Источник

II. В Пост

11. Беседа в неделю Православия

Неделя православия, как называется первый воскресный день св. великого поста, ест такое торжество, которым св. Церковь воспоминает древнее торжество христианского благочестия, когда оно, после жестоких гонений и после падения долговременно смущавшей умы иконоборной ереси, в новой славе возблистало на 7-м вселенском, 2-м никейском Соборе (в 788-м году).

Виновником иконоборной ереси был византийский император Лев Исаврянин. Заразившись учением некоего Еврея, он отверг всякое уважение к св. иконам, считая оные ничего незначащим изображением, и даже нарушением 2-й заповеди, и потому требовал от святейшего патриарха Германа, чтобы иконы или поставлены были в храмах на такой высоте, где бы не могли быть досязаемы, а лучше вовсе были вынесены из храмов, дабы, как говорил он в посмеяние, св. иконы, если они суть истинные изображения Святых, лобызанием нечистых уст не были оскверняемы.

Странное заблуждение! Восстали на иконы, восстали по истечении 7-ми христианских веков, в продолжение которых церковь Христова благоукрашалась иконами, и как святынею, и как знамением силы Божией, чудесно от многих икон в различных силах и действиях являвшейся.

И чего не было говорено, чего не было писано в защищение св. икон против иконоборцев! Было говорено и писано, что иконы почитаются не за украшение, не за вещество, не за искусственное и художественное изображение, поскольку всякая драгоценность на иконах есть ничто иное, как свидетельство достоинства изображаемого лица и усердия изображающих, и приносится в честь и славу изображенного; что иконы чествуются, как изображение Божественных и священных лиц, каковы суть: изображение Бога Отца, Ветхого деньми, изображение воплощенного Сына Божия, Богочеловека, Матери Божией, Приснодевы Марии, св. Ангелов, окружающих престол Вышнего и посылаемых на землю для служения призываемых к наследованию спасения, также изображения святых Угодников Божиих. Кто же не воздаст чести, кто в благоговении не поклонится лицу Божию, лицу Матери Божией, изображению лиц Угодников Христа Спасителя, подражателей Божественной жизни и действий Его? Кто не поклонится, когда это несомненная истина, что честь, воздаваемая изображению лица, восходит к самому Первообразу, к самому живому, всевидящему и всеведущему Богу, к святым Божиим, живущим и действующим в Боге, прославившим Бога и прославленным от Бога; почему, кто не воздаст чести образу, бесчестит самых тех, которые изображены на образе; что нам, которые сами составляем образ Божий, и живем и мыслим и действуем в мире образов, и одушевлять себя к благочестию вполне невозможно без начертаний и образов; что истинный, живой образ есть выражение внутренней силы и свойств своего первообраза; а начертанный на веществе, священный или Божественный образ есть истое или сходное подобие своему первообразу, и со стороны чествующего, составляет выражение чести и благоговения к достоинству и величию изображаемого. Ничто не убеждало ослепленных иконоборцев. Св. иконы были изметаемы из храмов, влачимы по презренным местам, попираемы, сжигаемы, и всякому уничижению подвергаемы; вместе с тем и почитатели св. икон подвергаемы были поношению, изгнанию, пыткам, мучению и даже мучительной смерти.

Какое же было торжество Церкви, какое утешение верным, когда благочестивая царица Ирина, восприявши скипетр с сыном своим Константином, созвала 7-й вселенский Собор! На сем святом Соборе, бывшем в конце 8-го столетия по P. X., подобающее св. иконам почтение во всем христианском мире, на востоке и западе, юге и севере, было утверждено и восстановлено.

Но таково тлетворное семя ереси; оно еще в продолжении полувека, сначала тайно, потом опять со всею свирепостью, как заразительная болезнь, исторгшись, открылась в двух особенно иконоборцах: Льве Исавре и Феофиле; и уже около половины 9-го столетия, при благочестивой царице Феодоре и сыне ее Михаиле, и при святейшем патриархе Мефодие поражена в самом корне. Благочестивая царица Феодора, и собственным чувством благоверия движимая, и страшною смертью мужа своего, Феофила – иконоборца, и внушениями всех благочестивых убежденная, возвратив с торжеством честь св. иконам, св. церкви подобающее благолепие, а страдавшим за св. иконы свободу и облегчение, вкупе с святейшим патриархом, по соборному определению, первую неделю поста установила временем торжества православия. A для сего, при всеобщем собрании и священного чина и царского синклита и всего благоверного народа, с великою честью внесены были в церковь св. иконы; потом благоговейно обносимы вне, и, по совершении Божественной литургии, всенародно в церкви провозглашены были благословления ревнителям и поборникам святыни и благолепия церкви Божией, а гонителям правоверия – клятвы и отвержения. Тоже ежегодно творить и на будущие веки, тогда же было непреложно узаконено и предано.

Сей-то глас благословения и клятвы оттоле до ныне слышится в Церкви, которая, как великий дом, как великое семейство Христово, твердо и неизменно содержит и хранит все то, что издревле приняла и учредила, и последующим векам, как достояние и стяжание Христово, предала и заповедала. Посему молитвами и благословением воздая должное пред Богом защитникам веры, особенно послужившим и служащим Богу споборением о благочестии, а гонителей веры и благочестия предал суду Божию, дает всем ясно и видеть и слышать и разуметь, что восстающие на веру и на святость благочестия Церкви противятся Богу, и Его праведному суду подпадают. И вот, еще здесь на земле, во времени слышимые страшные угрозы вечного суда да научат и вразумят каждого не касаться того, что выше его, не истязать того, что крепче его (Cиp. 3:21), не прилагать пределов отцов (Прит. 22, 28), не хулить истины Божией, не быть мудрым о себе (Прит. 3:7), не мудрствовать паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствовать в, целомудрии, коемуждо яко же Бог разделил есть меру веры (Рим. 12:3).

Итак, воспоминая ныне древнее торжество православия св. Церкви, которым восстановлено и даровано Церкви видимое благолепие, осиявающее храмы Божии в украшении св. икон, в чине священнослужения, в благообразии обрядов, и всего, что вещает нашим чувствам, и чрез чувства движет к благоговению наши мысли и расположения, прежде всего и паче всего воздадим славу и благодарение Господу, по благости своей тако устроившему о спасении нашем. Возблагодарим от всего сердца премилосердого Бога, продолжающего к нам древние свои милости, и дающего мир во дни наши, когда Церковь наслаждается благотишием, и православие цветет и распространяется. И священноленным служением принося благодарение Господу, будем не только содержать и чтить свято все преданное нам св. Церковью, но будем и жительствовать так, как прияли, и действовать, как веруем; тогда спасемся.

A дабы вера наша была плодоносна и в нас самих, и растима в ближних наших, то, по состоянию и званию, по степени духовного разумения и силы веры, будем при благоприятном случае и чуждающихся св. Церкви вразумлять и располагать к общению с святою Церковью. Святой нашей верой назидая себе, и сами себе в любви Божией соблюдая, будем приводить в чувство веры и благочестия и за блуждающих: иных благим и кротким рассуждением, а иных силою обличений и страхом суда Божия от явной погибели спасать.

Могущему же сохранит нас без греха и без скверны, и поставит пред славою своею непорочны в радости, Единому Премудрому Богу и Спасу нашему, Иисусом Христом Господом нашим, слава и величие, держава и власть прежде всех век и ныне, и во вся веки. (Иуд. 20–25). Аминь.


Источник: Святая четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы / Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского. - Москва : Тип. В. Готье, 1858. - 519, IV с.

Комментарии для сайта Cackle