блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 49-го.

«Псалом Асафу». Это – наставник особаго лика псалмопевцев, как дает знать книга Паралипоменон (1Пар. 25, 26). Ибо псалмы, пред сим изъясненные и начинающиеся псалмом сорок первым, поручено было петь сынам Кореевым, которые сами были начальниками другаго лика. А есть и другие псалмы, в надписании которых находится их имя, и которые, если даст Бог, объясним мы. Настоящий же псалом, приписываемый Асафу, согласен с псалмом ему предшествующим; потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога и Спасителя нашего; предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу не угодно.

Пс.49:1. Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

«Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад». Предыдущий псалом призывал к слышанию учения всех людей, а этот призывает все концы вселенной. Ибо сие означают слова: «от восток солнца до запад». А сказанное: "Бог богов" три переводчика истолковали иначе: «Бог крепкий, возглаголав, призвал землю». Но семьдесят именуют богами тех, которым дано право начальствовать и судить, что свойственно единому Богу. Сему научает нас псалом восемьдесят первый, надписанный также Асафу. Ибо сказав: «Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит, – Пророк присовокупил: доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте» (Пс. 81, 1–3); а сие свойственно иереям и всем другим, кому поручечено творить суд. Так и закон предписывает: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» (Исх. 22, 28). В смысле же более собственном богами могут быть названы сотворенные по образу Божию и сохранившие сей образ неизмененным, потому что их-то Бог и собирает вселенную на суд.

Пс.49:2. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог.

«От Сиона благолепие красоты его». Он самый на Сионе явил Свое благолепие и Свою красоту, приял спасительныя страдания, и в изъясненных псалмах назван красным добротою паче сынов человеческих.

Пс.49:3. Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит». Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво.

«Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна». Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: «река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь» (Дан. 7:9–10).

Пс.49:4. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой.

«Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя». И во время законоположения повелел блаженному Моисею собрать народ, и засвидетельствовать небом и землею: что и сделал Моисей, дав такое начало своей песни: «вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Втор. 32:1). Призывает же их во свидетельство для устрашения слышащих, не потому, что и они одушевлены, но потому что заключают в себе все прочия твари. Так блаженный Авраам поставил седмь агниц во свидетельство, и говорит: «мой кладязь сей» (Быт. 21:30). Так Иаков и Лаван назвали холм «холмом свидетельства» (Быт. 31:47).

Пс.49:5. «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

Пс.49:6. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

«Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах».

«И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть». В сказанном выше Пророк показал, что суд Его страшен, а в сих и следующих словах открывает несовершенство подзаконнаго служения и небогоугодность приносимых жертв. Преподобными же называет Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и всех, которые после них священствовали под законом. Им-то повелевает Бог собраться, не для того, чтобы подвергнуть их наказанию, как мысливших что-либо противное (потому что Богом дан закон, и закону повинуясь, каждый из поименованных нами приносил жертвы), но чтобы посредством настоящаго показать им собственную Свою цель и, положив конец учению, которое прилично было младенцам, преподать учения совершенныя. По совершении же сего, говорит Пророк, дивятся небеса правдивости определения, а под небесами разумеет небесныя Силы.

Пс.49:7. «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

«Услышите, людие Мои, и возглаголю вам». И показывая, к какому народу обращает речь, присовокупил: «Израилю, и засвидетельствую тебе». А потом открывает владычество Свое: «Бог, Бог твой есмь Аз», Я освободил тебя от египетскаго рабства, даровал путь чрез море, препитал в пустыни, дал тебе оный закон. Не иного законодателя, признавай во Мне, усматривая разность законов.

Пс.49:8. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною.

«Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну». Не в нерадении о жертвах, говорит, буду обвинять тебя, потому что приносишь их непрестанно, но даю тебе совет, не в них поставлять праведность.

Пс.49:9. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих.

Пс.49:10. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор.

Пс.49:11. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

«Не прииму от дому твоего телцев, ниже от стад твоих козлов».

«Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове».

«Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть». Я – Творец и Владыка всех, и животных живущих на суше, и птиц летающих по воздуху. Поэтому не думай, что удовлетворяешь Моей нужде. Я дал и им бытие, и плодам повелеваю произрастать из земли. Ибо красотою сельною называет всякаго рода земные плоды. поелику же из животных, живущих на суше, приносимы были в жертву волы, козлы и овцы, а из птиц – голуби и горлицы, и из плодов – семидал, вино, елей, и благовония, то необходимо упомянул о всем этом, чтобы положить конец всему таковому служению. Потом, как бы посмеваясь, говорит:

Пс.49:12. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

«Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея». Если потребуется Мне пища, не имею нужны в твоем подаянии; потому что Я – вместе Творец и Владыка всякой твари. Потом дает видеть безстрастие естества Своего.

Пс.49:13. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

«Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию?» Так, показав малосмысленность их, и внушив, что ради детскаго их разумения узаконил им древле приносить оныя жертвы, предварительно дает откровение о завете новом и узаконяет жертву Ему благоугодную.

Пс.49:14. Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои.

Пс.49:15. И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

«Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя»:

«И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом, потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» (Пс. 21:26). поелику же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя», то показывает наконец, в чем будет обличать.

Пс.49:16. Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои.

Пс.49:17. А сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

«Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими?»

«Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять». поелику иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат, то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самыя преступления, на какия они отважились.

Пс.49:18. когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься.

Пс.49:19. Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство.

Пс.49:20. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь.

«Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси».

«Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения».

«Седя на брата твоего клеветал еси и на сына матери твоея полагал еси соблазн». Многочисленны и разнообразны преступления закона, на которыя ты отваживаешься; ибо, говоря словами Апостола, «глаголяй не прелюбы творите, прелюбы твориши» (Рим. 2:22), и делаешься содейственником и сообщником отваживающихся на подобное. Лишив уста истины, наполнил ты их ложью и лукавством; притворство изощряет язык твой. А потому пренебрегаешь родство, попираешь законы естества, в тайне соплетаешь козни братьям, не перестаешь и очернять словом и уготовлять зло самым делом. Так, изобразив беззаконие их, дает знать, какое у Него долготерпение, и также предсказывает, какое наложит наказание.

Пс.49:21. Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

«Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен». Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпением, ожидаю покаяния. А ты и долготерпение обратил в повод к злочестию, предположив, что, услаждаясь твоим беззаконием, не налагаю на тебя наказания. Поэтому «обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя». поелику не исцелили тебя легкия врачевства долготерпения, то приготовлю для тебя врачевства сильно действующия, наложу на тебя клеймо обличений. А сие согласно с оным апостольским изречением: «не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим. 2:4–6). Так, после угроз наказанием, Человеколюбец снова предлагает увещание.

Пс.49:22. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего.

«Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй»; то есть, тщательно размыслите обо всем сказанном. И недуговавшие забвением Бога, потому что забвение Бога ведет ко греху, уврачуйте язвы врачевствами покаяния, пока не похитила вас смерть, которая подобно льву нападает на людей, так что никто не в состоянии остановить сильнаго устремления ея. Потом Пророк обращается к новому законоположению, и им украшает окончание псалма.

Пс.49:23. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

«Жертва хвалы прославит Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое». Симмах же перевел это яснее: «приносящий жертву вместо хвалы прославит Меня, и шествующему чинно явлю спасение Божие». Ибо надлежит не песнословить только Бога, и не жертву только хвалы приносить Ему, но и ходить чинно и благоустроять жизнь свою. Ибо таким образом возможно улучить спасение от Бога. По переводу же седмидесяти, Бог говорит: «услаждаюсь жертвою хвалы, ее признаю приличною для Меня славой, и приносящему сию жертву покажу за нее путь Мой, котораго конец – спасение от Бога». Надлежит же заметить, что здесь упомянуты два Лица; Бог говорит: «жертва прославит Мя». А сим указав на собственное свое Лице, присовокупил: «и тамо путь, имже явлю ему спасение Божие". Ибо с новым заветом, наставляющим в том, что совершенно, должно быть соединено и совершенное учение Боговедения.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle