блаженный Феодорит Кирский

Глава 7

Ос.7:1. И открыется неправда Ефремова и злоба самарийска, яко возлюбили лжу.

Постигшее их наказание сделает для всех явным и их беззаконие.

И тать к нему внидет, совлачаяй разбойник на пути его.

Поелику, вознерадев об истинном Боговедении, возлюбили идольскую прелесть; то подобно татям и разбойникам нападут на них враги, иное сожгут, иное разграбят, и лишат их всех благ.

Ос.7:2. Яко да воспоют вкупе, аки поющие сердцем своим.

Когда же будет это, говорит Пророк, станут плакать и сетовать, не смея в слух провозглашать плачевных песней, но мысленно повторяя свои сетования.

Вся злобы их помянух: ныне обыдоша их совети их, противу лицу Ми Быша.

Весьма долго терпел я и, по видимому, как бы не смотрел на преступления их; теперь ясно их вижу, определив подвергнуть их наказанию. Посему-то блаженный Давид взывает: «отврати лице Твое от грех моих» (Пс.50:11). А слово: "совети" Акила и Симмах перевели тоже значащим словом: «начинания»; потому что седмьдесять употребили слово, означающее первое стремление души, помыслы, и те – слово, означающее порожденные сими помыслами начинания и дела.

Ос.7:3. Злобами своими возвеселиша царя, и лжами своими князей.

Беззаконием своим доведя себя до готовности погибнуть, стали они причиною веселия для врагов своих.

Ос.7:4. Вси любодеющии: яко печь жегома на печение.

Все, распаляясь непотребством, уподобились разженной печи, готовой принять в себя вскиснувшее тесто для печения хлебов.

Сожжет их от пламене,

т.е. огонь непотребства привлечет на них вражеский пламень.

От примешения тука: Дóндеже вскиснет то все,

Ос.7:5. Во дни царей ваших.

Как закваска замешенную муку претворяет в нечто однокачественное с нею; так квас нечестия, привнесенный первым царем вашим Иеровоамом, всем вам, и в продолжение времени царствовавшим у вас, сообщил свое зловоние. После сего Пророк обвиняет князей в том, что любят пьянство, а от сего воспламеняются гневом, берут взятки, и проводят время с людьми нечестивыми и виновниками бедствий. Их-то называет губителями, как виновников вреда и пагубы. Как зараза, если коснется к кому, то чрез него заражает и приближающихся: так живущие порочно портят и знакомых с ними; потому что «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33). Извещает же Пророк, что и ночью не перестают составлять козни, и днем, как огонь, истребляют обижаемых ими. Ибо сказано:

Ос.7:6. Внегда устремлятися им всю нощь,

А вместо: «устремлятися» все переводчики согласно употребили: «подстерегать». Впрочем, за это понесут они наказание.

Ос.7:7. Огнь пояде судей их: вси цари их падоша.

И причиною всех бедствий послужило следующее:

Не бе в них моляйся ко Мне.

Пророк о будущем сказал, как о прошедшем, показывая тем, что непременно будет сие, и ничто не воспрепятствует исполнению предречения. Эту особенность находим и у других Пророков. И Исаия взывает: «яко овча на заколение ведеся», «и суд Его взятся» (Ис.53:7–8), «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» (Ис.53:2), когда бы надлежало сказать: увидим, возьмется и веден будет, и еще: «яко отроча родися нам, сын и дадеся нам» (Ис.9:6), вместо «родится и будет дан». После сего Пророк обращает речь ко второму обвинению.

Ос.7:8. Ефрем в людех своих сам смесяшеся.

Беззаконие явное; в нем обвиняет и блаженный Давид, говоря: «смесишася во языцех, и навыкоша делом их» (Пс.105:35).

Ефрем бысть опреснок необращаем,

то есть, пребыл в злобе, и нимало не изменился к лучшему, как опреснок, одною стороною обращенный к огню и подгоревший.

Ос.7:9. Снедоша чуждии крепость его,

сей же неразуме.

И среди окружающих бедствий не познает вразумляющего.

И седины явишася на нем, он же не позна.

И продолжительным временем не обучен, чему должно.

Ос.7:10. И смирится укоризна Израилева в лице ему.

Ясно увидит и дознает, какие плоды порождает нечестие.

И не возвратишася ко Господу Богу своему, и не взыскаша Его во всех сих.

Ос.7:11. И бяше Ефрем, яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отидоша.

После всех от Меня вразумлений ни однажды не умоляли Меня остановить стремление угрожающих им бедствий, но, когда напали на них Сирияне, устремились к Ассириянам, а когда окружили Ассирияне, бросились к Египтянам, обнаруживая в себе неразумие голубя. Ибо как голубь, когда отнимают у него птенцов, не летит прочь, но кружится в тех же местах, так и они, многократно и непрестанно истребляемые и порабощаемые, то теми, то другими, прибегали и к Ассириянам и к Египтянам, не получая от них никакой пользы.

Ос.7:12. Возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, и накажу я в слух скорбения их.

Сперва буду вразумлять их, угрожая скорбными последствиями, потом, как мрежею некою, обложу их тучею врагов, и всех уловлю на подобие птиц. Но сказав сие, не забывает и свойственного Ему человеколюбия, напротив того с отеческим сердоболием как бы оплакивает их.

Ос.7:13. Горе им, яко отскочиша от Мене: боязливи суть, яко нечествоваша ко Мне.

И поелику назвал их жалкими, как оказавшихся пред Ним неблагодарными и нечестивыми; то по необходимости напоминает о неизреченных благодеяниях.

Аз же избавих я.

Освободил их от египетского рабства.

Сии же возглаголаша на Мя лжу.

В этом обвиняет их и блаженный Давид. Ибо представляет их рассуждающими: «понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим» (Пс.77:20)?

Ос.7:14. И не возопиша ко Мне сердца их.

То же взывает и устами Исаии, говоря: «людие сии устнами почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис.29:13). Потом обличает в том, что делали они для идолов.

Но плакахуся на ложах своих: о пшенице и вине сечахуся.

Получив землю обетованную отцам их (ее наименовал ложем, как упокоившую их от трудов, понесенных в пустыне), совершали языческие обряды, и наслаждаясь Моими благами, в идольских храмах на телах своих сами себе делали так называемые надрезания (Лев.21:5). Поэтому говорит:

Ос.7:15–16. Накажутся Мною;

потому что от Меня прияв силу (ибо ее называете "мышцею"),

на Мя помыслиша злая совратишася ни во чтоже, Быша яко лук не напряжен2.

Оставив Меня, не приобрели себе никакой пользы, но уподобились ослабевшему и не натянутому луку, который врагам не наносить ни малого вреда. И за сие-то

падутся князи их мечем ради ненаказания языка своего: сие ругание их в земли Египетстей.

* * *

2

По правильному чтению: лук напряжен.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Михея – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу Святого пророка Софонии – Глава 2 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XL святитель Иоанн Златоуст

5. Книга пророка Амоса – Глава 6 преподобный Ефрем Сирин

6. Книга пророка Осии – Глава 2 профессор Павел Александрович Юнгеров

7. Две книги толкований на пророка Михея – Книга вторая блаженный Иероним Стридонский

8. Толкование на паримии из новозаветных книг – В подлежащей рассмотрению паримии (1Пет. 4:1–11) содержится увещание к верующим о воздержании от свойственных язычникам грехов... епископ Виссарион (Нечаев)

9. Толкование на послание к Филимону – Введение святитель Феофан Затворник

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ириней – имя нескольких св. муч. профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle