блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 5

Иер.6:1. Обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обря­щете мужа

в нем, аще обрящется творяшь суд и ищущь «веры и, милосерд буду ему, глаголет Господь». И их нечестие и человеколюбие Владыки безпримерны. Ибо они единодушно предаются без­законно, а Владыка и ради одного, живущаго по за­кону, обещает прощение всем. Сказанное же: «возрите, и познайте, и поищите», значит: исследуйте со всею точностию.

(Иер.:2). Живет «Господь, глаголют», но во «лжах кленутся». Ибо в сказанном выше Господь повелел не просто вместо идолов клясться Им самим, но клясться по истине. Потом Пророк продолжает:

Иер.6:3. Очи твои на веру,

т.е. ты свидетельствуешь о том, что говорю, потому что над всем назираешь.

«Бил еси их», «и не поболеша», «сокрушил еси» «их, и не восхотеша прияти наказание». Первым означается наказание; умеренное, а словами «сокрушил еси», наказание усиленное. Но для них, по жестоко­сердно, не было полезным ни то, ни другое. Ибо сие выражает Пророк в следующих за сим словах:

«Ожесточиша лица своя паче камене, и» не «хотеша обратитися». Сим показывает их бесстыдство и непокорность.

Иер.6:4. Аз же рех: негли убози суть, того ради не возмогоша, и не уведеиа пути Господня, и суда Бога своего.

(Иер.:5). «Пойду к державным», и «возглаголю им, тии бо познаша путь Господень, и судь Бога своего. Державными» Пророк назвал священников и законоучителей, а "убогими" – всех прочих, как не приобретших богатства боговедения. Однакоже, тех и других обвиняет в беззаконии; ибо присовокупляет следующее:

«И се единодушно сокрушиша иго, расторгоша узы». Не просто сказал сие Пророк: но, поелику Владыка обещал оказать человколюбие, если най­дется хотя один творящий суд и ищущий веры, то дает видеть, что искал, как было повелено, и нашел, что все сокрушили иго закона.

Иер.6:6. Сего ради порази их лев от дубравы,

и «волк даже до домов погуби их, и рысь бдяше над градами их. Львом» называет Навуходоносо­ра, а "волком", как думаю, -Навузардана архимагира, который, будучи послан в последствии, сожег город и Божий храм, и поработил оставшихся жи­телей; а "рысью", как полагаю, назван Антиох Епифан, потому что и божественный Даниил видел Македонское царство уподобленным рыси. Всеми ими, говорит Пророк, уловлен ты, по причине идольской прелести. Потом произносит суд:

Иер.6:7. О чем от сих милосерд буду тебе?

Перечисляет же и виды беззакония, ибо, говорит, не только сами вы и дети ваши клянетесь богами, «иже не суть бози», но и других ими заклинаете. А Я одарял вас в обилии благами; ибо сие выражает словами: «и насытих их». Сверх же этого растор­гаете чужие браки, так что похотливостию своею уподобляетесь (Иер.:8) «коням женонеистовым». По­том выводит заключение:

Иер.6:9. Еда о сих не посещу?

глаголет «Господь: или языку сицевому не мстит душа Моя?» То есть, возможно ли оставить сие без внимания? И может ли быть переиначен приговор правды? Посему и произносит сей приговор, и повелевает разру­шить стены и разорить укрепления. Однакоже правосудие растворяет благостно; ибо говорит:

Иер.6:10. Окончания же не сотворите: оставите под­поры его, яко Господни суть.

А чрез сие дает разуметь возвращение и построение храма. Предсказывает же и причину горестных событий, а имен­но, что, сделавшись беззаконными и неблагодарными к, благодетелю, вдались в дерзость, и подумали, что не одолеют их сии горести. Ибо говорили:

Иер.6:12. Не приидут на нас злая, и меча и глада не узрим.

Виновны же в этом были лжепроро­ки, их и обвиняет Пророк в следующих за сим словах:

Иер.6:13. Пророцы

ваши «быша на ветр», «и слово Господне не бе в них». Словом: "на ветр" означается суетность и лживость того, что говорили лже­пророки; потому что не прияли они Божия Духа. По­тому и говорить Бог Пророку: то слово, которое изрекаю твоим языком, на подобие огня истребить их. Показывает же и самый образ наказания:

Иер.6:15. Се Аз наведу на вас язык издалеча, доме Израилев,

глаголет «Господь, язык старый». Разумеет Ассириян; их называет «языком старым»: потому что царство их старше всех; у них после потопа первый царствовал Немврод. Потом говорит, что и речь его иноязычная, и колчан его уподобляет (Иер.:16) «отверстому гробу», по смерто­носности стрел и меткости стрельбы. Сказует же и об опустошении земли, о разграблении домов, об избиении людей. Но предсказывает также истребление врагов и возвращение Иудеев. Ибо говорит:

Иер.6:18. Обаче не сотворю вас во истребление.

И поелику страдали безчувственностию, и не видели собственных своих беззаконий, но говорили:

Иер.6:12. Почто сотвори Господь Бог наш нам cия вся?

то Бог повелевает Пророку сказать им:

«Яко остависте Мя», «и послужисте богом чуждим в земли вашей: тако послужите богом чуждим в, земли не вашей». Какой справедливый приговор о наказании! поелику отреклись вы от Моего царства, говорит Бог; то предам вас другим властелинам. И сие повелевает выслушать им тщательно, и называет их буиними и несмысленными; потому что и телесными чувствами не воспользовались, как должно. Ибо говорит:

Иер.6:21. Имеют очи, и не видят, имеют уши,

и "не слышат". Показывает, что они неразумные вещей неодушевленный. Ибо и море, говорит Бог, хра­нит свои пределы; пределами же ему положил Я, не адамантовую стену, но ничтожный песок. Одна-коже, когда волнуется оно, не преступает сих приделов, но, приблизившись к ним, возвращается назад. Иудеи же отличены разумом, и возлюбили неразумие. Ибо говорит Бог:

Иер.6:23. Людем сим бысть сердце не послушно и не покорило.

Не чувствуют они благ Мною дарованных. Ибо всегда даю им дождь «ранний и позд­ный». И после этого наслаждаются они плодами зем­ными; ибо сие и сказал Господь:

Иер.6:24. Во

"время" исполнения «повеления жатвы;» по­тому что изволение Его есть как бы некое повеление, и дает Он тучные плоды земные. Однакоже, видя, что предаетесь вы беззакониям, лишил Я вас и этих благ.

Иер.6:26. Яко обретошася в людех Моих нече­стивии, и сети поставиша, еже погубити мужи, и уловиша.

(Иер.:27). «Аки клетка поставлена полна птиц, тако домы их полны лести». Сим означил тайныя их замыслы. Говорит еще о богат­стве, собранном неправдою, о высокомерии, как следствии богатства, о беззаконной жизни, об обиде сирот и вдов. И после сего присовокупляет:

Иер.6:29. Еда сих ради не посещу? или языку сицевому не отмстит душа моя?

Не свойственно Мо­ему правосудию оставить это в пренебрежении.

Иер.6:30. Ужас и

«страшная содеяшася на земли». Ког­да, сверх всякаго чаяния, видим что либо содеваемое беззаконно, тогда имеем обычай говорить так: в ужас прихожу от этого, содрогаюсь, слыша сие. Потом Бог объясняет и причины сего:

Иер.6:31. Пророцы

ваши «пророчествоваша неправед­ная», т. е. лживо, «и священницы восплескаша рука­ми своими», (а это знак согласия), «и людие Мои возлюбиша таковая» (сим показал общее всех согласие на зло), «и что сотворите» в «последняя» сих»? т. е. когда постигнет наказание; дает же оное видет в следующих за сим словах.


Комментарии для сайта Cackle