блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 31

 

Примешав снова к печальному радостное, Пророк открывает причину сего.

Иер.31:2. Тако рече Господь: обретох теплоту в пустыни со изгибшими от меча

ходивших в речениях израильских. Вместо слова: "теплота" в сирском и еврейском читается: щедрота. С сим и значение еллинскаго слова имеет некоторое срод­ство; ибо, у кого сердце очень тепло, тот смягчается до милости. "Пустынею" же Пророк называет Вавилон, и дает знать, что Владыка умилосердился над рабствующими там. Согласно с сирским переводом и следующее.

Иер.31:3. Любовью вечною возлюбих тя: того ради вовлекох тя в щедроты.

Не твой нрав, говорит Бог, причиною твоего спасения, но Моя милость. Предсказывает же, что будут снова ликовать с тимпанами и другими орудиями, заботиться о садо­водстве, совершать божественные праздники. Пред­сказываешь также и соединение колен.

Иер.31:6. Яко есть день воззвания отвещавающих в горах Ефремовых: востаните,

и взыдем "в" «Сион к Господеви Богу нашему». Те самые, ко­торые прежде служили юницам, оправдаются в прежних согрешениях, притекут в Сион, и поклонятся Богу всяческих. Повелевается же им песнословить Бога с веселием и величаться над соседними народами; ибо сие значат слова:

Воскликните на «главу языков», и чрез это провозвестите Божию помощь. Сказует Бог и о времени возвращения. Ибо говорит:

Иер.31:8. Соберу их от конец земли в праздник

фасек. Слово: фасек на еллинский язык переводится словом: пасха. И означая множество собранных, Пророк говорит: между ними хромый и слепый, чреватая и раждающая, единодушно цер­ковь великая16; потому что в городах многолюдных можно найдти все сему подобное. Напоминает Бог о плачь во время пленения, и предсказывает радость возвращения утешения во время путешествия. Ибо говорит:

Иер.31:9. Со

«утешением возведу я, проводя чрез рвенники вод» "по" «пути праву, и не заблудят по нему». И показывая причину сего о них попечения, присовокупил:

«Яко Аз бех Израилеви во Отца, и Ефрем первенец Ми есть. Ефремом» называет, не сына Иосифова, но десять колен; между ними первородным был Рувим, а вторым Симеон; называ­лись же десять колен Ефремом, потому что в Ефремовом жребии построена была царская столи­ца. Как и теперь от главнаго города у Римлян все мы называемся Римлянами, так и тогда от Ефрема получили себе имя десять колен. Бог повелевает провозгласить о сем и народам языческим, и всем возвестить о возвращении народа Божия. Но провозглашение было не словесное, хотя "все" слышали, потому что явственнее слов вопияли дела. Обещает также Бог плодородие земли, плодородие скотов, и душевное веселиe.

A cиë (Иер.:14). «упою душу жерцев сынов Левииных» значит: исполню их всяких благ. Это явствует и из последующих слов:

«И людие Мои благоть моих насытятся», гово­рит Господь. (Иер.:15). «Тако рече Господь: глась в Раме слышан бысть плача и рыдания и вопля: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися о чадех своих, яко не суть». Город Рама был в колене Вениаминовом, а гроб Ра­хили «на ипподроме Хафрафы, еже пpиити во Ефрафу» (Быт. 48, 7). Пророчество сие пришло в исполнение при Ироде первом; ибо он избил младенцев, надеясь предать с ними смерти и родившагося Спасителя. Пророк дал сему место среди обета о даровании благ, научая сим, что ис­тинное благо и главизна нашего спасения есть рождение по плоти Господа и Спасителя нашего, по причине котораго и младенцы претерпели неправед­ное оное избиение.

(Иер.:16). Сие глаголет Господь: «да почиет глас» твой от плача, и очи твои от "слез, яко" есть мзда делом твоим,» «глаголет Господь, и воз­вратятся» сыны их в горы их. И объясняя, за какия дела обещает "мзду", указует ему на покаяние в Вавилоне.

Иер.31:18. Слыша слышах Ефрема плачуща.

Открывает, и какия слова произнес при сем Ефрем:

Наказал мя еси Господи, и не наказахся: якоже телец не научихся». Тоже сказал Пророк и выше: «бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания» (Иер. 5, 3,). И Пророк Осия говорит: «Ефрем юница наученая, еже любити прение (»Ос 10, 11), то есть, прекословить и не приемлет ига закона; и еще: Ефрем сделался яко же юница» «стрекалом стречема (4», 16). Пророк присовокупляет и то, что говорил Ефрем, умоляя Господа.

«Обрати мя, и обращуся, яко Ты еси Господь Бог мой». Если Тебе не будет угодно, не избав­люсь от рабства.

Иер.31:19. Понеже последи пленения моего покаяхся, и последи разумения моего

ударял я по бедрам, «и возстенах в день посрамления». По испытании бедствий пришел в сознание греха. Сие говорит и блаженный Давид: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших; сего ради слово Твое сохраних» (Пс. 118, 67); и еще: «благо мне, яко смирил мя еси»; «яко да научуся оправданием Твоим» (Иер.:71). А бить себя по бедрам свойственно болезнующим и кающимся.

Устыдился и уступил я «Тебе, яко приях уко­ризнуот» "юности" "моея". Ибо издавна и из начала продолжал я преступать заповеди Твои. Но Вла­дыка показует человколюбие, и говорит:

«(Иер.:20). Сын любезен Мне Ефрем», «отроча питеющееся», то есть нежное и приятное. Если оста­нешься в этом расположении, говорит Бог, и будешь помнить Мое о тебе попечение; то насла­дишься благами. И в следующих словах заклю­чается общание.

«Понеже словеса Моя в нем», «памятью воспомяну и». поелику приносить покаяние, и помнит Мои заповеди; то сподобится Моего о нем промышления. Ибо говорит Бог:

"Того ради" посещу его, «милуяй помилую его». Потом советует воспользоваться врачествами покаяния.

Иер.31:21. Постави себе самого,

Сионим. Слово: "Сио­ним" сирский толковник перевел: знамения, как бы давая такой смысл: должно назнаменовать, какие плоды пожал ты от беззакония, и какия блага доставило тебе покаяние. Поэтому и советует Бог возложить на себя добровольное наказание.

"Сотвори" себе "мучение", «направи сердце твое на рамена твои»; то есть положи сам на себя бремя покаяния, пребудь в том, что так хорошо избрал для себя; ибо сие и присовокупил Бог:

«На путь, имже ходил еси». Потом повелевает Израилю возвратиться, и идти в свои города, но не оставлять плача, и говорит:

"Обратися" в «грады твоя рыдающи». Такое рыдание непротивно веселию; потому что, и наслаждаясь благами, надобно нам помнить свои прегрешения, и плакать о них.

Иер.31:22. Доколе отвращаешися, дщи обезчествованная? яко созда

тебя "Господь" во спасение «в насаждение ново»: во спасение «обыдут человецы». Здесь ясно указал и причину возвращения; ибо предвозвещает, что будет чрез него новое насаждение. И сие-то насаждение принесли вселенной происшедшие от нея Апостолы, что ясно изречено сим пророческим словом: во «спасении обыдут челове­цы». Ибо Апостолы, обошедши все народы, прине­сли им спасение в боговедении. Потом снова Бог предвозвещает блага, какими насладятся по возвращении, и веселие, какое произойдет при сем. A cиë (Иер.:27). "всею" в дом "Израиля" и в дом Иуды «семя человече»«семя скотское», означает мно­жество .

Иер.31:29. В тыя дни,

говорит Бог, «не рекут: отцы ядоша кислая, а зубы детем оскоминишася». (Иер.:30). «Но кийждо своим грехом умрет, и ядшему кислая оскоменятся зубы его». Сие еще яснее выразил Владыка устами богомудраго Иезекииля, и мы дали на сие подробное истолкование. Смысл же сказаннаго таков: как не возможно есть незрлыя ягоды, и зубам ядущаго не чувствовать оскомины, так не возможно, когда согрешили отцы, подвергать наказанию детей. И в подтверждение сказаннаго присовокупляет Бог следующее.

Иер.31:31. Се дние грядут

, «глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов». (Иер.:32). Не «по завету, его же завещах отцем их, в день, в» онь «же, емшу Ми за руку» "их", «извести я от земли египетская, яко тии не пребыша в завете Моем», «и Аз небрегох их», «глаголет Господь». Столько не возможно, говорит Бог, за отцовские грехи подвергать нака­зание детей, что детям, которых отцы согреши­ли, обещаю величайшая блага. И в тоже время открыл Он нам многия предречения: первое, что один законоположник обоих заветов; потом, что прежний завет не совершен; и сверх того, что единородное Божие Слово соделалось подателем евангельских благ, и Оноже освободило Израиля от египетскаго рабства; Оно же, беседуя с Moисеем, изрекло: «Аз есмь Сый» (Исх. 3, 14). И сего достаточно, не только к обличению Иудейскаго беззакония, но и к обнаружению еретической хулы.

Иер.31:33. Яко сей завет,

«его же завещаю дому Израилеву», и дому Иудину, «по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди». Сие показал нам Бог на самом деле; ибо, возведя на гору священных Апостолов, не на каменных скрижалях, дал им, но на сердцах их написал божественные законы, и делателям добродетели предложил в награду блаженства.

Иер.31:34. И

«да не научит» ктому «кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великаго их». Исполнение сих слов последует в будущей жизни, потому что в ней не будем уже нуждаться во взаимном обучении, когда самыя вещи будут ясно открыты, действие страстей прекратится, сделаются тела нетленными, а души не­изменяемыми. Священному же Писанию обычно со­единять вместе многия пророчества; ибо, говоря о пленении, сказует вместе и о возвращении. Да и Господь в священном Евангелии, сказуя об Иерусалиме, говорит в тоже время и о кончине Мира. «Яко милостив буду неправдам их, и грехов их» не «помяну ктому». Сие дарует благодать всесвятаго крещения: ибо, по оставлении прежних грехов, не воспоминает уже оных. После сего, показав, что Он создатель солнца, луны и звезд, и что Он же повелел, одному производить день, а другим освещать ночь, и что по Его же манове­ние волнуется море и приходит в тишину, присовокупил:

Иер.31:37. Аще премолкнут законы cии от лица Моего, рече Господь,

то и «род Израилевв престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни». К сему должно применить сказанное Пророком Исаиею: «аще будет число сынов Израилевых яко песок морский», «останок спасется» (Рим. 9, 27); потому что оба пророчества истинны; «не вси бо сущии от Израиля», «cии Израиль», (Иер.:6). но уверовавшие в Бога и приявшие спасительную проповедь, из которых и чрез которых составилась Цер­ковь в целой вселенной.""

(Иер.:35). Сие глаголет Господь «аще вознесется не­бо на высоту, и аще смирится испод земли ни­зу, и Аз» созижду дом Израилев, «глаголет Гос­подь». Как невозможно небу стать выше и земле ниже, так не возможно и то, чтобы вовсе отринут был Израиль.

Иер.31:38. Се дние грядут,

глаголет "Господь", «и созиждется град Господеви от Анамеиля, до врат угольных». Сирский переводчик говорит: от столпа угла Анамеиля17.

Иер.31:39. И изыдет

ктому у́же «размерения его противу ему до» холма "Гарив". Пересказывает наименования мест в окружности города.

«И объемлется окрест избранным камением», то есть, обложен будет большими и твердыми камнями.

«(Иер.:40). И всю юдоль» Фагарим и до Сподии, «и весь Ассаримоф даже до водотечи кедрския, даже до угла коней врат восточных, освящение Госпо­деви. Сподиею» называет место, куда выбрасывали жертвенный пепел, а «Фагаримом» – места, где закалали овнов. Сказав выше об окрестностях го­рода, в сих словах показал, что окружало бо­жественный храм.

«И ктому не исторгнется, и не потребится даже до века». Сомнение, к какому приводить сло­ва сии, Пророк разрешил в сказанном выше: «наконец реку на язык и на царство, да возсозижду и насажду, и аще» обратившись язык той «сотворят лукавое, не наведу на него благ, яже глаголах» (Иер.18, 9. 10).

* * *

16

Слова сии читаются у блаженнаго Феодорита не по переводу седмидесяти.

17

По славянскому переводу: «от столпа Акамеиля».


Комментарии для сайта Cackle