Источник

О Любви к Богу

Понятие о Любви к Богу

Любовь к Богу в основании своем есть плод живой и действенной веры (2Пет. 1:6–7) (Евр. 11:6), а в совершенстве своем есть основание и совокупность всех добродетелей (Кол. 3:14); будучи же рассматриваема, как особенный плод внутреннего Богопочтения есть живое и пламенное расположение сердца к Богу, по которому Христианин взирая на Бога, [так] как на источник всякого совершенства и доброты постоянным благоугождением воле Божией и всевозможным уподоблением Богу непрестанно стремиться к теснейшему соединению с Богом.

Основание любви к Богу составляет бесконечное величие Божеских совершенств, непрестанно видимых и ощущаемых в бесчисленных благах изливающихся на человека, как в царстве природы, так особенно в царстве Благодати. В царстве природы Бог как во всем видимом мире (Пс. 107; 9:4; 9:1), так особенно в человеке (Быт. 1:16) (Пс. 8:5, 7) явил совершенства премудрости и благодати своей во первых в творении. Во вторых как вообще (Пс. 103:24, 28–31), так и частности (Мф. 5:45; 6:25, 32) (Лк. 12:7) (Деян. 14:17; 17:27) непрестанно являет в промышлении но в третьих во всей полноте и являет совершенства мудрости и благодати своей в царстве благодати (Еф. 1:6–8) в искуплении и спасении человека (Еф. 2:4–5, 7), где Бог особенно явил себя отцом (Мф. 17:8; 23:9), отцом щедрот и Богом. Всякие утехи и благодати явил себя в троичной тайне Богом любви (2Кор. 13:13) и в особенности любовию (Ин. 4:8–16).

Свойства Любви к Богу

Поскольку Христианин в любви взирает на Бога [как] на источник всякого совершенства (Иак. 1:17) (Мф. 5:48) (Рим. 11:33), и всех благ (Мф. 19:17) (Ин. 1:4) (Пс. 35:1–10) (Деян. 18:2, 4), взирает как на самую благость и любовь (Ин. 3:16) (Рим. 5:5) (Ин. 4:8–16), наконец взирает как на источник всякие правды (Лев. 11:44, 19) (1Пет. 1:16), то соответственно сему любовь Христианина к Богу должна быть:

1.) Высочайшая, совершеннейшая, которая бы ни на небе, ни на земли не обретала себе ничего высочайшее и совершеннейшее, кроме единого Бога (Пс. 70:2–5; 83:2–3, 11). К Богу Единому паче всего устремляли бы все свои мысли (Пс. 62:4, 9), все желания (Пс. 41:2–3), все расположения Христианина (Пс. 58:2–3) с ним сопрягали его в Един дух (1Кор. 6:17, 19) во всей жизни (Гал. 2:20) (2Кор. 5:14) и во всех состояниях бытия его (Рим. 14:7–8).

2.) Во вторых; должна быть чистейшая, которая, быв проникаема живым и пламенным чувством бесконечной любви Божией (2Кор. 5:14) (Ин. 3:16) (Ин. 4:10), была бы чужда всякого вида своекорыстия и пристрастия к чему либо (Рим. 8:36–39), полюбила бы Бога в самом Боге и для Самого Бога.

3.) В третьих; Должна быть постоянная крепкая как смерть (Песн. 8:6), так чтобы никогда и ничем не могла быть удвинута от любви Божией (1Кор. 8:8) (Рим. 8:35, 39), но всегда и в жизни и в смерти неизменно была единым

достоянием Единого Господа (Рим. 14:8–9).

Замечание. В таких же чертах, свойствах и действиях представил любовь к Богу сам Спаситель, когда все Богопочтение совокупил в единой любви к Богу, Заповедь о любви к Богу назвал первою и большею Заповедью: возлю́биши Го́спода Бо́га твоего́ ... сия́ е́сть пе́рвая и бо́лшая за́поведь (Мф. 22:37–38).

[Во первых по высочайшему свойству любви, возлю́биши Го́спода Бо́га твоего́ ].

Заповедь. Спаситель называл заповедь о любви к Богу первою и большею. Во 1х по высочайшему предмету любви, возлюби Господа Бога твоего. Ибо нет ничего первее и выше Бога; нет ничего к чему бы сердце прежде всего должно быть устремлено, как к Богу. Бог есть начало и конец всех вещей (Откр. 1:8), с него должно все начинать; им и для него все оканчивать; есть источник всякого блага и всякой красоты (Пс. 15:11) и совершенства (Иак. 1:17). Но сам в себе есть бесконечное благо и совершенство, /пред которым все великое и совершенное есть как искра пред солнцем, как капля пред морем или как тьма пред светом/, который един достоин прияти славу и честь и силу (Откр. 4:11), поскольку он создал все, и волею Его сотворено все то, что только великого и дивного видят очи наши (Втор. 10:20–21). Во 2х назвал любовь к Богу первою и большею заповедью по величайшему образу любви: возлю́биши всѣ́м се́рдцем твои́м, и все́ю душе́ю твое́ю, и все́ю мы́слию твое́ю. Любовь к Богу сообразно бесконечному предмету своему должна быть высочайшая всеобъемлющая; никаким предметом, ни местом, ни временем не должна ограничиваться ибо благоугождение Богу и единственно на благоугождение Ему должны быть устремлены и непрестанно устремляемы все силы и способности. В 3х по высочайшему влиянию любви на все внутренние и внешние действия Богопочтения я́ко еди́н е́сть Бо́г, и нѣ́сть и́н ра́зве его́ и е́же люби́ти его́ всѣ́м се́рдцем, и всѣ́м ра́зумом, и все́ю душе́ю, и все́ю крѣ́постию: и е́же люби́ти бли́жнего я́ко себе́, бо́ле е́сть всѣ́х всесожже́ний и же́ртв (Мк. 12:32–33). Все действия христианского благочестия тогда только имеют достоинство, тогда только бывают благоугодны Богу, и начинаются, и продолжаются, и совершаются, единственно любовию и из любви к Богу (1Кор. 16:14).

Средства касательные усовершения Любви к Богу

Любовь к Богу рассматриваемая как живое, постоянное расположение сердца к Богу, не вдруг достигает своего совершенства, но постепенно и мало по малу раскрываются, возрастает, увеличивается и расширяется во многоразличных своих стремлениях, как древо во многоразличных отраслях и ветвях. Посему Христианин должен употребят всевозможные средства к тому, чтобы любовь к Богу, как внутренняя сила и жизнь благочестия, – непрестанно в нем питалась, укреплялась и возвышалась. Сии средства особенно суть:

1.) Созерцание Божественных совершенств в царстве природы представляющей чудеса премудрости и благости Божией (Пс. 103:24) всюду неумолимо поведающей и возвышающей славу Божию (Пс. 18:2–6).

2.) Созерцание Божественных совершенств в царстве благодати, ибо в Св. писании, которое есть зерцало благодатного царства Божия, Сам Бог непосредственно благоволил явить Самого Себя, волю свою, сокровенные свойства существа своего (Ин. 1:16–17); и благоволил явить свои совесть (1Кор. 2:10, 12), намерения, и действия в рассуждении человека (Флп. 2:13). Посему в царстве благодати нам открыты, и непрестанно могут быть открываемы такие сокровища и благодати Божией, которых око не видело, ухо не слышало и кои на сердце не восходили (1Кор. 2:3).

3.) Непрестанное памятование и размышление о благодеяниях Божиих непрестанно видимых и ощущаемых и в царстве природы, и в царстве благодати, коими благость Божия особенно приводит человека в чувство и сознание самого себя (Рим. 2:4) и в соответствие своей любви требует от него (исправления, чистоты, сердца и) взаимной любви (1Ин. 4:10–12) (Притч. 23:26).

Частнейшие виды и следствия Любви к Богу

При рассматривании любви в постоянном раскрытии ее в различных расположениях и действиях открывается что 1.) Христианин любящий Бога, оком любви взирая на Бога и Божественные совершенства рассматривает оные или со стороны величия и превосходства или благодетельности оных. В первом случае происходит высочайшее почтение или благоговение к Богу, во 2м благодарность. Далее стремясь к соединению с Богом, Христианин тщится всевозможно угодить Богу, для сего поставляет себя во всегдашней близости или в присутствии пред Богом и старается всевозможно уподобляться Богу; отселе происходит повиновение Богу, хождение пред Богом и подражание Богу.

Таким образом, из любви к Богу как из особенного вида внутреннего Богопочтения прямо и непосредственно проистекают следующие частнейшие виды Богопочтения: Почтение или благоговение к Богу, и отселе происходящие – смирение и сыновний страх; благодарность к Богу, повиновение, хождение пред Богом, подражание Богу.


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle