блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 17

Так Пророк, предвозвестив обращение язычников, снова обличает в нечестии Иудеев.

Иер.17:1. Грех Иудинь написан есть писалом,

«на ногти адамантове, на скрижали сердца их», и на «розех олтарей их». Всего крепче совесть; письмена на ней начертанные прочны. Если и все люди засвидетельствуют о чем в совести своей, как о добром; то собственная совесть не терпит лукав­ства лжесловесников, но терзается, уязвляется, и произносит неподкупный приговор. Сие и здесь говорит Пророк, а именно обвиняют тебя дела, и обвинение подтверждает совесть твоя. Напоминает же им о рощах, об алтарях, о прелести, в какой пребывали они, и угрожает, что все богатство их вместе с идолами предано будет врагам. Предсказывает и запустите города. После сего называет народ жалким и злосчастнейшим, под­вергает проклятию того, кто отступает от Бога и возлагает упование на человеческое могущество, уподобляет его бесплодным и ничего не стоящим деревам, которыя растут в пустынях, и о которых не прилагается никакаго попечения. Ибо го­ворит:

Иер.17:6. И будет яко дивия мирика в пустыни, и не узрит, егда npиидут благая, и обитати будет

в «сухоте, и в пустыни, в земле сланей; и необитаемей». Сказанное: в "сухоте", сирский толковник перевел: в норах. А всем сказанным изобразил Бог бесполезность такой выгоды. Но уповающаго на Бога уподобляет и приравни­вает растению, непрестанно орошаемому, которое не терпит вреда от сильнаго зноя, и всегда приносит зрелый плод. Сказал же сие не напрасно, а советуя не полагаться на помощь Египтян, но исправлением жизни привлекать себе Божие содействие.

Иер.17:9. Глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его?

Иер.17:10. Аз Господь испытуяй сердца, искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его, и по плодом изобретений его. Для

людей, говорить Бог, недоведомы замыслы ближняго; потому что движения сердца сокрыты; а для Меня Творца и они явны; потому что сужу не дела только, но и помыслы, о тех и других произно­шу одинакий и правдивый приговор. После сего снова обращает речь к царю вавилонскому.

(Иер.:11). Возгласи «рябь, собра ихже не роди, творяй богатство» свое «не с судом». Занимающееся ловлею рябцев, делают одних рябцев ручными, и на их голос сзывают других тойже породы птиц, которые сбегаются и попадают в сети. Тако­му ручному рябцу уподобил Бог царя вавилонскаго, который покушается стать обладателем всех людей и собирает неправедное богатство. Но предрекает ему и скорбныя события.

«В преполовении дней своих оставит» е, и на «последок свой будет безумен». Сие сделал нам известным и богомудрый Даниил; ибо царь вавилонский впал в безумие, сделался звероподобным и лишен был царства.

Иер.17:12. Престол славы возвышен;

но он лишен и престола.

Высока святыня наша «от начала, место святы­ни нашея», (Иер.:13) «чаяние Израилево». Ты, Владыка, говорит Пророк, святыня наша, слава места на­шего, имеешь вечную державу. Посему Тебя чаем. Ты даруешь нам избавление от горестей. Оставившие же Тебя исполнятся всякаго стыда.

Иер.17:14. Исцели мя Господи, и исцелею: спаси мя,

и «спасен буду, яко хвала моя Ты еси». Твоему промышлению предаю себя самаго, умоляю и меня сподобить чаемаго от Тебя спасения.

Иер.17:15. Се мии глаголют ко мне: где есть слово Господне? Да приидет.

Иер.17:16. Аз же не утрудихся Тебе последуяй, и дне человеча не пожелах: Ты веси исходящая от устень моих, пред лицем Твоим суть.

Порицают замедление наказания, и пророчество почитают ложным, потому что замед­ляешь ты наказанием. А я, даже видя такую бесчувственность их, не желал бы, чтобы они впали в бдствие. Ибо сие означают слова: «дне человеча не пожелах».

Иер.17:17. Не буди ми во отчуждение, упование мое Ты в день лют. Днем лютым

называет Пророк народное против него восстание: и умоляет сподобить его Божия о нем попечения; а предприятия Иудеев обратить в ничто, и их посрамить, его же соделать недоступным их злоумышлению. После сего Пророк получает повеление стать во вратах царских, и всем, и царям и простолюдинам, возвестить, чтобы не преступали закон о субботе, но почтили сей день оставлением дел, и не соревновали в непокорности отцам. Ибо, исполнив это, говорит Бог, насладитесь плодами мира, и отовсюду соберутся приносящие Богу жертвы в мире. А если будете преступать закон о покое в субботу, и ста­нете носить бремена в день субботний; то, не врата только, но и весь город, предам огню.


Комментарии для сайта Cackle