блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 20

 

Услышав же слово сие, Пасхор (он был первосвященником), не только нанес Пророку удар, но а подверг его заключению. Ибо сказано:

Иер.20:2. И удари Пасхор Иеремию Пророка, и вверже его в кладу.

Говорит же о каком-то подземном месте; а таких помещений много было во храме, построенном Соломоном. Но и на другой день, изве­дя Иеремию, Пасхор снова услышал от него следую­щее.

Иер.20:3. Не, Пасхор, нарече Господь имя

«твое, но пресельника отвсюду». Пророк сказует, что, не­только он, но и друзья его, сделаются пленника­ми, и по пленении будут умерщвлены. Да и всему народу угрожает Бог, что предаст Навуходоно­сору. Посему Пророк, сказав сие подробно, выражает негодование на частыя против него восстания,ив смело полагаясь на чистоту совести, с дерзновением обращается к Владыке, и говорит:

Иер.20:7. Прелстил мя еси, Господи, и прелщен есмь: креплейший мене еси, и превозмог еси,

т. е. избегал я пророческаго служения, но Ты обещал мне, что преодолею враждующих, обещал соделать меня подобным стене медной, и столпу железному; а теперь стал я осмеян. Ибо это и говорит он:

«Бых в посмех весь день, еси ругаются мне».

Иер.20:8. Понеже горьким словом моим посмеются, отвержение

и «бедность наведу, яко бысть в по­ношение мне слово Господне, и в посмех весь день». Мучительны для Пророка, не им самим претерпеваемыя злострадания и побои, но дерзкия насмешки над словами Божиими.

(Иер.:9). Я «рекох: не воспомяну имене Господня, ниже возглаголю ктому во имя Его; т».е. "не буду" пророчествовать, и сообщать непокорным предре­чений Божиих.

Я «бысть в сердцы моем яко огнь горящь, палящь» и стесняющийся «в костех моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити». Сие испытал на себе и божественный Павел, когда молчал в Афинах. Ибо, сказано, стеснялся дух в Павле, «зрящем идол полн сущь град» (Деян. 17, 16.). Тоже испытывает и Пророк, потому что пророчественная благодать стесняла его, когда не хотел говорить. Потом рассказывает он, как, не только мучили и били его, но еще замышляли иную казнь, покушаясь обольстить его и сделать отступ­ником от Бога. Ибо, как говорить Пророк, рассуждали между собою.

Иер.20:10. Нападим нань,

в«cu мужие друзи» его: на­блюдайте «помышление его», «аще прелститься», и «преможем нам, и сотворим отмщение наше ему». Кто достойно обличет сии замыслы лукавства? И Пророк не на себя полагается, но песнословит Божиию помощь, и говорить:

Иер.20:11. Господь со мною есть, яко борец крепкий.

Дает же видеть и победу Божией помощи.

«Сего ради погнаша», и победити «не могоша: постыдешася зело, яко» разумети не могоша «безчестия своего, еже вовек не забвено будет. По»том снова просит Бога стать судиею, и наказать их, как стоят они за свои замыслы. Но скорбя, крайне болезнуя, и огорчаясь настоящею жизнию, прежде всего песнословит Бога всяческих, и потом проклинает день, в который матерь родила его. Ибо говорит:

Иер.20:13. Пойте Господу, хвалите Господа, яко избави душу убогого от руки лукавых.

Предпоставляет песнословие, чтобы удалять всякий повод к хуле.

(l4). «Проклят день, в оньже родихся: день, в оньже породи мя маты моя». (Иер.:15). «Проклят муж, иже возвести отцу моему, рекий: родися тебе отрок мужеск»: не будь радостен. У людей крайне опечаленных в обычае – кидаться на окружающих, и сжимать их руками, а иногда от му­чительной скорби ломать себе руки; и сие испытал Пророк. От чрезмерной скорби напал на день, – вещь безсущную, и на того, кто возвестил отцу о рождении, а это не было какое либо определенное лице: вероятно же и никто не возвещал отцу. Присовокупляет еще Пророк, что лучше было бы ему умереть (Иер.:17) «в ложеснах матере», и мертвым выдти из утробы, нежели впадать в сии всякого рода бедствия.


Комментарии для сайта Cackle