Источник

17. О том, что Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Завет

Мы знаем единого Установителя и Ветхого и Нового Завета, и сему самому ясно научает Он нас устами пророка Иеремии. Ибо говорит: «завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския». Но завещаю им Завет Новый, «дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я» (Иер. 31, 31–33). Сими словами ясно дал видеть, что Давший Ветхий Завет дает и Завет Новый, ибо сказал: «завещаю... не по завету, егоже завещах». И устами пророка Исаии изрек: «и завещаю» им «завет вечен, преподобная Давидова верная» (Ис. 55, 3). А также и пророк Давид взывает: «воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними» (Пс. 9, 20–21). Если же не верят пророчествам, то пусть слышат, как Сам Законоположник не разоряет законов ветхих, но придает им большую строгость. Ибо разоряющему следовало сказать: «речено бысть древним: не прелюбы сотвориши», а я говорю вам: прелюбодействуй; «и речено бысть древним: не убиеши»; а я говорю вам: убивай. Это самое и делают сродственные Маркиону антитакты. Господь же Своими законоположениями ясно научает, что не разоряет Он ветхозаветного, но вводит строжайший образ жизни. И как обучающий грамоте начинающим учиться объясняет различие в начертании букв, обучившимся же этому предлагает сложение слов и, преподавая правила одним для складывания слов, а другим для стройного чтения, не противоположные вводит законы учения, но преподает уроки соразмерно возрастам, так и Владыка Христос дал законы, сообразные каждому роду. Необходимые и первые начертал Он в самом естестве человеческом, потому что каждый имеет способность различать добро и зло; и делая то, чего сами не хотим потерпеть, возвещаем этим, что делаемое нами худо. Поэтому, кто убивает или прелюбодействует, тот знает, что делаемое им худо. Ибо не только не хочет быть убитым, но даже употребляет все способы, чтобы не случилось с ним этого. И если жена впала в прелюбодеяние, обвиняет восхитившего ложе его; и если сам подвергся злословию, приносит жалобу за оскорбление. А исследовав сим образом и все прочее, найдем всякого человека знающим, что худое худо. Итак, создавший нас Бог законы сии положил в самом естестве, иные же в каждом роде давал различно. Ибо Адаму дал закон о древе, Ною о ядении мяса, патриарху же узаконил обрезание, а другие законы написал рукою великого пророка Моисея, в Божественном же Евангелии, оставив законоположения о вещах маловажных как изучение каких-либо букв, дал законы совершеннейшие. Как матери новорожденным младенцам дают сосцы, чрез несколько же времени жеваную пищу, а когда делаются отроками и юношами, предлагают пищу твердую, так и Бог всяческих обученным оному предлагает совершеннейшие уроки.

Впрочем, и Ветхий Завет уважаем мы, как матерние сосцы, хотя не приемлем млека, потому что молоко воскормившей делается излишним для совершенно возрастных, однако же чтут они кормилицу, как воспитанные ею. Так и мы не согласны сохранять обрезание, субботу, жертвы, окропления, но извлекаем иную пользу из Ветхого Завета, потому что преподает нам точные уроки о благочестии, о вере в Бога, о любви к ближнему, правде и мужестве и представляет для подражания образцы ветхозаветных святых.


Источник: Творения блаженного Феодорита епископа Кирского / [Общ. ред.: проф. А.И. Сидоров]. - М. : Паломникъ, 2003. - 717, [1] с. - (Библиотека отцов и учителей церкви) / Сокращенное изложение Божественных догматов. 9–83 с. ISBN 5-87468-203-1

Комментарии для сайта Cackle