святитель Кирилл Александрийский

Глава 7

Зах.7:1–3. И бысть в четвертое лето, при Дарии царе, бысть слово Господне к Захарии в четвертый месяца девятаго, иже есть Хаслев71. И посла в Вефиль, Сарасар, и Арсевер72, и мужие его молити Господа, глаголя к священником, иже в храме Господа Вседержителя и к73 пророком глаголя:74 вниде зде в месяц пятый75 святыня76, якоже сотвориша77 уже многа лета.

После показания видений, когда прошел незначительный промежуток времени, были от Бога другие слова; ибо пред видениями было написано, что «в двадесять четвертый первагонадесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето при Дарии, бысть слово Господне к Захарии Варахиину, сыну Адда пророка,78 глаголя» (Зах.1:7). Но в предлежащих теперь нам созерцаниях указывается после того другое время, именно: «в четвертое лето, в четвертый месяц девятаго, иже есть Хаслев» (очевидно по Еврейскому названию) было дано пророку некоторое богооткровение. А какой был повод к нему, это хорошо можно уяснить из исторического повествования; потому что некоторые не иначе могут уразуметь смысл изъясняемых слов, как только этим способом. В самом деле не совершенно ли необходимо прежде всего узнать, кто такие Сарасар и Арсевер царь и мужие с ним? Что такое святыня в пятый месяц? К чему относится самый способ вопрошения и какая цель вопрошающих?

Итак, когда над десятью коленами, в Самарии, царствовал Осия, сын Илы и обнаруживал большую наклонность к отступлению от Бога (ибо служил идолам), тогда Бог обнаруживает гнев на Израиля. Тогда сделал нашествие на страну Салманасар, царь Ассирийский, взял Самарию и выселил Израиля, а некоторым из страны Халдейской повелел поселиться в земле (Израильской), дабы она сделалась собственностью Персов, как имеющая тамошних поселенцев. Повествование об этом ты можешь прочитать в четвертой книге Царств, где написано так: «в лето второенадесять Ахаза царя Иудина, царствова Осиа сын Илы в Самарии над Израилем девять лет. И сотвори лукавое пред очима Господнима, обаче не якоже цари Израилевы, иже беша прежде его. И взыде нань Салманасар царь Ассирийск, и бысть ему Осиа раб». И спустя немного опять говорится: «и преселен бысть Израиль от земли своея во Ассирианы даже до дне сего. И приведе царь Ассирийский из Вавилона иже от Хуфы, и от Аиа, и от Емафа и Сепфаруима, и вселени быша во градех Самарийских, вместо сынов Израилевых, и наследиша Самарию» (4Цар.17:1–3, 23–24). Вот эти-то, получившие в наследие страну Самаритян и поселившиеся в этой земле, сделались и отцами детей и устрашенные нападениями львов последовали обычаям Иудеев. Из числа их-то и были Сарасар и Арсевер, который и назван царем ради того, что он предводительствовал поселившимися тогда в Самарии из страны Персов. Это о мужах. Теперь скажем, что надо, и о святыне.

Еще прежде чем взята была Иудея Навуходоносором, блаженный пророк Иоиль предвозвестил имеющее случиться, и повелевал плакать священникам и находящимся под их руководительством людям, потому что в скором времени Иерусалим будет под ногами врагов и самый божественный храм будет предан пламени. А сказал он следующее: «препояшитеся и бийтеся жерцы, плачитеся служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищах служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние. Освятите пост. проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего, и воззовите ко Господу усердно: увы мне в день» (Иоил.1:13–15). Вот что говорил пророк. Но каким образом исполнилось предвозвещенное, опять постараюсь объяснить, воспользовавшись свидетельством самого Священного Писания. В четвертой книге Царств так написано: «в месяц пятый, в седмый день месяца, сие лето девятоенадесять Навуходоносора царя Вавилонска, прииде Навузардан архимагир, раб царя Вавилонска во Иерусалим. И зажже храм Господень, и дом царев, и вся домы Иерусалимли» (4Цар.25:8–9). Потом над оставшимся народом Израильским поставил в месяце седьмом Годолию, которого обманув, схватил и убил Исмаил, сын Нафания, сына Елисавы «от семене царска» (4Цар.25:25), ибо так написано. Итак поелику случилось, что в пятый месяц и в седьмой день взят был Иерусалим, сожжен храм и кроме того в седьмой месяц был умерщвлен Годолия; то остатки иудейского народа, может быть вспомнив о словах Пророка, постановили – в пятый месяц, в седьмой день месяца из всех окрестных мест приходить всем во Иерусалим и держать пост и совершать плач, как бы по умершем, и рыдать как бы над трупом над храмом и проливать слезы над сожженным городом, придя к такому решению уже после беды, ибо думали, что ими найден премудрый способ угодного Богу служения. Но Израиль так поступал еще под игом лежащего на них рабства, когда еще не было у них никакой заботы о божественном храме. Когда же они возвратились из страны Персов и Мидян и поселились во святом городе и потом воздвигли божественный храм, им стало казаться, что исполнять этот обычай было неблаговременно и неблагоразумно. Напротив надлежало от того, что как бы уже прошло, перейти к радости и совершать праздники и воздавать благодарственные песни Призвавшему их к свободе. Итак сомневающиеся, о которых теперь речь, Сарасар и Арсевер посылают некоторых вопросить священников и пророков: «вниде зде святыня в пятый месяц, якоже сотвориша уже многа лета», то есть: собираться ли и привыкшим совершать во Иерусалиме плач и продолжать ли им обычай, обратившийся как бы в святыню, хотя божественный храм уже воздвигнут и плен кончился? это потому, что они, как я сказал, совершали пост, что делали в продолжение многих лет. Так, когда Израиль был в плену, то и они продолжали соблюдать время плача и держать пост, как я уже сказал прежде. Итак вопрос сомневающихся состоял в том, нужно ли соблюдать освящение и плач и после построения храма, или нужно оставить их наконец, после того как исчезла причина плача?

Зах.7:4–7. И бысть слово Господа сил79 ко мне, глаголя: рцы ко всем людям земли, и к священником, глаголя: аще поститеся, и80 плачевопльствисте в пятинах или в81 седминах и се седмьдесят лет, постом ли поститеся ми? И аще ясте или пиете, не вы ли ясте и вы82 пиете? Не сия ли словеса83, яже глагола Господь руками пророков прежних, егда бе Иерусалим населен, и гобзующ, и грады окрест его84 и нагорная и подольная населена бяху?

Некоторые, как я уже прежде сказал, спрашивали о так называемом освящении у священников и пророков, и когда они, по всей вероятности, совершили молитвы и тщательно рассудили о том, что они должны отвечать тем, кои так сильно желали узнать об этом, тогда было некоторое слово от Бога, краткое, не длинное и не заключающее в себе ничего прикровенного, но, так сказать, нагое и легко доставляющее познание пользы. Что за важность, говорит, хотя бы вы и постились, может быть, в пятинах и в седминах? или какой подвиг добродетели бесцельно плакать над обгорелыми деревьями и камнями? Каким образом Бог стал бы с благоволением взирать на ваши поступки, когда вы, ничего полезного не делая, думаете в себе самих, что вы совершаете все наилучшее? Если бы я требовал такого поста и если бы было достойно похвалы такое женоприличное установление, то по какой же, говорит, причине вы не постились в продолжение семидесяти лет? Пока вы жили среди Вавилонян, вы не только не совершали всенародного поста; но и не отличались стремлением к исполнению чего-либо иного по закону Моисея. Потом Я помиловал, говорит, вас, и избавил вас от руки владычествующих над вами: и85 вы едите и пьете, но тем не столько Мне, сколько себе доставляете удовольствие. Посему-то такой пост напрасен и не приносит никакой пользы, и плач бесполезен, и труды остаются без награды. «Не сия ли суть словеса пророков прежних, егда Иерусалим бе населен и гобзующ» (благоденствовал), окружен был благами и величался своими цветущими городами, расположенными как на возвышенностях, так и на равнинах? Пророк Иоиль сказал, что нужно плакать старейшинам и священникам и народу и кроме того освятить пост. Цель этого увещания заключалась в призвании к покаянию; ибо Он не хотел, чтоб они подверглись перенесению случившихся с ними бедствий, так чтобы оплакивать им уже сожженный храм, но (желал того) чтобы еще до испытания бедствий, как я сказал, умилостивляя Бога воплем и слезами, они избавились от них. Итак, не таковы ли слова пророков прежних? Не зная их, вы напрасно плачете и по неразумию проливаете слезы над камнями разбросанными. Хотя и должно исправлять путь жизни своей и идти славною и непорочною стезею: но это надобно делать, хорошо узнав угодное Законодателю.

Зах.7:8–10. И быть слово Господне к Захарии, глаголя: еще глаголет Господь Вседержитель: суд праведен судите, и милость и щедроты творите кийждо к брату своему, а86 вдовицы, и сира, и пришелца, и убога не насилствуйте, и злобы кийждо брата своего да не помнит в сердцах своих87.

Отвергнув плач, как ненужный и бесполезный, и порицая их напрасный труд, направляет их к тому, что наиболее всего полезно и, со всею ясностью указав им на благоугодный для Него путь жизни, Он уясняет смысл как самого закона, так и пророков. Законодатель радуется при виде правого и непорочного суда, а в особенности же Он чтит милосердие и взаимную любовь и удостаивает похвалы любовь к сиротам и сострадательность к женщинам, несущим бремя вдовства. Но Он отвращается, как от нечистого, от лихоимства или от притеснения слабейших и желает, чтоб они, усвоив такое настроение духа, были добрыми и незлопамятными. Негде и сам Христос сказал: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк.6:37) и молящихся учил, говоря: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12); ибо милосердый Бог прощает грехи тем, которые прощают другим, «путие же злопомнящих в смерть», по написанному в книге Притчей (Притч.12:28).

Зах.7:11–14. И не покоришася88, еже внимати, и даша плещы презирающыя89, и ушеса свои отяготиша, еже не слышати, и сердце90 учиниша не покориво не слышати91 закона моего, и словес92, яже посла Господь Вседержитель духом своим руками93 пророков прежних: и бысть гнев велий от Господа Вседержителя. И будет, им же образом94 рече, и не услышаша его: еще возопиют, и не услышу их95, глаголет Господь Вседержитель. И изжену96 Я во вся языки, иже не разумеша, и земля запустеет последи их от проходящаго и от возвращающагося: и учиниша землю избранную97 в запустение.

Сими словами удостоверил, что они не переставали восстановлять против себя самих Судию всяческих. Тогда как им следовало внимать словам святых пророков и, вообще всеми силами избегая сопротивления воле Законодателя, избрать жизнь достохвальную и законосообразную и ходить непорочною стезею, – они напротив сделались жестокими и ни во что поставили Воспитателя и имели сердце упорное и бесчувственное: ибо они никогда не переставали крайне пренебрежительно относиться к божественным словам и сильно и нечестиво порицать провозвестников их, исполнявших дело пророчества, хотя они говорили Духом Святым; они дошли до такой грубости и безумия, что не хотели покаяться, пока не исполнилось над ними предвозвещенное и не подверглись последствиям гнева божественного. Если же здесь Бог говорит: «и отвергу я во вся языки и запустеет земля от проходящаго и возвращающагося»; то мы будем разуметь, что это опять сказано в пророческом предведении; ибо они извергнуты были к Персам и Мидянам и уже испытали плен, и земля их была опустошена и лучшая из всех страна учинена была, как говорит слово (пророческое), в запустение и не имела проходящих или возвращающихся; ибо одни были истреблены войною, другие, обремененные игом рабства, ушли в плен. Посему как это, так и прочее, думаем, сказано в качестве предречения. А что неповиноваться божественным словам вредно и даже пагубно, это всякий может видеть из того, что случилось с древними; и для доказательства этого никто не нуждается во многих доводах; это ясно всякому, хотя однажды испытавшему на себе блага покорности.

* * *

71

Так и нек. но слав. хаселев, как: Ват. Син. и др. Евр. Кислев.

72

Αρσεβερ и нек. Слав. Αρβεσεερ, как Ват. Син. и др. В других пишется иначе. В Евр.: Регель-мелех. Но далее в толковании Св. Кирилла встречается рядом с Αρσεβερ и Aρβεσερ.

73

προς – во всех повторен, но в Слав. нет.

74

Так Ват. Син. и нек. др. Но Слав. читаем пред εισεληλυθεν аще – ει или η, как Алекс. и др.

75

Так. Ват., Син. Ал. др., но Слав.: в пятый месяц, как нек. и компл.

76

Так. Син. Ват. Ал. др. Но слав. приб. в скобах: плачя или постяся, в нек.: εδάκρυσαν ἤ ἐνηστευσαν, др. ἤ νηστεύσω.

77

Κατοθι εποιησαν, как Алекс. LXX Иерон. и др. др.: εποιησα – Алекс. изд. Граде-Брейт. соотв. Евр. – ἐποίητεσεν – Ват. Син. и др. Слав: якоже сотворил. Феодорит: ἠ νηστεύσω καθότι ἐποίησα, соотв. Евр.

78

См. прим. к этому тексту.

79

Так Син. Ват. Алекс. Иерон. и др. мн. Но Слав. παντοκτορος, как нек.

80

Так и Иерон. Но слав.: или, как. Син. Ват. Алекс. и др.

81

Так все, но Слав. опускает: в прибавляя в скобах месяца.

82

καὶ υμας, как одни, но др. и Слав. опускают.

83

Слав.: не сия ли суть, как нек. и Альд. Др: ονκ ουτοι οι λογοι εισιν – Ват. Син. др. и Св. Кирилл в толковании. (col. 105 В.).

84

Так нек. слав.: и грады его окрест как Син. Ват. Алекс. (αυτιον) и др.

85

Здесь пропущено несколько слов, но смысл восстановляется легко.

86

Греч.: καὶ.

87

Греч. ὑμῶν, нек.: αὐτον.

88

Греч. ἠπείδηοαν.

89

Греч. νῶτον παραφρονοῦντα – хребет презирают.

90

Св. Кирилл опуск.: ἀυτῶν, но Слав. чит. как Син. Ват. Ал. и др.

91

Св. Кир. ἀκοῦσαι, но Слав. и др. ἐισακούειν или εἰσακοῦσκι.

92

Св. Кир. και ενπι τους λογους, но Слав. и др.: τοὺς λὸγους или τῶν λογων.

93

Так Ват. Син. Ал. др., но слав.: рукою, как и нек. и Альд.

94

ον τροπον, Слав. якоже.

95

Так Ал. и нек. др., но Слав. (не имать услышати оп. αυτων, как Ват. Син. и др. мн.

96

Слав. отвергну.

97

Слав. избранную землю.



Источник: Перевод П.И. Казанского, под ред. М.Д. Муретова.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс