блаженный Феодорит Кирский

Глава 12

Зах.12:1. Пророчество словесе Господня на Израиля, глаголет Господь, прострый небо, и основаяй землю и созидаяй дух человека в нем.

Не я, говорит Пророк, представляю вам это, но Творец и Зиждитель всего. Он, и ныне образующий тела во утробах и вместе с ними повелевающий созидаться душам, – Он вещает чрез меня.

Зах.12:2. Се Аз полагаю Иерусалима яко преддверия движимая всем людем окрест, и во Иудеи будет обседение на Иерусалима.

Соделаю город сей для всех народов доступным и одолимым, уподоблю его преддвериям колеблющимся и готовым упасть, так что враги, видя его лишенным Моего о нем промышления, приступят, осадят его, и причинят ему обыкновенно бывающие при этом бедствия.

Зах.12:3. И будет в день оный положу Иерусалима камень попираемый всеми языки: всяк попираяй его ругаяся поругается, и соберутся нань вси язы́цы земли.

Поелику оный "камень", по пророчеству Исаии, «многоценный, избранный, честный», бывший во главу угла (Ис.28:16), отвергли они, как ни к чему негодный; то сделаю, что и Иерусалим попирать будут все ругающиеся и собирающиеся оскорблять его. Пророчество же сие засвидетельствовано событиями; ибо видим, что место, древле святое и чтимое, попирается ныне. А совершилось сие с Иудеями после креста и оного неистовства; потому что прежде этой предерзости не преставали они всегда пользоваться Божиим о них попечением. Сие открывает и пророческое слово, по которому Бог всяческих изрекает обетование, что, при нашествии на них македонских народов, и коней лишит естественной смелости, и вместе с всадниками приведет в безумие и боязнь, а Иуду сподобит Своего о нем промышления. Ибо сие выразил, сказав:

Зах.12:4–5. В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи Мои, и вся кони людей поражу во ослеплении. И рекут тысящницы Иудины вси в сердцах своих: обрящем себе живущия во Иерусалиме о Господе Вседержителе Бозе их.

Вражеские кони, блуждая там и здесь, ничем не будут разниться от слепых, а потому военачальники иудейские, ободрившись, скажут друг другу, что Иерусалим, при помощи Божьей, преисполнится жителями.

Зах.12:6. В день он положу тысящники Иудины яко главню огненну в дровах, и яко свещу огненну в стеблии, и поядят одесную и ошуюю вся люди окрест.

Как головня зажигает дрова, и пламень истребляет солому; так и они будут истреблять отовсюду наступающих на них врагов.

И населится Иерусалим еще по себе,

то есть живя по закону, не входя в общение с язычниками. И Иерусалим имел это преимущество, пока не вознеистовствовал на Спасителя.

Зах.12:7. И спасет Господь селения Иудова – якоже исперва, яко да не величается похвала дому Давидова, и величания живущих во Иерусалиме на Иуду,

потому что из опыта познают, что без Божией помощи не могли ни в чем успеть, а дознав это, не будут ни высоко думать о царском могуществе, ни надеяться на величину оград.

Зах.12:8. И будет в день он, защитит Господь живущих во Иерусалиме: и будет немощный в них в той день яко дом Давидов, а дом Давидов яко дом Божий, якоже Ангел Господень пред ними.

На Божие промышление возложат упование свое; а потому общий всех Господь сподобит их во всем Своей помощи, и даст им такую силу, что самый немощный уподобится царскому дому (ибо дом царский назвал Пророк домом Давидовым), дом же царский неприкосновенностью своею уподобляться будет Божию дому; почему все станут прибегать в него, как в Божий храм, и почитать себя в такой безопасности, как бы для спасения их приставлен был Ангел. Ибо Иудеи, в следствие победы Иуды и Ионафана, приобрели такую славу, что живущие окрест, соседние и сопредельные народы, охотно вызвались споборать им, и не только близкие, но стоящие на много дней пути, населяющие страны западные, Римляне и Спартанцы, с великим усердием возжелали быть с ними в союзе.

Зах.12:9–10. И будет в день он, взыщу изъяти вся языки грядущия на Иерусалим. И излию на дом Давидов, и на живущия во Иерусалиме дух благодати и щедрот.

Столькими благодеяниями ущедрял Я их, нападающих на них врагов предавая всем родам смертен, а им отверзая источники милости, и преисполняя их всякой благодати; они же, когда пришел Я к ним, воздали Мне противным, и пригвоздив ко кресту, пронзили ребро воинским копьем, и не переставали ругаться и глумиться надо Мною. Однако же, не в продолжительном времени увидят Меня пришедшего в Божественной славе, и будут оплакивать свое неразумие, и как плачут о первородном юноше, так, подобно сетующим о первенце, будут терзаться и они.

И воззрят нань, егоже прободоша, и восплачутся о Нем плаканием яко о возлюбленным, и поболят о Нем болезнию яко о первенце.

Зах.12:11. В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие о гранатных деревах посеченных на поли,

Как древосеки, срубая большее число гранатных дерев, производят великий стук: так и их вопль будет оглушителен для слуха всех. Не без намерения же, не упомянув о других деревах, Пророк представил и образ дерева гранатного, но потому что плач их уподоблен плачу о возлюбленном и первенце. Гранатное же яблоко, в котором зерна весьма тесно сжаты и соединены, есть образ любви. Посему справедливо сказал, что этот вопль подобен посечению гранатных дерев.

Зах.12:12–13. И восплачется земля по племенам: колено дому Давидова о себе, и жены их о себе: Колено дому Нафанова о себе, и жены их о себе: колено дому Левиина о себе и жены их о себе: колено Симеоне о себе, и жены их о себе. Вся прочая колена, колена о себе, и жены их о себе.

Сие значит, что, разделившись по коленам, будут делать это особенно мужи, и особенно жены. Пророк упоминает не только о коленах, но и о родах, о роде Давидовом, которому даны обетования о Владыке Христе, и о роде Нафана, который, пророчествуя тогда, слышал пророчества Давидовы, и сам изрекал Давиду собственные свои предвещания. Упомянув же о коленах Левиином и Симеоновом, напоследок присовокупил:

Зах.12:14. вся прочая колена восплачутся, колено о себе и жены их о себе.

Сие и Господь предрек в священном Евангелии: "тогда узрят знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная» (Мф.24:30). Очевидно же те, которые не прияли Божественной проповеди, будут плакать, ожидая своей погибели. Но сие будет при скончании; а до тех пор, говорит Господь, не лишу их Моего о них промышления, даже зная, что, когда приду оказать им благодеяние, они распнут Меня.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Захарию. 78-152 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Осию – Глава 11 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книгу святого пророка Малахии – Глава 2 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Захарию преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

5. Толкование на пророка Иеремию – Глава IV святитель Иоанн Златоуст

6. Книга пророка Амоса – Глава 8 преподобный Ефрем Сирин

7. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава V митрополит Антоний (Храповицкий)

8. Книга пророка Иеремии – Глава 14 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на книгу пророка Захарии – Глава 12 профессор Александр Павлович Лопухин

10. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Библия схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle