«Изъяснение псалмов» является самым известным экзегетическим сочинением блж. Феодорита Кирского. Оно написано между 441-449 гг. и представляет собой последовательное изложение всех псалмов. Это одно из немногих полных толкований на Псалтирь, написанных в древности.
Блж. Феодорит пишет, что Священное Писание есть абсолютная истина, как слово самого Бога: «возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка» (гл. 59). Он подчеркивает высокое значение Псалтири среди прочих книг Священного Писания. Для него эта книга в первую очередь пророческая.
В предисловии автор говорит, что он давно хотел написать о пророчествах Давида, и ему приходилось читать разные толкования на Псалтирь. Одни были слишком аллегорическими, другие объясняли пророческие места Псалтири как указания на события прошлого, что больше подходит для иудеев, чем для христиан. Он же, напротив, стремится избежать этих крайностей и намеревается изъяснить исторически то, что относится к истории. То, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показывает в истинном значении.
Блж. Феодорит пишет о том, что истолкование пророческих писаний должно заключаться в признании, что сообщенное Богом может быть раскрыто только Богом. Экзегет постигает это лишь в той мере и силе, поскольку дарует ему это Господь: «Точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа» (Предисловие). Раскрытие ветхозаветных писаний в новозаветных должно служить незыблемым руководством для комментатора, ибо это есть изъяснение Самого Святого Духа.
За буквально-аллегорическим и нравственным смыслом блж. Феодорит указывал еще высший смысл (указания на сокровенные догматы христианского богословия). Например, ближе всего раскрывает историю миротворения псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
Автор предполагает существование двух небес – видимого и высшего: «Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес» (гл. 18).
По мнению блж. Феодорита, в ветхозаветном откровении уже предсказывается то, что осуществляется в Церкви Христовой. Царь Давид издали усматривал евангельское совершенство, предрекал его (Пс.54:6).
В комментариях сочетается патристическая традиция с личными размышлениями автора, акцентируется внимание на Божественной благодати, милосердии и справедливости, а также на важности покаяния и стремления к святости.
Изъяснение псалма 148-го.
«Аллилуия», Аллилуия. Пророк повторил воззвание, поощряя души к большему усердию. И сия новая песнь всю тварь, разумную и чувственную, словесную и безсловесную, одушевленную и неодушевленную, возбуждает к единому согласному песнопению. И небу, и земле, и безднам, и небесным светилам, и горам, и растениям, и всему, что сему подобно, а также всем, имеющим душу и разум, повелевает Пророк принести в дар песнь. А тем, которые одарены разумом, велит обратить внимание на все сие, и изучив видимую в том премудрость, песнословить Творца.
Пс.148:1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». Великий Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом, одно сотворено вместе с землею, а другому после повелено придти в бытие посреди вод и вод, и его-то нарек Бог твердию. Посему Пророк повелел песнословить Бога «с небес» и «в вышних», то есть, ликам безплотных, обитающих на том и другом небе. Поскольку божественный Моисей ничего не сказал нам о создании духовных естеств; то Пророк, по необходимости, сделал упоминание и о них, и призывает их, в дар Творцу принести песнопение. Ибо долг сей обязаны воздавать Ему твари, и всякой от Него получившей бытие и одаренной разумом твари надлежит этот долг воздавать во всякое время. Если же песнословит все, что имеет тварную природу, а несопричисляются к песнословящим ни Сын, ни Всесвятый Дух; то явствует, что Они не тварнаго естества. Иначе, как источники правды, чтя справедливость, песнословили бы они Творца прежде иных тварей. Но не песнословит ни Сын, ни Всесвятый Дух. Посему не тварнаго естества и Сын и Всесвятый Дух. Очевидно же что и Сыну и Всесвятому Духу воздается песнословие; потому что нет ничего средняго между песнословящими и песнословимыми. Тварь песнословит, а Творцу воздается песнословие. Если же кто не песнословит Творца, то не песнословит, как неблагодарный. Но о сем пространнее разсуждали мы в словах о Святом Духе. Посему обратимся к продолжению толкования.
Пс.148:2. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
«Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его». «Ангелами» и «силами» Пророк называет духовныя естества; и «Ангелами», потому что передают божественныя вещания; а «Силами», потому что свободны от телесных страданий, и в силах исполнять повелеваемое. Они, как говорит Пророк, «силнии крепостию, творящии слово Его» (Псал. 102, 20). Под сими двумя именованиями Пророк включительно разумел всякое естество духовных тварей; весьма же прилично сии небесные лики прежде всего призвал он к песнопению.
Пс.148:3. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
«Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет». А Симмах перевел так: песнословьте Его все звезды света. Так перевели и другие. По переводу же Седмидесяти понимать сие должно так: в первый день создал Бог свет, а в четвертый – светила. Потому Пророк отдельно упомянул о свете, не как о существующем самостоятельно, но как о разделенном в светилах. А, как говорили мы уже и прежде, не их созывает Пророк, как бы одушевленных и словесных; но нам дает повеление взирать на них, изучать Божию премудрость, и непрестанно слагать песнопение Богу.
Пс.148:4. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
«Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес». Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое разделение, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятнаго огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество. Пророк слово: «небеса» поставил во множественном числе, не потому что знал многия небеса, но потому что следовал употреблению еврейскаго языка. А Евреи небо называют во множественном числе: небеса, как мы говорим: Афины, Фивы. И именно что здесь Пророк назвал «небесами небес», то в другом месте нарек «небом небеси»; ибо говорит: «небо небесе Господеви» (Псал. 113, 24).
Пс.148:5. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились.
«Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася». Достойно, говорит Пророк, воспевать Того, Кто все сие соорудил словом.
Пс.148:6. Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
«Постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимоидет». Не только создал, но не престает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему то угодно. И неодушевленныя твари, и другие роды тварей уважают постановленные законы. Море знает пределы, и стыдится песка, и день и ночь сохраняют положенную меру; только люди небрегут о Божиих законах. Так Пророк, и пренебесное и небесное призвав к общению в песнопении, переходит к земле, общей матери человеков и безсловесных.
Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны.
«Хвалите Господа от земли». Потом в частности: «Змиеве и вся бездны». Море – часть земли, а в море – киты. Достоин же удивления и самый промысл Создателя; потому что, создав великих и огромных животных, заключил их в непреплываемых морях, созданием их показав могущество, и упоминанием о них устрашая людей, а тем, что воспрепятствовал происходить от сего вреду, провозвещая благость.
Пс.148:8. Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его.
«Огнь, град, снег, голоть, дух бурен». И сие имеет началом своим воду; но в воздухе бывают и град, и снег, и голоть, и сильные ветры (их Пророк назвал «духом бурным» ); а также и огонь, как можно видеть, является не только на земле, но и в воздухе; потому что молнии, громы, огненные шары приносятся из воздуха.
«Творящая слово Его». И сие, говорит Пророк, покорствует мановению Его, не как одушевленное и разумное, но как последующее Его изволению; потому что все это бывает по мановению Божию.
Пс.148:9. Горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры.
«Горы и еси холми, древа плодоносна и вси кедри». И сего достаточно, чтобы подвигнуть язык наш к благодарению; потому что достойно сие удивления не по одному своему величию, но и по происходящей от сего пользе, которая и обширна и разнообразна.
Пс.148:10. Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые.
«Зверие и вси скоти». И в этом Пророк сделал разделение; не сказал просто: четвероногия животныя, но кротких отличил от свирепых; и повелевает за тех и других песнословить Творца; потому что ничего нет излишняго и безполезнаго, хотя сие и сокрывается от нашего ведения. «Гады и птицы пернаты». С упоминанием гадов сопрягается и понятие о естестве плавающих; потому что они пресмыкаются в водах. Так нарек их и Бог; ибо сказал: «да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по тверди небесней» (Быт. 1, 20). После всего этого Пророк призывает и того, кто за всех песнословит; потому что после всех создания Божия сподобился человек. Но и его призывает по сословиям; сперва вводит лик царей, а потом сонмы подданных, и говорит:
Пс.148:11. Цари земные и все народы, князья и все судьи земные.
«Царие земстии и вси людие». Не лишает же песнопения и вторых по царях, князей, и за ними следующих, судей, но и им сообщает происходящую от сего пользу. «Князи и вси судии земстии». Даже каждому возрасту, каждому поколению, и мужескому и женскому полу, повелевает делать это, и из мужей и жен сперва тем, которые имеют совершенный возраст.
Пс.148:12. Юноши и девицы, старцы и отроки.
«Юношы и девы». Потом именует крайние возрасты. «Старцы с юнотами». И незрелый и перезрелый возраст, говорит Пророк, да песнословит Бога.
Пс.148:13. Да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
«Яко вознесеся имя Того единаго». Ибо память богов лжеименных угасла, и единаго сущаго Бога имя соделалось досточтимым. «Исповедание Его на земли и на небеси». Не пренебесные только воспевают Его; но и вся земля исполнилась ведения Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей (Авв. 2, 14).
Пс.148:14. Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.
«И вознесет рог людей Своих». Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо «рогом» Пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которыя в рогах поставляют свою крепость. «Песнь всем преподобным Его». Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех. «Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему». Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими.
