блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 18

Так, по окончании сего слова, дается Пророку повеление войдти (Иер.:1) «в дом скудельничий». Пророк исполняет повеление, и видит, что скудельник выделывает какой-то сосуд; потом, когда сосуд упал и сокрушился, начинает делать его снова. Ибо говорит:

Иер.18:4. И паде разбися сосуд, его же той творяше от глины руками своими

«и паки той со­твори из него иный сосуд, якоже угодно воочию его творите». Так показав, что скудельник имеет власть над глиною, и дает ей такой вид, какой ему угодно, Бог говорит Пророку: скажи им:

Иер.18:6. Еда якоже скудельник,

тако «не возмогу сотворите вас доме Израилев? рече Господь: се якоже брение в руку скудельника», «тако вы есте доме Израилев в руку Моею». Как скудельник может смесить глину, и дать ей вид, какой хочет, так и Мне не трудно, и наказание предать, и да­ровать спасение, и благоденствующих подвергнуть бдствиям, и бедствующим даровать опять благоденствие. Ибо сие дают видеть следующия слова.

Иер.18:7. Наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их, и разорю, и расточу.

(Иер.:8). «И аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениях», «яже помыслих сотворити им». Не отчаивайтесь во спасении говорит Бог; ибо, если и произнесу приговор на народ, и буду угрожать решительным наказанием, но увижу покаяние его, то не наложу наказания, но окажу милость. И также, если и обещаю обилие благ, но они пренебрегут, возлюбят лукавство, то не исполню общания даровать блага. Поэтому, зная сие, говорит Бог, не отчаивайтесь в лучшей участи, но принесите покаяние, и приобретете спасение.

Иер.18:11. Се Аз творю на вас злая, и мышлю на вас умышление: да обратится убо кийждо от пути своего лукаваго, и исправите умышления

ва­ша и "пути ваша". Человеколюбивый Бог предлагал таковыя врачества; но они не приняли советов врача.

Иер.18:12. Рекоша,

говорит Пророк, «укрепимся: ибо по развращениям нашими пойдем, и кийждо угод­ное» «сердца своего сотворим. Развращениями» называет Пророк путь самых худших.

Иер.18:13. Сего ради сия глаголет Господь: вопроси­те языков, кто слыша сицевая

зело «страшная, яже сотвори дева» дщерь Иерусалимля? "Девою" называет Иерусалим не потому, что не предан он непотребству, но потому, что украшен и хвалится красотою.

Иер.18:14. Еда оскудеют от камене сосцы,

«или снег от Ливана! Еда уклонится вода зельно ветром носимая!» Источники, говорит Бог, не­престанно источают воду, Ливан всегда имеет на себе снег, стремительно несущаяся вода течет по проложенной стезе; а Иудеи оставили путь закона, нет у них и памятования о Моих заповедях. Ибо сие означают следующия слова:

Иер.18:15. Понеже забыша Мене люде Мои, всуе

надяху, и «изнемогут на путех своих стезях вечных, еже ввыти на стезю, не имущую пути на хож­дение». Измыслили стези, не проложенныя от начала, и их соделали путями вечными; т. е. продолжают всегда ходить ими. За сие-то землю их предам запусению. Ибо сие присовокупил Бог:

Иер.18:16. Еже

«положити землю свою в запустение, и в звиздание вечное. Звизданием» означает запустение города: ибо видевшие город в благоденствии его, потом увидев опустевшим, имели обычай сви­стать, и тем показывать его бедствие.

Иер.18:17. Якоже ветр палящий разсею их пред враги их

то есть, не увидят они пощады от неприязненных, но возненавидят их, как отвращается иный от палящаго ветра.

«Хребет а не лице покажу им в день погибели их». Пленникам и рабам свойственно поникать лицем в землю, отчего можно у них видеть более хребет, нежели лице. Но можем разуметь сие и иначе. У отвращающихся видим не лице, а хребет; посему слово сие означает отвращение от них Бога.

Таковы были угрозы Иудеям; а нам страдания их да послужат врачевством, чтобы, когда уцеломудримся наказаниями других, и будем жить по божественным законам, иметь нам Законодателя милостивым к себе во веки. Аминь!

Иер.18:18. И рекоша: приидите и умыслим на Иеремию совет, ибо не погибнет закон от священ­ника, ни совет от премудраго, ни слово от Пророка».

Трех великих свидетелей имеет о себе Пророк, – священство, пророчество, мудрость: и Иудеи знают силу и нелживость каждаго дарования; но когда надлежало внимать тому, что говорит Пророк, не только противоречат, но даже уготовляют ему смерть. Ибо говорят:

«Приидите, и поразим его языком, и не вонмем всем словесам его». Так несносны для них самыя слова Божии. Сказанное же: «поразим его языком», значит: сложим на него клевету. Чувствуя сие, Пророк умоляет Бога, быть судиею, и напоминает Ему о том, что многократно приносил за них молитвы. Потом речи своей дает вид заклинания, и предрекает будущую смерть от голода, будущия избиение от врагов, и все прочее, что бывает в военное время.


Комментарии для сайта Cackle