Азбука веры Православная библиотека протоиерей Фёдор Титов Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком


протоиерей Фёдор Титов

Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком

Содержание

Вступление

Предмет сочинения и источники

Глава 1. Преосв. Кирилл до назначения его на должность настоятеля русской миссии в Иерусалиме Глава 2. Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и Палестине до прибытия преосв. Кирилла в Иерусалим Глава 3. История римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 4. История протестантской пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 5. Отношения России к православной церкви в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 6. Миссия преосвящ. Кирилла, епископа мелитопольского: ее учреждение, организация и состав, и данная ей инструкция Глава 7. Путешествие миссии преосв. Кирилла на Восток, пребывание в Константинополе и прибытие в Иерусалим Глава 8. Первоначальные шаги деятельности миссии преосв. Кирилла на православном Востоке Глава 9. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке и предположения его относительно дальнейшей деятельности второй русской миссии в Иерусалиме Глава 10. Воссоединение сирийско-египетских униатов с православною церковью, при участии начальника второй иерусалимской русской миссии Глава 11. Начало присоединения сиро-халдейских несториан к русской православной церкви, при участии преосв. Кирилла Наумова Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Глава 13. Деятельность второй русской духовной миссии в Иерусалиме по наблюдению за русскими поклонниками и улучшению их быта в св. земле Глава 14. Отозвание преосв. Кирилла с Востока, жизнь и кончина его в г. Казани  

 
Вступление

Автор настоящего сочинения впервые встретился с личностью епископа Кирилла Наумова во время составления биографии м. Макария Булгакова. Личность эта невольно привлекла к себе внимание автора трагическою развязкою кратковременной, но ставшей историческою, деятельности Кирилла Наумова на православном Востоке. Ближайшее знакомство с историею миссии Кирилла Наумова в Иерусалиме открыло в ней многие замечательные стороны, что и заставило автора взяться за обстоятельную разработку любопытного предмета. Найденные с течением времени новые и важные материалы (в архивах Св. Синода и Министерства Иностранных Дел), с одной стороны, и внимание не только русской, но и заграничной (греческой) периодической литературы, привлеченное статьями о Кирилле Наумове, с другой стороны, дали автору достаточный повод расширить рамки намеченного первоначально труда главным образом со стороны внутренней полноты отдельных частей его. В результате всего этого и получился настоящий труд.

Жизнь и деятельность Кирилла Наумова представляет для истории интерес не столько сама по себе, сколько по тем важным событиям, в связи с которыми она находится. Кратковременное служение Кирилла Наумова в Иерусалиме составило в полном смысле этого слова маленькую эпоху в истории наших сношений с православным Востоком. Появление русского епископа на православном Востоке в первый раз за все время 900-летних сношений русской церкви с православными восточными церквами и притом в качестве официального представителя русского церковного и гражданского правительства, с одной стороны, совпало, а с другой стороны, и само вызвало на свет многие церковно-исторические вопросы первостепенной важности и глубокого смысла. Одни из этих вопросов (воссоединение сирийско-египетских униатов с православною церковью) получили тогда же свое разрешение, другие (сношения с сиро-халдейскими несторианами, освобождение антиохийской патриархии из-под власти греческой иерархии) приняли тогда благоприятное направление и окончательно решились только в самое последнее время, иные же (установление, по возможности, теснейшего единения между русскою церковью и православными церквами Востока, греко-болгарская распря, сношения с Абиссинами и др.) и доселе еще ждут своего разрешения. Во всех, сейчас перечисленных, событиях самое живое участие принимал Кирилл Наумов, деятельность которого посему оставила глубокие следы в церковной жизни православного Востока и теперь еще замечательно жива в сознании и преданиях восточных православных народов, особенно Арабов. Этим и объясняется тот глубокий интерес, какой невольно возбуждает к себе история миссии Кирилла Наумова во всяком, кто с нею ближе познакомится.

Во время написания настоящего сочинения автор пользовался советами, указаниями и нравственною поддержкою профессоров: А. П. Лебедева, А. А. Дмитриевского и Г. А. Муркоса, которым он ныне и приносит за это глубочайшую благодарность.

Печатание сего сочинения неожиданно затянулось главным образом вследствие больших затруднений, какие встретились при разыскании и добывании необходимых материалов. Незаменимую помощь в этом отношении автору оказал ныне почивший бывший начальник архива и библиотеки Св. Синода А. Н. Львов, который был истинным другом, советником и руководителем молодых начинающих ученых и которому автор посвящает свое сочинение.

Киев. 1902 года 3 августа

 

 
Предмет сочинения и источники

Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя (Еккл. 2:23).

Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание. Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. Много раз был я в опасности смерти, и спасался при помощи опыта (Сир. 34:9–12)

Редкая человеческая жизнь бывает исполнена стольких беспокойств, треволнений и превратностей, сколько их видел преосв. Кирилл Наумов. Уже одно это делает интересным ближайшее знакомство с жизнью и деятельностью его. Но биография преосв. Кирилла представляет еще больший интерес в другом отношении. Около 7 лет прожил этот архипастырь на православном Востоке в качестве настоятеля русской православной миссии в Святом граде. Эти 7 лет были временем непрерывной, отчаянной, большею частию скрытной борьбы преосв. Кирилла с самыми разнообразными препятствиями и недоброжелателями. Не говоря уже о протестантах и латинянах, прочно водворившихся во Святом граде до прибытия сюда преосв. Кирилла и старавшихся всеми мерами вредить делу православия, против пребывания в Иерусалиме русского епископа, имевшего руководить русских паломников в Св. земле и защищать их от всякого обмана и притеснения, были даже и некоторые православные. Таким образом, молодой русский епископ, кабинетный ученый и неискушенный в практической жизни, неожиданно, без всякой предварительной подготовки, попал в водоворот всяких интриг, козней и дипломатической борьбы. С полною верою в правоту того дела, защищать и отстаивать которое он был прислан, вступил преосв. Кирилл в решительную борьбу с недоброжелателями и, оставленный без всякой поддержки в критический момент, пал, быть может, и не без собственной вины, жертвою этой борьбы. Отозванный из Иерусалима, преосв. Кирилл, бесспорно даровитый и ученый человек, должен был поселиться в одном из монастырей Казанской епархии, и там окончил свое немноголетнее, но многотрудное и скорбное житие в полном забвении. Однако же жертва была принесена Россией в лице преосв. Кирилла не напрасно и не бесплодно. Прежде чем пасть, преосв. Кирилл успел твердо и прочно поставить русское знамя у самого гроба Господня.

Знакомство с жизнью и деятельностью преосв. Кирилла, в качестве начальника русской православной миссии в Иерусалиме, для переживаемого нами ныне времени представляет еще и некоторый особенный интерес. В настоящее время взоры всего просвещенного христианского мира обращены на православный Восток, где видимо подготовляются важные события. По выражению одного из лучших знатоков истории наших отношений к православному Востоку, «ныне суд Божий совершается над Турцией. Она видимо падает и не под внешним каким-либо ударом, а потому что иссяк в ней источник жизни, потому что она обратилась в бесплодную смоковницу, которой нет более места посреди христианской Европы. Не в силах человеческих остановить течение истории, или обратить его вспять. России в особенности непригоже быть сообщницею такой попытки». Да и в самом деле, России ли разделывать свое собственное дело? Не под ее ли громовыми ударами расшаталось и разрушилось некогда столь крепкое и обширное здание Оттоманской империи? Не явилась ли она орудием Бога, постепенно расторгая цепи мусульманского ига, целые четыре века тяжелым бременем лежавшего на восточных православных христианах, воскрешая их к жизни, призывая их к свободе и свету? Россия может спокойно смотреть на то, как ею начатое и на три четверти совершенное дело уже близится к концу, как наступает вожделенная минута окончательного торжества христианского креста над мусульманским полумесяцем. Падение турецкого владычества в Европе неминуемо должно совершиться само собою в более или менее близком будущем и в силу чисто внутренних причин Россия должна быть готова к этому, чтобы не быть застигнутою врасплох в самую последнюю минуту.

Что же касается того, кому имеет достаться наследство погибающей Турции в Европе, то в русском уме не может быть на этот счет никаких ни колебаний, ни сомнений. Наследство это не выморочное и o переходе его в чужие руки не может быть и речи, потому что налицо имеются прямые и законные наследники, именно христианские народы Балканского полуострова, уже образовавшие независимые государства. Помочь им вступить во владение своими законными наследственными долями, с устранением всяких чуждых и неосновательных притязаний, – это нравственный долг России, которая также должна получить законную долю турецкого наследства, как справедливое возмездие за всю пролитую кровь, за все ее самоотверженные усилия и труды на пользу ее восточных соплеменников и единоверцев1.

Правда, в настоящее время такие речи многим могут показаться праздною мечтою. Мы привыкли видеть, как на православном Востоке распоряжается соединенная Европа. Но давно ли начался такой порядок и так ли бывало прежде? Нет и нет. Русские люди времен Екатерины  ІІ-й и Александра І-го не поверили бы, даже сочли бы безумцем того, кто сказал бы им, что наступит время, когда на православном Востоке будет распоряжаться Западная Европа. Действительно, история, – эта неподкупная свидетельница, – ясно я решительно говорит, что самой естественной, прямой о единственной законной покровительницей православно-христианских народов должна быть именно Россия, которая самим Провидением призвана освободить все эти народы от мусульманского ига. В настоящем своем историческим очерке мы и намерены показать это.

Задача настоящего очерка состоит в том, чтобы изложить собранные нами сведения о преосв. Кирилле Наумове в связи с теми историческими событиями и условиями, посреди которых прошла его жизнь и деятельность на православном Востоке. Мы намерены здесь показать, чем была вызвана миссия преосв. Кирилла и какими последствиями она сопровождалась. Для этого мы сообщим сначала сведения о жизни его до назначения на должность начальника русской православной миссии в Иерусалиме; потом скажем о состоянии православия на Востоке и, в частности, в Палестине до прибытия туда преосв. Кирилла с членами его миссии, при чем особо познакомим читателей с историей католической и протестантской пропаганды в Святой земле до того же времени, кратко изложим историю отношений России к Св. земле, и, наконец, подробно рассмотрим деятельность самого преосв. Кирилла в качестве настоятеля миссии.

Главными источниками, при составлении настоящего исторического очерка, служили нам письма самого преосв. Кирилла 1) к своим родным и 2) к петербургскому митрополиту Григорию Постникову. Немногие из этих писем, именно 14 писем преосв. Кирилла к м. Макарию Булгакову были напечатаны2; большая же часть их остается в рукописи. Письма преосв. Кирилла к м. Григорию извлечены нами из рукописей петербургского м. Никанора (Клементьева), до последнего времени находившихся в распоряжении Церковно-археологического общества при Киевской духовной Академии; письма же преосв. Кирилла к его родным переданы нам в подлинниках племянником его по матери – досточтимым С. А. Булгаковым, которому приносим глубокую благодарность как от себя лично, так и от всех почитателей памяти преосв. Кирилла. Наконец, некоторые весьма важные сведения по истории православия, католической и протестантской пропаганды в Святой земле и по истории русской православной миссии в Иерусалиме заимствованы нами частию из упомянутых сейчас рукописей м. Никанора (здесь находится весьма обстоятельное исследование истории известного спора о святых местах в связи с историею католических владений в Иерусалиме), частию из бумаг, переданных в Церковно-археологический музей при Киевской духовной Академии преосв. Петром (Троицким), бывшим настоятелем русской посольской церкви в Константинополе (здесь нами найдена обстоятельная записка, вероятно, самого преосв. Петра, подробно излагающая историю христианства в Сирии и Палестине в связи с историею постепенного водворения здесь католического и протестантского влияния). Остальные – печатные – пособия указываются нами в самом тексте.

* * *

1

См. Русск. Вести. 1897 г., кн. 1, стр. 492–493.

2

См. Русск. Стар. 1889 г., т. LXIV; 1890 г. т.т. LXV, LXVI и LXVIII.


Источник: Киев. Тип. И. И. Горбунова, Крещ., д. Дегтерева, № 38-й. 1902. Оттиск из журнала «Труды Киевск. дух. Академии» № 8, 1902 г. Печатать дозволяется. 4 Августа 1902 г. Ректор Киевской Духовной Академии Епископ Платон. Посвящается незабвенной памяти Аполлинария Николаевича Львова.

Вам может быть интересно:

1. Дух отношения между благодатию и свободой в возрожденном человеке по руководству символических книг Православной Церкви профессор Феофан Алексеевич Тихомиров

2. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского игумен Марк (Лозинский)

3. Собрание слов. Том I митрополит Сергий (Ляпидевский)

4. Из академической жизни профессор Николай Александрович Заозерский

5. Слова протоиерей Фёдор Титов

6. Древние пустыни и пустынножители на северо-востоке России профессор Афанасий Прокофьевич Щапов

7. Чему и как учились у нас в древней Руси? епископ Можайский Василий (Преображенский)

8. К материалам для истории Московских соборов 1666-1667 гг. Сергей Алексеевич Белокуров

9. Поучение, сказанное при посещении города Волоколамска в соборе 6 июля [1890 года] епископ Христофор (Смирнов)

10. Мир с ближними, как условие христианского общежития профессор Памфил Данилович Юркевич

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс