Источник

Изъяснение псалма 85-го.

«Молитва Давиду». Блаженный Давид, по надписанию, принес молитву Владыке Богу, прося подать ему некую помощь; предвозвещает же и нападение Ассириян на Иерусалим, и упование Езекии на Бога, а вместе предрекает призвание и спасение всех народов.

Пс.85:1. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

«Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз». Начало молитвы показывает образ мыслей; потому что оба, и божественный Давид и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества, и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество. Выражение же: «приклони, Господи, ухо Твое», употреблено в переносном смысле, и образ речи заимствован от больнаго, который по немощи не может говорить громко, и принуждает врача приклонить слух к устам его.

Пс.85:2. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.

«Сохрани душу мою, яко преподобен есмь». Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе и нищим и преподобным, но поскольку тот и другой имели врагами людей несправедливых и беззаконных, нимало ими не обиженных и желавших им смерти несправедливо, то Пророк и себя и Езекию наименовал преподобным, так как они не подали врагам никакого повода к неприязни. Смысл же слов его таков: сам я по себе «нищ есмь и убог», и не имею достатка в добродетели, но в сравнении с врагами окажусь преподобным, потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня несправедливо, а я терплю несправедливое нападение. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя». На Тебя уповал я, Владыка, спаси меня; в награду за упование воздай спасением.

Пс.85:3. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.

«Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день». Окажи мне человеколюбие Твое, Владыка, потому что непрестанно возвещаю милость Твою. Вместо: «весь день», Симмах перевел: «каждый день».

Пс.85:4. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою

«Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою». Разсей уныние в возлюбившем служение Твое и подай бодрость душе к Тебе преклоненной.

Пс.85:5. Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

«Яко Ты Господи благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя». Ты благ и человеколюбив, и источники милости изливаешь имеющим в том нужду. Вместо: «кроток», Акила и Феодотион употребили: «удобопримирим», потому и слово: «кротость» подает мысль о долготерпении.

Пс.85:6. Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.

«Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего». Посему, имея столько благости, благосклонно приими моление мое.

Пс.85:7. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

«В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». Приношу молитву сию, имея опыт Твоей благоснисходительности, потому что и прежде, когда умолял я Тебя, дал Ты мне просимое мною.

Пс.85:8. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

«Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Поскольку злочестивый Рапсак произнес оныя кичливыя слова: «не возмогли бози языков кийждо их свою страну избавити из руки моей: избавит ли Господь Иерусалима из руки моея» (4Цар.18:33, 35), то пророчество представляет Езекию взывающим: «несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Те боги имеют пустое имя, которому ничто не соответствует в действительности, и которое присвоили они себе хищнически; а Ты имеешь именование, соответствующее действительности. И Пророк весьма прилично к Божественному именованию присовокупил и дела: «несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Те боги совершенно неодушевленны, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие невыразимо языком человеческим.

Пс.85:9. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое.

Пс.85:10. Ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты.

«Вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи». Известно, что сего вовсе не было при блаженном Давиде; при Езекии же, вероятно, некоторые, будучи изумлены избиением Ассириян, притекли к Богу. Но истину пророчества показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик Апостолов. Владыка сказал им: «шедше научите вся языки» (Мф.28:19); и они научили, как было повелено, и разсеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды, и поклонились спасшему Богу. Сие показывает и присовокупляемое

«И прославят имя Твое:»

«Яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един». Вознесут же Тебе песнопение, дознав, что ты единый Бог, потому что величие чудес Твоих подает им сие ведение.

Пс.85:11. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

«Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей». Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием и совершить шествие путем истины.

«Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего». Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит жизнь согласную с законом, а таковая жизнь – матерь веселия. Посему Пророк справедливо молился о том, чтобы сердце его возвеселено было страхом Божиим. Так говорит он и в другом месте: «да возвеселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104, 3); и еще: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4).

Пс.85:12. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно.

Пс.85:13. Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим: и прославлю имя Твое в век»:

«яко милость Твоя велия на мне». Знаю, говорит Пророк, что исполнишь прошение, прекратишь скорби и устроишь меня так, что буду приносить благодарственное песнопение за оказанное мне человеколюбие.

«И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго». Сим изобразил Пророк великость опасностей, ибо и божественный Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним он был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною гибелью; посему-то таковыя опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим.

Пс.85:14. Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

«Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою». И Давидовы враги жили беззаконно, и Ассирияне были делатели злочестия и лукавства; притом те и другие имели силу, споспешествующую лукавому сердцу, а от сего для терпящих обиду происходила двоякая причина боязни. Поэтому прибегают они к Богу, и просят Его помощи.

«И не предложиша Тебе пред собою». Не привели себе на мысль Твоего промысла.

Пс.85:15. Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.

Пс.85:16. Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей.

«И Ты, Господи Боже мо, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»:

«Призри на мя и помилуй мя». Поскольку Ты – источник человеколюбия, изливаешь токи щедрот и милости, но присуща Тебе и истина, судишь живущих в лукавстве, то пролей капли благости, и соделай меня победителем враждующих.

«Даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея». Ибо я – раб Твой и сын рабыни Твоея; то есть, издревле, начиная с предков, состою под Твоим владычеством, а потому, как раб у владыки, прошу спасения.

Пс.85:17. Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

«Сотвори со мною знамение во благо». Из знамений одни служат наказанием, как явленныя на Египтянах, а другия – спасением, как явленныя на Евреях. Посему-то Пророк ввел в речь сие разделение и испрашивал не просто знамения, но знамения благаго, как бы говоря: сотвори мне знамение, приносящее спасение, знамение, которое бы чудодейственно доставило мне обилие благ.

«И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси». Ибо неприязненные, увидев промышление о мне, исполнятся стыда и всеми будут поносимы.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle