блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Захарию

Глава 9

Зах.9:1. «Пророчество словесе Господня в земли Адраха, и Дамаск жертва его " .

Акила же перевел: и в Дамаске покой его. «Зане Господь призирает на человеки, и на вся колена Израилева,» (2). «И Имаф в пределех его,» или по другим толковникам: и в Имафе, сопредельном ему. Посему Пророк предсказывает, что и сии древле злочестивые города, Адрах, Дамаск, Имаф принесут жертвы Богу, освободившись от прежней прелести; потому что Призирающий на всех людей, а не на одни колена Израилевы, попечется и о них. Адрах есть город Аравийский; а Имаф называется ныне Епифаниею. Но божественное писание именует Имафом великий Емис. Сии-то города, озарившись светом Боговедения, будут делать, что должно.

«Тир и Сидон, яко умудреша зело.» (3). «И созда Тир твердыни себе, и собра сребро яко перст, и злато яко брение путей.» (4). «Сего ради Господь наследит я, и поразит в море силу» его, «и той огнем поястся.» (5). «Увидит Аскалон: и убоится Газа, и поболит зело, и Аккарон яко постыдеся о» падении5 «своем; и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися.» Тир и Сидон, говорит Пророк, величающиеся богатством и надеющиеся на твердые ограды, преданы будут бедствиям всякого рода; потому что иное в них потопит разлившееся море, а иное будет пожжено огнем, когда Бог всяческих произнесет на них этот приговор. А слова: «Господь наследит я» , имеют такое истолкование: поскольку сами себя устранили они от Божия о них попечения; то опытом изведают Божью силу. Аскалон же и Газа, увидев это, придут в страх, и вместе с Аккароном будут сетовать о том, что «постыдеся,» то есть Тир, о падении своем. Но положу конец и царству Газы, и"" Аскалон лишу жителей, сделаю, что его и Азот населят иноплеменники. Ибо сие: «Аскалон не имать населитися,» говорит Пророк о тогдашних жителях, которых предал Бог на избиение и в рабство. Почему присовокупил:""

Зах.9:6–7. «И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников. И изму кровь из уст их, и мерзости их из средины зубов их.»

Поэтому ниспосылаемое Богом вразумление есть матерь благих дел; потому что в следствие оного и иноплеменники, как сказал Пророк, оставили прежние беззакония и злочестие, прияли же богопознание. Ибо сие выразил Пророк, немедленно присовокупляя:

«И оставятся и сии Богу нашему, и будут яко тысящник во Иуде, и Аккарон, якоже Иевусей.» Ибо, возгнушавшись жертвами идольскими, которыми прежде были преисполнены, подчинят себя Божию о них попечению, и причисленные к Иуде отличатся подобно неким тысячникам, и соделаются равночестными обитателям Иерусалима. Сих-то Пророк назвал «Иувусеями;» потому что Иерусалим именовался древле Иевусом.

Зах.9:8. «И подставлю храму Моему воздвижение, еже не сквозе ходити, ниже возвращатися, и к тому не имать приити на вас изгоняяй: яко ныне видех очима Моима.»

Храм Мой соделаю славным, и народ Мой исполню силы, так что враги, осмеливающиеся напасть на него, претерпев от него наказание, не возвратятся, и не увидят домов своих; другие же, увидев их бедствие и убоявшись, останутся в домах, и не отважатся нападать на сей народ; потому что Мне благоугодно в настоящее время иметь о них сие попечение. А сие пришло в исполнение и при Маккавеях в военачальство Иуды, Ионафана и Симона; потому что по одержании победы поработили себе города иноплеменников, вместо них населили Иудеями, и сделали, что даже из самых иноплеменников многие познали благочестие. Но точное событие пророчества оказалось по пришествии нашего Спасителя; потому что ныне, отрекшись от прелести идольской, и Аскалониты и Аккарониты и прочие иноплеменники прияли свет Боговедения, и кому из них достался жребий пастырства, те отличаются подобно некиим тысячникам и военачальникам. Поэтому Всесвятой Дух, провозвестив сие, указывает и причину сих благ, и взывает устами Пророка:

Зах.9:9. «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна.»

Сие ясно истолковано самыми событиями; потому что пришел предреченный Пророком Царь, и Своею праведностью истребил грех, Своею кротостью сокрушил гордыню диавола, и употребив в дела ослиного жеребца, имеет поклонниками царей, которые ездят на золотых и драгоценными камнями убранных колесницах. О сем жеребце предвозвещает и блаженный Иаков, говоря: «привязуяй к лозе жребя Свое» (Быт. 49, 11.).""

Зах.9:10. «И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков.»

Сею-то мерностью водясь, Царь всяческих, сказано у Пророка, «потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима,» сокрушив их дерзость и безумное царство. Потребил же и «лук бранный» посредством Римлян, и множество мира даровав народам, и доставив удобство проповедникам истины. Ибо как скоро стало одно царство, прекратились междоусобные восстания, в целой вселенной водворился мир, небоязненно потекли Апостолы, которым вверена была проповедь благочестия, и обходя вселенную, уловляли людей в жизнь. И что всего необычайнее, вседший на жеребца, не имея, где главу подклонить, как скоро восхотел, возобладал всею землею и морем. Сие предвозвестило и пророческое слово,

«И обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли.» А я дивлюсь тупоумию Иудеев, с крайним бесстыдством осмеливающихся прилагать сие пророчество к Зоровавелю. Они сами сознаются, что Зоровавель овладел даже не всею Палестиною, а одною только Иудеею; Пророк же предсказал, что Вседший на жеребца будет обладать целою вселенною. Притом знаем, что Господь воссел на жеребца, а чтобы сделал это Зоровавель, доныне не сказал того ни один из писавших о делах божественных. Посему, если Владыка Христос, по пророчеству, воссел на жеребца, а также возобладал вселенною, если о Нем веруют и проповедуют, что Он Бог истинный, если Он сокрушил царство Ефремово и Израилево; то о Нем предвозвещал сие Пророк, и пророчество сие ясным образом исполнилось. А с сим согласно и присовокупляемое:

Зах.9:11. «И ты в крови завета Твоего испустил еси узники от рода неимуща воды.»

Ибо тех, которых искупил и освободил Ты драгоценною Своею кровью, – тех, освободив из «рова, неимуща воды,» послал Ты со спасительными Твоими заветами проповедовать всем свободу. А под "ровом" сим кто хочет разуметь, или вечную смерть, или идольскую прелесть, тот не погрешит против истины. Ибо и устами Иеремии говорит Бог всяческих: «два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иерем. 2, 13). Так Пророк назвал многотрудное и бесполезное служение идолам; потому что, утомляя себя сим служением, не приобретали от того люди никакой выгоды, губили же истинную жизнь. И их, бывших узниками в этом рве, разрешив и изведши вон, и драгоценною Своею кровью даровав им свободу, Владыка Христос послал на путь жизни, дав им новый завет. Сверх сего говорит еще Пророк:

Зах.9:12. «Сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришельствия твоего сугубо воздам ти.»

Ибо вместо оных тяжких уз обложил Я тебя другими приятнейшими узами любви Моей, научив тебя, при Мне пребывать неотступно, Мои изучать законы, быть под твердым охранением Моей попечительности, и вместо прежнего плена наслаждаться вместе свободою и жизнью. Ибо о сем сказано у Пророка: «сугубо воздам ти.»

Зах.9:13. «Занеже напрягох тя Себе Иудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника.»

Иудою и Ефремом называет тех, которые ведут от них род, и которых ополчил «на чада еллинска,» дав им «оружия не плотская,» но «сильна Богом на раззорение твердем,» чтобы низлагать ими человеческие «помышления,» и «всякое возношение, взимающееся на разум Божий,» и пленят «всякий ум в послушание Христово» (2Кор. 10, 4. 5.). О них сказал: «яко лук напрягох, и осяжу яко меч ратника.» Чрез них сокрушил суетное ухищрение философов; чрез них научил вселенную благочестию; о них пророческое слово говорит так: «стрелы твоя изощрени, Силье, в сердцы враг царевых» (Псал. 44, 6.). Но, как в образе, исполнение свое имело пророчество сие и при Македонянах; потому что чада Сионовы, устремившись на сынов еллинских, многие тысячи Македонян обратили в бегство, и воздвигнув победный памятник, возвратились победителями, и восстановили разоренный жертвенник. Совершили же это, потому что поборал и подавал им неодолимую помощь Бог всяческих. Сие говорит и Пророк:

Зах.9:14. «И Господь на них явится, и изыдет яко молния стрела Его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пойдет в шуме прещения Своего.»

Восхотев отмстить им, оглушит их громами, устрашит молниями, и облака употребив как бы некие пращи, поразит камнями града, и засыплет ими.

Зах.9:15. «И испиют кровь их, сказано, яко воду,»

то есть, победа доставит им величайшее удовольствие. Ибо не о питии человеческой крови говорит Бог. Да и мог ли сказать это, Кто жившим и до закона и под законом воспрещал вкушать даже и кровь животных?

«И исполнят окрини, яко жертвенник,» то есть приношениями из военной добычи.

Зах.9:16. «И спасет я Господь Бог их в день он яко овцы люди Своя: зане камение свято валяется на земли Его; потому что ради святых спасет Бог и прочих, и как овец Своих избавит от нападающих зверей.»

Зах.9:17. «Аще что благо Его, и Аще что добро Его, пшеница юношам, и вино благоуханно девам.»

* * *

5

Бл. Феодорит вместо ἐλπίδος (о уповании) читает: επἰ τῶ αραπτῶμας.


Комментарии для сайта Cackle