блаженный Феодорит Кирский

Глава 12

Ос.12:1. Ефрем же зол дух, гоняше зной весь день.

И объясняя, что называет зноем, присовокупляет:

Тщетная и суетная умножи, и завет со Ассирияны завеща, и елей во Египет посылаше.

Злым духом именует лукавое произволение, а под старанием о "зное" разумеет труд не только бесплодный, но и вредный. Когда Я, говорит Бог, так был к ним расположен, они, живя порочно, поставили на холмах множество идолов (ибо их назвал тщетными и суетными, потому что подобно зною портят все их плоды). А сверх того, сами себя лишив Моего о них попечения, то домогались быть под покровительством царя ассирийского, то просили помощи у Египтян. Сие-то называет Бог продажею елея; потому что не торговлю осуждает, но дает разуметь одно из двух, или что приносили елей, как некий дар царю египетскому, или что, принося золото, домогались у него милости, умоляя быть их помощником.

Ос.12:2. И суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова: по путем его и по начинаниям его воздаст ему.

Но поелику так они поступили, то произведу суд, обличу беззаконие Иуды, произнесу на него правдивый приговор, что не поревновал добродетели предков, но оскорбил праотца злочестием. Потом поставляет на вид дела патриарха Иакова, сравнением с отеческою добродетелью обличая их беззаконие.

Ос.12:3. Во утробе запя брата своего: и труды своими укрепе к Богу.

Ос.12:4. И укрепе со Ангелом и превозможе,

то есть, Иаков, в самое время рождения держась за пяту брата, произошел на свет, предуказуя тем, каков он будет, и как при помощи доброго обмана приобретет себе благословение первородства, а по прошествии времени, достигнув мужеского возраста, столько отличился подвигами добродетели, что привлек себе Божие о нем промышление, и однажды, убоявшись присутствия Исавова и восслав молитву к Богу, не просто получил от Него помощь, но вступил, как казалось, в борьбу с Явившимся ему ночью, и одержал над ним победу, чтобы изгнать из сердца страх, рассудив, что преодолевший, как казалось ему, Бога не будет препобежден людьми. Здесь один и тот же назван и Богом и Ангелом; потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и «Богом крепким» и «Ангелом великого совета» (Ис.9:6).

Плакашася и молишася Ми: в дому Онове, обретоша Мя, и ту глаголася к ним.

Другие толковники, Акила, Симмах и Феодотион представили сие сказанным об Иакове: плакал, и умолял Его, и обрел Его в Вефиле; потому что Иаков, спасаясь бегством от злоумышлений брата и отправившись к дяде Лавану, в Вефиле сподобился Божественного откровения, и приял Божии обетования. Сказано ему было: "не бойся, Иаков, се Аз есмь с тобою» (Быт.28:13, 15). И Иаков со слезами, как вероятно, произнес оные слова: «аще даст ми Господь хлеб ясти, и ризы облещися, и возвратит мя с миром, будет Господь мне в Бога: и камень сей, егоже поставих, будет ми дом Божий: и от всех яже даси, десятину одесятствую та Тебе» (Быт.28:20–22). А возвращаясь, когда был на том месте, песнословя Благодетеля, изрек: «с жезлом сим преидох Иордан сей: ныне же бых в два полка» (Быт.32:10). Посему такой смысл придали словам сим толковники Акила и Симмах, показывая, что в Вефиле, где ныне находится идол Онов, явился Бог Иакову. Но семьдесят тем самым, что от числа единственного переходят к множественному, научают нас разуметь сие место так: праотец ваш за таковую его веру сподобился Моего о нем попечения, а вы пошли противоположными путем, и вознамерившись принести покаяние, не пришли во храм, Мне посвященный, но взыскали Моей помощи, сетуя пред идолом Оновым. А Я, и после такого поругания надо Мною, являлся вам, и в тех местах, где призывали Меня, давал ответы. И сие ясно показывает Пророк Амос, который все свое пророчество изрек в Вефиле, где был идол Онов. Ему и вефильский жрец Амасия говорил: «отыди на землю Иудину, а в Вефиле не приложи прорицати, яко освящение царя есть» (Ам.7:12–13).

Ос.12:5. Господь же Вседержитель будет память Его.

Ос.12:6. Милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно.

Имея такового Владыку, который державствует над всеми, всегда храни незабвенное о Нем памятование, держись правды, будь человеколюбив к ближнему и постоянно следуй Божиим повелениям. Так приближаясь к Богу, будешь иметь в Нем готового заступника.

Ос.12:7. Ханаан в руце его мерило неправды, насильствовати возлюби.

Ос.12:8. И рече Ефрем: обаче обогатех, обретох прохлаждение себе.

Ханааном называет Пророк Ефрема. Так и блаженному Иезекиилю повелено было сказать Иерусалиму: «корень твой и бытие твое от земли Хананейски: отец твой Аммореанин, и мати твоя Хеттеаныня» (Иез.16:3); потому что, кому поревновали в нечестии, от тех заимствовали и название свое. Поэтому ты, Ефрем, подражая лукавству Ханаана, приобрел неправедные мерила ума; потому что презираешь справедливость, желаешь несправедливого владычества, высоко думаешь о богатстве, и в высокомерии себе приписываешь собрание оного. Должно же знать, что о неправедном мериле упоминает и блаженный Давид, говоря: «лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати». И последующие за сим слова согласны с тем, что сказано о Ефреме: не уповайте на неправду и на восхищение не желайте: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:10–11). Сказанное у Давида и у Пророка истекло от единого Духа, и самые последние слова у Давида: «яко Ты воздаси комуждо по делом» (Пс.61:13), согласны с прибавленным здесь:

Вси труды его не обращутся ему ради неправд, имиже согреши;

потому что лишен будет обилия благ, подвергшись справедливому наказанию за беззаконие.

Ос.12:9. Аз же Господь Бог твой, изведох тя из земли Египетски: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника.

Поелику, избавленный от египетского рабства, благодеяние сие предал ты забвению, то снова будешь жить в кущах, переселенный в чуждую землю, и воспомянешь о тех кущах, которые устроил, веселясь во время праздников и с торжеством совершая память пребывания в пустыне. Говорит же здесь Пророк о празднике кущей.

Ос.12:10. И глаголах ко пророком, и аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся.

Но ты справедливо несешь это наказание; потому что, прияв от Пророков предречения об оном, не убоялся, и не захотел переменить своих мыслей, хотя предсказания сии выражены были не словами только, но и льдами. Ибо таковы были и предречения богомудрого Осии; по Божию повелению поял он, то жену блужения, то любодейцу, представляя в себе образ Бога всяческих, и обличая беззакония народа. А сверх сего Бог дает сим разуметь, что различные употреблял откровения, показуя не естество Свое (оно невидимо), но сообразуя созерцаемое с потребностью; потому что не всем являлся одинаково, но иначе Даниилу, иначе Иезекиилю, иным образом Исаии, и иным Михею; и прежде сего различно являлся Моисею и Аврааму.

Ос.12:11. Аще не Галаад есть, убо ложни Быша в Галгалех князи требы кладуще.

А вы, наслаждаясь от Меня сими благами, в Галааде и Галгалах, в городах наполненных идолами, вместе с князьями вашими приносите жертвы демонам, хотя не они, а Я вам благодетельствую. Ибо, если бы из Галаада, то есть, от идолов, прияли вы какое благо, то было бы еще место обману. Но поелику, Моими услаждаясь дарами, идолам приносите жертвы в Галааде и Галгалах, то делаетесь сами провозвестниками своей неблагодарности.

И требища их якоже желви на целизне польстей.

Желв принадлежит к числу земноводных, но, пребывая в водах, нередко избегает из рук у ловцов, а вышедши на землю, удобно уловляется. Так, говорит Бог, подобно "желви", у вас устроенные демонам алтари будут взяты и раскопаны врагами. Потом снова напоминает Бог о добродетели праотца.

Ос.12:12. И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Исраиль о жене, и о жене снабде.

Ос.12:13. И Пророком изведе Господь Исраиля из земли Египетския, и Пророком снабдеся.

Ваш Праотец, вняв советам матери, решился оставить отеческий дом, чужую землю предпочел родной ради жены, чтобы поять за себя не Хананеянку, но из рода Симова, возлюбил рабство паче свободы, и сохранил закон, постановленный о женитьбе отцами. Поэтому и потомство его пользовалось Божиим о нем промышлением; потому что род его, принужденный быть в рабстве у Египтян, сподобил Бог освобождения чрез великого Пророка Моисея, и когда пребывал он в пустыне, сохранил его невредимым, употребив в служение того же Пророка.

Ос.12:14. Разгнева Мя Ефрем и возъяри Мя: и кровь его но нем пролиется, и укоризну его воздаст ему Господь по словеси Ефремову.

А Ефрем, ведя род от патриарха, возбуждает Меня на гнев; потому что живет во всяком беззаконии; но он пожнет рукояти посеянного им, подвергшись наказаниям соразмерно тому, что сделано им.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Михея – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Три книги толкований на пророка Осию к Паммахию. преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

4. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 1 епископ Палладий (Пьянков)

5. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXIV святитель Иоанн Златоуст

6. Толкование на книгу пророка Варуха – Глава 2 профессор Александр Павлович Лопухин

7. Книга пророка Осии – Глава 12 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Книга пророка Амоса – Глава 3 преподобный Ефрем Сирин

9. Толкование на послание к Филимону – Введение святитель Феофан Затворник

10. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс