блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 13-го.

«В конец, псалом Давиду». И сей псалом отсылает нас к концу, потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. «Где есть Бог Емафа и Арфада? где есть Бог града Сепфаруима?» Не могли они избавить от руки моей, и "измет ли Господь Иерусалима из руки моей» (4Цар. 18, 34–35)? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другаго, чрез единаго Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение.

Пс.13:1. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

«Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака.

«Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню». Основание и корень нечестия, говорит Пророк, есть растление жизни, потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные.

Пс.13:2. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Пс.13:3. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

«Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога».

«Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго». Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания «на высоких живый и на смиренныя призираяй» (Пс.112:5–6); но подвергнув точному изследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются» (Быт.18:20–21).

Пс.13:4. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

Пс.13:5. Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

Пс.13:6. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша».

«Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». Вы, снедаюшие народ Мой, не хотели уразуметь сего; поэтому из самаго опыта дознаете, что этот народ неудобоуловим, и что вы не можете, подобно какому-то снедаемому хлебу, расточать его, пренебрегая Мое промышление. Ибо сие выражает Пророк словами: «Господа не призваша». Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать. Ибо сие означают слова: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх». А слова: «ни ли уразумеют вси делающии беззаконие» должно читать с особенною выразительностию. Сие же: «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога», сказал Пророк человекообразно, показывая, что с небеси наслал Бог наказание на Ассириян. Ибо явно, что Бог всяческих повсюду пребывает, и, по пророческому слову, «содержит круг земли, и живущия на ней аки прузи» (Ис.40:22).

"Яко Бог в роде праведных».

«Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть». Творит же сие Господь всяческих ради добродетели царя Езекии и благочестно им пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, как ничего не стоющий, и посмеялись его твердому на Меня упованию. Ибо сие упование Пророк назвал советом, а не целию. Надежда на Меня как бы священным якорем служила роду сему, и он улучил спасение, как надеялся. Ибо сие присовокупил Пророк:

Пс.13:7. «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

«Кто даст спасение Израилево?» В сем заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвещается не только тогда бывшее спасение осажденным, но и по истечении многих времен там же бывшее спасительное явление нашего Спасителя.

«Внегда возвратит Господь пленение людей своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль». поелику десять колен и жители многих городов иудейских были уже отведены в плен, то Пророк молится, чтобы они улучили то же спасение и возвратили себе свободу, и говорит, что тогда будет вящшее веселие у народа, имеющаго сугубое именование, потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем, наследовав и сие имя, данное Богом праотцу.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Киррского : в 7 томах. - Сергиев Пасад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная тип., 1905-1907. / Толкование на сто пятьдесят псалмов. 1905. : Часть 2. – 331 с.; 1906. : Часть 3. – 371 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 13 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толковая Псалтирь – Псалом 13 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

3. Толкование на Псалмы – Псалом 13 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на Первую книгу Паралипоменон блаженный Феодорит Кирский

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 2 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий

7. Толкование на пророка Исайю – Глава 58 святитель Иоанн Златоуст

8. Книга пророка Захарии преподобный Ефрем Сирин

9. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 13 протоиерей Григорий Разумовский

10. Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви протоиерей Сергий Терновский

Комментарии для сайта Cackle