блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 12

Но Пророк, видя благоденствие живущих в лукавстве, снова умоляет открыть ему причину этого.

Иер.12:1. Праведен еси Господи,

«яко отвещаю к Тебе»: «обаче судьбы возглаголю к Тебе». В точности знаю, говорит Пророк, правдивость Твоего приговора; однакоже не почитаю неуместным пред­ложить Тебе вопрос.

«Что яко путь нечестивых спеется»? «угобзишася еси творящии беззакония?» (Иер.:2) «Насадил еси их, и укоренишася: чада сотвориша, и сотвориша плод». Сим изобразил благоденствие, а безбожные их нравы дал видеть в присовокупляемых за сим словах.

«Близ еси Ты уст их, далече оке от утроб их». Только на словах, говорит Пророк, произносят имя Твое, а памятования о Тебе нет у них в помысле.

Иер.12:3. И ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси, искусил еси сердце мое

; потому что знаешь не только видимое, но и тайные мои помыслы.

«Собери их яко овцы на заколение, и очисти их в день заколения их». Пророк говорит: "очисти" вместо: отдели; потому что намеревающийся очиститься отделяет себя. Посему сирский переводчик вместо: очисти сказал: приуготовь.

Иер.12:4. Доколе плакати, имать земля, и трава вся сельная изехнет от злобы живущих на

земли? «Погибоша скоти и птицы, яко рекоша не узрит Бог путей наших». По причине их беззакония, Господи, земли осталась в запустении. Ибо думают, что не обращаешь Ты взора, и не видишь, на что они отваживаются.

Иер.12:5. Нози твои текут

на грех, и «разслабляют» тя. «Како уготовишися с коньми! И в земли мира твоего уповал еси?» Сирский толковник перевел сие так: если, и с пешими состязуясь в бегстве, был ты побежден, то возможешь ли противостать конным? Смысл же сказаннаго таков: по сосед­ству живущие враги, Моавитяне, Аммониты, Идумеи, Филистимляне, сражались пешие, и ты, воюя с ни­ми, часто был побежден. Поэтому возможешь ли противиться Вавилонянам, вступающим в битву на конях? По греческому же переводу понимать должно так: по причине лукавства твоего течение твое разслабило тебя и лишило крепости; как же, лишившись силы и крепости, возможешь воспроти­виться и вступить в битву с теми, которые ведут брань, имея множество коней? Представил же я то и другое разумение, выбор лучшаго представив читателям.

«Како сотвориши в шуме Иорданском?» Сирский переводчик выразил cиë как перейдешь прибывающий Иордан? Прибывающею же рекою в переносном смысле названо множество неприятельскаго войска. Но напоминалось им и бывшее при Иисусе Навине. Когда Я, говорит Бог, имел о тебе попечение, перешел ты эту реку в ея разливе.

Иер.12:6. Понеже и дом отца твоего, и сии отвергошися Тебе,

и «тии возопиша созади тебе», и те самые "сорашася" на тебя. Вероятно многие из де­сяти колен, бывших уже в плену, ополчились вместе со врагами.

«Не веруй, егда глаголати будут тебе благая». Таков был Рапсак, говоривший еврейским языком и хулившим Бога. Пророк, сказав сие между прочим, как вносную речь, снова продолжает пророчествовать о Владыке, предвозвещает конеч­ную гибель Иудеев, и говорит от лица Божия.

Иер.12:7. Оставих дом Мой, оставих достояниеt Мое, дах возлюбленную душу Мою в руки врагова ея.

Показывает собственную Свою благость, и обли­чая открывает злоправие Иудеев. Сам Бог упот­ребляет речения исполненные любви, и враждебный город называет возлюбленною Своею душею; а Иерусалим поступает неприязненно и злоумышлен­но. Ибо сие дает видеть в последующих словах.

Иер.12:8. Бысть Мне достояние Мое, яко лев вь дубраве.

Из невесты сделался зверем, и пожирал жениха.

«Даде противу Мене глас свой». Истину сего про­рочества открывает евангелие; ибо из него узнаем как вопияли: «возми, возми, распни Его» (Иоанн 19. 15.);

«Сего ради возненавидех» Сим показал спра­ведливость наказания.

Иер.12:9. Не вертеп ли иенин достояние Мое Мне, или пещера окрест его?

В изъясненном выше (Иер. 7, 11.) храм, за беззаконие служащих в нем, наименовал вертепом разбойников; а здесь называет «вертепом иениным», не только город, но и окрестности его, т. е. Иудею, и снова обвиняет в беззаконии совершенном против Него; ибо, го­ворит, стал Мне вертепом иениным. Потом предсказывает конечную гибель Иерусалима.

«Идите, соберите» к нему «вся звери сельныя, и да приидут снести е». Ибо Римляне, прияв власть над вселенною, и собрав войско из различных народов, иных умертвили, и иных отвели пленниками. Говорит же Пророк, что виновниками нечестия соделались учители закона; ибо присовокупляет:

Иер.12:10. Пacmыpиe мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную.

(Иер.:11) Бысть «в по­требление пагубы». Архиереи, книжники, фарисеи, обольстив народ и распяв Владыку, стали для Иудсев виновниками оных всем известных бедствий. И сие раскрывает Бог яснее:

«Мене ради разорением разорена есть вся земля». Всею землю называет землю Израильскую; потому что страна "сия" за соделанное с Ним, обращена была тогда врагами в пустыню, теперь же совер­шенно лишены они славнаго своего престольнаго града.

«Яко ни един есть, иже размышляет сердцем», т. е. ни один не водится благочестивыми помыслами.

Иер.12:12. Во всякий путь пустыни приидоша

бедствующие в пустыне. Слово: "путь" сирский толковник перевел: стезя; то есть, всю пустыню наполнили стезями бедствующие и спасаюшиеся бегством от врагов; потому что бегущим свойственно ходить не путями, для всех проложенными.

«Яко меч Господень пояст от края земли, да­же до края ея, несть мира всякой плоти». Как сказует о том, что сбылось над Иудеями от края земли даже до края земли Израильской; так пред­сказывает и бедствия народов в разныя времена, о наказании которых предвозвещает, в конце, сего пророчества.

Иер.12:13. Посеясте пшеницу, а терние пожасте.

Советует полагаться не на плодородие земли, но на добрыя дела на ней; потому что живущий в пороке пожинает, от него терния.

«Достояния» ваша не «полезна будут» вам. «Достоя­ниями» назвал опять благополучие, на которое не советуют полагаться.

«Постыдитеся от похваления вашего, от noношения пред Господем». Чем думаете хвалиться, т.е. богатством, могуществом, – это на суде, Божием исполнить вас стыда; потому что, пользовавшиь сими дарами Божиими, воздали вы противным.

(Иер.:14). Сия «глаголет Господь о всех соседех лукавых», о пастырях, «прикасающихся наследию Моему, еже, разделих людем Моими Израилю». Идумеи, Моавитяне, Аммонитяне, Филистимляне всег­да враждебно и неприязненно расположены были к Иудеям; поэтому радовались, увидев постигшия их бедствия. По сей-то причине извещает их о бу­дущем возвращении Иудеев.

«Се Аз исторгну их от земли их, и дом Иудин извергну от среды их». (Иер.:15) «И будет егда исторгну их, обращуся и помилую их, и вселю когождо в достояние свое, и когождо в землю свою». Сим предвозвестив о возвращении, бывшем

при Кире и Дарие, предвозвещает и о том, что последует за сим.

Иер.12:16. И будет аще учащеся

научать пути Моему «людей Моих, еже клятися именем Моим: жив Господь, якоже научиша людей Моих клятися Ваалом, и созижду тя посреде людей Моих:» (Иер.:17) «Аще же не послушают», «исторгну язык оный исторганием, и погублением, рече Господь». О совершенном отвержении народа Иудейскаго сказал это: «исторгну язык оный исторганием, и погублением, рече Господь».


Комментарии для сайта Cackle