блаженный Феодорит Кирский

Глава 17

Так Пророк, предвозвестив обращение язычников, снова обличает в нечестии Иудеев.

Иер.17:1. Грех Иудин написан есть писалом, на ногти адамантове, на скрижали сердца их, и на розех олтарей их.

Всего крепче совесть; письмена на ней начертанные прочны. Если и все люди засвидетельствуют о чем в совести своей, как о добром; то собственная совесть не терпит лукавства лжесловесников, но терзается, уязвляется, и произносит неподкупный приговор. Сие и здесь говорит Пророк, а именно обвиняют тебя дела, и обвинение подтверждает совесть твоя. Напоминает же им о рощах, об алтарях, о прелести, в какой пребывали они, и угрожает, что все богатство их вместе с идолами предано будет врагам. Предсказывает и запустите города. После сего называет народ жалким и злосчастнейшим, подвергает проклятию того, кто отступает от Бога и возлагает упование на человеческое могущество, уподобляет его бесплодным и ничего не стоящим деревьям, которые растут в пустынях, и о которых не прилагается никакого попечения. Ибо говорит:

Иер.17:6. И будет яко дивия мирика в пустыни, и не узрит, егда пpиидут благая, и обитати будет в сухоте, и в пустыни, в земле сланей; и необитаемей.

Сказанное: в «сухоте», сирский толковник перевел: в норах. А всем сказанным изобразил Бог бесполезность такой выгоды. Но уповающего на Бога уподобляет и приравнивает растению, непрестанно орошаемому, которое не терпит вреда от сильного зноя, и всегда приносит зрелый плод. Сказал же сие не напрасно, а советуя не полагаться на помощь Египтян, но исправлением жизни привлекать себе Божие содействие.

Иер.17:9. Глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его?

Иер.17:10. Аз Господь испытуяй сердца, искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его, и по плодом изобретений его.

Для людей, говорит Бог, недоведомы замыслы ближнего; потому что движения сердца сокрыты; а для Меня Творца и они явны; потому что сужу не дела только, но и помыслы, о тех и других произношу одинаковый и правдивый приговор. После сего снова обращает речь к царю вавилонскому.

(Иер.17:11). «Возгласи рябь, собра ихже не роди, творяй богатство свое не с судом». Занимающиеся ловлей рябцев, делают одних рябцев ручными, и на их голос сзывают других той же породы птиц, которые сбегаются и попадают в сети. Такому ручному рябцу уподобил Бог царя вавилонского, который покушается стать обладателем всех людей и собирает неправедное богатство. Но предрекает ему и скорбные события.

«В преполовении дней своих оставит е, и напоследок свой будет безумен». Сие сделал нам известным и богомудрый Даниил; ибо царь вавилонский впал в безумие, сделался звероподобным и лишен был царства.

Иер.17:12. Престол славы возвышен;

но он лишен и престола.

Высока святыня наша «от начала, место святыни нашея», (Иер.17:13) «чаяние Израилево». Ты, Владыка, говорит Пророк, святыня наша, слава места нашего, имеешь вечную державу. Посему Тебя чаем. Ты даруешь нам избавление от горестей. Оставившие же Тебя исполнятся всякого стыда.

Иер.17:14. Исцели мя Господи, и исцелею: спаси мя, и спасен буду, яко хвала моя Ты еси.

Твоему промышлению предаю себя самого, умоляю и меня сподобить чаемого от Тебя спасения.

Иер.17:15. Се, тии глаголют ко мне: где есть слово Господне? Да приидет.

Иер.17:16. Аз же не утрудихся Тебе последуяй, и дне человеча не пожелах: Ты веси исходящая от устень моих, пред лицем Твоим суть.

Порицают замедление наказания, и пророчество почитают ложным, потому что замедляешь ты наказанием. А я, даже видя такую бесчувственность их, не желал бы, чтобы они впали в бедствие. Ибо сие означают слова: «дне человеча не пожелах».

Иер.17:17. Не буди ми во отчуждение, упование мое Ты в день лют.

«Днем лютым» называет Пророк народное против него восстание: и умоляет сподобить его Божия о нем попечения; а предприятия Иудеев обратить в ничто, и их посрамить, его же сделать недоступным их злоумышлению. После сего Пророк получает повеление стать во вратах царских, и всем, и царям и простолюдинам, возвестить, чтобы не преступали закон о субботе, но почтили сей день оставлением дел, и не соревновали в непокорности отцам. Ибо, исполнив это, говорит Бог, насладитесь плодами мира, и отовсюду соберутся приносящие Богу жертвы в мире. А если будете преступать закон о покое в субботу, и станете носить бремена в день субботний; то, не врата только, но и весь город, предам огню.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle