блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 50

Предвозвестив, что будет с другими народа­ми, Пророк предсказывает наконец гибель Ва­вилона.

Иер.50:2. Возвестите во языцех, и слышано со­творите, воздвигните знамение, возопийте, и не скрывайте: рцыте: пленен бысть Вавилон.

По­елику царь вавилонский, сокрушив другия царства, принуждал состоять под его владычеством; то Бог повелевает объявить народам о сокрушении царства вавилонскаго.

«Посрамися Виль». Это был идол, весьма чти­мый Вавилонянами. По мнению одних назывался Вилом Дий, а по мнению других Крон. Пророк говорит, что он «посрамися», во первых, как не имевший сил удовлетворить поклонников, а потом, как вовсе лишенный чтителей.

Город неустрашимый, изнеженный. Пророк изобразил могущество и роскошь Вавилонян. Предан "Меродах". Меродахом называли и перваго царя вавилонскаго. Посему здесь разумеет Пророк, или последняго царя, при котором было царство сокрушено, или перваго, который перенес царство из Ниневии в Вавилон. Слово: предан относить можно и к последнему и к первому; но относя к последнему, разуметь должно самое царство. Сказует же Пророк, что посрамились все идолы вавилонские, и явным сделалось их бессилие. А под (Иер.:3) «языком от севера», опол­чившимся на Вавилонян, разумеет Мидян. Они-то, говорит Пророк, страну вавилонскую обра­тили в пустыню и ограбили. (Иер.:4). «В то время», сказано у Пророка, возвратят себе свободу и де­сять колен, и два колена "вкупе" возвратятся, и (Иер.:5) «приложатся» ко Господу; потому что «забвению не предается» завет вечный, то есть обетование данное отцам. Потом Пророк уподобляет Израильтян (Иер.:6) «овцам погибшим», и причину поги­бели овец слагает на пастырей, а пастырями называет, не царей только, но и священников, "и" сказует, чем довели их до того, что заблуди­лись.

Угнали их на горы, «совратиша» их, «с горы на холм ходиша», (Иер.:7) «забыта ложа своего». Хол­мами и горами называет и идольския капища; по­тому что в них покланялись идолам; а "ложем" их-Божий храм; потому что там был для них источник благ, какими наслаждались. Сие-то заблуждение, говорит Пророк, предало их врагам.

«Зане согрешиша Господу. Пажить правды, со­бирающему отцев их Господу». Так и блажен­ный Давид говорит: «мы же людие Его и овцы пажити Его» (Псал. 9. 3). Тоже и здесь гово­рит Иеремия, а именно, что были они пажитию правды Господу, Который избрал отцев их.

Иер.50:8. Отъидите от среды Вавилона, и от земли халдейски изыдите, и будите яко козлища пред овцами.

Слово: "козлища" сирский толковник перевел: козлы. Посему советует им превзойти крепостию Вавилонян, и возвратиться в отечество. Потому и уподобил их козлам; так как козлы сильнее овец. Так и богомудрый Даниил видел Александра подобным козлу, а Дария подобным овну (Дан. 8, 20. 2.). Сказует же Пророк о множестве врагов, приступающих к Вавилону, о том, что преодолеют его, и (Иер.:10) «наполнятся» собранными там благами. Объясняет и причину бедствий, какия потерпит Вавилон.

Иер.50:11. Зане веселистеся,

и «велеречивасте, расхищающе наследие Мое, скакасте бо яко тельцы на траве», и «бодосте яко же волы». (Иер.:12). «Поруга­на бысть мати ваша зело», то есть, поруган Вавилон.

Иер.50:12. Посрамися28 родившая вас матерь во блага;

то есть, оскудела благами. A сие дает видеть крайнюю степень разорения; сие же показывают и последующая за сим слова:

«Се последняя во языцех пуста» и безводна. (Иер.:13). «И от гнева Господня не» населится, и «бу­дет в запустениие». Сказует также, что прохо­дящие Вавилоном, по причине чрезмернаго бедствия, приемлют на себя печальный вид, и изумление свое выражают свистанием. Повелевает и стрелкам не щадя бросать стрелы и наказать Вавилон за нечестие его; (Иер.:14)" понеже", говорит Пророк, «пред Господем согреши». Предсказывает и боязнь Вавилонян, и разрушение стен; присово­купляет и причину бедствия.

Иер.50:15. Яко месть Господня есть,

«отмстите ему, яко же сотвори, сотворите ему». (Иер.:16). «По­требите семя от Вавилона, держащаго серп» во «время жатвы», то есть, предавайте смерти, не ополчившихся только, но и земледельцев; потому что и они поступали также, воюя с Израилем.

«От лица меча еллинска, кийждо к людем своим обратится», и «кийждо в землю свою убежит». Кир до взятая Вавилона разбил Лидян, покорил Ионян и Эолийцев, которые переселились в Азию из Эллады. Поэтому и их, приведя с собою, ополчил на Вавилонян. И не напрасно пророческое слово упомянуло об Еллинах, но давая сим знать, что и вдали жившие народы собрало против Вавилонян Божие определение.

Иер.50:17. Овча заблуждающее Израиль.

Заблуждение идолопоклонства соделалось для него виною бедствий.

"Львове" изгнали его. Так Пророк наименовал царей ассирийских.

«Первее яде» их «царь Ассур:» Феглаффеасар, Саламанасар и Сеннахирим. Сей же «последний, Навуходоносор царь вавилоиский, кости оглода ему», т.е. оставленное праотцами. За это, говорит Бог, накажу их, и Вавилон потерпит тоже, что потерпела Ниневия, древняя столица Ассириян. А наказав их, возвращу Израиля в отечествен­ную землю; ибо ее называет Пророк (Иер.:19) «Васаном, Кармилом, и горою Ефремлею». Предсказывает также перемну на лучшее, и освобождение от прежней прелести. А потом землею «преогорчевающих» называет опять землю халдейскую, а "мечем"– неприятелей, которым повелевает устремиться на Халдеев, и исполнить заповеданное Богом. (Иер.:23). "Млатом" же «всея земли» наименовал царство вавилонское, так как оно нанесло удар всем народам, и сокрушило другия царства; ибо молоту свойственно раздроблять все, на что падают его удары.

Иер.50:25. Отверзе Господь сокровища Своя, и изнесе сосуды гнева Своего, яко дело есть

Богу и Господу сил «в земли халдейстей». (Иер.:26). «Яко приидоша времена его. Сокровищами» Пророк назвал карающий приговор, «а временами» его – са­мое наказание. Владыка, говорит он, не явит более долготерпения, но накажет за нечестие. По­том вразумляя, что наказание налагает Сам Бог, повелевает он осмотреть (Иер.:26) «хранилища», все погубить, не оставлять и следа прежняго благоденствия. Предсказывает, также, как Иудеи во мно­жестве бегут оттуда, приходят в Иерусалим, и извещают о бедствиях, постигших Вавилон.

Поеле сего, повелев Вавилону терпеть от других, что заставлял терпеть сам, говорит (Иер.:29): воздайте «ему по делом его», и указав на его неистовство против Самого Бога, обращает к нему следующия слова:

Иер.50:31. Се Аз на тя горде, глаголет Господь

сил. Приданное Вавилону именование гордым дает разуметь, надменность его против Бога, и озна­чает беззаконные поступки со всеми людьми.

«Яко прииде день» падения твоего и время отмщения тебе, (Иер.:32) изнеможет «и падет гордыня твоя», и «не будет возставляяй ю: и возжгу огнь» в «дубраве его: и пояст вся окрестная его». Под "дубравою" разумеет Пророк множество домов и множество жителей; а под словом: «окрестная» – подданных; и под изнеможением гордыни – сокрушение владычества. Потерпят же это, говорит Бог, за то, что, поработив народ Мой, не захотели во время возвратить ему свободу. Поэтому-то Бог угрожает предать врагам город, жите­лей, лживыя прорицалища, и обыкших отличаться доблестями воителей вавилонских, и пришедших к ним на помощь, и сокрытыя сокровища. Угрожает также в ничто обратить воду его: водою же в переносном смысл называет многолюд­ство. А вероятно предвозвещает и то, что прои­зойдете с водою, не "в" переносном смысле взя­тою; потому что Вавилон в древности разделял Евфрат, протекая по средине города; а ныне река избрала себе другой путь, и самым малым протоком проходит по развалинам города. (Иер.:38). «Островами» же называете Пророк городские домы; потому что вода обтекала вокруг их стен, да и город в средине своей имел реку. И мечтания демонския называет Пророк (Иер.:39) "мечтами". Слова: «дщери сиринов» сирский толковник перевел: «строфокамилы;» а божественному Писанию обычно называть так демонов; потому что обольщают и обманывают они людей. Но тем и другим означается запустите.

Иер.50:39. И не соградится ктому во веки, ниже бу­дет живуща в нем от рода в род.

Дей­ствительно исполнилось то и другое; потому что Вавилон не отстроен вновь, но доныне лишен оград, и много времени оставался необитаемым. Сие-то выразил Пророк словами: «от рода в род». Да и ныне землю сию населяет небольшее число Иудеев. Пророк же уподобляет ее (Иер.:40) Со­дому и Гоморре, как за прежнее нечестие, так и по бедствиям, какия страна сия потерпела в последствии. Описывает полное вoоpyжeниe врагов, говорит, что подобны они волнующемуся морю, и ревностных сравнивает с огнем. А у Вавилонян, сказует Пророк, от страха (Иер.:43) «ослабеша руце;» и мучительную скорбь их уподобляет он болезням раждающей жены. При сем дает знать, что Сам Бог предводительствует Мидянами.

Иер.50:44. Кто бо подобен Мне? и кто может стояти противу Мене ? И кто есть пастырь сей, иже воспротивится лицу Моему!

Поелику Бог именовался пастырем израильским, и цари вавилонские думали о себе, что преодолели они Самого Бога всяческих; то научает, что Сам Он, по Своему ни с чем несравнимому могу­ществу, подвергнет их наказанию. Потом советует им истребить (Иер.:45) «агнцев овчих», и уни­чтожить «пажить их; агнцами» же называет младенцев, а "пажитью" – город и принадлежащую ему область. О детях предвозвещает и блажен­ный Давид, ибо говорит: «блажен, иже иметь и разбиеть младенцы твоя о камень» (Псал. 136,9).

Иер.50:46. От гласа бо пленения вавилонскаго по­трясется земля, и вопль во языцех слышан будет.

Поелику город был знаменит; то и молва о том, что претерпел он, разнеслась повсюду.

* * *

28

Вместо: χατωρν᾿ γη, как читается у блаженного Феодорита, лучше читать согласно с перевода седмидесяти ἐνετρἀπη.


Комментарии для сайта Cackle