блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 32

 

Посему и здесь обещал тоже самое. Но поели­ку вознеистовствовали они на Бога и Спасителя на­шего, и подвигли на себя суд; то Пророк перехо­дит теперь к другому пророчеству, которое сообще­но ему в десятый год царствования Седекиина, а это был осмьнадцатый год Навуходоносора, царя вавилонскаго. В это же врем осажден им был город, и Пророк жил в темнице, ввергнутый в нее царем Седекиею за то, что предвозвещал взятие города, порабощение царя и народа. Посему-то сказано: и жил он в темнице. Однакоже дает­ся ему повеление купить браткее поле; ибо сказано: тебе принадлежит покупка, как ближайшему по родству. Пришел ко мне продающий поле, гово­рит пророк, я купил его, как повелено мне было, и получил на сие запись в прнсутствии всех, и продавшаго и свидетелей. Запись сию отдал Варуху, сказав, что Бог повелел вложить ее (Иер.:14) в «сосуд глинян, да пребудет дни» многи. Сделать же сие повелел Бог, самым делом уверяя народ, что Иудеи несомненно возвращены будут из плена, и получат во владение отече­ственную землю. Сие то и сказал Пророк:

(Иер.:15). Яко «тако рече Господь Вседержитель Бог Израилев: еще притяжутся храмины, и села, винограды на сей земли». По совершении сего, го­ворит Пророк, принес я молитву Богу, говоря следующее: Ты создатель неба и земли, над всем назираешь, (Иер.:17) «не утаится от» «Тебе ничтоже», ни настоящее, ни будущее; у Тебя неизмеримыя со­кровища милости, и Ты же требуешь отчета за грехи. Но если и дети будут подражать лукавству отцев, Ты налагаешь на них большия наказания, как на невразумившихся бдствиями отцев. И присовокупив многое иное сему подобное, напомянув о чудесах бывших в Египте, о дарах ниспо­сланных по изведении оттуда, о неблагодарности облагодетельствованных, Пророк вопрошает: для чего Бог, когда враги обложили и осадили город, и живущее в нем гибнут от голода и язвы, повелел ему купить поле и взять о сем запись, между тем как город готов к падению. И на сие говорит ему Бог:

Иер.32:27. Аз Господь Бог всея плоти,

«еда от Мене утаится» всяк глагол? то есть, Создателю и Владыки всех возможно ли не знать чего либо, совершающегося в Мире?

Иер.32:28. Сего ради тако

глаголет «Господь: отдан предастся сей град» в руки Халдеев и "в руце" Навуходоносора «царя вавилонска», «и возмет его». Потом сказует, как враги, вошедши в город, зажгут и его и те храмины, в которых прино­сили жертвы Ваалу, и делал возлияния иным богам; обличает и намерение, с каким делали сие.

Иер.32:29. Ко еже разгневати Мя

. Предаю город, говорит Бог, за беззакония жителей; ибо не пере­ставали они всегда раздражать Меня с того дня, как создал Я город сей: (Иер.:31) «и даже до сего дне». Поэтому признал Я за благо, говорит Бог,

«Отставити его от лица Моего», (Иер.:32) «злобы ра­ди всякия сынов Израилевых» и «сынов Иудиных».

И цари и священники, и князья их, и пророчест­вующее ложно, единодушно со всем народом, (Иер.:33) «обратиша хребет ко Мне, а не лице», оставив Меня, служили идолам. Извещает же и блажен­ный Иезекииль, что, «задняя своя» дав "ко храму", покланялись "солнцу" (Иезек. 8, 16). А Я, говорит Бог, не преставал чрез Пророков наставлять их в истине. Но им не достаточно было нечествовать в домах своих, даже и в доме, Мне посвященном, поставили кумиры идолам.

Иер.32:35. И соградиша требища Ваалу, яже в дебри сына Енномля,

башни, которыя в Геве. Из сего видно, что Тафеоф было имя идола: потому что «ваал» – общее именование идолов. Сказует же Пророк, что в сих местах отваживались на yбиение сынов и дочерей. За сие то, говорит Бог, предал Я город сей мечу, гладу, мору и рабству. Однакоже, по истечении определеннаго времени, снова дам порабощенным свободу, возвращу их в отечественную землю, и сподоблю прежняго о них попечения.

А сказанное: (Иер.:39) «И дам им сердце ино, и путь ин, боятися Мене вся дни», надобно разуметь так, что, в следствие наказания и последовавшаго за тем освобождения, познают они единаго сущаго Бога, и освободятся от прежней прелести.

Иер.32:40. И завещаю им завет вечный, его же не отвращу последи их.

И исполнилось бы на них и сие обетование, если бы только захотели. Но отступив от Бога, сами себя лишили они сей благодати. Сие и подобное сему сказав гораздо по­дробнее, Бог присовокупил:

Иер.32:43. И возобладают селы на земли, о ней же ты глаголеши, непроходна

есть «от человек и скота, и предашася в руце халдейсте», (Иер.:44)« и притяжут села серебром:» и впишутся "в книги", и запечатаются. Все сие ответствовал Бог на вопрос Пророка, вразумляя, что по сему-то самому велел ему купить поле, чтобы самым делом по­казать истинность пророчества. Ибо говорит:

И купят села во «земли Вениамине, и окрест Иерусалима», и во «градех Иудиных», «и во градех горьних, и во градех» Сефила, «и во градех Нагев». Словом: "Сефила" называет долину, а словом: "Нагев" юг.


Комментарии для сайта Cackle