блаженный Феодорит Кирский

Глава 31

 

Примешав снова к печальному радостное, Пророк открывает причину сего.

Иер.31:2. Тако рече Господь: обретох теплоту в пустыни со изгибшими от меча

ходивших в речениях израильских. Вместо слова: "теплота" в сирском и еврейском читается: щедрота. С сим и значение еллинскаго слова имеет некоторое срод­ство; ибо, у кого сердце очень тепло, тот смягчается до милости. "Пустынею" же Пророк называет Вавилон, и дает знать, что Владыка умилосердился над рабствующими там. Согласно с сирским переводом и следующее.

Иер.31:3. Любовью вечною возлюбих тя: того ради вовлекох тя в щедроты.

Не твой нрав, говорит Бог, причиною твоего спасения, но Моя милость. Предсказывает же, что будут снова ликовать с тимпанами и другими орудиями, заботиться о садо­водстве, совершать божественные праздники. Пред­сказываешь также и соединение колен.

Иер.31:6. Яко есть день воззвания отвещавающих в горах Ефремовых: востаните,

и взыдем "в" «Сион к Господеви Богу нашему». Те самые, ко­торые прежде служили юницам, оправдаются в прежних согрешениях, притекут в Сион, и поклонятся Богу всяческих. Повелевается же им песнословить Бога с веселием и величаться над соседними народами; ибо сие значат слова:

Воскликните на «главу языков», и чрез это провозвестите Божию помощь. Сказует Бог и о времени возвращения. Ибо говорит:

Иер.31:8. Соберу их от конец земли в праздник

фасек. Слово: фасек на еллинский язык переводится словом: пасха. И означая множество собранных, Пророк говорит: между ними хромый и слепый, чреватая и раждающая, единодушно цер­ковь великая16; потому что в городах многолюдных можно найдти все сему подобное. Напоминает Бог о плачь во время пленения, и предсказывает радость возвращения утешения во время путешествия. Ибо говорит:

Иер.31:9. Со

«утешением возведу я, проводя чрез рвенники вод» "по" «пути праву, и не заблудят по нему». И показывая причину сего о них попечения, присовокупил:

«Яко Аз бех Израилеви во Отца, и Ефрем первенец Ми есть. Ефремом» называет, не сына Иосифова, но десять колен; между ними первородным был Рувим, а вторым Симеон; называ­лись же десять колен Ефремом, потому что в Ефремовом жребии построена была царская столи­ца. Как и теперь от главнаго города у Римлян все мы называемся Римлянами, так и тогда от Ефрема получили себе имя десять колен. Бог повелевает провозгласить о сем и народам языческим, и всем возвестить о возвращении народа Божия. Но провозглашение было не словесное, хотя "все" слышали, потому что явственнее слов вопияли дела. Обещает также Бог плодородие земли, плодородие скотов, и душевное веселиe.

A cиë (Иер.:14). «упою душу жерцев сынов Левииных» значит: исполню их всяких благ. Это явствует и из последующих слов:

«И людие Мои благоть моих насытятся», гово­рит Господь. (Иер.:15). «Тако рече Господь: глась в Раме слышан бысть плача и рыдания и вопля: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися о чадех своих, яко не суть». Город Рама был в колене Вениаминовом, а гроб Ра­хили «на ипподроме Хафрафы, еже пpиити во Ефрафу» (Быт. 48, 7). Пророчество сие пришло в исполнение при Ироде первом; ибо он избил младенцев, надеясь предать с ними смерти и родившагося Спасителя. Пророк дал сему место среди обета о даровании благ, научая сим, что ис­тинное благо и главизна нашего спасения есть рождение по плоти Господа и Спасителя нашего, по причине котораго и младенцы претерпели неправед­ное оное избиение.

(Иер.:16). Сие глаголет Господь: «да почиет глас» твой от плача, и очи твои от "слез, яко" есть мзда делом твоим,» «глаголет Господь, и воз­вратятся» сыны их в горы их. И объясняя, за какия дела обещает "мзду", указует ему на покаяние в Вавилоне.

Иер.31:18. Слыша слышах Ефрема плачуща.

Открывает, и какия слова произнес при сем Ефрем:

Наказал мя еси Господи, и не наказахся: якоже телец не научихся». Тоже сказал Пророк и выше: «бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания» (Иер. 5, 3,). И Пророк Осия говорит: «Ефрем юница наученая, еже любити прение (»Ос 10, 11), то есть, прекословить и не приемлет ига закона; и еще: Ефрем сделался яко же юница» «стрекалом стречема (4», 16). Пророк присовокупляет и то, что говорил Ефрем, умоляя Господа.

«Обрати мя, и обращуся, яко Ты еси Господь Бог мой». Если Тебе не будет угодно, не избав­люсь от рабства.

Иер.31:19. Понеже последи пленения моего покаяхся, и последи разумения моего

ударял я по бедрам, «и возстенах в день посрамления». По испытании бедствий пришел в сознание греха. Сие говорит и блаженный Давид: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших; сего ради слово Твое сохраних» (Пс. 118, 67); и еще: «благо мне, яко смирил мя еси»; «яко да научуся оправданием Твоим» (Иер.:71). А бить себя по бедрам свойственно болезнующим и кающимся.

Устыдился и уступил я «Тебе, яко приях уко­ризнуот» "юности" "моея". Ибо издавна и из начала продолжал я преступать заповеди Твои. Но Вла­дыка показует человколюбие, и говорит:

«(Иер.:20). Сын любезен Мне Ефрем», «отроча питеющееся», то есть нежное и приятное. Если оста­нешься в этом расположении, говорит Бог, и будешь помнить Мое о тебе попечение; то насла­дишься благами. И в следующих словах заклю­чается общание.

«Понеже словеса Моя в нем», «памятью воспомяну и». поелику приносить покаяние, и помнит Мои заповеди; то сподобится Моего о нем промышления. Ибо говорит Бог:

"Того ради" посещу его, «милуяй помилую его». Потом советует воспользоваться врачествами покаяния.

Иер.31:21. Постави себе самого,

Сионим. Слово: "Сио­ним" сирский толковник перевел: знамения, как бы давая такой смысл: должно назнаменовать, какие плоды пожал ты от беззакония, и какия блага доставило тебе покаяние. Поэтому и советует Бог возложить на себя добровольное наказание.

"Сотвори" себе "мучение", «направи сердце твое на рамена твои»; то есть положи сам на себя бремя покаяния, пребудь в том, что так хорошо избрал для себя; ибо сие и присовокупил Бог:

«На путь, имже ходил еси». Потом повелевает Израилю возвратиться, и идти в свои города, но не оставлять плача, и говорит:

"Обратися" в «грады твоя рыдающи». Такое рыдание непротивно веселию; потому что, и наслаждаясь благами, надобно нам помнить свои прегрешения, и плакать о них.

Иер.31:22. Доколе отвращаешися, дщи обезчествованная? яко созда

тебя "Господь" во спасение «в насаждение ново»: во спасение «обыдут человецы». Здесь ясно указал и причину возвращения; ибо предвозвещает, что будет чрез него новое насаждение. И сие-то насаждение принесли вселенной происшедшие от нея Апостолы, что ясно изречено сим пророческим словом: во «спасении обыдут челове­цы». Ибо Апостолы, обошедши все народы, прине­сли им спасение в боговедении. Потом снова Бог предвозвещает блага, какими насладятся по возвращении, и веселие, какое произойдет при сем. A cиë (Иер.:27). "всею" в дом "Израиля" и в дом Иуды «семя человече»«семя скотское», означает мно­жество .

Иер.31:29. В тыя дни,

говорит Бог, «не рекут: отцы ядоша кислая, а зубы детем оскоминишася». (Иер.:30). «Но кийждо своим грехом умрет, и ядшему кислая оскоменятся зубы его». Сие еще яснее выразил Владыка устами богомудраго Иезекииля, и мы дали на сие подробное истолкование. Смысл же сказаннаго таков: как не возможно есть незрлыя ягоды, и зубам ядущаго не чувствовать оскомины, так не возможно, когда согрешили отцы, подвергать наказанию детей. И в подтверждение сказаннаго присовокупляет Бог следующее.

Иер.31:31. Се дние грядут

, «глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов». (Иер.:32). Не «по завету, его же завещах отцем их, в день, в» онь «же, емшу Ми за руку» "их", «извести я от земли египетская, яко тии не пребыша в завете Моем», «и Аз небрегох их», «глаголет Господь». Столько не возможно, говорит Бог, за отцовские грехи подвергать нака­зание детей, что детям, которых отцы согреши­ли, обещаю величайшая блага. И в тоже время открыл Он нам многия предречения: первое, что один законоположник обоих заветов; потом, что прежний завет не совершен; и сверх того, что единородное Божие Слово соделалось подателем евангельских благ, и Оноже освободило Израиля от египетскаго рабства; Оно же, беседуя с Moисеем, изрекло: «Аз есмь Сый» (Исх. 3, 14). И сего достаточно, не только к обличению Иудейскаго беззакония, но и к обнаружению еретической хулы.

Иер.31:33. Яко сей завет,

«его же завещаю дому Израилеву», и дому Иудину, «по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди». Сие показал нам Бог на самом деле; ибо, возведя на гору священных Апостолов, не на каменных скрижалях, дал им, но на сердцах их написал божественные законы, и делателям добродетели предложил в награду блаженства.

Иер.31:34. И

«да не научит» ктому «кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великаго их». Исполнение сих слов последует в будущей жизни, потому что в ней не будем уже нуждаться во взаимном обучении, когда самыя вещи будут ясно открыты, действие страстей прекратится, сделаются тела нетленными, а души не­изменяемыми. Священному же Писанию обычно со­единять вместе многия пророчества; ибо, говоря о пленении, сказует вместе и о возвращении. Да и Господь в священном Евангелии, сказуя об Иерусалиме, говорит в тоже время и о кончине Мира. «Яко милостив буду неправдам их, и грехов их» не «помяну ктому». Сие дарует благодать всесвятаго крещения: ибо, по оставлении прежних грехов, не воспоминает уже оных. После сего, показав, что Он создатель солнца, луны и звезд, и что Он же повелел, одному производить день, а другим освещать ночь, и что по Его же манове­ние волнуется море и приходит в тишину, присовокупил:

Иер.31:37. Аще премолкнут законы cии от лица Моего, рече Господь,

то и «род Израилевв престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни». К сему должно применить сказанное Пророком Исаиею: «аще будет число сынов Израилевых яко песок морский», «останок спасется» (Рим. 9, 27); потому что оба пророчества истинны; «не вси бо сущии от Израиля», «cии Израиль», (Иер.:6). но уверовавшие в Бога и приявшие спасительную проповедь, из которых и чрез которых составилась Цер­ковь в целой вселенной.""

(Иер.:35). Сие глаголет Господь «аще вознесется не­бо на высоту, и аще смирится испод земли ни­зу, и Аз» созижду дом Израилев, «глаголет Гос­подь». Как невозможно небу стать выше и земле ниже, так не возможно и то, чтобы вовсе отринут был Израиль.

Иер.31:38. Се дние грядут,

глаголет "Господь", «и созиждется град Господеви от Анамеиля, до врат угольных». Сирский переводчик говорит: от столпа угла Анамеиля17.

Иер.31:39. И изыдет

ктому у́же «размерения его противу ему до» холма "Гарив". Пересказывает наименования мест в окружности города.

«И объемлется окрест избранным камением», то есть, обложен будет большими и твердыми камнями.

«(Иер.:40). И всю юдоль» Фагарим и до Сподии, «и весь Ассаримоф даже до водотечи кедрския, даже до угла коней врат восточных, освящение Госпо­деви. Сподиею» называет место, куда выбрасывали жертвенный пепел, а «Фагаримом» – места, где закалали овнов. Сказав выше об окрестностях го­рода, в сих словах показал, что окружало бо­жественный храм.

«И ктому не исторгнется, и не потребится даже до века». Сомнение, к какому приводить сло­ва сии, Пророк разрешил в сказанном выше: «наконец реку на язык и на царство, да возсозижду и насажду, и аще» обратившись язык той «сотворят лукавое, не наведу на него благ, яже глаголах» (Иер.18, 9. 10).

* * *

16

Слова сии читаются у блаженнаго Феодорита не по переводу седмидесяти.

17

По славянскому переводу: «от столпа Акамеиля».



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 18 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXI святитель Иоанн Златоуст

3. Толкование на пророка Исаию – Книга четвертая святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Захарию преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

5. Толкование на книгу святого пророка Захарии епископ Палладий (Пьянков)

6. Толкование на книгу пророка Варуха – Глава 3 профессор Александр Павлович Лопухин

7. Книга пророка Иеремии – Глава 31 преподобный Ефрем Сирин

8. Книга пророка Иеремии – Глава 31 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на начало книги Екклесиаста священномученик Дионисий Александрийский

10. Толкование на паремии из книг Царств епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс