блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 7

И зная, что непрестанное повторение горестных предречений может смягчить и крайне упорных, снова иным образом предрекает скорби. Ибо сказано:

Иез.7:1. И бысть слово Господне ко мне глаголя: и ты сыне человеч: сия глаголет Адонаи Господь, земли Израилеве конец прииде, конец прииде на четыре крила земли. (3). Пришел есть конец ныне, и приидет конец на тебя населяющего землю сию. Четырьмя крилами земли называет пределы, не вселенной, но земли израильской; то есть, вас постиг конец: не думайте избежать угрожающих бедствий, не прибегнув к покаянию. Ибо всех вас постигнет гибель.

И испущу ярость Мою на тя, и сужду тебе по путем твоим. Кстати сказать теперь с блаженным Павлом: страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр. 10, 31); ибо воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 6). Cие изрек Бог и здесь: и сужду тебе по путем твоим. И дам на тя вся мерзости твоя, то есть, пожнешь, что посеял, и получишь воздаяние достойное дел.

Иез.7:4. He пощадит око Мое на тя, и не помилую.

Ибо когда превзойдем меру беззаконий, и болезнь сделаем неисцельною, тогда преградим себе Божию милость.

Зане путь твой на тя дам, и мерзости твоя на тебе будут, и увеси, яко Аз Господь. Самое великое утешение для наказуемых – познание наказующего Бога.

Иез.7:5. Сия глаголет Адонаи Господь: зло едино, зло се идет.

Иез.7:6. Конец пришел есть, прииде конец, воста на тя, се прииде

конец. (7). Прииде плетение на тя живущаго на земли. Человеколюбие Божие неизреченно, для того угрожает наказаниями, чтобы не наказывать; но когда не убоимся угроз, тогда изведаем их на опыте.

Сие потерпели и Иудеи, которые слышали, что пришел есть конец, и не убоялись конца. А злом единым называет Пророк постигающую их конечную пагубу, и пленением – греховные узы; ибо сказано: пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5, 22); и Исаия говорит: горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя (Иса. 5, 18 ).

Прииде время, говорит Бог, приближися день, не с молвою, ниже с болезнми. (8). Ныне изблизу излию гнев Мой на тя, то есть, отсрочки наказание не будет; напротив того пришло, настало время оного. Потом снова описывает, как понесут наказание за неправды свои, и вскоре за тем присовокупляет к сказанному:

Иез.7:10. Процвете жезл,

Иез.7:11. прозябе укоризна, и сокрушит утверждение беззаконника. Жезлом

назвать наказание, орошенное беззаконием и процветшее: а укоризною нарек нечестие против Бога, которому весьма долго предавались, пренебрегая Божиим долготерпением. Но в настоящее время, говорит Бог, укоризна сия прозябла, и сокрушит утверждение беззаконника. Почему присовокупляет:

Иез.7:12. Купуяй да не радуется, и продаяй да, не плачется: яко гнев на все множество ея, и притяжаваяй к продающему,

т. е. желающий изменить договор, ктому не возвратится; потому что все подпадут равным бедствиям, будут одинаково сетовать и воздыхать. Однако же, говорит:

Еще в жизни живущим, яко видение на все множество их не возвратится. Когда обременяет их, столько бедствий, не отчаиваются в жизни, говорит Пророк, и всем им пророческое видение не кажется верным. Должно же, продолжает Пророк, им знать, что

Человек во очесех жизни своея не укрепится, то есть, события не всегда непременно, соответствуют человеческим надеждам, напротив того, кто надеялся жить, тот не редко находил себе смерть.

Иез.7:14. Вострубите трубою, и разсудите вся,

и нет грядущаго на рать, яко гнев Мои на все множество ея . поелику думаете, говорит Бог, что предрекаемое Мною ложно; то вострубите трубами вашими, оставайтесь в той мысли, что всех вы лучше; но никакой не получите от сего пользы; потому что не будет у вас способных взяться за оружие; на всех вообще наложу всякого рода наказания.

Иез.7:15. Рать отвне с мечем, глад же и смерть извнутрь: иже на поли мечем скончается, сущих же в граде глад и смерть скончает.

Посему в состоянии ли вы будете вести войну, будучи остенены таким множеством и таких бедствий?

Иез.7:16. И уцелеют спасеннии от них, и будут на горах, яко голубицы скорбяще. Сетуя и плача уподобятся, они голубицам, воркующим уныло, потому что голос голубиц походит на стенание.

Всех избию, говорит Бог, коегождо в неправдах его. Не вопреки справедливости буду наказывать, но каждого подвергну наказанию, какого стоит он.

Иез.7:17. Вся руки разслабеют: и вся стегна окаляются мокростию.

То и другое служит признаком робости.

Иез.7:18. И препояшутся во вретища, и покрыет я ужас: и на всяком лице срам, и на всякой главе плешь.

Когда увидят тучу постигающих зол, и ни откуда не окажется нм никакой помощи; тогда в отчаянии бросят воинские оружия, и примут на себя печальный вид. Пророк упомянул о вретищ и о голов обритой; потому что тогда в обычае было сие у плачущих.

Иез.7:19. И сребро их на стогнах повержется, и злато их презрено будет.

Потом открывает и причину презрения к имуществам.

Сребро их злато не возможет избавити их в день гнева Господня. Видя, что приобретение серебра и золота бесполезно, с презрением будут бросать их, не заботясь уже о хранении их, как делали прежде.

Души их не насытятся, и чрева их не наполнятся, зане казнь неправостей их бысть. Какую пользу доставят им серебро и золото, когда нападет на них голод, и настанет недостаток в самом необходимом, нечем будет наполнять чрево, душа взалчет пищи, начнется же истязание и исследование неправд их? Потом Пророк снова объясняет причины наказания.

Иез.7:20. Избранныя утвари в гордыню положиша я, и образы мерзостей своих и гнусности сотвориша от них.

Серебро, и золото, и драгоценные камни обратили они в пищу своему высокомерию и нечестию, приготовляя себе из них дорогие украшения, а большую часть употребляя на делание идолов.

Сего ради, говорит Бог, дах оная им в нечистоту. (21). И предам я в чуждия py це, еже разграбити я, и губителям земли в корысти, и осквернят я. (22). И отвращу лице Мое от них. Губителями земли назвал Вавилонян, как самых жестоких, беззаконных и воспитанных во всяком злочестии. Им предам, говорит Бог, и устроенных вами золотых и серебрянных идолов, и ту дорогую утварь, какую приготовили вы себе самим: и осквернят я, то есть, из драгоценных веществ сделанных идолов ваших употребят на другие изделия.

И осквернят стражбу Мою и внидут в нея не опасно, и осквернят я. (23). И сотворят мятеж. Стражбою Своею именует Бог посвященный Ему храм, из которого, как казалось надзирал Он над Израилем, и удостаивал его, промышления Своего. Не только идолов ваших, говорит Бог, предал Вавилонянам, но я освященный Мне храм, и которого надзирал Я над вами. И внидут в него не опасно, то есть, не приуготовившись и не очистившись по закону, не приняв предварительно обрезания, но в обагренном кровью наряде, во всем воинском вооружении, совершая убийства внутри его, проникая в самое святилище; сие выразил Бог, сказав: и осквернят я, и сотворят мятеж. Потом сказует и причину.

Понеже земля полна людей, и град полн беззаконий, то есть, множество беззакония их уподобляется множеству людей во вселенной.

Иез.7:24. И приведу злыя языки, и наследят домы их, и осквернят святая их.

He сказал: святая Моя, но говорит: святая их, то есть, ими Мне посвященное, в чем не имел Я нужды, и что принял от них из попечительности о них. Но и сие, за беззакония их оскверняемое и попираемое презрю опять.

Иез.7:25. Моление приидет, взыщет мира и не будет,

то есть, в высшей степени бедствий будут умолять о благоволении и освобождении, но не получат его.

Иез.7:26. Горе на горе будет, и весть на весть.

Бедствия за бедствиями будут следовать у них, и один худой слух будет сменяться другим худшим слухом.

И не будет видение от Пророка, и закон погибнет от жерца, и совет от старец. Сие и до ныне продолжается еще у них во всей силе, потому что и священство отправляется у них не по законам, и угасла благодать пророчества.

Иез.7:27. Царь восплачется, и князь облечется в пагубу, и руки людей земли разслабеют.

Сие яснее открывает нам Иеремия, повествуя о том, что было при Седекии, и о бегстве его.

По путем их сотворю им, и по судом их отмщу им, и уразумеют, яко Аз Господь. Сии наказания наложу на них, говорит Бог, подвергнув ответственности за то, в чем прегрешили.

Посему и всем нам надлежит из всего, что сказано, пожиная пользу, не наказание навлекать на себя лукавством, но слезами покаяния врачевать греховные язвы, чтобы не переполнилась ладья и не потопила нас, по праведным судам Божиим Богу подобает слава во веки веков! Аминь.


Комментарии для сайта Cackle