профессор Фёдор Иванович Буслаев

Общие понятия о русской иконописи

Статья, предлагаемая читателю под этим заглавием, имеет двоякую цель: во-первых, объяснить главнейшие особенности русской иконописи, которые одинаково стали непонятны в наше время и для тех, кто привык смотреть на этот предмет с точки зрения позднего западного искусства, и для тех, кто, ограничивая смысл иконы ее церковным назначением, находит неуместным подвергать ее историческому и эстетическому разбору; и во-вторых — обратить внимание интересующихся русскою иконописью на те данные в обширном кругу христианского искусства вообще, которые состоят с нею в связи и знакомство с которыми необходимо для составления о ней ясного и отчетливого понятия. Для того принят путь сравнительного исследования, в котором наша иконопись должна занять свое место между соответствующими ей явлениями в истории христианского искусства, как восточного, так и западного, и определить свое отношение к последнему. К памятникам древнехристианским она отнесется как к своим источникам, а к искусству западному, позднейшему, как явление столько же, как и оно, самостоятельное и заслуживающее такого же уважения по отношению к выражаемым ею потребностям исторической жизни. Отдавая справедливость достоинствам и западного и русского искусства и находя недостатки в том и другом, беспристрастная критика должна будет прийти к тому результату, что обе эти половины в художественном развитии христианских народов восполняют одна другую, составляя гармоническое целое только в общей картине истории искусства. Если такой взгляд будет достаточно выяснен в этой статье, то он в одинаковой мере может принести пользу и в теоретическом, и в практическом отношении, которое еще не утратило в нашем отечестве своей силы, потому что иконопись принадлежит не к прошедшим только, но и к современным интересам русской народности. В отношении теоретическом изучение русского искусства, по преимуществу сосредоточившегося в иконописи, будет введено в общую систему истории христианского искусства, в которой оно получит себе ясное определение; в отношении практическом производство иконописи расширит свои средства пособиями, предлагаемыми сравнительно-историческим изучением этого предмета.

(Фрагмент)


Данный труд профессора Фёдора Ивановича Буслаева пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Общие понятия о русской иконописи. / Ф.И. Буслаев. М. Тип. Грачева и К°, 1866. — [2], 106 с., 15 л. ил. : ил. — Отд. отт. из Сборника на 1866 г., изд. О-вом древнерус. искусства.

Вам может быть интересно:

1. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон Николай Петрович Лихачёв

2. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства Николай Васильевич Покровский

3. Иконография Богоматери. Том I Никодим Павлович Кондаков

4. Из жизни иконописцев Виктор Доримедонтович Фартусов

5. Образцы иконописи в Публичном музее профессор Фёдор Иванович Буслаев

6. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя Николай Дмитриевич Протасов

7. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного веросознания епископ Христофор (Смирнов)

8. Об иконописании архиепископ Анатолий (Мартыновский)

9. Заметки по иконографии архимандрит Макарий (Веретенников)

10. Христологическое учение Феодора Мопсуетского. По вопросу о происхождении несторианства профессор Александр Павлович Доброклонский

Комментарии для сайта Cackle