блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 8

Иез.8:1. И бысть в лето шестое, в

пятый12 месяц, в пятый день месяца, аз седех в дому, и старейшины Иудины седяху предо мною. Известно, что Пророк был пленен вместе с Иехониею. Почему везде означает одно и тоже время. Но как некий наставник юношества не престает заниматься образованием пребывающих в плену, и приводить их к познанию воли Божией. И сие выразил сказав: старейшины Иудины се дяху предо мною. Потом присоединяет:

И бысть на мне рука Адоная Господа. Действенность Божия Духа называет рукою Господа.

Иез.8:2. И видех, и се подобие мужа, от чресл его и даже до низу огнь, от чресл же его вверх, яко же видение зари, яко взор илектра.

Кого видел сидящим на Херувимах, Того видит без Херувимов; потому что является, иногда в страшном, а иногда в кротком виде, устрояя все по мере потребности. Ибо Сам Он говорит: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12, 10). Не в сущности видим был; почему в Пророк сказует, что видел подобие.

Иез.8:3. И простре подобие руки

человеческой, говорит Пророк, и взя мя за верх главы моея, и взя мя дух среде земли, и среде небесе, и веде мя во Иерусалим в видении Божии на преддверие врат внутреннейших зрящих на север, идеже бе столп образа ревности притяжавающаго. Должно заметить, что Пророк, как сказал он, видел сие в видении Божии. Посему не телесное было перемещение и не плотское зрение, но, сидя в дому средь старейшин Иудиных, созерцал он все это видение. И о сем извещает он по описании видения; ибо говорит: взыдох, т. е. пришел сам в себя, от видения моего (Иезек. 11, 25). поелику предрекает тяжкие наказания; то по необходимости объясняет и причины их, и видит в Божием храме в столп образа ревности. Там противозаконно поставлен был идол; его-то и называет ревностию, взяв образ речи с прелюбодейных, приводящих мужей в ревность. Сие и Сам Бог изрек устами великого Моисея: тии раздражиша Мя не о Боге, и объясняя сие присовокупил: прогневаша Мя в идолех своих (Втор. 32, 21).

Иез.8:4. И се ту бяше слава Господа Бога Израилева по видению, еже видех на поли.

Иез.8:5. И рече ко мне: сыне человечь, воззри очима твоима на север: и воззрех очима моима на север ко вратом зрящим на восток требника, идеже образ p вения сего во входе.

И прежде уже говорили мы, что Пророк объясняет правдивость наказания Иудеев; почему праведный Судия показывает ему все, на что они отважились.

Иез.8:6. И рече ко мне: сыне человечь, видел ли ecu что c и u творят? Беззакония велика дом Израилев творит зде, еже удалятися от святынь Моих.

Видишь ли, говорить Бог, что сами они пороками навлекают на себя наказания? За нечестие и небрежение о служении Мне удалены будут от святых Моих мест, по пророчеству Давида: удаляющии себе от Тебе погибнут (Пса. 72, 27).

Иез.8:7. И введе мя к предвратию двора, и видех, и се скважня едина в стене.

Иез.8:8. И рече ко мне: сыне человечь, раскопай стену, и раскопах, и се дверь едина

в стене. (9). И рече ко мне: вниди, и виждь беззакония злая, яже творят c и u зде. Владыка, показав ему нечестие, на какое явно отваживались, указует и делаемое скрытно. Ибо говорит Пророк:

Иез.8:10. Внидох, и видех, и се всякое подобие гада, и скота, суетная гнушения, и всякая кумиры дому Израилева написани быша на стене всюду около.

Иез.8:11. И седмьдесять мужей от старейшин дому Израилева,

и Иезония, сын Софанов посреде их стояше, и кийждо кадильницу имеяше в руце своей, и дым кадила восхождаше. При нечестии и чрезмерное безумие; ибо что безумнее сего – покланяться изображениям ядовитых пресмыкающихся, и бессловесных скотов? Одних обыкли мы умерщвлять, как вредоносных и злокозненных, а других Владыка отделил в рабство и служение нам; ибо сказано: Прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком (Псал. 140, 8). Посему примем во внимание, какого неразумия исполнено это – покланяться изображениям слуг и рабов. Потому Владыка, справедливо негодуя, говорит Пророку:

Иез.8:12. Видел ли ecu сыне человечь, яже старцы дому Израилева творят, кийждо на ложи тайнем своем?

Зане реша: не видит Господь, оставил Господь землю. Причиною нечестия забвение Бога; уверив самих себя в том, что Бог не имеет смотрения над тем, что они ни делают, уклонились они в оное беззаконие. Но думать и говорить противное сему научены мы блаженным Давидом; ибо говорит он: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Псал. 15, 8).

Иез.8:13. И рече ко мне: еще узриши беззакония болшая, яже c и u творят.

Иез.8:14. И введе мя в преддверие врат дому Господня, зрящих на север: и се тамо жены седящия плачущеся о Фам музе.

Сим обличает, не в нечестии только, но и в непотребстве, потому что Фаммуз на эллинском языке называется Адонисом. Посему разумеется здесь плачь на оргиях Афродиты, непотребного демона, которому служили ради непотребства.

Иез.8:15. И рече ко мне: сыне человечь, и еще узриши

начинания болшия сих. (16). И введе мя во двор дому Господня внутренней, и в преддверие храма Господня, между Еламом и между жертвенником, яко двадесять и пять мужей, задня их ко храму Господню, и лица их прямо к востоку: и c и u покланяются на восток солнцу. И это весьма великое дело злочестия; ибо, обратив хребет к Владыке, покланяться такому же, как и мы рабу, не значит ли превзойти всякую меру безумия? Еламом же назвал Пророк преддверие Божия храма; потому что перед ним сооружен был медный жертвенник. Сказано же, что, стоя между Еламом и жертвенником, отваживались на оное нечестие. Сим подробным указанием Владыка, как бы оправдываясь пред Своим служителем в том, что наказывает Иудеев, прекрасно говорит ему:

Иез.8:17. Видел ecu сыне человечь, еда мало дому Иудину, еже творити беззакония, яже сотвориша зде

? Понеже наполниша землю беззакония, и обратишася разгневати Мя: и се c и u простирают лозу аки ругающеся Мне. Ибо избрал Я их, говорит Бог, в намерении и других ими отвратить от нечестия; они же не только не были для других полезны, но и отважились на большее нежели другие, злочестие, так что вся земля наполнилась наконец беззакония; всюду простерли ветви нечестия, поступая вопреки Моему намерению. Почему говорит Бог:

Иез.8:18. И Аз сотворю им с яростию: не пощадит око Мое, и не помилую: и воззовут во уши Моя гласом великим, и не услышу их.

Как они простерли всюду ветви, не благочестия, но нечестия, и послужили к большему вреду для соседних народов; так и Я без пощады к уврачеванию их употреблю усечение, не удерживаясь их молениями, не слушая их воплей; потому что пощада таковых не есть милость. Врачу надлежит обращать внимание, не на слезы и слова подвергаемого усечению, а на требование искусства.

* * *

12

По другим чтениям, как и в славянском переводе: шестый.


Комментарии для сайта Cackle