блаженный Феодорит Кирский

Глава 18

Так, по окончании сего слова, дается Пророку повеление войти (Иер.18:1) «в дом скудельничий». Пророк исполняет повеление, и видит, что скудельник выделывает какой-то сосуд; потом, когда сосуд упал и сокрушился, начинает делать его снова. Ибо говорит:

Иер.18:4. И паде разбися сосуд, его же той творяше от глины руками своима: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно воочию его творити.

Так показав, что скудельник имеет власть над глиной, и дает ей такой вид, какой ему угодно, Бог говорит Пророку: скажи им:

Иер.18:6. Еда якоже скудельник сей, не возмогу сотворите вас доме Израилев? рече Господь: се, якоже брение в руку скудельника, тако вы есте, доме Израилев, в руку Моею.

Как скудельник может смесить глину, и дать ей вид, какой хочет, так и Мне не трудно, и наказание предать, и даровать спасение, и благоденствующих подвергнуть бедствиям, и бедствующим даровать опять благоденствие. Ибо сие дают видеть следующие слова.

Иер.18:7. Наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их, и разорю, и расточу.

(Иер.18:8). «И аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениях, яже помыслих сотворити им». Не отчаивайтесь во спасении говорит Бог; ибо, если и произнесу приговор на народ, и буду угрожать решительным наказанием, но увижу покаяние его, то не наложу наказания, но окажу милость. И также, если и обещаю обилие благ, но они пренебрегут, возлюбят лукавство, то не исполню обещания даровать блага. Поэтому, зная сие, говорит Бог, не отчаивайтесь в лучшей участи, но принесите покаяние, и приобретете спасение.

Иер.18:11. Се, Аз творю на вас злая, и мышлю на вас умышление: да обратится убо кийждо от пути своего лукаваго, и исправите умышления ваша и пути ваша. Человеколюбивый Бог предлагал таковые врачества; но они не приняли советов врача.

Иер.18:12. Рекоша, говорит Пророк, «укрепимся: ибо по развращениям нашими пойдем, и кийждо угодное сердца своего сотворим. Развращениями» называет Пророк путь самых худших.

Иер.18:13. Сего ради сия глаголет Господь: вопросите языков, кто слыша сицевая зело страшная, яже сотвори дева Израилева (дщерь Иерусалимля)?

«Девою» называет Иерусалим не потому, что не предан он непотребству, но потому, что украшен и хвалится красотою.

Иер.18:14. Еда оскудеют от камене сосцы, или снег от Ливана! Еда уклонится вода зельно ветром носимая!

Источники, говорит Бог, непрестанно источают воду, Ливан всегда имеет на себе снег, стремительно несущаяся вода течет по проложенной стезе; а Иудеи оставили путь закона, нет у них и памятования о Моих заповедях. Ибо сие означают следующие слова:

Иер.18:15. Понеже забыша Мене люде Мои, всуе надеяху, и изнемогут на путех своих стезях вечных, еже взыти на стезю, не имущия пути на хождение.

Измыслили стези, не проложенные от начала, и их сделали путями вечными; т. е. продолжают всегда ходить ими. За сие-то землю их предам запустению. Ибо сие присовокупил Бог:

Иер.18:16. Еже положити землю свою в запустение, и в звиздание вечное. Звизданием

означает запустение города: ибо видевшие город в благоденствии его, потом увидев опустевшим, имели обычай свистать, и тем показывать его бедствие.

Иер.18:17. Якоже ветр палящий разсею их пред враги их;

то есть, не увидят они пощады от неприязненных, но возненавидят их, как отвращается иный от палящего ветра.

«Хребет, а не лице покажу им в день погибели их». Пленникам и рабам свойственно поникать лицом в землю, отчего можно у них видеть более хребет, нежели лице. Но можем разуметь сие и иначе. У отвращающихся видим не лице, а хребет; посему слово сие означает отвращение от них Бога.

Таковы были угрозы Иудеям; а нам страдания их да послужат врачевством, чтобы, когда уцеломудримся наказаниями других, и будем жить по божественным законам, иметь нам Законодателя милостивым к себе во веки. Аминь!

Иер.18:18. И рекоша: приидите и умыслим на Иеремию совет, ибо не погибнет закон от священника, ни совет от премудраго, ни слово от Пророка».

Трех великих свидетелей имеет о себе Пророк, – священство, пророчество, мудрость: и Иудеи знают силу и нелживость каждого дарования; но когда надлежало внимать тому, что говорит Пророк, не только противоречат, но даже уготовляют ему смерть. Ибо говорят:

«Приидите, и поразим его языком, и не вонмем всем словесам его». Так несносны для них сами слова Божии. Сказанное же: «поразим его языком», значит: сложим на него клевету. Чувствуя сие, Пророк умоляет Бога, быть судьею, и напоминает Ему о том, что многократно приносил за них молитвы. Потом речи своей дает вид заклинания, и предрекает будущую смерть от голода, будущее избиение от врагов, и все прочее, что бывает в военное время.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle