блаженный Феодорит Кирский

Глава 9

Иез.9:1. И возопи во уши мои гласом великим, глаголя: приближися отмщение града: и кийждо имеяше сосуды истребления в руце своей.

Потом объясняет, какие это сосуды.

Иез.9:2. И се шесть мужей, идоша от врат высоких зрящих на север, и коемуждо секира в руце его.

Поелику на северной стороне поставлен был идол, и жены оплакивали Фаммуза, то по необходимости оттуда дается вход и наказание. Надлежит же привести себе на память сказанное выше, а именно, что четвертая часть жителей города, как изрек Бог, предана будет смерти. Посему, смотри, карательные силы готовы совершить определенное наказание. Один Ангел поразил многие тысячи ассириян, одному также повелено было избить первородных египетских, но здесь наказание иудеев поручается шести мужам, по чрезмерности нечестия.

И муж един посреде их облечен в подир, и пояс от сапфира о чреслех его:

У седьмого облачение священническое, потому что принадлежал к числу не наказывающих, но служащих тем, которые достойны спасения. поелику Бог заповедал чтить седьмой день, то и здесь седьмого показывает в досточтимом виде.

и внидоша и сташа близ жертвенника медянаго.

Сей жертвенник поставлен во двор пред преддверием храма.

Иез.9:3. И слава Бога Израилева взыде от Херувимов сущая на них, в непокровенное дому:

Поелику готовится произнести приговор городу, то делает сие вне святых мест, потому что из них подается спасение, а не наказание посылается.

и призва мужа оболченна в подир, иже имеяше на чреслех своих пояс.

Иез.9:4. И рече Господь к нему: пройди среде града Иерусалима, и даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих бывающих среде их.

Доброе дело – делать увещания и подавать советы согрешающим, н когда они прекословят и не слушаются, необходим и полезен плач. Посему и блаженный Павел сказал: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся» (2Кор. 11, 29)? И еще: «да не паки пришедша мя смирить Бог мой у вас, и восплачуся многих прежде согрешших, и непокаявшихся» (2Кор.12, 21). Посему благочестивы были и сии сетующие и стенящие о беззаконии народа. Почему и отличаются, чтобы не соделаться участниками в наказании. Такую дав сему заповедь, говорит Пророк, повелевает Бог прочим:

Иез.9:5. Идите в град в след его, и изсецыте,и не пощадите очима вашима, и не помилуйте.

Иез.9:6. Старца, и юношу, и деву и младенцы, и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся, от священных Моих начните.

Еще скажу словами блаженного Павла: «страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10, 31); присовокуплю же и слово богомудрого Давида: «блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время» (Пс.105, 3); ибо в «день лют избавит их Господь". То и другое находим в сказанном теперь у Пророка: одни нещадно посекаются со всем родом, и наказание простирается на всякий возраст, другие же праведно спасаются и остаются свободными от общения с первыми. Повелевает же Бог карательным силам начать с освященных Его, не в собственном смысле именуя их святыми, но потому что почитались святыми, как отделенные на богослужение. Ибо сказано сие не о святых местах, как полагали некоторые, но о людях освященных на служение Богу. И сие явствует из последующих слов пророчества, ибо в след за сим присовокупляет Пророк:

И начаша от мужей старых, иже беша внутрь в дому.

Повелевает умерщвлять внутри дома, потому что там совершали беззакония; там справедливо потерпят и наказание. Ибо говорит Пророк:

Иез.9:7. И рече к ним: оскверните дом, и наполните пути мертвецев, исходяще, и изсецыте.

поелику сами осквернили дом Божий идолами, то праведный Судия повелевает то же делать избиением беззаконных. И вышедши поражали город.

Иез.9:8. И бысть внегда сечаху, остах аз един, и падох ниц, и возопих и рех: о люте мне, Адонаю Господи, еда потребляеши Ты останки Израилевы, егда разливаеши ярость Твою на Иерусалим!

Пророк человеколюбив и преклоняется на милость. Таков был и блаженный Павел, который молился «отлучен быти от Христа» за иудеев (Рим. 3, 3). Но Владыка успокаивает сего благожелательного служителя и объясняет ему справедливость наказания. Ибо говорит:

Иез.9:9. Неправда дому Израилева и Иудина возвеличися зело зело,

И сим усугублением выразил чрезмерность усилившегося зла.

яко наполнися земля людей многих, и град наполнися неправд, и нечистот, яко реша: оставил есть Господь землю, и не видит Господь.

На сие отваживаются они, говорит Бог, уверив самих себя, что я не надзираю, и не вижу, что делается.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 43 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 5 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XL святитель Иоанн Златоуст

5. Толкование на книгу пророка Варуха – Глава 5 профессор Александр Павлович Лопухин

6. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга третья преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Книга пророка Иезекииля – Глава 9 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Книга пророка Иеремии – Глава 25 преподобный Ефрем Сирин

9. О различных вопросах – О восьми вопросах из Ветхого Завета блаженный Аврелий Августин

10. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

Комментарии для сайта Cackle