Из академической жизни: I. Пострижение в монашество

Источник

Церковное новолетие в академической жизни ознаменовалось, прежде всего, пострижением в монашество: 1-го сентября пострижен в монашество студент 3-го курса Николай Петрович Сапожников, из воспитанников одесской духовной семинарии. Новопостриженный принадлежал к числу тех, к сожалению немногих, истинных питомцев духовной школы, которые являются в высшее богословское учебное заведение не с тем, чтобы получить диплом, который можно использовать потом в жизни, поступив даже в акциз, но с определенною целью – посвятить себя на служение воспитавшей их Церкви. Такие юноши в течение академического курса колеблются лишь в определении той формы церковного служения, которую избрать. Н.П. Сапожников избрал наиболее удобную для безраздельного служения Церкви форму – монашество.

Пострижение совершено было в пустыни «Параклит», с которой за последние годы все теснее и теснее становится духовная связь лучшего академического студенчества. Пустынная обитель, расположенная среди леса, отличается строгостью общежительного устава и по своему быту принадлежит скорее XV или XVI веку, нежели ХХ-му. Строгий и здоровый церковный быт создал в обители искреннее благочестие, смирение, общее братолюбие, приветливость, но и совершенную независимость в отношении к посторонним. Невольно отдыхаешь и оживаешь душой, попадая в эту здоровую благочестивую атмосферу. Студент Сапожников в качестве смиренного послушника прожил в «Параклите» все лето. Нес клиросное послушание, служил в трапезе. В эту-то пустынную обитель к повечерию и собрались академические иноки во главе с Преосвященным ректором Академии епископом Феодором, который и совершил умилительное священнодействие пострижения. Новый инок получил имя «Никита». По окончании пострижения Преосвященный Феодор благословил новоначального инока иконой его нового небесного покровителя, при чем сказана была следующая речь.

Речь Преосвященного ректора1

Возлюбленный о Господе брат о. Никита!

Живя здесь, в пустынном уединении, ты, может, искушался мыслью, что я забыл тебя, целое лето отлагая твое пострижение. Нет, я не забыл тебя, но я ожидал, когда соберется академическая братия, чтобы покрыть тебя своею любовию. Наша братия всегда чутко и с готовностью отзывалась на торжества такого рода. А некоторые из них, именно монашествующие, имели и имеют случай вновь пережить и возобновить в памяти те обеты, которые ты сейчас только произнес. Мы целое лето провели в скитаниях и невольно подвергались развлечению – этому неизбежному уделу ученого монашества. Ты же в это время молился и проводил время в духовных подвигах, и, быть может, твоими молитвами мы не раз сохранялись от всякого рода соблазнов и искушений. Тебя окружала строгая пустынная обстановка, смягчаемая любовию твоего старца и благостным попечением настоятеля и братии. Земно им кланяюсь за это и благодарю их.

Ты мечтал о пастырстве, собирался работать для просвещения народа и вообще отдать свои силы на служение ближнему. Но в твоей душе что-то свершилось и твое желание вылилось в другую форму. Научись отсюда смирению и послушанию. Господь поступает с нами не так, как мы хотим, а как угодно Его святой воле. Ты готов служить людям по природе своей. Теперь перенеси эту готовность в другую сферу, в сферу личного благодатного подвига и нравственного совершенствования. Трудясь на этом поприще, ты явишься тем светом, о котором говорил Спаситель: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16). Этот свет еще скорее привлечет к тебе тех самых людей, которым ты мечтал послужить на ниве пастырства. Чтобы светить людям, надо самому иметь помазание от Духа Святого. А это помазание приобретается только в приискреннем общении с Господом, которое возможно единственно в Церкви, как обществе спасаемых, и в приобщении себя самого к святым началам церковной жизни. Ты слышал сегодня за литургией слова Христа Спасителя, обращенные Им к народу еврейскому: «Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем,проповедати пленным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18–19). Здесь ясно сказывается, в чем заключалась сила проповеди Христовой и ее действия на людей. Христос был помазан от Духа Святого и чрез это помазание исцелял сокрушенных, освобождал томимых грехом и приносил мир в сердца безнадежных. Так и ты чрез подвиг самоотречения восприими силу духовного обновления, перероди внутренно самого себя и тогда обретешь сам новое лето, увидишь даже новое небо и новую землю, и возможешь и в других людях созидать обновление жизни и привести их в вертоград Христов. Приобрети помазание от Духа Святого и привлечешь к себе скорбных и обремененных грехом и сделаешь их общниками Царствия Божия.

Сейчас мне вспоминается одна маленькая подробность в Евангельском повествовании. Когда Господь Иисус Христос шел на страдания и упал под тяжестью Своего Креста, случился тут некий Симон Киринеянин, которому воины задели понести Крест Христов. Не знаю, что чувствовал тогда этот человек. Охотно или со скорбью нес он этот Крест. Но думается мне, что ему тяжело было нести Крест, ибо он был утомлен от дневных трудов, так как сказано, что он возвращался с поля. Не таково было его настроение, когда Христос воскрес и явил славу своего Божества, и когда о нем проповедь распространилась по всему миру. Тогда, несомненно, он благодарил Господа Иисуса, что удостоился понести Его Крест и облегчить Его страдания. Так невольный сначала подвиг за Христа, быть может, неприятный и скорбный возрастил ему сторичный плод. Этот Крест Христов, к несению которого был привлечен Симон Киринеян, остается в мире и теперь, и его обязаны нести все христиане по слову Христову: «аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24). И знай, что Господь всех влечет под этот Крест, хотя разными и часто непонятными для самого влекомого путями. Одних – путем скорбей и страданий от житейских невзгод и болезней, других – от юности особым просвещением их духа и чуткостию ко всему благодатному, иных – через греховные падения. Но все это разнообразие путей промысла Божия направляется к одному месту – привести человека под крест Христов. И блажен человек, который проразумевает этот благой Промысл и не противится ему, хотя, нужно сказать, что природа человека греховная и слабая всегда склонна бежать от этого Креста. Посему и ты, озирая прошлое твоей жизни, уразумевай и в нем пути водительства Божия и знай. Что крест иноческого подвига наложен на тебя Самим Богом. По словам Евангелия: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небес» (Ин. 3:27), а я добавлю – и обратно: никто и не должен отказываться от того, что ему дано Богом. Все как сильные, так и слабые должны подставить свои плечи под Крест Христов, и все одинаково радостно и с одинаковой готовностью должны его нести. Обычно более высокие ростом сильнее чувствуют физическую тяжесть, хотя бы креста, чем низкие, когда вместе несут ее. Так и более совершенные в жизни духовной острее восприемлют трудность пути спасительного, чем несовершеные. Тем не менее, как первые, так и вторые не могут отказаться от ига Христова, не могут бросить его добровольно. Кресты возлагает Сам Господь, и Он дает их сколько и кому хочет. Но, по слову писания, Он никому не полагает креста сверх силы, а подает «со искушением и избытие» (1Кор. 10:13). Это слово Апостола да утешит тебя в твоих крестных скорбях и да поддержит твои немощные силы!

Ни для кого не тайна, что и ставшие на путь подвижничества искушаются желанием облегчить тяжесть своего креста или даже и бросить его совсем. Помни же твердо и веруй, что этот крест монашества, который ты сейчас принял, возложен на тебя Самим Богом и ты не в праве от него отказаться. Знай, что все обеты, которые ты произнес, слышал сам Господь, здесь присутствующий, слышала и Сама Пресвятая Богородица со всеми Ангелами и всеми Святыми. Знай, однако, что в целях испытания верности твоих обещаний и степени твоего прилепления к господу, Господь попустит случиться и искушениям. Тебе будут представляться удобные случаи сбросить с себя тяжкое иго Креста или хотя несколько его облегчить. Эти искушения начнутся с самых незначительных вещей. Может случиться, например, ты придешь усталым из церкви или после умственного занятия, у тебя явится желание ослабить подвиг или опустить свое молитвенное правило. Знай, что это – наущение врага. Иногда тебя будет смущать мысль поставить твои учебные занятия выше и важнее духовного подвига. Знай, что эта мысль – от лукавого. Это нужно ему для того, чтобы выдуть из тебя тот аромат, которым теперь полна твоя душа. Несомненно и то, что у тебя будут минуты уныния, в которые будет рушиться вера в смысл подъятого труда и целесообразность данных обетов. Это – также действие врага. Знай, что то благодатное настроение, которое ты сейчас получил и которое, несомненно, ест дар Духа Святаго, не может быть постоянным. Оно непременно должно испытывать колебания; иначе человеку не было бы возможности вполне раскрыть своего доброго произволения и своей самодеятельности. Неси же, возлюбленный брат, возложенное на тебя иго Христово, неси его с радость и любовью. Прими от меня сию святую икону твоего небесного покровителя Никиты, епископа Новгородского, которая случайно нашлась у меня, в благословение на предстоящий подвиг твоей монашеской жизни.

Епископ Феодор

* * *

1

Записана по памяти слушателя.


Источник: Богословский вестник 1913. Т. 3. №9. С. 206-211 (3-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle