Виды или действия надежды на Бога
Сии действия или особенные виды внутреннего христианского благочестия, из надежды на Бога, как из своего начала прямо и непосредственно проистекают.
1. Непрестанное стремление к небесным благам
Первое действие надежды на Бога есть непрестанное стремление к небесным благам или искание Царствия Божия.
Понятие о стремлении христианина к небесным благам
Стремление к небесным благам есть такое отрешенное от всего земного и тленного расположение духа, по которому он, усвояя себе надеждою все будущие – вечные обетования, не прилепляет ни к чему земному сердца своего, но все оное сердце свое устремляет существенно к Богу, к вечности и к вечным благам.
Свойство
Сия отрешенность духа в христианине от всего земного и тленного не есть презрение благ земных, как вредных и опасных для употребления: Вся́кое созда́ние Бо́жие добро́, и ничто́же отме́тно, со благодаре́нием прие́млемо, освяща́ется бо сло́вом Бо́жиим и моли́твою (1Тим. 4:4–5), но есть чистый и беспристрастный взор все земное и скоро преходящее и употребление всего сего согласно с Волею Божию. Христианин взирает на блага земные во 1х как на необходимые потребности и средства к безбедному препровождению земной жизни; по сему он трудится и приобретает, дабы не только самому иметь пищу и одежду, но чтобы уделять из своего стяжания и нуждающимся (Еф. 4:28); во 2х взирает как на дары благости Божией, дающей все обильно для наслаждения верных с благодарением (1Тим. 4:4; 6:17); посему все, чем ни благословляет его Бог, он как приемлет, так и употребляет с благодарением. Но в 3х во всяком случае взирает на земные блага, как на предметы, в которых он должен показывать опыты высшей духовнейшей деятельности, т. е. чтобы чрез употребление благ земных согласно с волею Божию, сокровиществовать сокровище неоскудеваемое на небесах (Лк. 12:33; 16:9), сокровиществовать основание доброе для будущего (1Тим. 6:17).
Поскольку имея преимущественное попечение о душе, которая больше тела, и больше пищи и одежды, христианин ка при скудости благ земных, не предается изнурительным и убийственным заботам, что есть, что пить, во что одеться (Мф. 6:25); так и при обилии не прилагает к ним сердца (Пс. 61:11) и не скрывает себе сокровище на земли (Мф. 6:19), но имея жительство (Флп. 3:20) и сокровище свое на небесах – (Мф. 6:20) и живот свой сокровен во Христе с Богом (Кол. 3:3), прежде всего и паче всего ищи́те ца́рствия Бо́жия и пра́вды его́ (Мф. 6:33), помышляйте о горнем, а не о земном (Кол. 3:2), непрестанно стремится к цели вы́шнего зва́ния Бо́жия во Христѣ́ Иису́се (Флп. 3:14), пребывая тленною частию существа своего на земли, внутренними желаниями и расположениями живет на небеси, откуда и Спасителя ожидает Господа своего Иисуса Христа (Флп. 3:20) ища же единственно отечества небесного (Евр. 11:14, 16) и желая водвориться у Господа (2Кор. 5:6) (Флп. 1:21). Он взирает вообще на настоящую жизнь, как на странствование (1Пет. 1:17) и – как на время приуготовления к вечности, как на подвиг и на течение для получения венца нетленного (1Кор. 9:25) дабы, добрым подвигом совершая течение, достигнуть неувядаемого венца правды (2Тим. 4:8).
2. Преданность в волю Божию
Второе действие надежды на Бога есть совершенная преданность в волю Божию.
Понятие о преданности христианина в волю Божию
Преданность в волю Божию есть такое мирное и в Боге утвержденное расположение духа в христианине, по которому он будучи уверен, что все в мире великое и малое – вся судьба жизни человеческой во всех многоразличных переменах и состояниях ее управляется премудрым и благим промыслом Божиим, всегда во всем предает себя совершенно Богу в той утешительной мысли, что Бог ка доселе строил, так и впредь все устрояет по благу и спасению его.
Частнейшее основание для христианина к преданности воли Божией
Утверждаясь в преданности воле Божией вообще надеждою на Бога, христианин сообразно ясному и чистому понятию о всеобъемлющем помысле Божием, полнее и совершеннее утверждается в преданности Богу тем, что 1.) Бог все в мире и в жизни человеческой управляет так, что ни едина птица, ни един влас с головы не падет без воли Отца небесного (Мф. 10:29) (Лк. 12:7; 21:18, 27); 2.) Он дарствует все нужное как для тленной, так и для духовной жизни (Рим. 8:28), всю́ печа́ль ва́шу возве́ргше на́нь, я́ко то́й пече́тся о ва́с (1Пет. 5:7), (2Тим. 2:3); 3.) Не смотря на неправды и на неблагодарность человеческую поступает с человеками не по грехам их, и воздает им не по неправдам их (Пс. 102:10), но Бог к неблагодарным и злым (Лк. 6:35) самые наказания посылает как Отец (Евр. 12:5, 10–11) и печется о избранных своих более, нежели мать о исчадии чрева своего, даже и тогда, когда они считают себя забытыми и оставленными от Бога (Ис. 49:14–15).
Свойство христианской преданности воле Божией
Одушевляясь сими чувствованиями христианин живет под покровом Всевышнего и в тени
Свойство христианской преданности воле Божией
Одушевляясь сими чувствованиями христианин живет под покровом Всевышнего и в тени Всемогущего почивает (Пс. 90:1). Успокаиваясь в благопопечительности промысла Божия всю печаль свою возлагает на Бога (1Пет. 5:7) (Пс. 54:23), не имея воли своея кроме воли Божией (Лк. 22:48) (Ин. 5:30) чужд всякой самонадеянности, чтобы по своим мыслям располагать будущим временем, будущими делами, выгодами, благополучием (как поступают многие самовластно распоряжающиеся будущим: сего дня, или завтра пойдем в такой то город, и пребудем там год, и станем торговать и получать прибыль (Иак. 4:13)). Но все дела и весь успех оных предает в волю Божию (Деян. 21:14), не иначе позволяет себе мыслить о будущем и о всех своих начинаниях, как под условием: если угодно будет Господу и жив буду, то сделаю и то и другое (Иак. 4:15); действуя в таком духе он все, кроме слабостей и преступлений, виновником коих признает единственно самого себя, все как благое так злое с благодарностью приемлет от руки Божией (Иов. 11:11).
Будучи же чужд всякой самонадеянности, чтобы хотеть все объять своим умом и все совершать своими силами (Пс. 48:7–8) (Пс. 126:1–2); христианин равно чужд и той надеянности на Бога, чтобы не путать Бога (Деян. 15:10) и ожидать себе непосредственной помощи там, где сам может и должен действовать. Напротив в обыкновенном течении вещей будучи столько же беспечален (1Пет. 5:7) (Пс. 4:8) сколько и деятелен (1Сол. 2:9), он являет в высшей степени деятельность и крепость духа там, где для человека оставленного собственным силам его, ничего более не представляется, кроме невозможного (Лк. 18:27) (Мк. 9:23) (Рим. 4:18–20) (Флп. 4:13).
Сие бывает тогда, когда христианин высочайшею преданностью воле Божией торжествует над всеми неудобствами и трудностями, над всеми страхами и противностями; что составляет высшую степень преданности воле Божией, или упование на Бога.
3. Упование на Бога
Упование на Бога есть высшая степень преданности в волю Божию, по которой х в полной уверенности на попечительность Божию о всевозможном благоустроении жизни его со стороны духовных и телесных благ, среди самой скудости и лишений всех благ, среди всех трудностей и противностей жизни пребывает тверд и непоколебим, успокаиваясь тем, что Бог или отвратит от него угрожающие ему бедствия, или обратит оные к истинному благу его.
Свойство христианского упования
Упование различествуя от надежды вообще не столько наименованием, сколько высшею степенью преданности в волю Божию, особенно открывающейся в необычайных превратностях и затруднениях жизни, соответственно сему, особенными высшими чертами и свойствами отличается в писании. Отличительные свойства христианского упования суть, –
1.) Неустрашимость и бестрепетность против очевидных страхов и опасностей, по которой уповающий на Бога не страшится, хотя бы ополчился противу него полк и восстала брань (Пс. 26:1–3), хотя бы противники окружили его, как пчелы сот, (Пс. 117:18), хотя бы поколебалась земля и горы прелагались в сердца морей (Пс. 45:2–4).
2.) Дерзновение или несомненная уверенность в получении просимого (Ин. 14:13–14), по которой Иисус Навин одним словом остановил течение солнца (Нав. 10:12–14) 15–ный безоружный Давид низложил Голиафа (1Цар. 17:45); Илия словом уст своих заключи и отверз небо (3Цар. 17:1) (Иак. 5:17–18).
3.) Непобедимое терпение (1Сол. 1:3) (Кол. 1:11) (Лк. 21:19) (Пс. 9:19; 61:6) и неослабное ожидание помощи Божией (Пс. 124:1–5) (Рим. 5:3–5), по которому Авраам па́че упова́ния во упова́ние вѣ́ровал (Рим. 4:18) Злостраждущий Иов несумневался, что присносущий и на земли может воскресить от струпов и гноя червей (Иов. 19:25–26); избавленный и избавляемый Богом от тысячи ближних смертей Апостол Павел надеялся, что Бог и еще избавит его (2Кор.1:10). При таковой уверенности на помощь Божию христианин, укрепляясь всякою силою под державою Божиею как уповает (Рим. 12:16) так и терпит с радостию, и отселе происходит христианское терпение, составляющее последний плод и венец надежды и высшую степень упования христианина.
4. Терпение в страданиях
Терпение есть такая сила и крепость в христианине, по которой он в твердом и непоколебимом уповании на Бога все бедствия и злоключения жизни как приемлет, так и переносит с благоразумием и неослабным мужеством спокойствием духа.
Побуждения к терпению для христианина
При всегдашней готовности ко всем переменам и превратностям бренной жизни, побуждением для христианина к перенесению превратностей жизни служат:
1.) Уверенность, что все с ним случающееся случается по премудрым и благим советам, хотя часто непостижимым и недоведомым, но всегда досточтимым и благодетельным: О, глубина́ бога́тства и прему́дрости и ра́зума Бо́жия! я́ко неиспы́тани су́дове его́, и неизслѣ́довани путие́ его́ (Рим. 11:33);
2.) Что скорби, посылаемые от Бога, служат свидетельством отеческой любви Божией ибо Господь кого любит, того наказует; биет всякого сына, о котором благоволит: А́ще наказа́ние терпите́, я́коже сыново́м обрета́ется ва́м Бо́г. Кото́рый бо е́сть сы́н, его́же не наказу́ет оте́ц? А́ще же без наказа́ния есте́, ему́же прича́стницы бы́ша вси́, у́бо прелюбодѣ́йчищи есте́, а не сы́нове (Евр. 12:7–8), а благодушное несение оных служит свидетельством сыновней любви к Богу (Евр. 12:6–7, 9), истинного последования Христу: и́же не но́сит креста́ своего́ и вслѣ́д мене́ гряде́т, не мо́жет мо́й бы́ти учени́к (Лк. 14:27), и участия в страданиях его: тѣ́мже и стра́ждущии по во́ли Бо́жией, я́ко вѣ́рну зижди́телю да предадя́т ду́шы своя́ во благотворе́нии (1Пет. 4:19) (Евр. 13:13);
3.) Божественный пример Иисуса Христа все совершившего, и совершившегося страданиями (Евр. 2:10), а́ще и Сы́н бя́ше, оба́че навы́че от си́х, я́же пострада́, послуша́нию, и соверши́вся бы́сть всѣ́м послу́шающым его́ вино́вен спасе́ния вѣ́чного (Евр. 5:8–9), на Которого взирать как на подвигоположника: терпѣ́нием да тече́м на предлежа́щий на́м по́двиг, взира́юще на нача́льника вѣ́ры и соверши́теля Иису́са, и́же вмѣ́сто предлежа́щия ему́ ра́дости претерпѣ́ кре́ст, о срамотѣ́ неради́в, одесну́ю же престо́ла Бо́жия сѣ́де (Евр. 12:1–2), и примеру Которого последовать (1Пет. 2:21) (Флп. 2:5) есть главнейшая обязанность христианина (Мф. 11:28), и и́же не прии́мет креста́ своего́ и вслѣ́д мене́ гряде́т, нѣ́сть мене́ досто́ин (Мф. 10:38) (Мф. 16:24).
Утешения в страданиях
При толиких побуждениях к терпению, христианин в самых страданиях обретает для себя обильный источник утешения. Сей источник утешений на трудном подвиге терпения составляет для него:
1.) Верный и правильный взор на нещастия, которые христианин тогда только почитает для себя нещастиями, когда они разрушают духовное состояние его (1Кор. 5:2) (2Кор. 7:3, 9). Внешние злоключения почитает или опытами премудро от Бога устрояемыми к духовному его совершенству: хва́лимся в ско́рбех, вѣ́дяще, я́ко ско́рбь терпѣ́ние содѣ́ловает (Рим. 5:3) или вразумлениями отеческой любви (Евр. 12:7) (Притч. 3:11) (Иов. 5:17), без коих среди обольщений чувственности он мог бы удалиться или вовсе отпасть от Бога (Втор. 32:15).
2.) Внутренняя уверенность, что ведущий немощь человеческого естества никогда не попустит искушений выше сил его (1Кор. 10:13), Вѣ́рен же е́сть Госпо́дь, и́же утверди́т ва́с и сохрани́т от лука́вого (2Сол. 3:3) (Евр. 13:4) и что Спаситель его сам искушенный по всяческим и верующий избавляти верных от напасти: вѣ́сть Госпо́дь благоче́сти́выя от напа́сти избавля́ти, непра́ведники же на де́нь су́дный му́чимы блюсти́ (2Пет. 2:9) в благопотребное время не укоснит подать помощь ему (Евр. 2:18; 4:16).
3.) Истинное и верное суждение о необходимости страданий настоящей жизни для блаженства будущей ; ибо без страдания и постоянного терпения, мно́гими скорбьми́ подоба́ет на́м вни́ти в ца́рствие Бо́жие (Деян. 14:22) (Мф. 10:28), невозможно достигнуть небесного блаженства; а хотя все временные страдания ничтожны в сравнении с будущим блаженством: Непщу́ю бо, я́ко недосто́йны стра́сти ны́нешнеговре́мене к хотя́щей сла́ве яви́тися в на́с (Рим. 8:18), но они же самые составляя как бы меру блаженства, уготовляют в большем избытке сладость оного: Е́же бо ны́не ле́гкое печа́ли на́шея, по преумноже́нию в преспѣ́яние тяготу́ вѣ́чныя сла́вы содѣ́ловает на́м (2Кор. 4:17), но поне́же приобща́етеся Христо́вым страсте́м, ра́дуйтеся, я́ко да и в явле́ние сла́вы его́ возра́дуетеся веселя́щеся (1Пет. 4:13).
Действительность утешений Христа в страданиях
Отселе христианин, находясь в пещи искушений (1Пет. 4:12) (Пс. 3:7), или под тяжким крестом страданий, хотя не чужд немощей, свойственных человеку: До ны́нешнего часа́ и а́лчем, и жа́ждем, и наготу́ем, и стра́ждем, и скита́емся (1Кор. 4:11), Тѣ́мже не стужа́ем си́: но а́ще и внѣ́шний на́ш человѣ́к тлѣ́ет, оба́че вну́тренний обновля́ется по вся́ дни́ (2Кор. 4:16) (2Кор. 5:7), коих не чужд был и сам Божественный подвигоположник его (Мф. 26:37; 18:46), но чужд ропота, жалоб и уныния (Иов. 11:10), напротив избыточествуя и внешними и внутренними утешениями: Благослове́н Бо́г и Оте́ц Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Оте́ц щедро́т и Бо́г вся́кия утѣ́хи, утеша́яй на́с о вся́цей ско́рби на́шей, я́ко возмощи́ на́м утѣ́шити су́щыя во вся́цей ско́рби, утеше́нием, и́мже утеша́емся са́ми от Бо́га. Зане́ я́коже избы́точествуют страда́ния Христо́ва в на́с, та́ко Христо́м избы́точествует и утеше́ние на́ше (2Кор. 1:3–5), он не только равнодушно переносит всякие скорби, но дерзает на скорби: Кто́ ны́ разлучи́т от любве́ Бо́жия, ско́рбь ли, или́ теснота́, или́ гоне́ние, или́ гла́д, или́ нагота́, или́ беда́, или́ ме́чь? (Рим. 8:35), хвалится скорбями (Рим. 5:3), радуется в страданиях и скорбях (Кол. 1:22) и считает оные за блаженства (Деян. 5:41), откуда и происходит то величие духа в христианине, по которому он, взирая на Бога и на будущее мздовоздаяние, (Евр. 11:26–27) и в тесноте, не бывает стеснения, и в отчаянных обстоятельствах не отчаивается, и, будучи всеми оставлен, не пропадет (2Кор. 4:8–9), но благословляя за укоризны, терпя гонения и утешаясь страданиями (1Кор. 4:12), непрестанно радуется и за все благодарит Бога (1Сол. 5:17–18).