блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 33

Иез.33:1. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, глаголи к сыном людей твоих. Бог по благоволению называет народ Своим народом, но, отвращаясь от него за беззакония его, сего присвоительного имени не употребляет уже. Это, как можно видеть, было и при Моисее. Ибо до совершения беззакония сказал Бог Фараону: отпусти люди Моя, да Ми послужат (Исх. 7, 16), а после служения тельцу говорит Моисею: иди скоро, сниди отсюду, беззаконноваша бо людие твои (Исх. 32, 7). Посему и здесь также называет не Своим народом, а народом Пророка.

И речеши к ним: земля, на ню же Аз аще наведу меч, и поймут людие земли человека единаго от себе, и поставят его себе во стража, (3) и узрит меч грядущий на землю, и вострубит трубою, и проповесть людем, (4) и услышит услышавый глас трубы, а не сохранится, и найдет меч, и постигнет его, кровь его на главе его будет, (5) яко слыша глас трубы, и не сохранися, кровь его на нем будет. Мечем называет войну, а стражем -соглядатая. Слово же сие научает нас, что Сам Бог по благости подает людям мир, а войну попускает по беззакониям людей, навлекающих на себя горестное. Посему, говорит, если во время войны, угрожающей какому либо народу, подвергающиеся нападению на каком либо возвышении поставят соглядатая, и он, увидев приближающееся войско, дает знак трубою, и не пренебрежет сим, и не покажет нерадения о поставивших его на сие дело, то сам он будет неповинен, исполнив порученное ему дело, а кто не захотел соблюсти себя, и позаботиться о своем спасении, тот сам будет виновником своей смерти и своего пленения. Посему говорит: кровь его на нем будет, то есть, пусть сам на себя возложит вину смерти. А сей, понеже сохранися, душу свою избавил, то есть, если сохранится, то сделается виновником своего спасения.

Иез.33:6. И страж, аще увидит меч грядущ, и не вострубит трубою, и не проповесть людем, и людие не охранят себе, и нашед меч возмет от них душу, та убо беззакония ради своего взяся, а крове ея от руки стража взыщу,

то есть, если поставленный соглядатай по нерадению не дает знать народу о нашествии неприятелей, то взятые в плен понесут наказание за то, в чем они прегрешили, а страж за совершенное им предательство сам подвергнется ответственности. Сказал же сие Бог, чтобы Пророка соделать более тщательным в служении слову. Почему присовокупляет:

Иез.33:7. И ты сыне человечь, в стража дах тя дому Израилеву, и услышиши от уст Моих слово, и проповеси им от Мене,

то есть, что в военное время обыкновенно делают соглядатаи, то и тебе. Пророк, надлежит делать, и сказанное Мною сообщать другим со всем усердием.

Иез.33:8. Егда реку грешнику: грешниче, смертию умреши, и не будеши глаголати грешнику, еже сохранитися нечестивому, еже обратитися ему от пути своего, и живу быти ему, той беззаконник в беззаконии своем умрет, а крове его от руки твоея взыщу. Если произнесу на кого смертный приговор, говорит Бог, и ты не известишь его о произнесенном приговоре, чтобы покаянием уничтожить ему сие определение; то он найдет достойный жизни конец, а у тебя потребую отчета в его погибели. Если же живущему беззаконии сделаешь известным все определяемое Мною, но он пренебрежет твоими словами, и пребудет в злобе своей; то он понесет справедливое наказание, а ты избавишь себя от ответственности.

Иез.33:10. И ты сыне человечь, рцы дому Израилеву, сице ресте глаголюще: прелести наша и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, и како нам живым быти?

Когда Я, говорит Бог, употребляю все меры для спасения Израиля, и не хочу чтобы они отчаивались; сами они произносят слова отчаяния, и думают, что не возможно для них спасение посредством покаяния, говоря, что лежит на них самое тяжкое бремя грехов, и доныне еще находятся они в прелести и беззаконии, и почитают невозможным делом – тому, кто в таком состоянии, получит спасение посредством покаяния.

Иез.33:11. Посему рцы им: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти, грешника, но еже обратитися ему от пути своего, и живу быти ему.

Кто достойным образом подивится благости Владыки? Пред Ним не признательны и крайне неблагодарны; но Он заботится и о неблагодарных, всячески промышляет о них, желая увидеть в них перемну. Почему и присовокупляет отеческое и сердоболия исполненное увещание.

Обращением обратитеся от пути вашего злаго: и вскую умираете доме Израилев? Усугубление речи составляет отличительное свойство языка еврейского, выражает же искренность обращения.

Иез.33:12. И ты сыне человечь, рцы к сыном людей твоих: правда праведнаго не избавит его, в он же день прельстится, и беззаконника не убиет его, в он же день обратится от беззакония своего.

В намерении уверить, что приемлет покаяние грешника, Бог доказывает сие от противного. Ибо говорит: как если кто из живших добродетельно оставит путь сей, изберет же путь порока, то, по необходимости, найдет конец достойный сего пути; так, если возросший в беззаконии пожелает вступить на путь добродетели, то, без сомнения, освободится от наказания, назначенного беззаконным.

Иез.33:13. Егда реку праведнику, жизнию жив будеши

, сей же уповает на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет: (14) и егда реку нечестивому, смертию умреши, и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, (15) и залог должнику отдаст, и восхищенное возвратит, беззаконник в заповедех жизни ходити будет, еже не сотворити неправды, жизнию жив будет, и не умрет. И данное Мною обетование благ, говорит Бог, не принесет пользы праведнику, если не пребудет он в делании добрых деле; напротив того за сделанное им в жизни понесет достойное наказание; и определение наказания не повредит грешнику, если вознамерился воспользоваться врачеством покаяния, освободился от всякой неправды, оказывает человеколюбие ближнему, и одним словом, решился сохранять Мною заповеданное. Ибо переменою своею уничтожил он определение, и насладится жизнью; а что всего вожделеннее, говорит Бог,

Иез.33:16. Вси греси его, яже согреши, не помянутся ему: понеже суд и правду сотвори, жив будет в них.

Так, доказав благость Свою, обличает неблагопризнательность народа.

Иез.33:17. И рекут сынове людей твоих, неправ путь Господень: и сей путь их неправ.

По изъявлении Мною, говорит Бог, такой благости и такого человеколюбия, отваживаются они клеветать на Мое домостроительство, будто бы оно неправо, между тем им из самых дел должно было уразуметь, что все Мои распоряжения и правы и справедливы, а у них самих все развращенно. Потом тоже самое излагает яснее в виде вопроса:

Слышите дом Израилев: Мой ли путь неправ? Не ваш ли путь неправ?21. Потом повторяет сказанное, и говорит, что праведник, предпочитающей грех, будет наказан, а грешник, возвращающейся к правде, улучит спасение. Но вам, говорит Бог, не показалось это справедливым. Почему присовокупил:

Иез.33:20. И се есть, еже рекосте: неправ путь Господень.

Потом сказует решительно: комуждо по путем его сужду вам, доме Израилев. Сего достаточно к убеждению и самых бесчувственных, чтобы возлюбили перемену жизни порочной.

Иез.33:21. И бысть во второенадесять лето, месяца вторагонадесять, в пятый день месяца пленения нашего, прииде ко мне от Иерусалима уцелевый глаголя: пленен бысть град.

Иез.33:22. И рука Господня бысть на мне в вечер, прежде пришествия

уцелевшего, и отверзе уста моя, дóндеже прииде ко мне заутра: и отверзшаяся уста моя не затворишася ктому. Сирский переводчик говорит: в одиннадцатый год и в двенадцатый месяц; и это правильнее: потому что город взят на одиннадцатом году. Сказует же Пророк, что в означенное время пришел некто с известием о взятии Иерусалима, но Владыка предварительно по вечеру вложил в него слово пророчества, и когда поутру явился пришедший и сообщил известие, Бог не попустил содержать в молчании пророческие слова, но настроил его и повелел ему не умолкая произнести их; потому что Владыка преимущественно пред всеми знает время и молчанию и глаголанию.

Иез.33:23. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.33:24. сыне человечь, живущии на опустевших местех в земли Израилеве,

глаголюще глаголют: един бяше Авраам, и одержаше землю, а мы множайшии есмы, нам дана есть земля в одержание. До преизбытка страждут они бесчувственностью: ибо, после столь многих и тяжких наказаний, не перестают быть дерзкими, и видя запустение Иудеи, осмеливаются говорить: если Авраам, будучи один, владел землею, то тем паче мы, когда нас много, будем её господами. Но должно было знать и Авраамову добродетель и собственную свою злобу, и не на многочисленность полагаться, а взыскать правды. Посему и Владыка произносит такое им обличение.

Иез.33:25. Того ради рцы им: сице глаголет Адонаи Господь: понеже с кровию ясте, и очи ваши воздвигосте к кумиром

вашим, и кровь проливаете и тако ли землю наследите? (26) Стасте с мечем вашим, сотвористе мерзости, и кийждо жену ближняго своего осквернисте, и тако ли землю имате наследити? Полагаясь на дела свои, надеетесь владеть отечественною землею, между тем как жизнь ваша беззаконна; потому что делаете запрещенное законом: едите кровь, что запретил Я законом Ною, и чрез Моисея повелел проливать ее на землю; уважаете же служение идолам и не прекращаете убийств и прелюбодеяний. Посему, отваживаясь на такие дела, не надейтесь наследовать землю.

Иез.33:27. Сия глаголет Адонаи Господь: живу Аз, яко падут мечем сущии во опустевших, и иже на лицы поля, зверем польным предадутся на изъядение, и сущия во градех, и иже в пещерах, смертию поражу,

Иез.33:28. и дам землю на опустение.

Подтверждение сказанного: живу Аз. Сказует же Бог, что живущие в укрепленных городах и в пещерах и на местах опустевших потерпят описанные выше наказания, и показывая причину, присовокупляет:

И погибнет гордость крепости ея, и опустеют горы Израилевы, занеже не будет проходящаго. (29). И уведят, яко Аз Господь: и сотворю землю их пусту, и опустеет всех ради мерзостей их, яже сотвориша. Все сие и их и нас научает, чтобы жившим в беззаконии полагаться не на многие и несчетные тысячи людей, но на одни только врачества покаяния, какие еще прежде показал Владыка.

Иез.33:30. И ты сыне человечь, сынове людей твоих

возглаголют о тебе у забрал, и во вратех дворов, и возглаголют кийждо к ближнему своему, и кийждо к брату своему, глаголюще; соберимся, и услышим слово исходящее от Господа. (31) И приходят к тебе, яко же сходятся людие, и седят людие Мои пред тобою, и послушают глаголов твоих, и не сотворят их. Посему все, пред сим сказанное, изречено о бывших в Иудее; а сие говорится о сделавшихся уже пленными и живущих в Вавилоне, которые хотели послушать пророческих словес, но не согласны еще были повиноваться сказанному, а напротив того, когда повелевалось им идти к Пророку и узнать Божии повеления, в собраниях своих не преставали противоречить друг другу. Почему и сказано: и не сотворят их. Понеже лжа во устех их, то есть, сердце не согласуется с тем, что говорит язык.

И в след скверн сердце их ходит; потому что, для услаждения только, а не для пользы, слушают слово. Посему Бог весьма кстати присовокупляет:

Иез.33:32. И будеши им яко глас песнивца сладко гласнаго благосличнаго,

то есть, как слушающие какой-либо орган, издающий стройный звук, получают от сего удовольствие, а не познание самых звуков; так и слова твои, Пророк, услаждают один их слух, но не смягчают душу, живущую в лукавстве. Ибо и сие присовокупил Бог.

И услышат глаголы твоя, и не сотворят их: понеже лжа во устех их. Но, не веря теперь, когда увидать исполнение пророчества, опытом удостоверятся; ибо сказано:

Иез.33:33. Егда

приидут, рекут, се прииде, и уведят, яко Пророк бе среде их. Чему не верят теперь, тому поверят, в следствие событий; и тогда дознают пророческую силу. После сего обращает речь к пастырям; пастырями же называет, не только царей, но и священников, и обличает их в бесстыдств, в нерадении и предательстве овец.

* * *

21

Слова сии у седмидесяти и в еврейском не читаются, вероятно же взяты из сходственного с сим места у Иезекииля гл. 15. ст. 29.


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс