блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 11

 

После, сего повелевает Бог сказать всему на­роду:

Иер.11:3. Сия глаголет Господь Бог Израилев: проклят муж, еже не послушаешь словес завета сего,

(Иер.:4) «его же заповедах отцем вашим в день, в оньже изведох их от земли Египетския, от пещи железныя. Сие», и законополагая, присовоку­пила, к закону; ибо сказал: «проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законний, яко творити я» (Гал. 3, 10.). Но и там, а также и здесь, обещает Бог, что соблюдающий божественныя заповеди сподобит всякаго о них, попечения. Напоминает же и о том, что сказано отцам их, и об их непокорности. Ибо говорит:

Иер.11:8. Ни приклониша уха своего,

и поидоша муж в прямоте «сердца своего» злого. Под "прямотою" разумеет здесь Пророк не правоту, но лукавство, произведенное коснением во грехе; потому что не уклонялись от своей стези, но постоянно шли тем же путем.

«И наведох на них вся словеса завета сего», «его же заповедах» им «да сотворят, и не сотвориша». Ибо предал их различным наказаниям, и были они в порабощении, то у Аммонитян, то у Моавитян, а иногда у Филистимлян.

Иер.11:9. И рече Господь обретено есть совещание в мужех Иудиных, и во обитающих во Иерусалиме.

(Иер.:10) «Возвратишася к беззакониям первым отец своих, иже не хотеша слышати словес Моих». Сказанное: «обретено есть coвещание», значит: свя­заны и тесно соединены они с отцами, и идут путем их. Ибо сию мысль выражает Пророк и в присовокупленных словах:

«И се тии поидоша по бозех чуждих, да служат им». Поступают же так, нарушал данный им завет. Поэтому обременю их всякими бедствиями, и сетующих не удостою пощады; да и от тех богов, которым служат они, помощи не получат. Сказует же и о множестве сих бо­гов.

Иер.11:13. По числу бо градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу.

И, по чрезмерности нечестия, запрещает Бог приносить о них молитвы. Ибо говорит:

Иер.11:14. Не молися о людех сих, и не проси о них в мольбе и молитве: не услышу бо

тебя «во время вопля их ко Мне, и во время озлобления их;» по­тому что приносят моления уже во время самаго наказания. Потому и Пророк Давид увещавает, го­воря: «предварим лице Его во исповедании» (Псал. 94, 2.). А здесь Пророк показывает безпримерное нечестие Иерусалима.

Иер.11:15. Почто возлюбленная в дому Моем сот­вори мерзости!

То и другое дает видеть высшую степень злочестия: как наименование Иерусалима «воз­любленною», так и то, что внутри божественнаго храма поставлены кумиры богов несуществующих.

«Еда обеты и мяса святая отъимут от тебе лукавства твоя? Или сими избежиши?» Пророческое опредление и слово ясно научило нас, что Влады­ка взыскует добрых дел. Ибо сие же взывает и божественный Давид: «жертвы и приношения не сосхотел еси, тело же свершил ми еси» (Псал. 39, 7); и еще: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жерт­ва Богу дух сокрушен: сердце сокрушено и сми­ренно Бог не уничижить» (Псал. 50, 18. 19.). И поелику назвал Иерусалим «возлюбленною», то сказует еще и другое его именование.

Иер.11:16. Маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое.

Дал же сие наименование, побуж­дая тем к плодоношению; так не редко именовал и виноградником.

«Ко гласу обрезания: разгореся огнь в ней». поелику назвал "маслиною", то упоминает об очи­щенаии; ибо очищение называет «обрезанием». Так и Господь в священном Евангелии говорит: «всяку розгу о Мне не творящую плода», срезывают и влагают в огонь (Иоанн 15, 2.).

«Велика скорбь на тебе, не потребны быша ветви ея;» потому что не хотел приносить добрых плодов. И научая, что, не сильный вавилонский царь, но Сам Бог налагает наказание на Иерусалим, присовокупил Пророк и следующее:

Иер.11:17. И

"Господь" Бог сил,« иже насади тебе», «глаголал есть на тя зло за злая дому Израилева»

«и дому Иудина, елика сотвориша к прогневанию Мене кадяще Ваалу». Сам насадитель твой, говорит Пророк, обсек ветви. Причиною же этому ты сам, произрастивший, не полезные, но вредные плоды. В последующих словах Пророк показывает, на что отваживались Иудеи против него и против Влады­ки Христа; потому что одним прообразовано было и другое.

(Иер.:18). Господи, «скажи ми, и уразумею». Что Про­рок разумеет не с ним только бывшее, свидетельствует сия молитва. Пророку не нужно было бы откровение, чтобы видеть, что было тогда; по­тому что было это с ним самим. Напротив того откровение предуказует будущее.

«Тогда видех начинания их», (Иер.:19) «Аз же яко агня» «незлобивое ведомое на заколение, не разумех». Сие: «неразумех» приличествует Пророку, который не ожидал скорбей. Он в точности выразумел Владычния обещания, но, услышав сказанное ему: «положих тя днесь аки град твердь, и в столп железный», и «аки стену медяну» (Иер. 1, 18.), думал, что не испытает ничего прискорбнаго. Меж­ду тем божественное слово общало не это, а что преодолеет он все скорби. Ибо сказано было: и «pamoвamu будут на тя, и не премогут тя», «по­неже с тобою Аз есмь, да избавлю тя, рече Господь» (Иер.:10). Ко Владыке же Христу применимо слово сие в другом смысле. Ибо говорит оно: агнец, ведомый на заклание, не знает, что с ним будет; и хотя претерпит он страдание, однакоже следует за ведущим.

«Яко на мя помыслиша помысл, глаголюще: приидите, вложим древо в хлеб его, и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому». Сие нимало не относится к Пророку. Ибо возможно ли вложить в хлеб дерево? Владыке же Христу весьма приличествует слово сего пророче­ства; потому что тело Свое нарек Он хлебом; и говорит: «хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот Мира» (Иоанн 6, 51.). Сей-то хлеб пригвоздили к древу, думая истребить память Его. Потом Пророк говорит:

(Иер.:20). Ты же Господи "Саваоф", «судяй праведно, испытуяй сердца и утробы, да вижду мщение Твое на них, яко к Тебе открых оправдание Мое». Пророк "утробами", как неоднократно говорили мы, называет помыслы; потому что вожделевательная сила, обнаруживаясь в "утробах", приводит часто в движение помысел. Посему Бог не напрасно по­пустил Пророку испытать скорби; но, поелику не редко готов он быль приносить молитвы за беззаконных, то с намерением убедить, чтобы не признал он человеколюбивым себя, сокровище же благодати не милосердым, Бог попустил это восстание на него Иудеев. И он, крайне огорчившись, умоляет Бога судить праведно и наказать нечестивых. Владыка приемлет сие прошение, дает ответ Пророку, угрожает Иудеям наказанием, и сказует, что одни из них будут убиты во брани, а друге погибнут от голода.


Комментарии для сайта Cackle