блаженный Феодорит Кирский

Глава 26

Иез.26:1. И бысть во единонадесятое лето, в первый день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.26:2. понеже рече Сор на Иерусалима: благоже, сокрушися, погибоша язы́цы, обратися ко мне, иже бе исполненный опусте.

В одиннадцатый год плена Иехониина и в четвертый месяц царствования Седекиина, в девятый день месяца Иерусалим взят Вавилонянами. Посему за несколько дней до его взятия Пророку дается повеление произнести пророческое слово на Тир; ибо Тир на туземном языке называется Сор. Радовался же и он осаде Иерусалима, и полагал, что, по разорении сего знаменитого города, сам он приобретет власть над всеми соседними народами.

Иез.26:3. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз

наведу на Сор, и приведу на тя языки многи, яко же восходит море волнами своими. (4). И обвалят стены Сора, и разорят столпы твоя, и развею прах его из него, и дам его в гладок камень. (5). Сушение мрежей будет среде моря, яко Аз глаголах, глаголет Адонаи Господь: и будет на пленение языком, (6) и дщери его, яже на поли, мечем убиени будут, и уведят, яко Аз Господь. В словах сих угрожает Бог Тиру нашествием Вавилонян; сказует же, что ограды его будут разрушены, сам он соделается пустынею, так что уподобится гладким камням, на которых рыболовы растягивают обыкновенно мрежи свои. Сказует также, что и подвластные Тиру города и селения будут разорены; ибо их называет дщерями. Но дает заметить и пользу бедствий; ибо говорит: и уведят, яко Аз Господь.

Иез.26:7. Яко сия глаголет Адонаи Господь: се Аз наведу на тя, Сор, Навуходоносора царя вавилонска от Севера, царь царем есть, с конми и колесницами и с конниками и собранием многих языков зело.

Иез.26:8. Сей дщери твоя на поли мечем избиет, и приставит на тя стражбу, и оградит тя, и окопает тя ровом, и сотворит окрест тебя острог, и обставит оружием, и копия своя прямо тебе поставит. Стражбою

называет укрпления, какие имели обычай строить наступающие враги, чтобы можно было расхищать, что вне осажденного города, и доводить до крайности осажденных оскудением необходимых припасов. Словом: ограждать означает построение врагами стен совне. Присовокупляет же, сказано, к сему ограждение остроги, рвы, насыпи, чтобы никто не осмеливался выйти, и удобно было метать в город всякого рода стрелы.

Иез.26:9. Стены твоя и пирги твоя разорит оружием своим.

Иез.26:10. От множества коней его покрыет тя прах их: и от ржания коней его, и от колес колесниц его потрясутся стены твоя: входящу ему во врата твоя, аки входящу во град с поля.

Иез.26:11. Копытами коней своих поперут вся стогны твоя, люди твоя мечем изсечет, и состав крепости твоея на земли повержет.

Иез.26:12. И пленит силу твою, и возмет имения твоя, и разсыплет стены твоя, и домы твоя вожделенныя разорит, и древа твоя, и камение твое, и перст твою среде моря ввержет. И упразднит множество мусикий твоих, и глас певниц твоих не услышится в тебе ктому. И дам тя в камень гладок, сушение мрежное будеши, не соградишися ктому, яко Аз глаголах, глаголет Адонаи Господь.

Истинно все Мною предвещаемое, говорит Бог. Посему как не ложное прими сие предречение, что Вавилоняне разорят стены твои, в разрушив дома твои, соседние с ними жилища наполнят камнями; такой же будет стук от коней я колесниц, что покажется, будто бы от землетрясения колеблется город. И имение твое будет разграблено, поработят жителей твоих. И такое произойдет запустение, что рыболовы будут сушить в тебе намокшие мрежи, и что обыкновенно делают на гладких камнях, близких к морю, то будут делать в тебе по причине великого запустения. О сказанном же: не соградишися ктому дознает из пророчества блаженного Пророка Исаии. Ибо и сей Пророк предвозвещал Тиру скорбные события, но скорби сии ограничил определенным некиим временем. Он говорит: оставлен будет Тир седмьдесять лет, якоже время единаго царя, яко время человеческо (Иса. 23, 15): и будет по седмидесятых летех присещение сотворит Бог Тиру, и паки возставится на прежнее, и будет торжище всем царствам вселенныя на лице земли. И будет его купля и свято Господеви и т. д. (17, 18). Посему слово: не соградишися дает разуметь перемену нравов, а именно, что не соградится по прежнему нечестию, получит же иное, совершенно противоположное, устроение, которое, по слову Пророка Исаии, будет свято Господеви. О сем свидетельствуют события и господствующее ныне благочестие. Ибо, от прежнего суеврия и от идольской прелести обратившись к Богу, приял он свет боговедения.

Иез.26:15. Яко сия глаголет Господь Сору: не от гласа ли падения твоего, егда возстанут язвеннии твои, егда извлечется меч посреде тебе, потрясутся острови? (16). И снидут со престол своих вси князи язык морских, и свергут венцы (τὰς μίτρας) с глав своих, и ризы своя испещренныя совлекут с себе, ужасом ужаснутся: на земли сядут, и убоятся погибели своея, и возстенут о тебе. Тир в начале быль знаменит, не только в Азии, но и в Европе, посему и постигшее его бедствие необходимо сделалось известным. Узнав же о нем, обитающее на островах, сказано у Пророка, придут в страх, и цари их в печали и скорби снимут с себя диадемы, которые названы выше венцами, совлекут многоценные одежды, примут на себя печальный вид, ожидая, что и их постигнет тоже самое. Сие и означил Бог, сказав: и убоятся погибели своея, и весть о бедствиях твоих сильно огорчит их.

Иез.26:17. И приимут о тебе плач,

и скажут: како погибль и разсыпался еси от моря, граде хвалимый, иже был еси крепок на мори, ты и живущии в тебе, иже даял еси страх твой всем живущим в тебе? (18). И убоятся острови от дне падения твоего, и смятутся острови от власти твоей в мори. Помышляя о прежнем твоем могуществе и видя в настоящем постигшее тебя бедствие, будут плакать о тебе, как о городе древле пресловутом и заставлявшем всех говорить о тебе, но позаботятся и о себе самих, убоявшись, чтобы и им не потерпеть того же.

Иез.26:19. Яко сия глаголет Адонаи Господь: егда дам тя град опустевш якоже грады не населенны никогда же, внегда возведу на тя бездну, и покрыет тя вода многа.

Иез.26:20. И сведу тя к нисходящим в пропасть к людем века, и вселю тя в глубинах земных, яко пустыню вечную с нисходящими в пропасть, яко да не населишися, ниже востанеши на земли живота. Бездною

назвал Вавилонское воинство по его многочисленности. поелику же Тир окружен водами, уподобляется острову, и весь стоит внутри моря,

имея один только вход с твердой земля, то кстати употребил сие иносказание, множество врагов назвав водою многою и бездною. Сказанное: сведу к низходящим в пропасть к людем века, означает смерть, под власть которой поступают все, в настоящем веке отходящие из этой жизни. Посему и людьми века названы мертвецы. A cие ниже востанеши на земли живота, значит то же, что и сие изречение псалмопевца: сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных (Псал. 1, 5). И тогдашние жители Тира, как нечестивые, не востанут на земли живота. А блаженный Давид наименовал землю cию страною живых; ибо говорит: изят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, чтобы благоугодить пред Господем во стране, живых (Псал. 114, 7. 8). И Господь в священном Евангелии делает сие разделение; ибо говорит: одни восстанут в жизнь вечную, а другие на мучение и вечный стыд (Матф. 25, 46). Посему и тогдашним жителям Тира, жившим в нечестии, угрожает Бог, не только нашествием царя вавилонского, и гибелью от него, но также скорбями и мучениями в жизни будущей. Ибо что прискорбнее сего – не восстать на земли живота? К сему присовокупляет Бог:

Иез.26:21. На пагубу тя отдам, и не будеши ктому, и взыщешися, и не обрящешися в век, глаголет Адонаи

Господь. Все божественные Пророки и священные Апостолы сподобились того же Духа; посему не противное друг другу вещают они, потому что Дух святый есть Дух истины. Если же божественные Пророки сподоблялись того же Духа, и Святый Дух есть Дух истины, то и вещания блаженных Пророков согласны. И если у Пророка Исаии найдем запустение Тира ограничиваемое определенным сроком, и услышим, что Пророк Иезекииль говорит Тиру: взыщешися, и не обрящешися в век, глаголет Адонаи Господь, то не будем утверждать, что Пророки разногласят, но разрешим вопрос отличительными свойствами Писания. Ибо божественному Писанию обычно нередко называть веком и малое время. Таково изречение блаженного Давида: век наш в просвящение лица Твоего (Псал. 89, 8); и он же говорит: дние лет наших, в них же седмьдесять лет; аще же в силах, осмьдесять лет, и множае их труд и болезнь. И посему зная, что таково продолжение человеческой жизни, наименовал ее веком Поэтому сказано: не обрящешися в век, то есть в определенный для запустения век; а Пророком Исаиею определено на сие седмидесятилетнее время. Но если угодно кому разуметь место сие в более духовном смысле, и в сем случае найдет пророчество истинным. Ибо, если станет кто искать Тира, то не найдет Тира прежнего, потому что был он нечестивый, после же опустошенного Тира вновь возникший и процветший, как видим, благочестив и озаряется светом боговедения. Итак, хочет ли кто разуметь пророчество буквально, найдет, что веком названо определенное Тиру время; или захочет кто проникнуть в глубину, и тогда опять найдет, что настоящей Тир – не Тир прежний, но совершенно ему противоположен.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 41 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXVI святитель Иоанн Златоуст

4. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 2 епископ Палладий (Пьянков)

5. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга восьмая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

6. Книга пророка Иезекииля – Глава 26 профессор Павел Александрович Юнгеров

7. Книга пророка Амоса – Глава 4 преподобный Ефрем Сирин

8. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава III митрополит Антоний (Храповицкий)

9. Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные – Изречения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого и иных отцов и учителей Церкви о чтении и разумении Священного Писания профессор Аким Алексеевич Олесницкий

10. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – VII. Схолии анонима к аскетическому слову бл. Диадоха. профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

Комментарии для сайта Cackle