрез Божественныя Писания. Итак, не ожесточайтесь, говорит, как это было в » прогневании«, когда они преогорчили Господа. Далее он прибавляет и следующия за сими слова Давида, устрашал ими и возбуждая их к вере и послушанию.

Во дни искушения в пустыне.

И в 77 Псалме (Пс. 77:17) о древних Евреях сказано, что они преогорчили Всевышпяго в безводной и искусили Бога в сердцах своих; и – тогда именно они ожесточили сердца свои, отвергнув глас Божий, который они слышали в Синае, забыв благодеяния Его и потеряв веру в Его всемогущество. Преогорчением он называет и искушение, бывшее тогда, когда они, услыхав от соглядатаев, возвратившихся из земли обетованной, о величине и силе живущих в ней, пришли в страх и подняли ропот, не подумавши о том, от скольких и каких опасностей Бог избавлял их. Посему-то они и погибли.

Евр. 3:9. Идеже искусиша Мя отцы ваши.

" Идеже» – где, в пустыне. Или же « идеже» – когда, во время искушения. Речь эта принадлежите Духу Святому.

Искусиша Мя и видеша дела Моя четыредесять лет.

Евр. 3:10. Сего ради негодовах рода того.

Видели чудеса и благодеяния, о которых говорится в упомянутом 77 Псалме. А « четыредесять лет» одни относят к настоящему (т. е. 9-му) стиху, a другие к следующему, читая так: « Четыредесять лет негодовах рода того», т. е. Я с негодованием относился к нему Я был недоволен ими за жестокосердие и неверие их.

И рех: присно заблуждают сердцем.

Они не постоянны: ибо это – род, который не уставил правильно сердца своего (Пс. 77:8).

Тии же не познаша путей Моих.

Писание часто, как и теперь, путями называет заповеди, потому что оне ведут к Богу. А под знанием разумеет не то, которое приобретается чтением и упражнением, а то, которое выражается в жизненной силе и в делах.

Евр. 3:11. Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой (Пс. 94:11).

Слово «яко» (так что) означает подтверждение. Я, говорит Бог, твердо сказал в гневе Моем: « не войдут в покой Мой». А что слово аще у Евреев часто означает не, об этом я и в других местах говорил (Толков. Зигабена на Пс. 94:11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».). « Покой» – это земля обетованная, как успокоившая тех Израильтян, которые вошли в нее после сорокалетняго странствования и перехода из одного места в другое, и таким образом ставшая для них покоем. А потом и те, которые не внимают заповеди Христа, также не войдут в покой царства небеснаго.

Евр. 3:12. Блюдите, братие,

Так как речь о будущем не так убедительна, как о прошедшем, то он и привел им на память историческое событие, из котораго видно, что предки их имели недостаток в вере. Далее он настойчиво убеждает их быть внимательными.

да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво (исполнено) неверия,

Жестокое сердце теперь он называет лукавым. Сердце же неверия – то же, что сердце неверующее, не принимающее словес Божиих, душа, с недоверием относящаяся к надежде на будущее.

во еже отступити от Бога жива.

Душа бывает черства и чужда веры по причине отступления от истиннаго Бога. Ибо пока она повинуется Ему, она не теряет веры, а лишь только начнет пренебрежительно относиться к Нему, то впадает в неверие.

Евр. 3:13. Но утешайте себе на всяк день, дóндеже днесь нарицается.

Руководствуйте друг друга, поддерживайте, пока днесь нарицается, т. е. постоянно, пока существует настоящий мир.

Да не ожесточится некто от вас лестию греховною.

Чтобы не ожесточиться (кому нибудь из вас) до неверия, что обыкновенно происходит от обольщения грехом. Ибо неверие рождается от греха: когда кто-либо впадет в глубину пороков, тогда им овладевает нерадение. А при нерадении он уже ослабевает в вере, обольщаемый грехом, потому что, впереди уже нельзя ожидать исправления, даже и решимости к нему не будет.

Евр. 3:14. Причастницы бо быхом Христу,

Как составляющие с Ним одно тело: ибо Он – глава, а мы члены, как в разных Посланиях об этом сказано.

аще точию начаток состава даже до конца известен удержим.

Т. е. если сохраним веру во Христа: ибо она делает то, что мы и начинаем быть членами Христа, и остаемся такими, составляя с Ним одно тело. Если же церковь верных есть одно тело, и все верные суть ея члены, а Христос – глава, то нам должно держаться за Него верою и не отрываться неверием.

Евр.3:15. Внегда глаголет: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании.

Евр.3:16. Нецыи бо слышавше прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом.

Евр.3:17. Коих же негодова четыредесять лет? Не согрешивших ли, ихже кости падоша в пустыни?

Евр.3:18. Которым же клялся не внити в покоище Его? Яве, яко противльшымся.

Евр.3:19. И видим, яко не возмогоша внити за неверствие.


Комментарии для сайта Cackle