блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Амоса

Глава 2

Угрожает же Бог тем же ратным огнем и Моаву, и говорит, что вместе с народом предаст гибели и князей; потому что, сверх многих нечестивых дел своих, весьма зверски поступили они с царем идумейским. В тот раз, как пришел он на помощь царю израильскому, Моавитяне, заманив его наконец в засаду и взяв в плен, принесли в жертву идолам своим, и до тех пор разжигали костер, пока все кости не обратились в пепел. Так окончив предречения об иноплеменниках, Пророк обращает, пророческое слово к народу Божию, и прежде всего выставляет на вид беззаконие колена Иудина.

Ам.2:4. Cия глаголет Господь: за три нечестия сынов Иудиных, и за четыри не отвращуся их, понеже отринуша закон Господень, и повеления Его не сохраниша, и прельстиша их суетная, иже сотвориша, им оке последоваша отцы их в след их. И послю огнь на Иуду, и поясть основания Иерусалимля.

И Иуду и Иерусалим предам ратному огню; потому что совершенно пренебрегли Моими узаконениями, и продолжали служить рукотворенным идолам (их разумеет Пророк под словом – суетная), последуя в этом жалкому образу мыслей отцов. Долго терпел Я, говорит Бог, нечестие сие, но не окажу боле обычного долготерпения. После сего обращает речь к десяти коленам, и говорит, что и им не будет уже оказывать долготерпения.

Ам.2:6. Понеже продаша праведнаго на сребре, и убогаго на сапозех, Ходящих на пpacе земнем, и бияху пясти во главы убогих, и путь смиренных совращаху.

И они, говорят, имея в виду подарки, продавали праведного, и служа гнусному корыстолюбие, не отказывались брать даже обувь, – эту последнюю потребность для человека, оставляя без защиты обиженных, притесняя бедных, и не принимая оправдания от незнатных. А сверх того, живя непотребно, подобно бессловесным, входили в непозволенные связи с женами друг друга, так что сын не удерживался от общения с отцовой наложницей, и отец не хранил неприкосновенным сыновнего ложа, отчего в слитность пришли права природы, и не явственны уже стали имена родства, и делали они это, говорить Пророк,

Яко да осквернавят имя Бога своего; потому что живущие по соседству иноплеменники, узнав это, подвигли язык на Бога всяческих, или как узаконившего подобные дела, или как терпящего беззаконие народа. К тому же,

Ам.2:8. И ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащаяся требища, и вино от, оболганий пияху в дому Бога своего.

Ибо и храму Божию не воздавали подобающего чествовали, но, делая в нем шатры из одежд, пили добытое неправдою вино; и не хотели привести себя на мысль, что

Ам.2:9. Аз отвергохо Амморея от лица их, его же бе высота якоже высота кедрова, и крепок бяше якоже дуб, и изсуших плод его сверха, и корения его из низу.

Сие сказал Бог в переносном смысле, показывая великий рост и силу тогдашних людей. И посланные великим Моисеем соглядатаи говорили: тамо род Енаков, потомки исполинов, мужи превысоцыи, и бехом пред ними яко прузи (Числ. 13, 33–34.). Посему Бог всяческих сказует: столько великорослых и сильных людей преодолели вы не своею силою. Ибо возможно ли это было вам, которые одним слухом приведены были в робость, и покушались возвратиться в Египет? Напротив того Я исторг Амморея с корнем. Корнями же называет отцов, а плодом – детей. Но вам, говорит Бог, необходимо напомянуть о благодеяниях прежде сего бывших. Я освободил вас от египетского рабства, в продолжении сорока лет питал в пустыни, и некоторых из вас сподобил пророческой благодати, а некоторых поставил священниками. Ибо сказано:

Ам.2:11. Поях от сынов ваших во пророки, и от юнот ваших во освящение;

– потом, так как сказанное несомненно, вопрошает:

Еда несть сих, сынове Израилевы? глаголешь Господь. Изобличите, если в сказанном находите что ложное. Но сие невозможно; потому что и вы знаете, сколько истинно сие исчисление благодеяний, вопреки которым всегда вы поступали. Вы не только небоязненно нарушаете Мои законы; но и,

Ам.2:12. Освященные

Мне (разумеет же Назореев напаяете вином, уча, что благоугождение Мне безполезно, и посылаемым Мною Пророкам воспрещали предсказывать, что было им повелено, находя, вероятно, несносным для себя и самый глас Мой.

Ам.2:13–14. Сего ради се Аз повращу под вами, якоже вратится колесница полна тростия. И погибнет бегство от скоротекущаго.

Такое бремя наказания наложу на вас, говорить Бог, что будете сетовать и стенать, как скрепит полная клади и обремененная ею колесница, когда влекут ее. Во время сих постигающих вас бедствий и самый скоротекущий не найдет спасения в бегстве, мужественный не будет иметь духа мужества, (15) и стреляяй из лука не положится на свое искусство, и конник, употребляя в содействие скорость коня, не воспользуется спасением.

Ам.2:16. Но один наг побегнет, в той день, глаголет Господь;

потому что в научение ваше наведу на вас пагубу cию, и полагающихся на естественная преимущества, или на искусство, предам на yбиение, а которые лишены всего этого, и не имеют ни богатства, ни крепости, ни искусства, но от всего обнажены, тем дам способ спастись бегством и остаться здравыми и невредимыми.


Комментарии для сайта Cackle