Источник

Глава 12

Но Пророк, видя благоденствие живущих в лукавстве, снова умоляет открыть ему причину этого.

Иер.12:1. Праведен еси Господи, яко отвещаю к Тебе: обаче судьбы возглаголю к Тебе.

В точности знаю, говорит Пророк, правдивость Твоего приговора; однако же не почитаю неуместным предложить Тебе вопрос.

«Что яко путь нечестивых спеется? угобзишася еси творящии беззакония?» (Иер.12:2) «Насадил еси их, и укоренишася: чада сотвориша, и сотвориша плод». Сим изобразил благоденствие, а безбожные их нравы дал видеть в присовокупляемых за сим словах.

«Близ еси Ты уст их, далече же от утроб их». Только на словах, говорит Пророк, произносят имя Твое, а памятования о Тебе нет у них в помысле.

Иер.12:3. И ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси, искусил еси сердце мое;

потому что знаешь не только видимое, но и тайные мои помыслы.

«Собери их яко овцы на заколение, и очисти их в день заколения их». Пророк говорит: «очисти» вместо: отдели; потому что намеревающийся очиститься отделяет себя. Посему сирский переводчик вместо: очисти сказал: приуготовь.

Иер.12:4. Доколе плакати имать земля, и трава вся сельная изсхнет от злобы живущих на

земли? «Погибоша скоти и птицы, яко рекоша: не узрит Бог путей наших». По причине их беззакония, Господи, земли осталась в запустении. Ибо думают, что не обращаешь Ты взора, и не видишь, на что они отваживаются.

Иер.12:5. Нози твои текут

на грех, и «разслабляют» тя. «Како уготовишися с коньми! И в земли мира твоего уповал еси?» Сирский толковник перевел сие так: если, и с пешими состязуясь в бегстве, был ты побежден, то возможешь ли противостоять конным? Смысл же сказанного таков: по соседству живущие враги, Моавитяне, Аммониты, Идумеи, Филистимляне, сражались пешие, и ты, воюя с ними, часто был побежден. Поэтому возможешь ли противиться Вавилонянам, вступающим в битву на конях? По греческому же переводу понимать должно так: по причине лукавства твоего течение твое расслабило тебя и лишило крепости; как же, лишившись силы и крепости, возможешь воспротивиться и вступить в битву с теми, которые ведут брань, имея множество коней? Представил же я то и другое разумение, выбор лучшего представив читателям.

«Како сотвориши в шуме Иорданском?» Сирский переводчик выразил cие: как перейдешь прибывающий Иордан? Прибывающей же рекой в переносном смысле названо множество неприятельского войска. Но напоминалось им и бывшее при Иисусе Навине. Когда Я, говорит Бог, имел о тебе попечение, перешел ты эту реку в её разливе.

Иер.12:6. Понеже и дом отца твоего, и сии отвергошися Тебе, и тии возопиша созади тебе,

и те самые «собрашася» на тебя. Вероятно многие из десяти колен, бывших уже в плену, ополчились вместе со врагами.

«Не веруй, егда глаголати будут тебе благая». Таков был Рапсак, говоривший еврейским языком и хулившим Бога. Пророк, сказав сие между прочим, как вносную речь, снова продолжает пророчествовать о Владыке, предвозвещает конечную гибель Иудеев, и говорит от лица Божия.

Иер.12:7. Оставих дом Мой, оставих достояние Мое, дах возлюбленную душу Мою в руки врагов ея.

Показывает собственную Свою благость, и обличая, открывает злонравие Иудеев. Сам Бог употребляет речения исполненные любви, и враждебный город называет возлюбленной Своей душой; а Иерусалим поступает неприязненно и злоумышленно. Ибо сие дает видеть в последующих словах.

Иер.12:8. Бысть Мне достояние Мое, яко лев в дубраве.

Из невесты сделался зверем, и пожирал жениха.

«Даде противу Мене глас свой». Истину сего пророчества открывает евангелие; ибо из него узнаем как вопияли: «возми, возми, распни Его» (Ин.19:15).

«Сего ради возненавидех» Сим показал справедливость наказания.

Иер.12:9. Не вертеп ли венин достояние Мое Мне, или пещера окрест его?

В изъясненном выше (Иер.7:11) храм, за беззаконие служащих в нем, наименовал вертепом разбойников; а здесь называет «вертепом вениным», не только город, но и окрестности его, т. е. Иудею, и снова обвиняет в беззаконии совершенном против Него; ибо, говорит, стал Мне вертепом вениным. Потом предсказывает конечную гибель Иерусалима.

«Идите, соберите» к нему «вся звери сельныя, и да приидут снести е». Ибо Римляне, приняв власть над вселенною, и собрав войско из различных народов, иных умертвили, и иных отвели пленниками. Говорит же Пророк, что виновниками нечестия сделались учители закона; ибо присовокупляет:

Иер.12:10. Пacтыpиe мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную.

(Иер.12:11) Бысть «в потребление пагубы». Архиереи, книжники, фарисеи, обольстив народ и распяв Владыку, стали для Иудеев виновниками оных всем известных бедствий. И сие раскрывает Бог яснее:

«Мене ради разорением разорена есть вся земля». Всею землю называет землю Израильскую; потому что страна сия за сделанное с Ним, обращена была тогда врагами в пустыню, теперь же совершенно лишены они славного своего престольного града.

«Яко ни един есть, иже размышляет сердцем», т. е. ни один не водится благочестивыми помыслами.

Иер.12:12. Во всякий путь пустыни приидоша

бедствующие в пустыне. Слово: «путь» сирский толковник перевел: стезя; то есть, всю пустыню наполнили стезями бедствующие и спасающиеся бегством от врагов; потому что бегущим свойственно ходить не путями, для всех проложенными.

«Яко меч Господень пояст от края земли, даже до края ея, несть мира всякой плоти». Как сказует о том, что сбылось над Иудеями от края земли даже до края земли Израильской; так предсказывает и бедствия народов в разные времена, о наказании которых предвозвещает в конце сего пророчества.

Иер.12:13. Посеясте пшеницу, а терние пожасте.

Советует полагаться не на плодородие земли, но на добрые дела на ней; потому что живущий в пороке пожинает от него терния.

«Достояния» ваша не «полезна будут» вам. «Достояниями» назвал опять благополучие, на которое не советуют полагаться.

«Постыдитеся от похваления вашего, от пoношения пред Господем». Чем думаете хвалиться, т.е. богатством, могуществом, – это на суде, Божием исполнит вас стыда; потому что, пользовавшись сими дарами Божиими, воздали вы противным.

(Иер.12:14). Сия «глаголет Господь о всех соседех лукавых», о пастырях, «прикасающихся наследию Моему, еже, разделих людем Моим Израилю». Идумеи, Моавитяне, Аммонитяне, Филистимляне всегда враждебно и неприязненно расположены были к Иудеям; поэтому радовались, увидев постигшие их бедствия. По сей-то причине извещает их о будущем возвращении Иудеев.

«Се, Аз исторгну их от земли их, и дом Иудин извергну от среды их». (Иер.12:15) «И будет, егда исторгну их, обращуся и помилую их, и вселю когождо в достояние свое, и когождо в землю свою». Сим предвозвестив о возвращении, бывшем при Кире и Дарие, предвозвещает и о том, что последует за сим.

Иер.12:16. И будет аще учащеся научат пути Моему «людей Моих, еже клятися именем Моим: жив Господь, якоже научиша людей Моих клятися Ваалом, и созижду тя посреде людей Моих:» (Иер.12:17) «Аще же не послушают, исторгну язык оный исторганием, и погублением, рече Господь». О совершенном отвержении народа Иудейского сказал это: «исторгну язык оный исторганием, и погублением, рече Господь».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle