Источник

Глава 9

Ам.9:1–3. Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшыя их оружием избию, не убежит от них бежай, и не уцелеет от них уцелеваяй: аще сокрыются во аде, то и оттуду рука моя исторгнет я, и аще взыдут на небо, то и оттуду свергу я: и аще скрыются на версе Кармила, то и оттуду взыщу и возму я, и аще погрузятся от очию моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я.

После в сего Пророк сказал, что видел «Господа стояща на жертвеннице», и Он повелел «поразить очистилище» таким ударом, от которого бы поколебались самые преддверия. Означает же сим, что царь вавилонский преодолеет их по Божию велению, а не своею собственною силою.

«И пресецы в главы всех». Это видел и блаженный Иезекиль, ибо и там невидимые Силы прияли повеление с секирами пройти по всему городу и иссечь всех кроме имеющих на себе знамение (Иез. 9:2–6). То же повелевал Бог и здесь: «пресецы в главы всех». И означая сим внезапную смерть, присовокупил: «И оставшия их оружием избию, не убежит от них бежащий, и не уцелеет от них уцелеваяй». Если и в ад снидут, продолжает Господь, и оттуда извлеку их рукою. Если и на небо взойдут (что невозможно), и оттуда низведя, предам их врагам. Если и на Кармил убегут, и там удобно возьму их. А если покусятся погрузиться в самую глубину моря, истребить их там повелю зверям. Если отважатся добровольно передаться врагам, и в таком случае не получат от них пощады.

Ам.9:4. утвержу очи Мои на них во злая, а не во благая

Я, Бог и Владыка всех, одним прикосновением привожу в колебание землю, и заставляю тем плакать обитающих на ней.

Ам.9:6. Сотворяяй на небо восход Свой, и обещание Свое на земли основаяй,

Подобно сему сказанное блаженным Давидом: «на высоких живый, и на смиренный призираяй» (Пс.112:5, 6).

Призываяй воду морскую, и проливаяй ю на лице земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему.

Указует на дела всемогущества, чтобы подтвердить тем угрозы.

Ам.9:7. Не якоже ли сынове ефиoпcтии, вы есте Мне сынове Израилевы? глаголет Господь.

Будучи одинаковой природы с Ефиоплянами и с прочими людьми, сподоблены вы были Моего большего паче всех промышления. И указывая на сие, присовокупил:

Не Израиля ли изведох из земли египетския, и иноплеменники из Каппадокии, и Сиряны из рова?

Переселялись и другие, оставив прежнее отечество, переходили в другое, например: Сирияне и Филистимляне, но нe одинаково с вами. Ибо об их переселении никто не знал, а о вашем со славою говорит всякий из людей. Они переселившись живут с другими народами, управляясь их законами; а вы, преодолев жителей и всех их истребив до конца, стали владельцами земли, которую они занимали, потому что вы пользовались Моею помощью.

Ам.9:8. Се очи Господа Бога на царство грешных, и отвергу е от лица земли: обаче не в конец отвергу дом Израилев, глаголет Господь.

И тех, которые совершают тысячи беззаконий не предам конечной гибели. Но рассею их теперь в пленении, как земледелец, отделю плевы от пшеницы, и достойных спасения сохраню, а прочих, которые не восхотели поверить словам Моим, и надеялись избежать исполнения угроз Моих, предам на заклание.

Ам.9:11–12. В той день возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопаная ея возставлю, и возгражду ю яко же дние века. Яко да взыщут Мене оставшиися человецы, и вси язы́цы, в нихже призвася имя Мое в них, глаголет Господь, творяй сия вся.

Сие разумели иные о Зоровавеле, думая, что относится к нему, как ведущему род свой от Давида. Но не хотели они принять во внимание, что Зоровавель, после недолговременного правления, кончил жизнь; а пророчество содержит в себе обетование вечных благ и Богопознание у всех народов, что, как находим, нимало не сходствует с бывшим при Зоровавеле. Господь наш Иисус Христос, ведя род Свой по плоти от Давида, исполнил обетование изреченное Давиду, потому что «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1:1), восприяв на Себя скинию от Давида. Посему, пророческое слово справедливо сказует, что Давиду возграждена будет скиния не на малое время, но на все дни века. Ибо таковые обетования даны были Богом всяческих блаженному Давиду: «и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба» (Пс. 88:30); и еще: «до века уготовлю семя твое, и созижду в роде и род престол твой». Сие обетование возобновляет Господь всяческих и устами блаженного Амоса; обещает же и язычникам дар Боговедения. Ибо говорит: по возграждении Давидовой скинии, «взыщут в Мене оставшиеся человецы, и вси язы́цы, в нихже призвася имя Мое. ихже бо предъуведе, и предъустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях» (Рим. 8, 29). И Пророк, доказывая нелживость сказанного, присовокупил: «глаголет Господь, творяй cия вся». Предсказал словеса сии Тот, Кто творит самые дела. Но поскольку не все могли внимать духовным обетованиям, то, по необходимости, обещает дарование благ чувственных и предсказывает такое обилие оных, что до собирания винограда продлится жатва по такому множеству, как вероятно, земных плодов, что земледельцы не успеют сжинать и молотить рукояти. Да и во время посева, говорит Пророк, вкусят зрелые грозды, и горы дадут всякого рода плоды древесные, ни один холм не останется не покрыт растениями. Народ же, освобожденный из плена, вновь построит разоренные города и, обитая в них, небоязненно будет возделывать землю и насаждая, и сея, и собирая плоды трудов своих. И долго будут населять они данное им отечество. Ибо сие выразил Пророк, сказав:

Ам.9:15. И насажду я на земли их, и не исторгнутся ктому от земли своея, юже дах им, глаголет Господь Бог Вседержитель.

Должно же знать, что Господь всяческих нередко обещает блага, но приемлющие обетования, возлюбив беззаконие, препятствуют исполнению сих обетований. А иногда бывает, что Бог угрожает тяжкими бедствиями, и услышавшие угрозы сии за беззаконие свое, переменившись от страха угроз, не испытывают на себе скорбей. Так Иудеи, с неистовством восстав против пришедшего Владыки, сами себя лишили благих обетований.

Но о, если бы нам, по молитвам святых Пророков и Апостолов управив жизнь свою по божественным законам, и покаянием очистившись от греховной скверны, не испытать на себе ничего скорбного, улучить же обетованные блага, по благодати Спасителя Христа, с Которым слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Амоса. 345-384 с.

Комментарии для сайта Cackle