блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

 Изьяснение 76Изьяснение 77Изьяснение 78 

Изъяснение псалма 77-го.

«Разума Асафу». Бог всяческих, дав сынам Израилем ветхий закон, повелел непрестанно поучаться в оном и учить оному детей, а также объяснять потомкам причины праздников, чтобы, дознав Божии благодеяния, были они признательны к Облагодетельствовавшему их. Ибо сказано: научи сему сыны твоя и сыны сынов твоих и сохранят заповеди Господа Бога, «да благо им будет» (Втор.4:40). Сие имеет в виду пророчественная благодать, и в настоящем псалме напоминает Израильтянам и потомкам их, что соделано Богом, какия блага, и с каким неблагодарным сердцем, приняты ими.

Пс.77:1. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

«Внемлите, людие Мои, закону Моему». Предлагаю вам тщательно выслушать изрекаемое, как некий закон даю вам настоящий совет.

«Приклоните ухо ваше в глаголы уст Моих». От всего сердца выслушайте, что изрекается Мною.

Пс.77:2. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

«Отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва». Поелику обвинял отцев на пользу детям, то притчею назвал таковый образ речи, как загадочный и приносящий пользу сокровенную. Прибавил же и то, что предлагает гадания древния, и, показывая где научился сему, присовокупил:

Пс.77:3. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

Пс.77:4. не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

«Елика слышахом и познахом я». – Потом указал, кто учители этому. «И отцы наша поведаша нам».

«Не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори», то есть, древле и в начале самовидцы чудес научили сему своих детей, а они учение сие предали потомкам. Поступили же так, повинуясь Божию закону. Ибо сие присовокупил Пророк.

Пс.77:5. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их.

«И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили». Свидением называет сооруженную в пустыне скинию, потому что имела она в себе скрижали свидения. Ибо закон, как говорили мы прежде, называет и заповедями, и свидениями, и судьбами, и оправданиями. Яснее же сказано сие нами в псалме осьмьнадцатом.

«Елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим». Оным законоположением, говорит Пророк, Бог повелевал, чтобы повествование о чудесах отцы передали детям, как некое наследие.

Пс.77:6. Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям.

«Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведять я сыновом своим».

Так и дети, научившись сему у отцев, сообщали опять учение сие рожденным ими, и незабвенная сохранялась о сем память. А какой плод сего учения?

Пс.77:7. Возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его.

«Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божих, и заповеди Его взыщут». Дознав Божию силу, дознав, как не трудно Богу творить всякое благо, приобретут твердое упование на Него, и будут следовать постановленным от Него законам.

Пс.77:8. И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

«Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй». Узнав неблагодарность отцев, узнав о том, что они часто преступлением закона подвигали Бога на гнев, остерегутся подражать им.

«Род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего». Ибо не приобрели твердой веры в Бога, не пожелав ходить путем правым, но возъимев сердце противящееся Божиим постановлениям.

Пс.77:9. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани.

«Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани». Особенно же колено Ефремово обвиняет в том, что Ефремляне более всех служили идолам. Сие показывают нам и история Судей и третия книга Царств. Ибо Ефремляне поставили юниц, и девять колен отвлекли от служения по закону, а таким образом сделались виновниками отступничества. Сие наипаче провидя, благодать Духа обвиняет Ефремлян в грехе еще несоделанном, предлагая им приличный совет, и хотя знает, что не приимут увещания, однакоже предлагает, что могло бы послужить в пользу. Но, показав силу Ефремлян и их искуство стрелять из лука, обличает и их боязливость; потому что «возвратишася в день брани». Высоко думая о своей опытности в военном деле, когда открылась война, они обратились в бегство.

Пс.77:10. Они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его.

«Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити». Прекрасно изобразил их своеволие. Ибо, говорит, не восхотели жить по закону, возлюбить образ жизни, согласный с законом.

Пс.77:11. Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

«И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им». И показывая, когда Бог творил сии чудеса, Пророк присовокупил:

Пс.77:12. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан.

«Пред отцы их, яже сотвори чудеса». Потом, указывает время и место.

«В земли египетстей, на поли Танеосе». Все сии чудеса Божии, совершенныя в Египте, которых самовидцами были отцы их, изринули они из памяти.

Пс.77:13. Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною.

«Разверзе море и проведе их: представи воды яко мех». Кратко излагает сказание о чудесах, и сперва упомянул о том, которое было важнее других. Ибо сверхъестественны – совершенное чудо над морем и открытый по оному путь. Водное естество, обыкновенно текущее по склону, Бог всяческих соделал неподвижным сюду и сюду, как бы в мехе каком заключив его словом. Поелику, по устройству своему, мехи могут совершенно удерживать в себе влагу, то Пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Божественнаго слова.

Пс.77:14. И днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня.

«И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня». Ибо одно и то же облако, днем останавливало мучительное действие лучей, а ночью заменяло собою потребность огня.

Пс.77:15. Рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны.

«Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе», потому что извел из него не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч. И сие Пророк яснее показал в присовокупленном.

Пс.77:16. Из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

«И изведе воду из камене, и низведе яко реки воды», потому что истекшая вода разделилась на многие потоки, доставив жаждущим приятное и обильное наслаждение

Пс.77:17. Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне.

Пс.77:18. Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей.

«И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней».

«И искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим». Однако же и сие не исторгло лукавства из сердца их, но продолжали они болеть недугом неблагодарности. И после стольких благодеяний вознамерились искусить Божию силу, и возъимев нужду в пище, не того взыскали, чтобы получить потребное, но жаловались на Бога, как на не имеющаго силы.

Пс.77:19. И говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»

Пс.77:20. Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»

«И клеветаша на Бога и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?»

«Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим?» Легко и не трудно было дать воду, потому что сокровенное в недрах земли изведено было наружу. А как утолит мучащий нас голод и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени?

Пс.77:21. Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля.

«Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля». Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякаго рода наказаниям, но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженнаго Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк.

Пс.77:22. За то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

«Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его». Впрочем, хотя и таковы они были, Бог дал пищу без возделывания земли. Сие показывает присовокупленное.

Пс.77:23. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,

Пс.77:24. И одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

Пс.77:25. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

«И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе»,

«И одожди им манну ясти». Необычное для себя порождение произвели облака, но вместо дождя, который обыкновенно орошает ввергаемыя в землю семена, породили чудесную пищу. Отверстыми же дверями неба Пророк назвал подаяние свыше. Поелику у нас в обычае запирать двери сокровищниц, и отворяем их, намереваясь что-нибудь вынести, то пророческое слово представляет, что Бог всяческих, как бы из некиих сокровищниц, подает манну.

«И хлеб небесный даде им:»

«Хлеб Ангельский яде человек». Хлебом ангельским называет Пророк, потому что подаваем был Ангелами. Ибо Ангелы, как знаем из божественнаго Писания, служат Божиим мановениям; говорит же так божественный Апостол: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр.1:14). И еще: «аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно» (Евр. 2, 2), и так далее. Хлебом же небесным называет, как ниспосланный свыше, потому что птиц, летающих по воздуху, божественное Писание именует птицами небесными (Быт.2:10).

«Брашно посла им до сытости», то есть, до насыщения даровал им сей пищи. Потом Пророк извещает и о подаянии мяс.

Пс.77:26. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею

Пс.77:27. И, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых.

«Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею Лива»:

«И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты». Ветрами согнав отвсюду этих птиц, повелел им летать около кущей израильских, доставляя тем добровольно отдающуюся в руки добычу.

Пс.77:28. Поверг их среди стана их, около жилищ их.

Пс.77:29. И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

Пс.77:30. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их.

Пс.77:31. Гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

«И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их».

«И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им».

«Не лишишася от желания своего». Насладились тем, чего вожделевали, и удовлетворили жадности; впрочем, понесли наказание за ненасытность.

«Еще брашну сущу во устех их»,

«И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят». Поелику, имев много опытов Божией силы, не веровали, что Бог может подать пищу, то явил им вразумление, научая, что может творить то и другое, и блага подавать, и налагать наказания. Впрочем тем не менее продолжали они согрешать. Ибо Пророк присовокупил следующее:

Пс.77:32. При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

Пс.77:33. И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

«Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его».

«И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием». Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни.

Пс.77:34. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу.

Пс.77:35. И вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их.

«Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утренневаху к Богу».

«И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть». Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы, потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия.

Пс.77:36. И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним.

Пс.77:37. Сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

«И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему»:

«Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его». Обещались же любить Его словами лживыми, потому что словам сим противоречил помысл, совещавая в себе противное божественным законам, и не хотя веровать божественным глаголам.

Пс.77:38. Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей.

«Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит». Однако же Он, действуя по собственной Своей благости, не восхотел предать их совершенному растлению. «И умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего». А Симмах перевел так: «и долго отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей»; то есть, не налагал на них наказания, соразмернаго их преступлениям.

Пс.77:39. Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

«И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и необращаяйся». Ибо знал немощь их естества, знал, что, по истечении не долгаго времени, приимут конец жизни.

Пс.77:40. Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!

Пс.77:41. И снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева.

«Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней?»

«И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Исраилева раздражиша». Всем этим показывает Божие долготерпение. Подробнее же о каждом из сих событий можно дознать из истории, потому что Иудеи то обоготворили тельца, то «причастишася Веелфегору» (Пс.105:28), а иногда помышляли похитить власть у великаго Моисея; насыщаясь манною, оставались неблагодарными; получив повеление занять обетованную землю, отговаривались страхом; и сверх сего делали тысячи других огорчений, о которых не будем упоминать, не желая продолжить слово.

Пс.77:42. Не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения.

«Не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго». Не захотели привести себе на мысль прежния благодеяния, разсудить о силе Божией, которою освобождены были от египетской работы. Потом исчисляет Пророк бывшия там чудеса.

Пс.77:43. Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан.

«Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе». В Танисе был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян.

Пс.77:44. И превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить.

«И преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют». Ибо прежде всего не только речныя воды, но и скопившияся от дождей, превратил в кровь, томя жаждою прекословящих.

Пс.77:45. Послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их.

Пс.77:46. Земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче.

«Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я».

«И даде рже плоды их, и труды их пругом». Песиих мух и жаб употребив служителями гнева, причинил им жестокия мучения, а ржею и саранчею повредил земные плоды.

Пс.77:47. Виноград их побил градом и сикоморы их – льдом.

«Уби градом винограды их, и черничие их сланою». Как ржею и саранчею истребил плоды, так градом и инеем умертвил самые корни дерев. Вместо: «черничие» иные толковники перевели: «дикая смоковница».

Пс.77:48. Скот их предал граду и стада их – молниям.

«И предаде граду скоты их, и имение их огню». А Симмах перевел так: «предал скот их язве, и стяжания их – птицам хищным», потому что, прияв внезапную кончину, соделались пищею плотоядных птиц.

Пс.77:49. Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов.

«Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми». Яростию и гневом и скорбию Пророк назвал жестокия казни. А лютыми аггелами – служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. Так днем лютым (Пс. 40, 1) называет день наказания. То же дал разуметь и Симмах, ибо вместо: «лютыми аггелы», перевел: «аггелами мучащими».

Пс.77:50. Уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

Пс.77:51. поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;

«Путесотвори стезю гневу Своему»; то есть, человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом:

«И не пощаде от смерти душ их, и, скоты их в смерти заключи:»

«И порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых». Ибо, увидев упорное их сердце, нещадно наслал на них казни, предав сперва гибели скот, а потом неожиданной смерти первородных. Селениями же Хамовыми назвал Египет, потому что сын Хамов – Месрем, а Месрем – Египет.

Пс.77:52. И повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею.

«И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни». Так, наказав Египтян, собственный народ Свой извел в пустыню, уподобляясь пастырю, ведущему стадо.

Пс.77:53. Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море.

«И настави я на упование, и не убояшася». Ибо, дав многия ручательства в собственной силе Своей, повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Но хотя и сие соделано было Богом всяческих, однако же не захотели они положиться на Божию силу.

«И враги их покры море». Самое море открыло им путь, а врагов погребло в волнах.

Пс.77:54. И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его.

«И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его». Посему, освободив их из Египта, дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион Пророк означил всю землю.

Пс.77:55. Прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

«И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаяния». Ибо, освободив оную землю от древних обитателей, обладание ею, по обетованиям, передал народу Своему. Сие значит сказанное: «ужем жребодаяния». Ибо собственную свою землю обыкновенно меряют владетели. Жребии же и разделения земли подробнее показаны в писании Иисуса Навина.

«И всели в селениих их колена Исраилева», потому что разделили они землю по коленам. Так Пророк, показав неверие их в пустыне, описывает нарушение ими закона в земле обетования.

Пс.77:56. Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли.

«И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша». После многих и великих благодеяний продолжали нарушать закон и преступать заповеди Божии.

Пс.77:57. Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук.

«И отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их». Подражали злобе отцев, и видев наказание их, даже и тем не воспользовались.

«Превратишася в лук развращен». Искусно уготованный лук пущенныя с него стрелы отправляет прямо в цель. А если лук как-либо искривлен, то не может дать прямаго направления пущенным стрелам. Посему и они, утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, божественными благодеяниями, что могло служить к пользе, обратили то в повод ко вреду.

Пс.77:58. Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

«И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его». Прияв блага от Бога всяческих, послужили бездушным идолам.

Пс.77:59. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

«Слыша Бог и презре». То есть, молящихся не удостоил Своего промышления. Но яснее показывает это история Судей, потому что Бог предавал их, то Амоннитянам, то Моавитянам, иногда же Мадианитянам и Филистимлянам, наказывая за нечестие.

«И уничижи зело Исраиля». Так пресловутый народ, чудесно освобожденный от египетскаго рабства, который «море виде и побеже, и Иордан возвратися вспять» (Пс. 113:3), – сей самый народ легко преодолевали соседи.

Пс.77:60. Отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками.

«И отрину скинию Силомскую, селение Свое, идеже вселися в человецех». О сем повествуется уже в начале Царств, где упоминается о первосвященнике Илии и о беззаконии сынов его.

Пс.77:61. И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага.

«И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов». Крепостию и добротою их Пророк называет кивот. Офни и Финеес, вынесши его на помощь единоплеменникам своим, понесли наказание за свои преступления. Кивот же, взяв иноплеменники, как лучшую некую часть добычи, принесли в дар Дагону. А это был идол, которому они служили.

Пс.77:62. И предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

«И затвори во оружии люди Своя и достояние свое презре». Предал их в руки врагов, по причине чрезмернаго беззакония. А достоянием наименовал их Пророк, потому что всегда пользовались великим попечением Божиим. Так назвал их и великий Моисей; ибо говорит: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Исраиль» (Втор.32:9). Потом Пророк исчисляет виды наказания.

Пс.77:63. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен.

Пс.77:64. Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

«Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша»:

«Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут». Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача, потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение.

Пс.77:65. Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином.

Пс.77:66. И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их.

«И воста яко спя Господь». Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося.

«Яко силен и шумен от вина:»

«И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им». Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история (1Цар. 5, 9). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: «порази враги Своя вспять», означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение, а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него.

Пс.77:67. И отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал.

«И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра». Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти, потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и то же колено, потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм.

Пс.77:68. А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

«И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби». Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иессея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: «яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос» (Евр. 7, 14). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поелику тайна сия для многих была некоторым образом неведома, то Пророк для большей ясности присовокупил: «гору Сионю, юже возлюби», чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней.

Пс.77:69. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек.

«И созда яко единорога святилище Свое». Говорят, что единорог вооружен одним рогом. Единому покланяться Богу учил и закон. Посему Пророк справедливо единорогу уподобил единый храм, посвященный единому Богу.

«На земли основа и́ в век». А Симмах перевел так: «как землю, которую основал в век». И другие толковники выражают ту же мысль. Посему говорит: как одну создал землю, так повелел один создать храм Иудеям.

Пс.77:70. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих.

«И избра Давида раба Своего, и восприять его от стад овчих». Сим в одно и то же время дал видеть и добродетель Давида, наименовав его рабом Божиим, и щедрость Бога, Который пастыря овец соделал царем.

Пс.77:71. И от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

«От доилиц поят его». А Симмах перевел так: «последующим за носящими во чреве вел его». Это – особенное доказательство Божией щедрости. Ибо Давид был не совершенный пастырь, но помощник пастыря, который ходит вслед рождающих овец.

«Пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое». И сие показывает преизбыток попечительности. Ибо не над каким-либо незначительным народом поставил пастыря овец, но над потомками Израиля, усвоившими себе именование праотца и пользовавшимися Божиим о них промышлением, над теми, которых Бог Себе отделил, как некий жребий19

Пс.77:72. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

«И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть». И не был не признателен к Божиим благодеяниям, но срастворив благоразумие с простотою, руководил их по божественным законам. Сему подобно и законоположение Господне: «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф.10:16). Ибо Господь, устранив порок того и другаго, отъяв и злобу змии и неразумие голубя, срастворил достойную похвалы добродетель. В сей-то добродетели надлежит преспевать и нам, которые с блаженным Давидом призваны на то же, или лучше сказать, на вящшее, потому что нам поручено служение в высших делах, по законоположению божественнаго Павла, «ходити достойно звания, в неже звани быхом» (Еф. 4, 1).

* * *

19

При переводе сего места предпочтено греческое чтение, согласное с древними славянскими переводами, сохраняющимися в рукописях.


 Изьяснение 76Изьяснение 77Изьяснение 78 

Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского