иеромонах Феофан (Адаменко)

Порядок приготовления к Св. Крещению оглашенного

Священник, после снятия с готовящегося к крещению: пояса, верхней одежды и обуви, ставит его, опустившего руки вниз, лицом на восток и трижды дует на его лицо, трижды благословляет лицо и грудь и, положив руку на его голову, произносит: «Господу помолимся».

«Господи Боже истины! Во имя Твое и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа я возлагаю мою руку на Твоего раба (имя), удостоившегося обратиться к Твоему святому имени, чтобы быть хранимым под защитой Твоих крыльев. Освободи же его, Господи, от древнего заблуждения и даруй ему полноту веры, надежды и любви к Тебе, чтобы познал он, что Один есть Истинный Бог – Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух. Даруй ему исполнять все Твои Заповеди и делать угодное Тебе, ибо, если все это выполнит человек, то тем будет жив. Впиши его в Твою книгу жизни, присоедини его к стаду Твоего наследия, чтобы через него прославилось святое имя Твое и Возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Да будут взоры Твои всегда милостиво обращены на него и уши Твои да слышат голос его молений. Даруй ему радость в делах его рук и во всем его роде, чтобы, исповедуя Тебя, и поклоняясь Тебе, и прославляя Твое великое и всевышнее имя, он непрестанно во все дни своей жизни восхвалял Тебя. Ибо Тебя прославляют все небесные силы и Тебе принадлежит слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Первое запрещение: «Господу помолимся».

Народ: Господи, помилуй».

Священник: «Запрещает тебе, диавол, Господь Иисус Христос, пришедший в мир и поселившийся среди людей, чтобы разрушить твою власть и избавить от нее людей. Запрещает тебе Тот, Который на крестном древе, когда солнце померкло, земля заколебалась, гроба открылись и тела святых воскресли, победил все силы врага, и, Своею смертью уничтожив смерть, лишил силы имеющего царство смерти, то есть тебя, диавол. Запрещаю тебе Богом, произрастившим дерево жизни и для его охранения поставившим Херувима и пламенный обращающийся меч, будь запрещен. Запрещаю тебе Ходившим по волнам моря, как по суше, и Запрещавшим бурным ветрам, взор Которого иссушает морские бездны, а гнев расплавляет горы; Он через нас и ныне запрещает тебе: убойся же, выйди из этого создания, не скрывайся в нем и удались, чтобы не возвращаться тебе, не встречаться с ним и не действовать на него ни ночью, ни утром, ни днем, ни в полдень, и отойди в свою бездну до времени, определенного для великого дня Суда, убойся Бога, восседающего на Херувимах и взирающего на бездны, пред Которым трепещут Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, пред Которым трепещет небо и земля, море и все, находящееся в них; выйди и удались из запечатленного новоизбранного воина Христа Бога нашего, ибо Господом, шествующим на крыльях ветра и творящим ангелами Своими огонь пылающий, запрещаю тебе; выйди же и удались из этого создания со всем твоим воинством и ангелами. Ибо прославлено имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Второе запрещение : «Господу помолимся».

«Бог Святой, Величественный и Славный во всех Своих делах и могуществе, Неисследимый и Непостижимый, предопределивший тебе, диавол, томление в вечных муках, повелевает через нас, недостойных Своих рабов, тебе и всей содействующей тебе силе, отступить от создания Божия, запечатанного знамением Креста во имя Господа нашего Иисуса Христа, нашего Истинного Бога. Поэтому, силою Иисуса Христа, имеющего всю власть на небе и на земле, сказавшего глухому и немому демону: «выйди из человека и впредь не входи в него», запрещаю тебе, вселукавому, нечистому, скверному, мерзкому и чуждому духу – отступи же, познай твою ничтожную силу, не имеющую власти даже над свиньями; вспомни Повелевшего тебе по твоей же просьбе войти в свиное стадо; устрашись Бога, Своим повелением утвердившего на водах землю, создавшего небо, поставившего подножием горы, а мерилом долины; положившего песок пределом морю и проложившего твердый путь в водах глубоких; прикасающегося к горам и они дымятся; одевающегося светом, как одеждою; простершего небо, как шатер, устроившего над водами Свои горние чертоги; поставившего землю на твердых основах ее так, что не поколеблется она во век вечный; призывающего морскую воду и разливающего ее по лицу всей земли. Выйди же и удались из готовящегося к святому Крещению. Запрещаю тебе спасительными страданиями Господа нашего Иисуса Христа, Его Святым Телом и Кровию и страшным Его пришествием, ибо Он придет и не замедлит судить всю вселенную и укротить тебя и твоих помощников огненной гееной, предав тьме вечной, где червь не умирает и огонь не угасает, ибо власть принадлежит Христу Богу нашему с Отцом и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Третье запрещение: «Господу помолимся».

«Господь Саваоф, Бог Израилев, исцеляющий всякую болезнь и всякую немощь! Милостиво воззри на Твоего раба (имя), призови и сохрани его и удали от него все действия диавола; запрети нечистым духам и отгони их; очисти создание Твоих рук и, действием Твоей сокрушающей силы, скорее ниспровергни сатану под ноги Твоего раба, которому и даруй победу над ним и на его нечистыми духами; чтобы раб Твой, получив от Тебя милость, удостоился Твоих бессмертных небесных Тайн и прославлял Тебя, Отца, Сына и того Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

И молитва «Господу помолимся».

«Господь, сотворивший человека по Своему образу и подобию! Ты дал ему право на вечную жизнь и впоследствии не презрел его, отпавшего от Тебя через грехопадение, но Сам через вочеловечение Твоего Христа устроил спасение мира. Ты Сам же избавь от рабства врага – диавола и это Твое создание; прими его в Твое Небесное Царство; открой его духовные очи и просвети его светом Твоего Евангелия; соедини его на всю жизнь с Ангелом света, избавляющим его от всяких козней диавола, от встречи с лукавым, от полуденного демона и от обольстительных видений».

Священник дует на его лоб, уста и грудь, произнося: «Изгони из него всякого лукавого нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце» (трижды). «Духа заблуждения, духа лукавства, духа идолослужения и всякой алчности, духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сделай его словесной овцой святого стада Христа Твоего, святым членом Твоей Церкви, сыном и наследником Твоего Царства, чтобы он, исполнивши Твои заповеди и сохранивши неповрежденной печать и неоскверненной одежду, получил в Твоем Царстве блаженство святых, по благодати, щедротам и человеколюбию Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Затем священник оборачивает на запад крещаемого, воздевшего руки, и трижды спрашивает его или восприемника: «Отрекаешься ли ты от сатаны, от всех дел его, от всех ангелов его, от всякого служения ему и от всей его гордости»?

Крещаемый или восприемник каждый раз отвечает: «Отрекаюсь»

Вновь священник трижды спрашивает: «Отрекся ли ты от сатаны?»

Крещаемый или восприемник каждый раз отвечает: "Отрекся".

Священник повелевает: «Дунь и плюнь на него». Крещаемый или восприемник исполняет.

Затем священник оборачивает на восток его, опустившего руки и трижды спрашивает: «Соединяешься ли ты со Христом?»

Крещаемый или восприемник каждый раз отвечает: «Соединяюсь».

Священник: «Соединился ли ты со Христом?» Крещаемый: «Соединился».

Священник: «Веруешь ли ты в Него?» Крещаемый: «Верую в Него, как в Царя и Бога» и читает Символ Веры:

«Верую во Единого Бога Отца Вседержителя Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом и Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения Сшедшего с небес и Воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и Вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате и Страдавшего, и Погребенного, и Воскресшего в третий день по Писаниям, и Вознесшегося на небеса, и Сидящего по правую сторону Отца, и опять Грядущего со славою судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца Исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и Славимого, Говорившего через пророков. Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Священник трижды: «Соединился ли ты со Христом»?

Крещаемый – каждый раз: «Соединился».

Священник: «Поклонись Ему».

Крещаемый: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной» и делает поклон.

Священник: «Благословен Бог, желающий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ныне и всегда и во веки веков. Аминь». (Ср. 1Тим. 2:4). «Господу помолимся».

Молитва: «Владыка Господи Боже наш, призови Твоего раба (имя) к Твоему святому просвещению и удостой его этой великой благодати Твоего святого крещения, сними с него ветхость и обнови его для вечной жизни и исполни его благодатью Твоего Святого Духа для соединения со Христом Твоим, чтобы он был не сыном плоти, но сыном Твоего Царства, по благоволению и благодати Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».


Вам может быть интересно:

1. Поучения огласительные – Огласительное поучение первое святитель Кирилл Иерусалимский

2. Об обучении оглашаемых блаженный Аврелий Августин

3. Слова огласительные святитель Иоанн Златоуст

4. Таинства и обряды Православной Церкви – Глава II. Богослужение Таинств Крещения и Миропомазания протоиерей Геннадий Нефёдов

5. Литургика – Часть 5 архиепископ Аверкий (Таушев)

6. Служебник на русском языке иеромонах Феофан (Адаменко)

7. Учебник по практическому руководству для пастырей. Полный курс для духовных семинарий. 1884 г. Пётр Иванович Нечаев

8. История чинопоследований Крещения и Миропомазания – Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Александр Иванович Алмазов

9. Православное догматическое богословие. Том 1 протоиерей Николай Малиновский

10. Толкование на первое послание к Фессалоникийцам – Часть вторая нравственно-догматическая (главы 4 и 5) святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle