блаженный Феодорит Кирский

Глава 5

Иез.5:1. И ты сыне человечь, возми себе мечь остр,

как бритву стригущаго8 и притяжи его себе, и возложи на главу твою, и на браду твою: и возми превес весов, и размериши я . Меч дает разуметь карательную силу, отъятие волос на голове и бороде – лишение благолепия, а превесы и весы – правдивость Божия приговора; потому что в неизследимых судах Божиих все бывает строго взвешено.

Иез.5:2. Четвертую часть да сожжеши на огни среди града по исполнению дней затворения

твоего. (3). И да возмеши четвертую часть, и сожжеши ю среде града, четвертую же часть содробиши мечем окрест его, и четвертую часть разсыплеши ветром: и меч извлеку в след их. Чрез несколько слов сие истолковывает Сам Бог, огнем называет голод и смерть; почему две четвертые части повелел предать огню; потому что и голод и смерть истребляют людей подобно огню. А мечем означил нашествие врагов и убийства, какие произведут они, и рассыпанием – пленение и будущее рассеяние, о которых присовокупил: и меч извлеку в след их потому что после того, как соделались пленными, потерпели тысячи видов смертей.

Иез.5:4. И возмеши оттуду,

говорит Бог, мало их числом, и ввяжеши я в одежду твою. И от техже возмеши еще, и ввержеши я среде огня, и сожжеши я на огни: и от того изыдет огнь на весь дом Израилев. Сим означает Бог оставшихся в Иудеи, которых архимагир Навузардан оставил вместе с Годолиею, и которые также различным образом были истреблены, то будучи умерщвляемы друг другом, то спасаясь бегством в Египет, и не оставляя там нечестия. И о семь ясно дает нам знать пророчество Иеремии. Сказанное же: от того изыдет огнь на весь дом Израилев, дает разуметь, как тогдашнее раздражение царя вавилонского, так и гибель, постигшую их в Египте, а равно предозначает также мятежи, бывшие по возвращении из плена при Антиохе Епифане, по причине которых впали они в тысячи бедствий, преимущественно же возвещает неистовство на Владыку Христа, и конечную их гибель, и рассеяние по целой вселенной после креста. Сделав это, говорит Бог Пророку, скажи и причины наказания.

Иез.5:5. C ия глаголет Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положих его, и страны, яже окрест его,

Иез.5:6. и речеши: измени оправдания Моя в беззаконие паче языков, иже окрест его: понеже оправдания Моя отринуша, и по законом Моим не ходиша в них.

Бог всяческих избрал народ Иудейский с намерением, чрез Иудеев благодетельствовать всем людям. Почему дал им закон, отделяющий их от всех народов, чтобы и в этом имели они отличие. Дал же им и место для жительства посреди вселенной; потому что с востока и севера была у них Азия, с запада Европа, соединяющаяся посредством моря, с юга Ливия. Ибо на сии три участка разделили вселенную и сыны Ноевы. Посему, говорит Бог: положих Иерусалим посреде, языков, чтобы из Иерусалима извлекли они для себя пользу, и у Иерусалимлян научились всякому благочестию и правоте. Но Иерусалим поступил во всем напротив.

Не только не преподал данных ему Мною добрых законов, но сам приобщился злочестию языческих народов.

Иез.5:7. Сего ради тако глаголет Адонаи Господь: понеже

образ ваш паче язык, иже окрест вас 9 , и не ходисте в законех Моих, и оправданий Моих не сотвористе, но и по судом языческим, яже окрест вас, не сотвористе, (8) сего ради сия глаголет Господь: се Аз на тя, и сотворю среде тебе суд пред языки. поелику вы примешали к себе черты, заимствованные у язычников, приняли в себя их начинания, а Мои оправдания и законы презрели, и по чрезмерности беззакония превзошли злочестием язычников, от которых научились оному; то буду судить вас за это явно, язычники увидят суд Мой, и услышат приговор, чтобы, поелику не могли воспользоваться твоей правотою, извлекли по крайней мре для себя пользу из твоего наказания.

Иез.5:9. И сотворю среде тебе, ихже не сотворих, и ихже не сотворю подобпых им ктому, по всем мерзостем твоим.

Потом дает знать, чем угрожает.

Иез.5:10. Сего ради отцы снедят чад среде тебе, и чада снедят отцев.

Сие и было во время осады Иерусалима и Вавилонянами и Римлянами, когда чрезмерность голода довела до таких поступков.

И сотворю в тебе суды, то есть, правдиво буду судить тебя. И разсею вся ocma вшая от Тебе по всему ветру. Сие не требует толкования; потому что провозглашают о сем самые события.

Иез.5:11. Сего ради живу Аз, глаголет Адонаи Господь: воистинну понеже святая Моя осквернил ecu

всеми гнусностями твоими, и всеми мер зостми твоими, и Аз отрину тя . Словом: святая называет, не только согласное с законом, но и посвященный Ему храм, который осквернили Иудеи поставлением в нем идолов, и их мерзостями, как исполненных мерзости, и гнусностями, как возбуждающим всякое омерзение. Таково сказанное Ревеккою: стужих си душею моей дщерей ради сынов хананейских, аще поймет Иаков сын мой от них жену, то вскую ми житии? то есть, весьма гнушаюсь дочерьми хананейскими. И Бог говорит также устами Давида: посему негодовах рода того т. е. возгнушался родом тем, и рех присно заблуждают сердцем (Псал. 94, 10). И сей же Пророк говорит еще о беззаконнике: о злобе же не негодова, т. е. не возгнушался злобою (Псал. 35, 5).

Не пощадит око Мое, и Аз не помилую. Такова чрезмерность беззакония, что милостивый не хочет миловать, и человеколюбивый не щадит наказуемых. Потом повторяет Бог, что уже истолковано, а именно, как четвертую часть предаст даст голоду и еще другую четвертую часть – смерти; потом еще часть избиению во время войны, и остальную четвертую часть плену, потому что и сих преследовать будет наказание, и присовокупляет:

Иез.5:13. И окончается ярость Моя, и гнев Мой на них, и утешуся, и уведят, яко Аз Господь глаголах во рвении Моем, внегда скончати Ми гнев Мой на них.

Божество бесстрастно и совершенно не гневливо, называл же так, карательные действия, употребляет именования человеческие. Сказано: скончается гнев Мой на них в значении: примет конец. Когда же опытно дознают они, что Я – Бог и Владыка, и что, гнушаясь их беззаконием, наложил на них наказание, тогда утешуся: ибо для этого и подвергал их наказанию.

Иез.5:14. И положу тя в пустыню, и во укоризну сущим окрест тебе.

К сильному огорчению достаточно и того, что живущие по соседству, и постоянно враждовавшиее будут смеяться, и веселиться запустению.

И дщери сущия окрест тебе10 пред всяким проходящим. Дщерями называет подвластные города и селения.

Иез.5:15. И будеши в стенание и ужас, наказанием и пагубою,

и дщери твои окрест тебе в языцех, иже окрест тебе. Соделаю тебя знаменитым своими бедствиями, и все, слыша о твоей гибели и о гибели подвластных тебе городов и селений, будут стенать и сетовать.

Егда сотворю в тебе суды в гнев и ярость, во отмщение ярости, и обличение. Потом, доказывая не лживость сказанного, продолжает:

Аз Господь глаголах. Сего объявления о лице достаточно в доказательство истины.

Иез.5:16. И егда послю стрелы

Мои глада на ня, и будут в скончание, и послю их растлити вы, и глад соберу на вы, и сотру утверждение хлеба твоего. (17). И послю на тя мечь, и звери люты, и умучу тя, смерть же и кровь пройдут сквозе тя, и мечь наведу на тя окрест, Аз Господь глаголах. Многократно повторяет одно и тоже с намерением устрашить слышащих, чтобы страхом бедствий обратить их к благочестию и не подвергать испытанию угроз. Зверями же лютыми наименовал жестоких Халдеев, которые , подобно кровожадным зврям, нападали на них, и одних умерщвляли, а других ловили живымии и брали в плен.

* * *

8

Слав. паче бритвы стригущего.

9

Вместо ἡ ἀφορμξμῶν ублаженного Феодорита читается: ἡ μορφνμῶν . (403)

10

По славянскому переводу слова сии не читаются.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 7 блаженный Феодорит Кирский 32,2K 

2. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 6 блаженный Феодорит Кирский 32,2K 

3. Толкование на пророка Иеремию – Глава 39 блаженный Феодорит Кирский 33,2K 

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава 47 блаженный Феодорит Кирский 33,2K 

5. Толкование на книгу пророка Даниила святитель Иоанн Златоуст 23,4K 

6. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга вторая блаженный Иероним Стридонский 41,6K 

7. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия блаженный Аврелий Августин 14,4K 

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гвельф и Гибрллин профессор Александр Павлович Лопухин 102,9K 

9. Книга пророка Иезекииля преподобный Ефрем Сирин 26,5K 

10. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский) 2K 

Комментарии для сайта Cackle