блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изьяснение 76 Изьяснение 77 Изьяснение 78

Изъяснение псалма 77-го.

«Разума Асафу». Бог всяческих, дав сынам Израилем ветхий закон, повелел непрестанно поучаться в оном и учить оному детей, а также объяснять потомкам причины праздников, чтобы, дознав Божии благодеяния, были они признательны к Облагодетельствовавшему их. Ибо сказано: научи сему сыны твоя и сыны сынов твоих и сохранят заповеди Господа Бога, «да благо им будет» (Втор.4:40). Сие имеет в виду пророчественная благодать, и в настоящем псалме напоминает Израильтянам и потомкам их, что соделано Богом, какия блага, и с каким неблагодарным сердцем, приняты ими.

Пс.77:1. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

«Внемлите, людие Мои, закону Моему». Предлагаю вам тщательно выслушать изрекаемое, как некий закон даю вам настоящий совет.

«Приклоните ухо ваше в глаголы уст Моих». От всего сердца выслушайте, что изрекается Мною.

Пс.77:2. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

«Отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва». Поелику обвинял отцев на пользу детям, то притчею назвал таковый образ речи, как загадочный и приносящий пользу сокровенную. Прибавил же и то, что предлагает гадания древния, и, показывая где научился сему, присовокупил:

Пс.77:3. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

Пс.77:4. не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

«Елика слышахом и познахом я». – Потом указал, кто учители этому. «И отцы наша поведаша нам».

«Не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори», то есть, древле и в начале самовидцы чудес научили сему своих детей, а они учение сие предали потомкам. Поступили же так, повинуясь Божию закону. Ибо сие присовокупил Пророк.

Пс.77:5. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их.

«И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили». Свидением называет сооруженную в пустыне скинию, потому что имела она в себе скрижали свидения. Ибо закон, как говорили мы прежде, называет и заповедями, и свидениями, и судьбами, и оправданиями. Яснее же сказано сие нами в псалме осьмьнадцатом.

«Елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим». Оным законоположением, говорит Пророк, Бог повелевал, чтобы повествование о чудесах отцы передали детям, как некое наследие.

Пс.77:6. Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям.

«Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведять я сыновом своим».

Так и дети, научившись сему у отцев, сообщали опять учение сие рожденным ими, и незабвенная сохранялась о сем память. А какой плод сего учения?

Пс.77:7. Возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его.

«Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божих, и заповеди Его взыщут». Дознав Божию силу, дознав, как не трудно Богу творить всякое благо, приобретут твердое упование на Него, и будут следовать постановленным от Него законам.

Пс.77:8. И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

«Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй». Узнав неблагодарность отцев, узнав о том, что они часто преступлением закона подвигали Бога на гнев, остерегутся подражать им.

«Род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего». Ибо не приобрели твердой веры в Бога, не пожелав ходить путем правым, но возъимев сердце противящееся Божиим постановлениям.

Пс.77:9. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани.

«Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани». Особенно же колено Ефремово обвиняет в том, что Ефремляне более всех служили идолам. Сие показывают нам и история Судей и третия книга Царств. Ибо Ефремляне поставили юниц, и девять колен отвлекли от служения по закону, а таким образом сделались виновниками отступничества. Сие наипаче провидя, благодать Духа обвиняет Ефремлян в грехе еще несоделанном, предлагая им приличный совет, и хотя знает, что не приимут увещания, однакоже предлагает, что могло бы послужить в пользу. Но, показав силу Ефремлян и их искуство стрелять из лука, обличает и их боязливость; потому что «возвратишася в день брани». Высоко думая о своей опытности в военном деле, когда открылась война, они обратились в бегство.

Пс.77:10. Они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его.

«Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити». Прекрасно изобразил их своеволие. Ибо, говорит, не восхотели жить по закону, возлюбить образ жизни, согласный с законом.

Пс.77:11. Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

«И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им». И показывая, когда Бог творил сии чудеса, Пророк присовокупил:

Пс.77:12. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан.

«Пред отцы их, яже сотвори чудеса». Потом, указывает время и место.

«В земли египетстей, на поли Танеосе». Все сии чудеса Божии, совершенныя в Египте, которых самовидцами были отцы их, изринули они из памяти.

Пс.77:13. Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною.

«Разверзе море и проведе их: представи воды яко мех». Кратко излагает сказание о чудесах, и сперва упомянул о том, которое было важнее других. Ибо сверхъестественны – совершенное чудо над морем и открытый по оному путь. Водное естество, обыкновенно текущее по склону, Бог всяческих соделал неподвижным сюду и сюду, как бы в мехе каком заключив его словом. Поелику, по устройству своему, мехи могут совершенно удерживать в себе влагу, то Пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Божественнаго слова.

Пс.77:14. И днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня.

«И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня». Ибо одно и то же облако, днем останавливало мучительное действие лучей, а ночью заменяло собою потребность огня.

Пс.77:15. Рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны.

«Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе», потому что извел из него не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч. И сие Пророк яснее показал в присовокупленном.

Пс.77:16. Из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

«И изведе воду из камене, и низведе яко реки воды», потому что истекшая вода разделилась на многие потоки, доставив жаждущим приятное и обильное наслаждение

Пс.77:17. Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне.

Пс.77:18. Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей.

«И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней».

«И искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим». Однако же и сие не исторгло лукавства из сердца их, но продолжали они болеть недугом неблагодарности. И после стольких благодеяний вознамерились искусить Божию силу, и возъимев нужду в пище, не того взыскали, чтобы получить потребное, но жаловались на Бога, как на не имеющаго силы.

Пс.77:19. И говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»

Пс.77:20. Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»

«И клеветаша на Бога и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?»

«Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим?» Легко и не трудно было дать воду, потому что сокровенное в недрах земли изведено было наружу. А как утолит мучащий нас голод и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени?

Пс.77:21. Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля.

«Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля». Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякаго рода наказаниям, но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженнаго Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк.

Пс.77:22. За то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

«Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его». Впрочем, хотя и таковы они были, Бог дал пищу без возделывания земли. Сие показывает присовокупленное.

Пс.77:23. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,

Пс.77:24. И одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

Пс.77:25. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

«И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе»,

«И одожди им манну ясти». Необычное для себя порождение произвели облака, но вместо дождя, который обыкновенно орошает ввергаемыя в землю семена, породили чудесную пищу. Отверстыми же дверями неба Пророк назвал подаяние свыше. Поелику у нас в обычае запирать двери сокровищниц, и отворяем их, намереваясь что-нибудь вынести, то пророческое слово представляет, что Бог всяческих, как бы из некиих сокровищниц, подает манну.

«И хлеб небесный даде им:»

«Хлеб Ангельский яде человек». Хлебом ангельским называет Пророк, потому что подаваем был Ангелами. Ибо Ангелы, как знаем из божественнаго Писания, служат Божиим мановениям; говорит же так божественный Апостол: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр.1:14). И еще: «аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно» (Евр. 2:2), и так далее. Хлебом же небесным называет, как ниспосланный свыше, потому что птиц, летающих по воздуху, божественное Писание именует птицами небесными (Быт.2:10).

«Брашно посла им до сытости», то есть, до насыщения даровал им сей пищи. Потом Пророк извещает и о подаянии мяс.

Пс.77:26. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею

Пс.77:27. И, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых.

«Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею Лива»:

«И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты». Ветрами согнав отвсюду этих птиц, повелел им летать около кущей израильских, доставляя тем добровольно отдающуюся в руки добычу.

Пс.77:28. Поверг их среди стана их, около жилищ их.

Пс.77:29. И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

Пс.77:30. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их.

Пс.77:31. Гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

«И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их».

«И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им».

«Не лишишася от желания своего». Насладились тем, чего вожделевали, и удовлетворили жадности; впрочем, понесли наказание за ненасытность.

«Еще брашну сущу во устех их»,

«И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят». Поелику, имев много опытов Божией силы, не веровали, что Бог может подать пищу, то явил им вразумление, научая, что может творить то и другое, и блага подавать, и налагать наказания. Впрочем тем не менее продолжали они согрешать. Ибо Пророк присовокупил следующее:

Пс.77:32. При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

Пс.77:33. И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

«Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его».

«И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием». Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни.

Пс.77:34. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу.

Пс.77:35. И вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их.

«Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утренневаху к Богу».

«И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть». Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы, потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия.

Пс.77:36. И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним.

Пс.77:37. Сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

«И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему»:

«Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его». Обещались же любить Его словами лживыми, потому что словам сим противоречил помысл, совещавая в себе противное божественным законам, и не хотя веровать божественным глаголам.

Пс.77:38. Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей.

«Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит». Однако же Он, действуя по собственной Своей благости, не восхотел предать их совершенному растлению. «И умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего». А Симмах перевел так: «и долго отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей»; то есть, не налагал на них наказания, соразмернаго их преступлениям.

Пс.77:39. Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

«И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и необращаяйся». Ибо знал немощь их естества, знал, что, по истечении не долгаго времени, приимут конец жизни.

Пс.77:40. Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!

Пс.77:41. И снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева.

«Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней?»

«И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Исраилева раздражиша». Всем этим показывает Божие долготерпение. Подробнее же о каждом из сих событий можно дознать из истории, потому что Иудеи то обоготворили тельца, то «причастишася Веелфегору» (Пс.105:28), а иногда помышляли похитить власть у великаго Моисея; насыщаясь манною, оставались неблагодарными; получив повеление занять обетованную землю, отговаривались страхом; и сверх сего делали тысячи других огорчений, о которых не будем упоминать, не желая продолжить слово.

Пс.77:42. Не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения.

«Не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго». Не захотели привести себе на мысль прежния благодеяния, разсудить о силе Божией, которою освобождены были от египетской работы. Потом исчисляет Пророк бывшия там чудеса.

Пс.77:43. Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан.

«Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе». В Танисе был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян.

Пс.77:44. И превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить.

«И преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют». Ибо прежде всего не только речныя воды, но и скопившияся от дождей, превратил в кровь, томя жаждою прекословящих.

Пс.77:45. Послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их.

Пс.77:46. Земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче.

«Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я».

«И даде рже плоды их, и труды их пругом». Песиих мух и жаб употребив служителями гнева, причинил им жестокия мучения, а ржею и саранчею повредил земные плоды.

Пс.77:47. Виноград их побил градом и сикоморы их – льдом.

«Уби градом винограды их, и черничие их сланою». Как ржею и саранчею истребил плоды, так градом и инеем умертвил самые корни дерев. Вместо: «черничие» иные толковники перевели: «дикая смоковница».

Пс.77:48. Скот их предал граду и стада их – молниям.

«И предаде граду скоты их, и имение их огню». А Симмах перевел так: «предал скот их язве, и стяжания их – птицам хищным», потому что, прияв внезапную кончину, соделались пищею плотоядных птиц.

Пс.77:49. Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов.

«Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми». Яростию и гневом и скорбию Пророк назвал жестокия казни. А лютыми аггелами – служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. Так днем лютым (Пс. 40:1) называет день наказания. То же дал разуметь и Симмах, ибо вместо: «лютыми аггелы», перевел: «аггелами мучащими».

Пс.77:50. Уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

Пс.77:51. поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;

«Путесотвори стезю гневу Своему»; то есть, человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом:

«И не пощаде от смерти душ их, и, скоты их в смерти заключи:»

«И порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых». Ибо, увидев упорное их сердце, нещадно наслал на них казни, предав сперва гибели скот, а потом неожиданной смерти первородных. Селениями же Хамовыми назвал Египет, потому что сын Хамов – Месрем, а Месрем – Египет.

Пс.77:52. И повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею.

«И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни». Так, наказав Египтян, собственный народ Свой извел в пустыню, уподобляясь пастырю, ведущему стадо.

Пс.77:53. Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море.

«И настави я на упование, и не убояшася». Ибо, дав многия ручательства в собственной силе Своей, повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Но хотя и сие соделано было Богом всяческих, однако же не захотели они положиться на Божию силу.

«И враги их покры море». Самое море открыло им путь, а врагов погребло в волнах.

Пс.77:54. И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его.

«И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его». Посему, освободив их из Египта, дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион Пророк означил всю землю.

Пс.77:55. Прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

«И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаяния». Ибо, освободив оную землю от древних обитателей, обладание ею, по обетованиям, передал народу Своему. Сие значит сказанное: «ужем жребодаяния». Ибо собственную свою землю обыкновенно меряют владетели. Жребии же и разделения земли подробнее показаны в писании Иисуса Навина.

«И всели в селениих их колена Исраилева», потому что разделили они землю по коленам. Так Пророк, показав неверие их в пустыне, описывает нарушение ими закона в земле обетования.

Пс.77:56. Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли.

«И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша». После многих и великих благодеяний продолжали нарушать закон и преступать заповеди Божии.

Пс.77:57. Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук.

«И отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их». Подражали злобе отцев, и видев наказание их, даже и тем не воспользовались.

«Превратишася в лук развращен». Искусно уготованный лук пущенныя с него стрелы отправляет прямо в цель. А если лук как-либо искривлен, то не может дать прямаго направления пущенным стрелам. Посему и они, утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, божественными благодеяниями, что могло служить к пользе, обратили то в повод ко вреду.

Пс.77:58. Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

«И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его». Прияв блага от Бога всяческих, послужили бездушным идолам.

Пс.77:59. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

«Слыша Бог и презре». То есть, молящихся не удостоил Своего промышления. Но яснее показывает это история Судей, потому что Бог предавал их, то Амоннитянам, то Моавитянам, иногда же Мадианитянам и Филистимлянам, наказывая за нечестие.

«И уничижи зело Исраиля». Так пресловутый народ, чудесно освобожденный от египетскаго рабства, который «море виде и побеже, и Иордан возвратися вспять» (Пс. 113:3), – сей самый народ легко преодолевали соседи.

Пс.77:60. Отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками.

«И отрину скинию Силомскую, селение Свое, идеже вселися в человецех». О сем повествуется уже в начале Царств, где упоминается о первосвященнике Илии и о беззаконии сынов его.

Пс.77:61. И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага.

«И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов». Крепостию и добротою их Пророк называет кивот. Офни и Финеес, вынесши его на помощь единоплеменникам своим, понесли наказание за свои преступления. Кивот же, взяв иноплеменники, как лучшую некую часть добычи, принесли в дар Дагону. А это был идол, которому они служили.

Пс.77:62. И предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

«И затвори во оружии люди Своя и достояние свое презре». Предал их в руки врагов, по причине чрезмернаго беззакония. А достоянием наименовал их Пророк, потому что всегда пользовались великим попечением Божиим. Так назвал их и великий Моисей; ибо говорит: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Исраиль» (Втор.32:9). Потом Пророк исчисляет виды наказания.

Пс.77:63. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен.

Пс.77:64. Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

«Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша»:

«Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут». Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача, потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение.

Пс.77:65. Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином.

Пс.77:66. И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их.

«И воста яко спя Господь». Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося.

«Яко силен и шумен от вина:»

«И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им». Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история (1Цар. 5:9). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: «порази враги Своя вспять», означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение, а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него.

Пс.77:67. И отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал.

«И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра». Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти, потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и то же колено, потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм.

Пс.77:68. А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

«И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби». Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иессея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: «яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос» (Евр. 7:14). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поелику тайна сия для многих была некоторым образом неведома, то Пророк для большей ясности присовокупил: «гору Сионю, юже возлюби», чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней.

Пс.77:69. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек.

«И созда яко единорога святилище Свое». Говорят, что единорог вооружен одним рогом. Единому покланяться Богу учил и закон. Посему Пророк справедливо единорогу уподобил единый храм, посвященный единому Богу.

«На земли основа и́ в век». А Симмах перевел так: «как землю, которую основал в век». И другие толковники выражают ту же мысль. Посему говорит: как одну создал землю, так повелел один создать храм Иудеям.

Пс.77:70. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих.

«И избра Давида раба Своего, и восприять его от стад овчих». Сим в одно и то же время дал видеть и добродетель Давида, наименовав его рабом Божиим, и щедрость Бога, Который пастыря овец соделал царем.

Пс.77:71. И от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

«От доилиц поят его». А Симмах перевел так: «последующим за носящими во чреве вел его». Это – особенное доказательство Божией щедрости. Ибо Давид был не совершенный пастырь, но помощник пастыря, который ходит вслед рождающих овец.

«Пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое». И сие показывает преизбыток попечительности. Ибо не над каким-либо незначительным народом поставил пастыря овец, но над потомками Израиля, усвоившими себе именование праотца и пользовавшимися Божиим о них промышлением, над теми, которых Бог Себе отделил, как некий жребий19

Пс.77:72. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

«И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть». И не был не признателен к Божиим благодеяниям, но срастворив благоразумие с простотою, руководил их по божественным законам. Сему подобно и законоположение Господне: «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф.10:16). Ибо Господь, устранив порок того и другаго, отъяв и злобу змии и неразумие голубя, срастворил достойную похвалы добродетель. В сей-то добродетели надлежит преспевать и нам, которые с блаженным Давидом призваны на то же, или лучше сказать, на вящшее, потому что нам поручено служение в высших делах, по законоположению божественнаго Павла, «ходити достойно звания, в неже звани быхом» (Еф. 4:1).


19

При переводе сего места предпочтено греческое чтение, согласное с древними славянскими переводами, сохраняющимися в рукописях.


Изьяснение 76 Изьяснение 77 Изьяснение 78


Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Помощь в распознавании текстов