блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 32

Иез.32:1. И бысть во второенадесять лето, во вторыйнадесять месяц, во един день месяца:

Иез.32:2. бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь возми плачь на царя египетска, и речеши ему: льву явыков уподобился ecu ты, и яко змий, иже в мори, и бил ecu рогами в реках твоих, и возмущал ecu воду ногама твоима, и попирал ecu реки твоя.

И сего также обвиняет в высокомерии и кичливости, и говорит, что он соревновал гордыне змея, сущего в море. А мы научены, что это – диавол, который издревле поселился в горьком и соленом мудровании язычников. И Исаия говорит, что Бог наведет меч святый на драконта, сущаго в мори (Иса. 27, 1). Здесь же сказует Бог, что он покушался уподобиться и льву, а лев, как дознали мы, есть Господь, царствующей над народами; ибо сказано: возлег, уснул яко лев и яко скимен: кто возбудит Его (Быт. 49, 9)? Посему Бог говорит: покусившись уподобиться льву народов, как змий, сущий в море, восприял ты высокомерную мысль против Бога всяческих, надеясь на реку и на проведенные из нее водотечи, как будто не имеешь нужды ни в облаках, ни в дожде, ни в промышлении и попечении свыше, но нужно только тебе двинуть ногами, возмутить воду и пустить по водотечам для орошения.

Иез.32:3. Посему-то, говорит Бог, возложу на тя сети Моя в собрании людей многих,

Иез.32:4. и изведу тя удою Моею.

Говоря о реке, согласно с сим и весьма прилично, упомянул о сетях и уде, и объяснил сие, сказав: в собрании людей многих, ибо воинством врагов, как некоею сетью, и Моим изволением, как удою, уловлю тебя, на подобие рыбы.

И простру тя на земли: и поля наполнятся тебе, и посажду на тебе вся птицы небесныя, и насыщу тобою вся звери земли: (5) И дам плоти твоя на горах и наполню кровию твоею поля, (6) и напиется земля от гноя твоего на горах: и дебри наполню от Тебе. Когда будешь уловлен и убит врагами; тогда останешься не погребенным, и наполнишь утробы зверей и птиц; а потоки крови и сгнившие влаги (это и названо у Пророка гноем) наполнят поля и горы.

Иез.32:7. И покрыю небо, егда угаснеши, и помрачу звезды его, солнце во облаце сокрыю, и луна не явит света своего:

Иез.32:8. Вся светила небесная помрачу на тя и дам тму на землю твою, глаголет Адонаи Господь.

Будет же это не в самой природе вещей, но в расположении объятых скорбью; потому что постигнутым бедствиями и день кажется темнее ночи. Сие-то давая знать, и сказал Бог: и дам тму на землю твою, а не на всю землю. Если же кто скажет, что в Египте во время войны действительно была тьма, и тем Бог показывал, что Сам Он употреблял Вавилонян для наказания Египтян; то не погрешит таковой против благочестивого смысла.

Иез.32:9. И разгневаю сердца людей многих, егда изведу

плен твой во языки, в землю, ея же не знал ecu , (10) и уныют о тебе язы ́цы мнози, и цари их ужасом ужаснутся, когда извлеку меч Мой на лице их, чающе падения своего, от дне падения твоего. По пленении твоем, одни, припоминая прежнюю твою наглость, окажутся к тебе немилосердными, а другие будут плакать и скорбеть, по случившемуся с тобою заключая о бедствиях, и им угрожающих. Потом извещает Бог, что придет вавилонское воинство, и будут в нем некие доблестные борцы (ибо их назвал (11) ис полинами). И поелику Вавилоняне свирепее всех народов; то, говорит Бог, накажут они тебя, Египет, за твою гордыню (ее-то назвал (12) укоризною; потому что высокомерный всегда укоритель). Сказует еще, что Вавилоняне сокрушат силу Египтян, отведут их в плен, расхитят стада, и на долгое время течение реки останется светлым, потому что не возмутит его ни скот, ни человек, по причине запустения, произошедшего по пленении. И водотечи, перестав изливаться туда и сюда, как сказано, (14) яко елей потекут, то есть спокойно и тихо, не встречая никакого препятствия. Будет же это, когда запустение постигнет Египет, и жители его отведутся в плен.

Иез.32:15. И уведят,

говорит Бог, яко Аз есмь Господь. Испытанием бедствий научены будут тому, сколько ничтожны сами они, и познают Мое владычество. Потом сказует:

Иез.32:16. И дщери языческия

(разумеет же города и селения) восплачутся о нем, над Египтом, и над всею силою его, восплачутся о нем, глаголет Адонаи Господь. Не о народе только египетском, но и о царе их будут плакать города других народов, представляя в мыслях прежнее благосостояние, и видя внезапно происшедшую перемену.

Иез.32:17. И бысть во второенадесятое лето, перваго месяца в пятыйнадесять день

месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя: (18) сыне человечь, восплачися о крепости египетстей, и преклоняя преведи его, то есть, словом пророчества преклоняя из принятого им положения, сводя и совлекая с царского престола, и сведут дщерей его мертвых язы ́цы в глубину земную, к низходящим в пропасть. Дщерями называет опять города и селения, которые, как говорит, преданы будут смерти; ибо пропастью наименовал смерть, заимствовав название сие от могилы.

Иез.32:19. От вод благолепно сниди, и поспи с необрезаными,

то есть ты, увеселявшийся прежде речными водами и заимствовавший благолепие от плодов, ими порождаемых, но не обрезавший нечестия сердца, претерпи избиение вместе с подобными тебе. Потом, снова повторив тоже самое, Бог присовокупил:

Иез.32:21. И рекут ти исполини: в глубине пропасти буди: кого лучше ecu ты? Сниди, лязи с необрезаными среде, язвеных мечем.

Тоже о царе вавилонском говорит и блаженный Исаия: и рекут тебе князи от века: и ты пленен еси, яко же и мы: и в нас вменен ecu . Сниде слава твоя во ад, и многое веселие твое: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь (Иса. 14, 10. 11). И здесь сказано: рекут тебе соделавшиеся известными по своей силе и давно умершие (они названы исполинами): будь подобным нам мертвецам; ибо кого лучши ecu ты, что пытаешься стать бессмертным? Посему сниди, прийми конец жизни, претерпи избиение, одинаковое с теми, которые отваживались на подобные твоим дела. Потом исчисляет соделавшихся знаменитыми по силе своей.

Иез.32:22. Тамо Ассур и весь сонм его, вси язвении тамо дашася: и гроб их во глубине пропасти, и бысть сонм его окрест гроба его,

то есть, кто был пресловутее царя ассирийского? Однако же и он приял конец жизни, и все его воинство участвовало в его кончине.

Вси язвении падшии мечем, (23) иже даша гробы их в стегнех рва. Так наименовал вид их гробниц, потому что они продолговаты, и походят на бедра.

И бысть сонм его окрест гроба его, ecu тии язвении падающии мечем. Ибо подобно царю своему и они подверглись избиению и умерщвлены при его гробнице. И сие, говорит Бог, потерпели мужи, видевшие страх свой на земли жизни. Однако же все они, и устрашавшие и устрашаемые, примут, как сказано, посрамление свое с низводимыми в пропасть; потому что лишившись прежней славы, со стыдом кончат жизнь, быв умерщвлены подобно тем, которых умерщвляли сами. Потом перечисляет памятники по народно.

Иез.32:24. Тамо Елам и вся сила его окрест гроба его:

и все множество его, и вси язвении и падшии мечем, и низходящии необрезани в глубину земную. Ибо было в обычае во время войн устраивать памятники по народно; соплеменники, собрав своих, погребали их в одной могиле. Посему и здесь дает видеть Бог, что так поступил народ еламитский, который был смежен с Ассириянами, и извещает, что прияли смерть необрезанными, ни мало не избавившись от нечестия. Потом, снова сказав, что бывшие прежде страшными для всех (25) прияша мучение свое, и умерли подобно другим, присовокупил, что у каждого из всех необрезанных, язвенных мечем, гроб окрест его. Сказует же, что и другие народы претерпели такое же избиение.

Иез.32:26. Тамо дашася Мосох, и Фовель. Фовелом называются Иверы, а Мосохом – Каппадокияне. Но сказав о них опять тоже, что говорил об Еламитянах, присовокупляет:

Иез.32:27. И положиша мечи своя под главы своя.

Ибо оружия делаются излишними по умерщвлении действовавших ими. Но сказывает и причину их избиения.

И быша беззакония их на костех их, то есть, понесли наказание за нечестие. Потом объясняет и самый род нечестия.

Яко устрашиша исполинов в житии своем, и страх сильным быша на земли живых, то есть, поступали с такою жестокостью и наглостью, что на всех навели страх, не только на людей незначительных, но и на тех, которые высоко думали о своей силе и могуществе. Потому, сказано, и потерпишь ты убиение подобно тем, которые умерщвлены тобою. Сему же подверглись и другие народы.

Иез.32:29. Тамо Едом и царие его, и вси князи

его, давшии крепость свою на язву мечную, то есть, крепость свою употребившие на совершение убийств. Показав же, что и они таким же образом умерщвлены, подобно сему, присовокупляет Бог,

Иез.32:30. Тамо князи северстии ecu , вси воеводы Ассуровы, иже сведены быша с язвеными со страхом своим.

Ибо изыдет дух его, и возвратится в землю свою, как говорит божественный Давид, в той день погибнут вся помышления его (Псал. 145,4). Тоже изрек Бог и здесь: иже сведени быша с язвеными со страхом своими; потому что смертью рассеян страх преобладания.

Побежденные, сказано у Пророка, с крепостию своею, то есть лишены крепости.

Стыдящеся успоша необрезании. Ничто не наполняет таким стыдом, как обвинение лукавой совести. Необрезанными же Пророк назвал опять тех, у которых не обрезаны излишества греха. Потом, сказав: прияша мучение свое, то есть наказание, с низходящими в пропасть, Пророк присовокупил:

Иез.32:31. Тех узрит царь Фараон, и утешиться

о всей крепости их: язвении мечем Фараон, и вся сила его, глаголет Адонаи Господь. (32) Яко дах страх его на земли жизни, и успнет среде необрезаных с язвеными мечем Фараон, и все множество его, глаголет Адонаи Господь. Фараон, сказано у Пророка, смотря на тех, которые возвысились и соделались очень сильными, получить некоторое утешение; а с ним утешатся и подданные его; однако же понесет он наказание за нечестие; потому что, внушив великий страх подвластным, сам не принял Моего закона, но оставил душу необрезанною. А за сие вместе с подобными ему, и сам он, и те, которые одинаково с ним думали, и подобно ему жили, будут преданы смерти.

Посему дознав это из Божиих словес, приобретя сведение о том, каким наказаниям подвергаются те, у кого душа не обрезана, приимем, умоляю вас, не рукотворное обрезание всесвятаго Духа, о котором блаженный Павел говорит: и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человек, но от Бога (Рим. 2, 29). Обрезание же сердца, как научены мы, есть оставление греха и отсечение худых движений мысли. Сему научая, Владыка сказал: аще око твое десное со блазняет тя, имы е, и верзи от себе (Матф. 5, 20). Тоже самое сказав о руке и ноге, присовокупил Он: уне ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну. А удами здесь назвал действенность телесных членов, которую надлежит обрезывать, отсекать, и сим очищать разумную силу и всецело посвящать и освящать законам Божиим. Ибо так соделаемся чуждыми общения с сопротивником, и примем в дом свой нашего Владыку и Благодетеля. Ему подобает слава во веки веков. Аминь.


Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры