блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 10

(Иер.:2). Сия «глаголет Господь: по путем языков не учитеся, и от знамений небесных не страшитеся. Путями языков» называет древнюю пре­лесть. Астрономию же и астрологию назвал «знаме­ниями небесными», которым не позволяет следо­вать, но повелевает веровать Владыке неба. Осмеивает также устроение идолов, и говорит, что одни устрояются из дерева, другие из золота и серебра, что для устроения их нужны млат, гвозди и другия орудия; потребны также искусства и рука знающих дело, что в одном месте добывается серебро, в другом – золото. (Иер.:9) "Фарсисом" на­зывает Карфаген. Тамошнее серебро особенно хва­лится; даже и ныне богатолюбцы домогаются се­ребра африканского. Потому несправедливо благо­говеть пред тем, что таково но природе; оно не может ни пользы принести, ни повредить. Так Пророк, показав, сколько смешны идолы, слагает песнь Богу всяческих:

Иер.10:6. Несть подобен Тебе Господи: велик еси Ты,

и «велико имя» Твое «в крепости». (Иер.:7). «Кто не убоится Тебе, о царю языков?» Здесь Пророк уничижил высокоумие Иудеев; ибо не сказал: часть Господня – народ Божий Иаков, но Царем всех народов наименовал Бога всяческих, предсказывая язычникми будущее их боговдение.

«Между всеми премудрыми языков, и во всех царствах их ни един есть подобен Тебе». Потом Пророк снова изводит на среду богов языческих, и показывает, что состав их заимствован от искусства и существа, и паки возвращается к песнословию Бога.

Иер.10:10. Господь же Бог истинен есть, Той Бог

живущих «и Царь вечный». Идолы, говорит Пророк, не имеют жизни, но Бог есть и податель жизни, и Бог живых, и Царь вечный.

«От гнева Его подвигнется земля, и не стерпят язы́цы прещения Его». Так и блаженный Давид «сказует: призирали на землю и творяй ю трястися» (Псал. 103, 32.). Потом Пророк повелевает сказать так именуемым богам:

Иер.10:11. Бози, иже небесе

и «земли не сотвориша, да погибнут от земли, и от сих, иже под небесем суть». Богу свойственно созидать, а не быть созданным от другаго. Посему, если и Сын сотворен, то не Бог; если же Он Создатель и Творец всяческих, то воистину Бог.Ибо о Нем сказует Пророк присовокупляемое:

Иер.10:12. Господь сотворивый землю в крепости Своей,

Той устроил «вселенную в премудрости Своей, и разумом Своим простре небо». Сие свой­ственно Богу, а не от другаго быть устроенным. Он подает дождь, производит удары громов, (Иер.:13)

«возводит облаки от последних земли», потому что, как угодно Ему, подъемлет ввыспрь морскую воду, и из нея составляется облака.

Иер.10:13. Блистания в дождь сотвори

; потому что молнии – знамение дождя.

«И изведе ветр от сокровищ Своих. Сокро­вище» Его – воля Его:я«лко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Псал. 148, 5.). "И" «вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли» (Псал. 134, 6.). Посему истинный Бог – Соз­датель всего этого. Но большая часть людей впали в неразумие, и одни созидают богов, другие по­кланяются сделанному ими. Пророк предсказывает и прекращение сей прелести; ибо сказав:

Иер.10:15. Суетна суть дела смеху достойна,

т.е. идолы, присовокупил: «во время посещения своего погибнут». Апостольская проповедь совершенно истребила и память о них, и мы видим исполнение пророчества.

Иер.10:16. Несть сицевая часть Иакову, яко Создавый вся, той есть

достояние Его, «и Израиль жезл достояния Его: Господь сил имя Ему». Не этой пре­лести научен ты, говорит Бог; потому что из­древле избрал Я тебя, и преимущественно удостоил Моего о тебе попечения.

Иер.10:17. Собра отвне имение

твое «обитающее во избранных». Вызвав Патриарха их земли Халдей­ской, преселил в Палестину, и освободив род его, рабствующей в Египте, извел тудаже. Сие дало разуметь и пророческое слово: «собра отвне имение» твое «обитающее во избранных», т. е. Избравший тебя из других народов даровал тебе и землю избранную.

Иер.10:18. Понеже тако глаголет Господь: се Аз отвергу обитатели земли сея в скорби, и смущу их,

да будут обличены. Если бы шли они на доб­рое; то управлен был бы путь их. Но поелику текут они на вред; то омрачаются, чтобы прекра­тили погибельное свое течение.

(Иер.:19). Обрелось «горе в сокрушении твоем: болезнена язва твоя. Сокрушением» Пророк называет грех; а "горем" – наказание. За лукавством твоим, говорит он, последовало наказание, и приял ты болезненную язву. Потом от лица города слагает плачевную песнь, научая его, в каких словах должен выразить сетование о прегрешении, и говорит:

«Во истину cия болезнь есть, и объят мя», т.е. греховная язва соделалась для меня причиною бедствий.

Иер.10:20. Скиния Моя опусте, погибе: и вся кожи моя растерзашася. Скиниею

называет не божественный только храм, но и домы, и башни, и укрепления.

Сыны мои и овцы мои отошли от меня, и их «несть, несть места скинии моей, места кожам моим». Вдруг оставлен я всеми. Сказует же Пророк и об учителях лукавства.

Иер.10:21. Понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша. Пастырями

называет царей и священников; ибо те и другие соделались виновниками заблуждения. Яснее же открывают это история царств и книга Паралипоменон.

«Сего ради не, уразуме» вся паства их, но «расточена бысть. Паствою» называет здесь не пастбище, но пасущияся стада, и говорит, что неразумие па­суших стало причиною заблуждения овец.

Иер.10:22. Глас слышания се грядет, и трус велий от земли северныя, да положит грады Иудины в запустение, и во o6итaниe струфом.

Под "струфами" разумеет тех огромных ливийских животных, которых многие называют строфокамилами; потому что животное сие любит пустыню. Потом Пророк объясняет, Кто ведет Навуходоносора.

Иер.10:23. Вем, Господи, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет,

и направит путь свой, и« исправит шествие свое». Не устремился бы он на нас, говорит Пророк, если бы неугодно было сие Владыке. А еслиб ы и устремился; то не совершил бы того, что хотел, если бы промышляла о нас десница Твоя. Ибо знаю, что потерпел Сеннахирим. Посему умоляем Тебя, пусть не он накажет нас за нечестие, но Сам Ты накажи нас, и наложи на нас отеческое наказание. Ибо сие сказует Пророк в последующих словах:

Иер.10:24. Накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши.

(Иер.:25) «Излий гнев Твой на языки не знающыя Тя, и на племена, яже имене Твоего не призваша. Яко поядоша ,Иакова, и потребиша его, и пажить его опустошиша». Так и из сказаннаго выше и из присовокупленнаго видно, что сказанное: вем "Го­споди", «яко несть человеку путь его», и свободу нашей воли не подчиняешь естественному рабству, я дел наших не подвергаешь необходимости рока, но ясно учит нас, что Владыка Бог держит кормило целаго мира, и премудро им правит, и дарует блага, и справедливо наказует, когда после великаго долготерпения, видит коснеющих в лу­кавстве.


Комментарии для сайта Cackle