блаженный Феодорит Кирский

Глава 5

Иер.5:1. Обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа

в нем, аще обрящется творящий суд и ищущий «веры и, милосерд буду ему, глаголет Господь». И их нечестие, и человеколюбие Владыки беспримерны. Ибо они единодушно предаются беззаконно, а Владыка и ради одного, живущего по закону, обещает прощение всем. Сказанное же: «возрите, и познайте, и поищите», значит: исследуйте со всей точностью.

(Иер.5:2). Живет «Господь, глаголют», но во «лжах кленутся». Ибо в сказанном выше Господь повелел не просто вместо идолов клясться Им самим, но клясться по истине. Потом Пророк продолжает:

Иер.5:3. Очи твои зрят на веру,

т.е. ты свидетельствуешь о том, что говорю, потому что над всем назираешь.

«Бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказание». Первым означается наказание умеренное, а словами «сокрушил еси», наказание усиленное. Но для них, по жестокосердию, не было полезным ни то, ни другое. Ибо сие выражает Пророк в следующих за сим словах:

«Ожесточиша лица своя паче камене, и не хотеша обратитися». Сим показывает их бесстыдство и непокорность.

Иер.5:4. Аз же рех: негли убози суть, того ради не возмогоша, и не уведеша пути Господня, и суда Бога своего.

(Иер.5:5). «Пойду к державным, и возглаголю им, тии бо познаша путь Господень, и судь Бога своего. Державными» Пророк назвал священников и законоучителей, а «убогими» – всех прочих, как не приобретших богатства боговедения. Однако же, тех и других обвиняет в беззаконии; ибо присовокупляет следующее:

«И се, единодушно сокрушиша иго, расторгоша узы». Не просто сказал сие Пророк: но, поелику Владыка обещал оказать человеколюбие, если найдется хотя один творящий суд и ищущий веры, то дает видеть, что искал, как было повелено, и нашел, что все сокрушили иго закона.

Иер.5:6. Сего ради порази их лев от дубравы, и волк даже до домов погуби их, и рысь бдяше над градами их. Львом

называет Навуходоносора, а «волком», как думаю, – Навузардана архимагира, который, будучи послан в последствии, сжег город и Божий храм, и поработил оставшихся жителей; а «рысью», как полагаю, назван Антиох Епифан, потому что и божественный Даниил видел Македонское царство уподобленным рыси. Всеми ими, говорит Пророк, уловлен ты, по причине идольской прелести. Потом произносит суд:

Иер.5:7. О чем от сих милосерд буду тебе?

Перечисляет же и виды беззакония, ибо, говорит, не только сами вы и дети ваши клянетесь богами, «иже не суть бози», но и других ими заклинаете. А Я одарял вас в обилии благами; ибо сие выражает словами: «и насытих их». Сверх же этого расторгаете чужие браки, так что похотливостью своей уподобляетесь (Иер.5:8) «коням женонеистовым». Потом выводит заключение:

Иер.5:9. Еда о сих не посещу?

глаголет «Господь: или языку сицевому не мстит душа Моя?» То есть, возможно ли оставить сие без внимания? И может ли быть переиначен приговор правды? Посему и произносит сей приговор, и повелевает разрушить стены и разорить укрепления. Однако же правосудие растворяет благостно; ибо говорит:

Иер.5:10. Окончания же не сотворите: оставите подпоры его, яко Господни суть.

А чрез сие дает разуметь возвращение и построение храма. Предсказывает же и причину горестных событий, а именно, что, сделавшись беззаконными и неблагодарными к благодетелю, вдались в дерзость, и подумали, что не одолеют их сии горести. Ибо говорили:

Иер.5:12. Не приидут на нас злая, и меча и глада не узрим.

Виновны же в этом были лжепророки, их и обвиняет Пророк в следующих за сим словах:

Иер.5:13. Пророцы ваши быша на ветр, и слово Господне не бе в них.

Словом: «на ветр» означается суетность и лживость того, что говорили лжепророки; потому что не приняли они Божия Духа. Потому и говорит Бог Пророку: то слово, которое изрекаю твоим языком, наподобие огня истребит их (Иер.5:14). Показывает же и самый образ наказания:

Иер.5:15. Се, Аз наведу на вас язык издалеча, доме Израилев, глаголет Господь, язык старый

Разумеет Ассириян; их называет «языком старым»: потому что царство их старше всех; у них после потопа первый царствовал Немврод. Потом говорит, что и речь его иноязычная, и колчан его уподобляет (Иер.5:16) «отверстому гробу», по смертоносности стрел и меткости стрельбы. Сказует же и об опустошении земли, о разграблении домов, об избиении людей. Но предсказывает также истребление врагов и возвращение Иудеев. Ибо говорит:

Иер.5:18. Обаче во днех онех не сотворю вас во истребление.

И поелику страдали бесчувственностью, и не видели собственных своих беззаконий, но говорили:

Иер.5:19. Почто сотвори Господь Бог наш нам cия вся?

то Бог повелевает Пророку сказать им:

«Яко остависте Мя, и послужисте богом чуждим в земли вашей: тако послужите богом чуждим в, земли не вашей». Какой справедливый приговор о наказании! поелику отреклись вы от Моего царства, говорит Бог; то предам вас другим властелинам. И сие повелевает выслушать им тщательно, и называет их буйными и несмысленными; потому что и телесными чувствами не воспользовались, как должно. Ибо говорит:

Иер.5:21. Имеют очи, и не видят, имеют уши, и не слышат.

Показывает, что они неразумнее вещей неодушевленных. Ибо и море, говорит Бог, хранит свои пределы; пределами же ему положил Я, не адамантовую стену, но ничтожный песок. Однако же, когда волнуется оно, не преступает сих приделов, но, приблизившись к ним, возвращается назад. Иудеи же отличены разумом, и возлюбили неразумие. Ибо говорит Бог:

Иер.5:23. Людем сим бысть сердце не послушно и не покориво.

Не чувствуют они благ, Мною дарованных. Ибо всегда даю им дождь «ранний и поздний». И после этого наслаждаются они плодами земными; ибо сие и сказал Господь:

Иер.5:24. Во время исполнения повеления жатвы;

потому что изволение Его есть как бы некое повеление, и дает Он тучные плоды земные. Однако же, видя, что предаетесь вы беззакониям, лишил Я вас и этих благ.

Иер.5:26. Яко обретошася в людех Моих нечестивии, и сети поставиша, еже погубити мужи, и уловиша.

(Иер.5:27). «Аки клетка поставлена полна птиц, тако домы их полны лести». Сим означил тайные их замыслы. Говорит еще о богатстве, собранном неправдою, о высокомерии, как следствии богатства, о беззаконной жизни, об обиде сирот и вдов. И после сего присовокупляет:

Иер.5:29. Еда сих ради не посещу? или языку сицевому не отмстит душа моя?

Не свойственно Моему правосудию оставить это в пренебрежении.

Иер.5:30. Ужас и страшная содеяшася на земли.

Когда, сверх всякого чаяния, видим что либо содеваемое беззаконно, тогда имеем обычай говорить так: в ужас прихожу от этого, содрогаюсь, слыша сие. Потом Бог объясняет и причины сего:

Иер.5:31. Пророцы

ваши «пророчествоваша неправедная», т. е. лживо, «и священницы восплескаша руками своими», (а это знак согласия), «и людие Мои возлюбиша таковая» (сим показал общее всех согласие на зло), «и что сотворите в последняя сих?» т. е. когда постигнет наказание; дает же оное видеть в следующих за сим словах.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle