блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 25

Иез.25:1. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, утверди лице твое на сыны Аммони, и прорцы на ня, (3) и речеши сыном Аммоним: слышите слово Господа Адоная: сия глаголет Адонаи Господь: понеже порадовастеся о святых Моих, яко осквернена быша, и о земли Израилеве, яко погибе, и о дому Иудине, яко отыде в пленение, (4) того ради се Аз предаю вас сыном Кедемлим в наследие, и вселятся с имением своим в тебе, и поставят в тебя селения своя:тии поядят плоды твоя, итии испиют тук твой. (5). И дам град Аммон паствы вельблюдов, и сыны Аммони на паству овецв, и уразумеете, яко Аз Адоиаи Господь. Слово: сыны Кедемли другие толкователи перевели: сыны востока. Род свой вели они от Измаила. Посему Бог всяческих устами Пророка говорит сынам Аммоновым: поелику радовались вы, увидев, что посвященный Мне храм попран нечистыми и нечестивыми людьми, земля Израильская уничтожена, колено Иудино отведено в плен; то соделаю вас подвластными народу, который гораздо ниже и бессильнее Вавилонян. Он обременит вас множеством бедствий, водрузив кущи в городах твоих, пася стада верблюдов в стране твоей, и вас самих сделав пастухами овец. Посему, когда совершится это с вами, дознаете, что, не по Моему бессилию, а за беззаконие свое, народ Мой потерпел все, чему подвергся он.

Иез.25:6. Сего ради тако глаголет Адонаи Господь: понеже восплескал ecu рукою твоею, и потоптал нагою твоею, и порадовался ecu душею твоею о земли Израилеве:

Иез.25:7. того ради се Аз простру руку Мою на тя, и дам тя в разграбление языком, и потреблю тя от людей, и погублю тя от стран пагубою, и увеси, яко Аз Адонаи Господь,

то есть, поелику, веселясь и радуясь бедствиям народа Моего, рукоплескал ты, скача и ликуя, топал ногами, то потерпишь за это тягчайшие бедствия, и на самом деле дознаешь Мое владычество. После сего Бог обращает пророчество к Моаву, брату и соседу Аммона.

Иез.25:8. Сия глаголет Адонаи Господь, понеже рече Моав и Сиир, се, яко же вси язы́цы, дом Израилев и Иуда,

Иез.25:9. сего ради се Аз разслаблю мышцу Моавлю от градов

его, от крайних его, избранную землю, дом Вефиасимуфов над источником града приморского Ваелмона и Kap и a фаима. (10). Сыны Кедемли на сыны Аммони дах я в наследие, и дам его в расхищение, яко да не будет памяти сынов Аммоних во языцех. (11). И в Моаве сотвори отмщение, и уведите, яко Аз Господь. Сиир присоединил к Моаву, потому что и он был сопределен. Сииром же называет ведущих род от Исава; именовался он также Эдомом, что значит красное или чермное, а Сиир значит косматое и волосатое, но то и другое имеет Исав, брат Иаковлев; ибо сказано: изыде же сын первенец чермен, весь яко кожа, космат (Быт. 25, 25); и патриарх Иаков говорил о нем матери: Исав брат мой есть муж космат, аз же муж гладкий (27, 11). Итак, говорит Бог, поелику Сиир и Моав, радуясь бедствиям народа Моего, осмелились сказать, что народ Мой не имеет никакого отличия от других народов, а хула сия падет на Меня, будто бы Я, будучи бессилен подобно идолам других народов, не в состоянии был защитить народа Моего; то сего ради се Аз разслаблю мышцу Моавлю от градов его, то есть, сокрушу силу их, и приведу в запустение, не только нагорные, но и приморские, города его. Приморскими же называет находившееся при Мертвом море; потому что Моавитяне жили вдали от всякого другого моря. Сказует же и имена городов, малый остаток которых сохранился доныне; одни из них в одной, а другие в другой Аравии. Присовокупляет также, что и их предаст тем же врагам, которым предал и братьев их сынов Аммоновых, и что опытом дознают, сколько могуществен Владыка, и силен был защитить, но не захотел сего сделать по беззаконию народа. Почему и прибавил: и уведят, яко Аз Господь. Так возвестив, что будет с Моавом, обращает речь к Сииру, или что тоже, к Эдому.

Иез.25:12. Сия глаголет Адонаи Господь: понеже сотвори Идумеа, егда отмстиша тии отмщением в гневе дому Иудову, и памятозлобствоваша, и отмстиша прю от них.

Иез.25:13. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: простру руку Мою на Идумею, и потреблю от нея человеки и скот, и поставлю ю пусту: и от Феман

и Дедан гоними мечем падут, (14) и дам отмщение мое на Идумею рукою людей Моих Израиля, и сотворят в Идумеи по гневу Моему, и уведят отмщение Мое, глаголет Адонаи Господь. поелику Идумеяне, не только радовались подобно Моавитянам и Аммонитянам, но и на деле показали свое лукавство, сохранив древнюю вражду; ибо сказано: враждоваше Исав на Иакова о благословении, им же благослови его отец его (Быт. 27, 41); то предал их за это не другим врагам, а тому самому народу Моему, который обижала идумея, чтобы из совершенного запустения дознала она силу Моего владычества. Феман же, город идумейский, а также и Дедан, город сынов патриарха Авраама рожденных Хеттурою, имена свои получили от построивших сии города: и Дедан был в близком соседстве и в согласии с Идумеею. Так предвозвестив о них, начинает предсказание о народах иноплеменных; потому что Идумеи, как потомки Исааковы, не были иноплеменными, а также Аммонитяне и Моавитяне, которые вели род свой от Лота. Иноплеменными же были Тиряне и Сидоняне, и все другие смежные с ними народы. По преимуществу же иноплеменниками божественное Писание называет Аскалонитян, Газян, Гефеев, Акаронитян и жителей Азота; потому что земля их прилежала к кольну Иудину, и были они крайне близки и смежны между собою. Посему и сказует Бог, что последует с ними.

Иез.25:15. Сия глаголет Адонаи Господь: понеже сотвориша иноплеменницы во отмщении, и возставиша месть радующеся всею душею, еже потребити по вражде вечной. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз простру руку Мою на иноплеменники, и потреблю Критян, и погублю оставшия живущия на примории. (17). И сотворю в них отмщение велико, во обличениих ярости Моея, и уразумеют, яко Аз Адонаи Господь, егда дам отмщение Мое на ня. И их, подобно Идумеям, обвиняет в злобе. Ибо говорит: памятозлобствуя на Мой народ, как победоносный и утвердивший царство свое, время бедствия соделали они временем отмщения, и восстав, причинили ему тысячи зол. Посему накажу их за сиюo злобу, предам ниспосланным свыше казням, погублю, вместе с князьями истреблю и подданных, и ввергну их в неизбежные бедствия, чтобы из того, что потерпят, дознали силу Моего владычества.

А мы не будем дожидаться того, чтобы чрез испытания бедствий доходить до познания Владыки нашего, но приобретая сие познание из непрестанных даров Его, будем благопризнательными за благодеяния и постараемся избежать страсти мстительности, дознав гибельные плоды её. Сохраним же апостольскую заповедь, в огорчении друг на друга не ожидать захождения солнечного, но будем угашать гнев прежде, нежели зайдет солнце. Ибо таким образом утолим гнев праведного Судии на нас самих, и приобретем оное желанное и превожделенное Его благоволение, которое да улучим всё мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава Отцу, со Святым Духом, во веки веков! Аминь.


Комментарии для сайта Cackle