блаженный Феодорит Кирский

Толкование на послание к евреям

Глава 5

Евр.5:1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи.

Евр.5:2. Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, по­тому что и сам обложен немощью.

Евр.5:3. И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

«Всяк бо первосвященник, от человек приемлемь, за человеки поставляется на службы яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех», «спострадати могий невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть»: «и сего ради должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи». Апостол сказал: «Не имамы Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Посему по необходимости присовокупил и сие, научая, что и по закону не Ангел поставляем был священнослужительствовать за людей, но человек за человеков, который имеет то же естество, обложен теми же страстями, знает немощь природы, оказывает снисхождение претыкающимся, подает руку помощи согрешающим, по своим свойствам смотрит и на свойства в ближнем. А посему и узаконено ему приносить жертвы не за народ только, но и за себя,

Евр.5:4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

«И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил:

Евр.5:5. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя.

Евр.5:6. Как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

«Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». поелику Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. поелику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого.

Евр.5:7. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение.

Евр.5:8. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию.

Евр.5:9. И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

Евр.5:10. Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

«Иже во днех плоти Своея моления же и молитвы к Могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства», «аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию», «и совершився бысть всем послушающым Его виновен спасения вечнаго», «наречен от Бога Первосвященник по чину Мелхиседекову». Кто без крайнего помешательства в уме скажет, что изречено это о Божественном естестве? Ибо если божественный Павел не убоялся смерти, но "желание имел разрешитися и со Христом быти» (Флп. 1, 23) и предсказывавшим ему, что будет с ним во Иерусалиме, и покушавшимся удержать его сказал: «Что плачете и сокрушаете ми сердце? Аз бо не точию связан быти, но и умрети... готов есмь за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 21, 13), то как же Бог Слово, Создатель веков, неизменяемый, непреложный, свободный от страдания, убоялся бы смерти? Да и распространяться о сем, может быть, служит признаком крайнего безумия, потому что преизбыток уничижения, выражаемого сказанным, и самых хулителей Божества понуждает ничего такого не прилагать Божеству. И потерпеть сие человечеству попустило Божество, чтобы нас научить, что и Бог Слово истинно вочеловечился и восприял естество человеческое и что тайна Домостроительства совершена не мечтательно и не призрачно. Ибо если и при всем этом Симон, Менандр, Кердон, Маркион, Валентин, Василид, Вардисан и Манес учили своих последователей, что Христос вовсе не имел человеческого естества, то явно, что еще большее число людей подвергалось бы сему заблуждению, если бы не потерпел Он человеческих немощей, кроме греха. А «днями плоти» Апостол назвал время смертности, то есть время, когда Христос имел смертное тело. Сказует же о молитве, какою молился Христос пред страданием, изрекши: «Отче..., аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26, 39). И сие: «навыче от сих, яже пострада, послушанию», Апостол сказал преувеличенно, ибо Христос оказал послушание не по страдании, но до страдания. «Совершением» же назвал воскресение и бессмертие, ибо это предел Домостроительства. И все страдания представил преувеличенно не только с намерением доказать истинность вочеловечения, но и в подтверждение того слова, которое изрек уже прежде: «Не имамы бо Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым», «но искушена по всяческим по подобию, разве греха», чтобы и сим убедить тех, к кому писал, пребывать в вере и смело полагаться на сострадательность и человеколюбие сего Архиерея. А упомянув опять о Мелхиседеке, хочет показать, что священство его важнее левитского, но, по-видимому, пока отлагает сие, по немощи поучаемых. Ибо сие и сказал:

Евр.5:11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

«О немже многое нам слово и неудобь сказаемое глаголати: понеже немощни бысте слухи». Потом Апостол делает им умеренное обвинение и растворяет оное похвалою, чтобы чрез то получили они пользу.

Евр.5:12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

«Ибо должни суще быти учителие лет ради, паки требуете учитися, кая писмена начала словес Божиих, и бысте требующе млека, а не крепкия пищи». Писменами же начала словес Божиих назвал Апостол невысокие сказания о Христе, потому что не возымевшим еще совершенной веры проповедники истины предлагали только учение о Христовом человечестве. Так Петр, проповедуя собранию иудеев, соразмерял учение с немощию слушающих, ибо говорил: «Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2, 22), и последующее за тем, соответственно сему слову. И богомудрый Павел, предлагая проповедь афинянам, нарек Владыку Христа не Богом, но "мужем" (Деян. 17, 31). Так, и пиша к коринфянам, сказал: «Млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте» (1Кор. 3, 2). А в написанном пред сим дал видеть, что назвал «млеком». «Не судих бо, – говорит, – ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» (1Кор. 2, 2). То же говорит и здесь: «и бысте требующе млека, а не крепкия пищи», то есть невысокое принуждены мы говорить вам о Владыке Христе. Ибо не приемлющим и сего можно ли предложить что-либо важнейшее? Потом Апостол показывает различие несовершенного и совершенного.

Евр.5:13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец.

Евр.5:14. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

«Всяк бо причащаяйся млека неискусен слова правды, младенец бо есть»: «совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же и зла». Апостол показал различие по возрастам, ибо как недавно рожденным младенцам обыкли мы давать молоко, а у которых твердые зубы, тем дозволяем уже вкушать всякую пищу, так имеющим несовершенную веру предлагаем соразмерное немощи учение, приявших же веру совершенную уготовляем к приобщению совершеннейших догматов.



Источник: Послание к Евреям писано из Италии и послано с Тимофеем

Комментарии для сайта Cackle