блаженный Феодорит Кирский

Глава 10

Зах.10:1. Просите от Господа дождя во время ранняго и поздняго: Господь сотвори привидения, и дождь зимен даст имя, комуждо злак на селе.

Он, говорит Пророк, подает и пшеницу и вино, так что и юноши укрепляются пшеницею, и девы почерпают веселие в вине; потому что вино упомянуто здесь в значение веселия. Поэтому, зная сие, и раннего и позднего дождя просите во время у Того, Кто может дать их; потому что Он – и дождя Податель, и Зиждитель всего прочего, что обыкновенно приводит в страх людей: «молнии бо в дождь сотвори» (Пс.134:7). Сие-то Пророк назвал привидением, как поражающее людей; но чрез это рождаются и земные плоды. Посему истинный Бог и содевает и дарствует это.

Зах.10:2. Но провещающии глаголаша труды, и вражбители видения ложна, и сония лжива глаголаху, суетными утешаху: сего ради изсхоша яко овцы, и озлоблени быша, понеже не бе исцеления.

Изведши на среду все диавольское скопище, прорицателей у звездословов и снотолкователей, и лживость их обличил, и объявил им наказание.

Зах.10:3. На пастырей прогневася ярость Моя, и на агнцы Моя посещу.

Ибо худо начальствовавших предал Я пленению; а подначальных извел оттуда, и удостаиваю Моего о них попечения.

И посетит Господь Бог Вседержитель стадо Свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна Своего в брани.

И во время брани, говорит Бог, сделаю их подобными коню, который гордится красотою и силою, и небоязненно идет прямо в лицо врагам; и не будут иметь они нужды в иной помощи.

Зах.10:4. Ибо от него призре, и от него учини, и от него лук его в дусе ярости: и от него изыдет всяк изгоняяй в том.

Зах.10:5. И будут яко ратницы попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, яко Господь с ними, и постыдятся всадницы коннии.

Не употребят чужих оружий, не наймут иноземных войск, но из них самих будут и военачальник и предводители полков, сами, доблестно сражаясь, одержат победу, и как персть потопчут вражескую дружину; потому что, как персть уступает ноге ставшего на нее, так и враги обратят хребет, и спасаясь бегством, будут поражаемы; так как Господь всяческих предводительствует сим воинством.

Зах.10:6. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я.

Так, предав смерти всех врагов их, сделаю, что в мире будут населять отечественную землю. И показывая сему причину, присовокупил:

Понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их.

Яснее перевел это Симмах: «и будут, как будто бы не изгонял Я их». Ибо приведу их в такое цветущее состояние, что не будут иметь и понятия о бывшем пленении, видя себя в первобытном благоденствии.

Зане Аз Господь Бог их, и услышу я.

Зах.10:7. И будут яко ратницы Ефремовы, и возрадуется сердце их аки от вина: и чада их увидят, и возвеселятся, и возрадуется сердце их о Господе.

Ибо, как Господь и Бог их, и моления приму, и соделаю победителями, и устрою, что будут жить во всякой радости; подобно им и чада их поживут во всяком удовольствии Мною славясь, и Моим величаясь могуществом.

Зах.10:8. Возвещу им, и прииму я, и искуплю их, и умножатся, якоже бяху мнози.

Возрастут до множества, прияв благословение многоплодия, так что, не помещаясь в собственных своих городах, переселятся и в другие города, а чрез них и другим откроется возможность спасения. Ибо сие разумел, сказав:

Зах.10:9. И всею я в людех и дальнии помянут Мя, и воспитают чада своя,

потому что, видя ревностное их благочестие, приложат о них всякое попечение.

Зах.10:10. И возвращу я от земли Египетския и от Ассириан прииму я, и в Галаадит и в Ливан введу я, и не имать остати от них ни един.

Возвращу их и из Египта и от Ассириян, сделаю, что населят отечественную землю, наполню ими Галаадит, до самого Ливана дам им землю для жительства, и ничто не будет им препятствовать; потому что всех покушающихся воевать с ними предам гибели. Ибо сие означается словами:

Зах.10:11. Пройдут морем узким и поразят в мори волны, и изсякнут вся глубины речныя,

потому что, постигнутые великими бедствиями и едва не отчаявшиеся во спасении (сие-то у Пророка названо «морем узким»), поразили они волны неприязненных, и разрушив козни врагов, соделали иссякшими, как глубокие некие реки.

И отъимется всяко досаждение ассирийско, и скиптр египетск отъимется.

Зах.10:12. И укреплю я о Господе Бозе их, и о имени Его восхвалятся глаголет Господь.

И царство Египетское приимет конец, и гордыня Ассириян угаснет, Иудеи же, бывшие прежде у них в рабстве, при Моей им помощи, соделаютея у всех славными и знаменитыми.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Захарию. 78-152 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Осию – Глава 7 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 3 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXVI святитель Иоанн Златоуст

5. Толкование на пророка Захарию преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

6. Книга пророка Иеремии – Глава 24 преподобный Ефрем Сирин

7. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава IV митрополит Антоний (Храповицкий)

8. Книга пророка Иезекииля – Глава 26 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

10. Толкование на паримии из новозаветных книг – В подлежащей рассмотрениию паримии (1 Пет. 2:21–25; 3:1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в... епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle