блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 34

Так заключив сие пророчество, Пророк пере­ходит к другому. И когда город обложен был врагами, получает повеление сказать царю Седекию: город будет взят и сожжен, и тебя взяв отведут к царю вавилонскому, но смерти избе­жишь ты, – отведенный же в плен будешь жить в чужой земле, конец жизни восприимешь в мире, и удостоишься от родственников узаконеннаго пла­ча. Сие, говорит Пророк, сказал я царю, когда враги осаждали не только Иерусалим, но (Иер.:7) и «гра­ды Иудины» оставшияся. К сему же пророчеству присоединяет и другое, котораго смысл таков. Седекия, по закону Божию повелел отпустить на свободу рабов Евреев; ибо закон ясно предписывал быть им в рабстве шесть лет, и в седь­мой год получать свободу. Все, сперва послушав­шись царя и дав свободу рабам, потом снова, раскаявшись в добром деле, повлекли их в прежнее рабство. Посему Бог всяческих, прогневавшись на сие, как напоминает и рабство в Египте, и бывшее освобождение, и данное после сего законоположение, так и укоряет за то, что, хотя возлюбили хранение закона, однакоже раскаялись в том, и попрали закон. Ибо говорит:

Иер.34:15. Обратистеся, сотворити правая пред очима Моима, еже нарещи комуждо отпущение ближняго своего и совершисте завет пред лицем Моим в дому,

«идеже наречеся имя Мое в нем». В посвященном Мне доме, в присутствии Моем, совершив заветы отпущения, вскоре нарушили вы их. Итак, поелику не захотели вы дать отпу­щения;

Иер.34:17. Се Аз нарицаю отпущение вам, рече Го­сподь, на меч, и на смерть, и на глад, и дама вы на разсыпание всем царствам земным.

Обличает же в нарушении клятвы.

Иер.34:18. И дам мужи преступившая завет Мой, и не хранящая словес завета Моего, ему же соизволиша пред лицем моим: тельца, его же разсекоша на две части, и ходиша между разделен­ными частми его,

(Иер.:19). «князи иудины, и князи иерусалимли, и велможи, и жерцы, и вси людие земли ходящая между разделеным тельцем». Так обык­новенно клялись по древнему обычаю. Так и Бог всяческих творит завет с Авраамом, повелев «овна трилетна» и таких же лет тельца и козла разделить "на полы", положить «я противолична еди­на к другому», и сделал, что «пещь дымящися и свещи огненны проидоша между pacmecaнии сими» (Быт.15, 9. 17). Так Бог составил с Ав­раамом завет по господствовавшему тогда обы­чаю. Тоже сделали и Иудеи, общаясь освободить рабов Евреев, подтверждая освобождение их клят­вою; но вскоре нарушили сию клятву. За сие-то Бог угрожает предать их врагам, тела их отдать на снедение зверям, на царя же и князей наложить иго рабства.


Комментарии для сайта Cackle