блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 24

Иез.24:1. И бысть слово Господне ко мне, в девятое лето, в месяц десятый, в десятый день месяца, глаголя:

Иез.24:2. сыне человечь, напиши себе имя дне сего, от него же укрепися царь вавилонский на Иерусалим, от сего дне, иже днесь.

Извещает нас о времени, в которое царь вавилонский ополчился на Иерусалим. Но когда держал он в осаде город, Пророк взятым уже в плен предызображает угрожающие бедствия. Потому и Владыка, показывая не лживость пророчества, повелевает заметить день, в который враг начал приступать к городу, чтобы из конца событий, и сделавшиеся уже пленниками, и осажденные дознали, что с самого начала предрек о них сие Бог, и что не силою врагов побеждены они, но наказаны за собственные свои грехи.

Иез.24:3. И рцы притчу к дому прогневляющему.

Пророку дается повеление после того, как заметит время, приточно и загадочно объявить, что будет с городом, чтобы слушатели, по неясности сказанного, тщательнее стали расспрашивать об этом, и с большею точностью дознали Божии провещания.

И речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь: настави коноб, настави, влий вон воду, (4) и верзи вон на двое разсеченая, всякое разсечение доброе, голень и рамо, обрезана от костей, (5) от избранных скотов взятая: и подгнещай костми под ними. Конобом называет город, влитою водою – всякого рода бедствия, разсечениями, голенью и рамом от избранных скотов, -князей, старейшин и иереев, живших в обилии, богатств и силе, и вдруг предаваемых бедствиям, костьми, употребляемыми на подгнещение, – живущих в бедности, которые прежде других преданы будут голоду, а огнем – царя вавилонского, и его воинство. К сему присовокупляет Бог:

Возвре, и воскипе, и сваришася кости его посреде его, то есть, от подложенного огня служившие подгнетом кости истреблены огнем, потому что жители сделались добычею голода; а избежавшие нападений голода приходят в самое крайнее бвдствие, подвергаясь нападениям осаждающих.

Иез.24:6. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: о граде кровей, конобе, в нем же есть яд, и яд не изыде из него: по удом его изнесе, не паде на нем жребий.

Сим научает нас, что и выше конобом наименовал город, ядом же в конобе называет грех. Но вот самое сильное обвинение: и такой огонь бедствий не истребил яда в конобе. Сказанное же: по удом его изнесе, не паде на нем жребий, означает, что никто не избежал постигших бедствий, и не было жребия одним погибнуть, а другим спастись, как бывало уже в бывшие прежде осады, но решительно все преданы были, кто голоду, кто моровой язве, а избежавшие этого, или убиты в сражениях, или, по взятии города, обращены в рабство. Открывает же и причину зол.

Иез.24:7. Яко кровь его среде его есть,

то есть, потерпят же это в наказание за множество несправедливых убийств.

На гладцем камени вчиних ю: не пролиях ея на землю, еже покрыти ю землю, (8) еже навести ярость Мою, во отмщенье еже отмстити: дах кровь его на гладцем камени, еже не покрыти ея , то есть, не покрою беззаконий, на какие они отважились, но представлю их во всей наготе, и всем покажу, как кровь какую, не на землю изливаемую и землею поглощаемую, но извергаемую на гладкий камень, и на нем на всегда сохраняемую в обвинение отважившихся пролить ее:

Иез.24:9. Того ради сия глаголет Адонаи Господь:

о люте граде кровей: Аз же возвеличу главню, (10) и умножу дрова, и возгнещу огнь, яко да истают мяса, и оскудеет юха; и кости истают. (11) И станет на главнях его тощ, разгореся, яко да изгорит, и распалится, и сгорит медь его, и истает среде его нечистота его, и оскудеет яд его. (12) Да смирится яд его, и не изыдет из него. Возвеличу главню, говорит Бог, то есть, увеличу начало бедствий, умножу дрова, иначе сказать, доставлю много случаев и пищу огню бедствий, чтобы воспламенить этот огонь, и варимые мяса, то есть людей живущих в городе, довести до истаяния; одни будут истреблены голодом, на подобие пережженных костей, другие попалены всякого рода бедствиями, как разваренные мяса. От сильного же напора огня истребится и юха, и все необходимо потребное и служащее поводом к прохладе, так что наконец от пребывания в огне и медь сама собою истает, и истребится вместе с ядом. Ибо, когда защитники города были побеждены, тогда город взят, разорен и предан огню. Однако же, говорит Бог, и после того, как постигло его столько бедствий, не освободился он от яда, но оставалась в нем наклонность ко греху. Посему присовокупляет: Многий яд его, посрамится яд его, (13) в нечистоте твоей укроп. В беззаконии своем, говорит Бог, произвел ты воскипение, возжег этот пламень огня, потому что много в тебе было греховного яда, который, будучи обнаружен в настоящее время, покроется стыдом.

Понеже осквернялся ecu ты, и не очистился от нечистоты твоея, и аще не очистишися по сем, дóндеже исполню ярость Мою в тебе? Не захотев уврачевать язвы, не получишь прощения, и не воспользуешься очищением, пока не понесешь наказания за все законнопреступления. Потом не лживость сказанного доказывается качеством лица.

Иез.24:14. Аз Господь глаголах.

И исполнение сказанного непререкаемо: и приидет, и сотворю, и не укосню, и не пощажу, и не буду умолен. Не будет того, чтобы одних освободил, а других предал, но всех подвергну угрожающим бедствиям. Доказывает же Бог и справедливость наказания.

По путем твоим, и по помыслом твоим сужду тебе, глаголет Адонаи Господь. И тоже самое излагает пространнее: сего ради се Аз сужду тебе по помыслом твоим, и по кровем твоим, сужду тебе нечисте: пресловуте, и великий на разгневание. Пороками сделался ты знаменит, говорит Бог; причиною же беззакония твоего то, что следуешь лукавым помыслам; сие и выразил, сказав: по помыслом твоим, и по кровем твоим сужу тебе. Ибо, сперва помыслив, доброе ли то, или худое, потом уже к помыслам присоединяем дело. После сего обращает пророчество на то и другое, и говорит:

Иез.24:13. Бысть слово Господне, ко мне, глаголя:

Иез.24:16. сыне человечь, се Аз вземлю от Тебе желания очес твоих, не восплачи, ниже возрыдай, ниже да приидут тебе слезы.

Иез.24:17. Возстени молча, стенание крове, чресел плач есть. Желаниями очес

или помышлениями (ибо и так читается в некоторых списках) называет Бог жену Пророка, по смерти которой Пророк получает повеление не плакать, и не сетовать, но стенать молча, хотя плачь у него на чреслах. Ибо словом: чресла Бог выразил желание чадородия. Так и божественный Апостол, ведя речь о Левии, сказал: еще бо во чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек (Евр. 7, 10), и благословил его. Почему и повелевается нам препоясать чресла (Ефес. 6, 14), чтобы укрощать пожелания и сдерживать их стремление. Поэтому, в намерении показать преизбыток страдания, справедливо сказал Бог: стенание крове, чресл плач есть, то есть стенание и плачь о смерти на чреслах у тебя. Однако же Пророк и при таком несчастии получает повеление не плакать.

Не твори человеческого плача18. Потом показывает и способ. Да будут власи твои сплетени на тебе, и сапози твои на ногах твоих, и да не утешишися устнами их, и хлеба мужей да не снеси. Не дозволяй себе сделать что либо такое, что обычно делать плачущим, то есть, брить голову, ходить босыми ногами, принимать некое утешение на так называемых поминках. Вероятно же Пророк был и Назореем. Ибо сказано: да будут власи твои сплетени на тебе, да и выше повелено было пить ему не вино, но воду; а то и другое свойственно Назореям.

Иез.24:18. И глаголах к людем заутра, яко же заповеда ми, и умре жена моя в вечер, и сотворих заутра, якоже повелеся ми.

Пророк служит неким прообразом Бога всяческих.

Поелику народ израильский в чине невесты сочетался со Владыкою, и его надлежало таким образом предать в рабство и на избиение, а храм Божий на сожжение; то Бог дает Пророка в некое прообразование будущего, и после того, как внезапно умерла у него жена, повелевает не плакать, не проливать слез, не принимать на себя печального вида, не вкушать и утешительной трапезы, но стенать молча, показывая, что и Сам Он не удостоит никакого человколюбия сопряженных с Ним, но впрочем наложит на них наказание против воли; потому что не хощет смерти грешника , но еже обратитися и живу бытии ему (Иезек. 33, 11). Почему и Пророку повелевает стенать молча, в означение сим того, что и Бог против, воли допускает постигающие народ бедствия, имея великую благость и ею склоняемый к человеколюбию, но чрезмерностью беззакония вынуждаемый наказать.

Иез.24:19. И рекоша ко мне людие,

говорит Пророк: не возвестиши ли нам, что суть сия, яже ты твориши? (20). И рекох к ним: слово Господне бысть ко мне, глаголя: (21). Рцы к дому Израилеву: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз оскверню святая Моя, величание крепости вашея, желания очес ваших, и их же щадят души ваша: и сынове ваши, и дщери ваши, яже остависте, мечем падут, (22). и сотворите, яко же аз сотворих: от уст их неутешитеся, и хлеба мужей не онесте, (23) и власи ваши на главах ваших, и сапози ваши на ногах ваших: не будете терзатися, ниже плакати, и истаете в неправдах ваших, и не утешите кийждо брата своего. (24). И будет вали Иезекииль в чудо, по всему елика сотворих, сотворите: егда придут сия, и уразумеете, яко Аз Адонаи Господь. Делами моими, говорит, изобразили я вам пророчество, и собою самим предначертал вам будущее. Ибо как я, когда кончила жизнь супруга не сделал ничего такого, что обыкновенно совершается над умершими, не сетовал, не проливал слез, не принимал на себя плачевного вида, так и вы, когда сыны и дщери ваши будут умерщвляемы, и вторжением нечестивых варваров осквернится святой храм, которым до ныне величались и не переставали гордиться, а сверх этого испытаете тысячи других зол, – не будете иметь права сетовать, не получите дозволения сделать, что обычно, ни голову обрить, ни сапоги снять с ног, ни потоками слез облегчить бремя печали, ни вкусить утешительной трапезы, ни совершить что либо иное из обычного, и вспомните сделанное Пророком, и из окончания событий дознаете, что Пророк служил для вас как бы неким знамением, делами своими предрекая вам будущее.

Иез.24:25. И ты сыне человечь, не в день ли той, егда возмут от них крепость их, вознесение хвальбы их, желания очию их, и возношение души их, сыны их, и дщери их:

Иез.24:26. В той день приидет уцелевый к тебе, возвестити тебе во уши.

Иез.24:27. В той день отверзутся уста твоя ко уцелевшему, и возглаголеши, и не премолчиши ктому: и будеши им в чудо: и уведят, яко Аз Адонаи Господь.

Не в настоящее только время открой им это, но когда и в исполнение придет предсказание, святое предано будет нечестивым варварам, сыны и дщери будут умерщвлены, и придет кто-нибудь оттуда, извещая о случившемся, напоминая им о предсказании, ты никак не молчи, пусть дознают, что по Моему изволению и попущению совершилось это, и терпят они наказание за нечестия, и не от силы врагов, а по Моему справедливому гневу, потерпели все то, что пострадали они. После сего обращает наконец пророчество к живущим в соседстве с Израилем, и радующимся его несчастию, и первыми изводить на среду сынов Аммонновых.

* * *

18

У Седмидесяти слова сии не читаются.


Комментарии для сайта Cackle