блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 51

Потом Пророк дает различныя именования врагам, и во первых называет их (Иер.:1) «ветром знойным», который обыкновенно губит растения; потом (Иер.:2) «ругателями», а сим дает разуметь справедливость наказания; потому что потерпит, как сказано, «елика сотвори» (Иер. 50, 25.). По­велевая же врагам без пощады излить гнев на всех, Бог присовокупил:

Иер.51:5. Понеже не овдове Израиль, и Иуда от Бога своего,

«от Господа Вседержителя, яко земля их наполнися неправды от святых Израилевых». За суеверие и беззаконие Израильтян отвратил Я взор от них; но не ляшил их совершенно Моего о них попечения.

Иер.51:7. Чаша златая Вавилон в руце Господни напаяющи всю землю

вином своим исполнил народ сей, «потрясошася» народы. (Иер.:8). «Внезапу паде Вавилон, и сокрушися». И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «глава златая» есть сам царь вавилонский (Дан. 2, 28). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложен­ное на другие народы, нарек «чашею златою». По­сему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякаго чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен. Потом народам, пришедшим на помощь, говорит:

«Плачите по нем, возмите масти к болезни его, да исцелится», то есть, подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ:

Иер.51:9. Врачевахом

его, «и не исцеле: оставим его, и отъидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд». (Иер.:10). «Изнесе Господь суд Свой». Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и бла­женный Исаия; ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» (Иса. 14, 13). Потом Пророк яснее представляет и дающаго повеление, и исполняющаго оное.

(II). «Воздвиже Господь дух» царя мидскаго, «яко противу Вавилона гнев Его, да погубит и, понеже отмщение Господне есть, отмщение» храма "Его". (Иер.:12). «На стенах вавилонских». Что осмелился он сделать с храмом, тому подвергну и стены Вавилона. Потом, как бы посмеиваясь советует Бог Вавилонянам поставить на стенах "стражей", возбуждать их и уготовлять оружие. И давая знать, что от всего того не будет никакой им пользы, присовокупил:

"И" «сотворит Господь», елика «рече на живущия в Вавилоне;» потому что разрушение его предрек устами Пророков. Сказует же Пророк, что Бог (Иер.:14) поклялся «мышцею Своею», то есть могуществом Своим; ибо присовокупил:

Иер.51:15. Сотворивый землю в силе Своей, устроивый вселенную в мудрости Своей, разумением Своим распростре небеса.

(Иер.:16). В слышание гла­са Своего положил множество воды "на небеси", воздвиг «облаки от конец земли, молнию в дождь сотвори», извел «свет от сокровищ Своих». Пророк представил и дела творения и дела промышления; потому что Бог не только сотворил все, но и всем управляет. Сказанным: в слышание гласа Своего положил множество воды "на небеси", указует на гром, раздающийся из облаков. Сему учению о Боге Пророк противопоставляет бессилие демонов, показывает, что идолы имеют нужду в искусстве (Иер.:17) «слиятелей», и получив бытие от других, не имеют силы "дыхания" даже наравне с бессловесными животны­ми. Но предсказывает и то, что их боле не будет; ибо говорит: (Иер.:18) «в час посещения погибнут».

Иер.51:19. Не такова часть Иаковля, яко Сотворивый

«всяческая, Той есть» часть его, и "Израиль" «жезл достояния Его, Господь» сил "имя Его". Боги вавилонские – демоны, а Бог Израилев -Творец всяческих; посему справедливо Вавилоняне погибнут, а Израильтяне возвратятся.

Иер.51:20. Сокрушавши ты Мне сосуды бранныя, и Аз сокрушу в тебе языки.

Сирский толковник перевел: уготовь мне сосуды бранные, а по пере­воду еллинскому должно разуметь так: поелику оружием действовал ты против народа Моего, поражал стрелами и копьями; то и «Аз сокрушу в тебе языки». Ибо сие самое говорит Бог: и Я сокрушая рассею народы, пришедшие к тебя на помощь, и коней, и всадников их, людей всякаго возраста и обоего пола, начальников и подначальных, пастырей и земледельцев. Все это потерпи­те за то, что осмелились вы сделать (Иер.:21) «над Сионом».

Иер.51:25. Се Аз на тя, горо смертоносная, глаго­лет Господь, растлевающая всю землю.

Называет Вавилон горою по славе его владычества, но горою смертоносною по злочестию и беззаконнию.

«И простру руку Мою на тя, и извергу тя из каменей», то есть, доведу тебя до унижения.

«И дам тя в гору сожженую», то есть вовсе бесполезную. И сие дают видеть следующия за сим слова:

Иер.51:26. И не возмут от тебе камене во угол, и камене во основание, яко потребишися во веки, глаголет Господь.

Из новых обитателей не по­ставляли уже ни царя, ни князя. Ибо основания поддерживают здание, а углы связывают его.

Иер.51:27. Воздвигните знамя на земли, вострубите

«трубою во языцех, освятите», то есть, отдели­те, «нань языки, возвестите нань царствам: варварским от Мене», «и Асханазеом. Арара­том» называет Пророк Армению, «Асханазеи» же – другой, соседственный с Армянами народ; всех их соединил во едино царь Персов и Мидян. Ибо сие и присовокупляет Пророк.

(Иер.:28). Освятите «нань языки, царя, мидска, воевод его, и всех воев его». Сказует также, (Иер.:29) «потрясеся земля, зане воста на Вавилон умышление Господне, еже положити землю Вавилонску пусту и не населену». Предсказывает и осаду, и бессилие воинов, какие были в Вавилоне, и со­жжение города, и то, как возвещают царю о взятии города. Разрушение домов уподобляет гумну, которое обмолотили, и зрелой жатве. Присоединяет к сему и слова, сказанныя Иерусалимом о царе вавилонском.

Иер.51:34. Раздроби мя, снеде мя, прият мя,

как «тма тонка, Навуходоносор царь вавилонский». Утонченный воздух скорее проникает наши тела. Посему Иерусалим говорит: тма бедствия напол­нила даже самыя сочленения души моей, сделала меня подобным пустому сосуду; «пожре мя, яко змий, наполни чревo свое сладостию моею», то есть, Вавилон лишил меня всех благ, и взяв все мое богатство, лишив меня благоденствия, упо­добился змию, пожирающему воробьиных птенцев. При сем открывает, что беззакония Вавилона его самого сделали бессильным, а Иерусалим крепким.

«Извергоша мя», (Иер.:35) «труды мои, и беды моя» "на" Вавилон, «речет живущая в» "Сионе:" и «кровь моя на живущия в Халдеех, речет Иерусалим». Отмстится Вавилонянам кровь моя, говорит Иерусалим, и понесут они наказания за беззаконные поступки свои со мною. Так Пророк объясняет и сделанное с Иерусалимом, и праведный приговор, произнесенный за то Богом.

Иер.51:36. Сего ради тако глаголет Господь: се Аз судити буду соперника твоего

, «и отмщу отмщение твое»; потому что дознал ты вред, производимый грехом.

«И пусто сотворю море его», то есть множество подданных.

«И изсушу потоки его», и царство и владычество над всеми. Потом Пророк описывает, что свой­ственно запустению, о чем говорили мы нередко.

(Иер.:37). Не «будет живущаго в нем». Ныне в Вавилон не много домов, и те разбросаны. Вельмож вавилонских уподобив львам, Пророк предсказывает их боязнь и гибель; ибо гово­рит:

Иер.51:39. Дам питиe им, и упою я, да спят

, к «уснут сном» «вечным, и не востанут, глаго­лет» Господь. (Иер.:40). «И низведу я яко агнцы на заклание, и яко овны с козлы», и начальников и подначальных, вместе с царем и подданных. Ибо "агнцами" и "козлами" Пророк назвал подданных, а овнами правителей.

Иер.51:41. Како взяся Сесах, и ята слава всея зем­ли

Так называет самый Вавилон: потому что Сесахом в изъясненном нами выше назвал царя вавилонскаго (Иер. 25, 26). Вероятно же, что так в древности именовался город, после же переименован Вавилоном. А что сим именем Пророк называет город, свидетельствуют о сем присовокупленныя слова:

«Како бысть» в истребление «Вавилон во» всех "языцех"? Показывает множество ополчившихся на него.

Иер.51:42. Взыде на Вавилон море в шуме волн своих, покрыся.

Потом, предвозвестив запустение, снова выводит на среду Вила; ибо гово­рит:

«(Иер.:44). И посещу на Вила в Вавилоне, и извергу то, еже поглоти», от «уст его, и не соберутся вящше к нему язы́цы». И Даниил упоминает о приносимой ему пище, и о том, как истребляли оную жрецы (Дан. 14, 1–22). Пророческое же слово предсказывает о прекращении заблуждения, утешает народ Божий, советует не страшиться бедствий, угрожающих Вавилону, и извещает, что оныя возвещены будут за долго прежде.

Иер.51:46. Приидет в то лето слышание, и по лете слышание, и неправда на

земли, и «властелин на властелина», и притча на притчу. Хотя нашествие врагов возвещено за год и даже за два года; но они коснели в неправде и обычном им беззаконии. Посему-то угрожает гибелью, не только изваянным, которым покланялись Вавило­няне, но и поклоняющимся, и сказует, что вся тварь возвеселится при конечной гибели Вавилона, открывает же и справедливость наказания.

(Иер.:49). В Вавилоне «падати язвеным» Израиля в нем. Поэтому и жители «Вавилона падут язвении» «по всей земли». Что делали с Израилем, то потерпят от других сами.

Иер.51:50. Избегшии

от земли, «идите, не стойте: иже издалече помяните Господа». Сие говорит Пророк пленным Иудеям.

«И Иерусалим да взыдет на сердце ваше». Не позабывайте города, посвященнаго Богу. Потом от лица их продолжает Пророк:

Иер.51:51. Посрамихомся, зане слышахом ругание наше, покры срамота лице наше, яко приидоша чуждии во святая наша в дом Господень.

Так сетовали Иудеи, и Владыка изрек.

Иер.51:52. Се дние грядут, глаголет Господь: и посещу на изваяния его, и по всей земли его падут язвении.

(Иер.:53). «Яко аще взыдсть Вавилон» как «небо, и аще утвердит» высоту крепости сво­ей, «от Мене приидут губителие его, глаголет Господь». Весьма толсты и высоки были стены ва­вилонския. Посему Владыка Бог открывает, что никакой пользы не получат от того, когда Сам Он произнесет на них приговор Свой. Про­рок же к божественному приговору присовокупляет и самое дело, и говорит:

Иер.51:54. Глас вопля

в Вавилоне, и «сотрение ве­лико» в «земли Халдейстей:» (Иер.:35) «яко погуби Гос­подь Вавилона», и погуби «от него глас шумящий яко воды многи». Сим Пророк означил множество жителей, и говорит, что нимало не помогли ни луки, ни копья, когда Бог наложил наказание на Вавилон. Ибо не одни военачальники и доблестные воины потерпят оное, но и (Иер.:58) "стена" его «преширока подкопана будет, и врата его высоки огнем сожжены будут».

Так предсказав сие, Пророк дает знать, что пророчество сие написал он по Божию повелению (Иер.:59) «в четвертое лето царства Седекии», и кни­гу отдал Сарею, который Седекиею послан был в Вавилон, и что велел прочитать книгу в Вавилоне и сказать:

Иер.51:62. Господи, Ты рекл еси противу места сего, погубити е, и да не будет живяй в нем от человека и до скота, и да будет в вечную пустыню.

Произнесши сию молитву, сказал он: привяжи книгу к камню, брось в Евфрат, и скажи:

Иер.51:64. Тако потопится Вавилон, и не востанет от лица зол, яже Аз наведу нань.

Сие повелел Владыка сделать в одобрение пленных, чтобы, узнав о взятии Вавилона, и о собственном своем освобождении, имели утешение в уповании благ. И сим кончилось пророчество.


Комментарии для сайта Cackle